Введение 3
Глава 1. Интегрированный подход в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования 7
1.1. Основные принципы и положения новых федеральных
государственных образовательных стандартов 7
1.2. Интегрированный подход как способ достижения образовательных
результатов 9
1.3. Требования к организации внеурочной деятельности в условиях
реализации ФГОС 12
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Школьная телестудия как формат организации проектной деятельности обучающихся в рамках внеурочной деятельности 22
2.1. История проектной деятельности 22
2.2. Основные характеристики проекта как метода обучения 26
2.3. Разработка и реализация проекта обучения английскому языку в
формате телестудии 32
Выводы по главе 2 41
Заключение 42
Библиографический список 44
ПРИЛОЖЕНИЕ А 48
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 50
ПРИЛОЖЕНИЕ В 52
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения определили вектор развития современного образования, ориентированного на формирование личностных характеристик выпускника, осознающего свою национальную идентичность, способного к саморазвитию и самообразованию, владеющего системным представлением об окружающем мире, готового к сотрудничеству и взаимодействию, инициативного, способного творчески мыслить.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования установлены Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 413). Содержание и структура основной образовательной программы, а также условия её реализации должны обеспечить достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Стандарт профилирует системно-деятельностный подход в качестве методологической основы образовательной деятельности. Эта методология означает переход:
• от приобретения знаний, умений, навыков к формированию умения учиться;
• от изолированного от жизни изучения системы научных понятий к решению обучающимися жизненных задач;
• от стихийности учебной деятельности ученика к целеполаганию и планированию;
• от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества [Асмолов, 2010].
Круг задач, решаемых в ходе реализации системно-деятельностного подхода, включает проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования. С этой позиции представляется актуальной разработка проблемы организации проектной деятельности обучающихся в иноязычной образовательной среде.
Актуальность настоящей работы обусловливается обучающим потенциалом проектирования как комплексной методики решения коммуникативных задач и необходимостью расширения педагогического репертуара за счёт применения ресурсов современного медиаобразования.
Дисциплина «Иностранный язык» как никакая другая обладает потенциалом к межпредметной интеграции, так как содержанием современного урока иностранного языка является не сам язык, а культура, то есть окружающий нас мир и пронизывающие его связи.
Объектом исследования является иноязычная образовательная среда, конструируемая содержанием внеурочной деятельности в предметной области «Иностранный язык» на уровне среднего общего образования.
Предмет исследования - организация проектной деятельности обучающихся как инструмента развития навыков устной и письменной коммуникации на английском языке.
Цель исследования заключается в разработке медийного образовательного проекта, ориентированного на повышение интереса учащихся школ города Красноярска к изучению английского языка, и развитии метапредметных умений обучающихся посредством их включения в медийную образовательную среду.
В соответствии с целью исследовании ставятся следующие задачи:
• анализ основных положений Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования;
• изучение научной литературы по теме исследования;
• описание основных принципов интегрированного подхода;
• определение эффективных методов реализации интегрированного подхода;
• описание метода проектов как основного способа организации внеурочной деятельности;
- разработка и реализация проекта образовательного курса по созданию телевещания на английском языке для обучающихся на уровне среднего общего образования на базе Центра продвижения молодежных проектов «Вектор» с участием активистов Российского движения школьников в формате внеурочной деятельности.
Теоретическую основу исследования составили: нормативные
документы, регламентирующие процесс обучения иностранным языкам на уровне среднего общего образования; работы по различным аспектам современного процесса обучения иностранным языкам в таких областях как: формирование универсальных учебных действий [Асмолов, Бурменская, Володарская и др., 2010], проектная деятельность [Брыкова,], [Морозова, Кравченко, 2007], [Ступницкая, 2010], [Пахомова, 2005], Полат, 2000], методика преподавания технологии с практикумом [Кругликов, 2002], интегрированный подход [Ятайкина, 2002], медиаобразование [Федоров, 2001, 2004].
Для достижения поставленной цели использовались общенаучные методы анализа и синтеза, наблюдения и сравнения, метод изучения теоретических источников, нормативных документов и документации образовательной организации, методология интегрированного подхода, методика формирующего эксперимента.
Практическая ценность исследования состоит в возможности использования его результатов при обучении иностранным языкам с применением технологии медийного проектирования.
Работа состоит из введения, двух глав, сопровождающихся выводами, заключения, библиографического списка, трех приложений.
Первая глава посвящена рассмотрению интегрированного подхода в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. В рамках сопоставления знаниевой и образовательной парадигм рассматриваются основные принципы современного образования, особенности организации внеурочной работы на уровне среднего общего образования.
Во второй главе раскрывается содержание проекта школьной телестудии как формата организации проектной деятельности обучающихся в рамках внеурочной деятельности, рассказывается об основных периодах в истории развития проектной деятельности, обозначаются основные характеристики проекта, комментируется ход реализации проекта обучения английскому языку в формате телестудии.
В заключении обобщаются результаты исследования.
В данной работе были рассмотрены основные теоретические положения, касающиеся реализации интегрированного подхода во внеурочной деятельности.
Изучение нормативных документов позволило определить требования, предъявляемые к результатам образовательной деятельности, и обосновать необходимость интеграции на разных уровнях. Эффективная реализации образовательного процесса возможна при правильной организации внеурочной деятельности.
В работе были рассмотрены требования к организации внеурочной деятельности и изучена их имплементация на примере плана внеурочной деятельности гимназии № 7.
Анализ методической литературы, федеральных документов и документов образовательной организации позволил сделать вывод о том, что проектная деятельность как форма внеурочной деятельности наиболее соответствует критерию интегрированности.
Проектная деятельность, понимаемая как деятельность обучающихся, нацеленная на реализацию идеи, познание и творческое преобразование окружающего мира, других людей и себя, характеризуется обязательным созданием значимого продукта.
Изучение требований к проекту, этапов его организации и осуществления послужили основой для планирования, организации и подготовки проекта в практической деятельности учителя.
Нами была создана технология поэтапной организации телевещания на английском языке в форме телестудии, организована деятельность экспериментальной группы обучающихся на уровне среднего общего образования. В результате реализации технологии было создано два медиапродукта (новостной ТВ-сюжет, интервью с гостем).
Анализ работы обучающихся в период реализации проекта, созданных ими медиапродуктов и результатов анкетирования подтверждает потенциал данного проекта в плане формирования личностных, метапредметных, предметных результатов в области иностранного языка.
Наиболее значимые результаты:
• обучающиеся расширили словарный запас лексики в предметной области журналистики;
• у участников сформировалось понимание особенностей диалогической речи в формате интервью;
• учащиеся научились писать закадровые тексты на английском языке для новостных сюжетов;
• обучающиеся научились грамотно и интонационно правильно читать закадровые тексты;
• Четыре участника экспериментальной группы телестудии определились в направлении следующей ступени образования, связывая будущую профессию с английским языком или журналистикой;
• практика работы перед камерой позволила снизить стресс из-за языкового барьера, минимизировать страх публичных выступлений;
Проект реализован, обучающиеся освоили основы медиа-деятельности, создали собственные медиапродукты на английском языке, усвоили ряд универсальных учебных действий и имеют желание работать дальше в направлении развития школьной телестудии с целью углубленного изучения английского языка.
Таким образом, цель настоящего исследования достигнута, задачи решены. Перспективой дельнейшей работы является внедрение технологии поэтапной организации телевещания на английском языке в формате телестудии во внеурочную деятельность общеобразовательных учреждений города Красноярска.
1. Российская Федерация. Стандарты. Федеральный
государственный образовательный стандарт среднего общего образования // Минобрнауки РФ. 2009. 6 окт.
2. Формирование универсальных учебных действий в Ф79 основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2010. 159 с.
3. Брыкова О.В. Классификация проектов [Электронный ресурс] / Блог методиста Брыковой Ольги Витальевны: Раздел - Проектная деятельность в школе; подраздел - Виды (типы) учебных проектов. Режим доступа: https://brykova.wordpress.com/ (дата обращения: 01. 06. 2018).
4. Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Курасовская Ю.Б. Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ. - Москва, 2018. - ФИПИ, 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/dlya- predmetnyh-komissiy-subektov-rf (дата обращения: 5. 06. 2018).
5. Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 480 с.
6. Технология. 5-11кл.: проектная деятельность уч-ся / авт.-сост. Л.Н.Морозова, Н.Г.Кравченко, О.В.Павлова. Волгоград: Учитель, 2007.
7. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. - М. : Первое сентября, 2010. 44 с.
8. Бим-Бад Б. М. Джон Дьюи как педагог [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article full.php?aid=588 (Дата обращения: 16. 02. 2018).
9. Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н. Ю. Пахомова. М. : Просвещение, 2005. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //fgosreestr.ru/registry/primernaya- osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/ (дата обращения: 1. 06. 2018).
10. Проект научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Иностранные языки». Учебный предмет «Иностранный язык». Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская академия образования». Москва, 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kimc.ms/forum/forum22/topic26/ (дата обращения: 8. 06. 2018).
11. Сиденко А. С. Метод проектов: история и практика применения / А. С. Сиденко // Завуч. 2003. № 6. С. 15- 23.
12. Старкова Д. А. Управление проектной деятельностью при
обучении английскому языку // Языковое образование сегодня - векторы развития: Материалы VI междунар. научно-практ. конф.-форума -
Екатеринбург, 2015. С. 148-157.
13. Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов / И. Чечель // Директор школы. 1998. № 4.
14. Определение целей и задач проектной деятельности, с. 3.
NormalEducation [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.normaleducation.ru/dafes-318-1 .html (1. 06. 2018).
15. Ятайкина А. А. Об интегрированном подходе в обучении. // Педагогический университетский вестник Алтая. 2002. №2. С. 483-490....30