Реферат
Введение 5
Глава 1. Теоретические аспекты организации проектной деятельности старшеклассников в области естественнонаучного образования 9
1.1 Историография проектной деятельности 9
1.2 Проектная деятельность в образовании 17
1.3 Опыт учителей по проектной деятельности старшеклассников в предметной области
«Естественные науки» 34
Вывод по первой главе 43
Глава 2. Экспериментальная работа по организации проектной деятельности
старшеклассников в области естественнонаучного образования 45
2.1 Методика организации проектной деятельности старшеклассников в области
естественнонаучного образования 45
2.2 Анализ эффективности методики организации проектной деятельности
старшеклассников в области естественнонаучного образования 54
Заключение 80
Библиографический список 81
Приложение 1 86
Приложение 2 93
Приложение 3 95
Приложение 4 97
Приложение 5 99
Приложение 6 101
Приложение 7 103
Начиная с конца двадцатого века скорость человеческой жизни растет беспрецедентно, ускоряя темп мировой истории. Образование в своей смысловой части не всегда идет в ногу за технологиями, которые быстро меняются. Сегодня все чаще говорят о том, что миссия современного образования состоит в том, чтобы помочь воспитывать граждан, которые могут жить и работать продуктивно в обществе, которое становится более динамичным и сложным. Школа должна помочь молодым людям выбрать жизненные ориентиры, понять сущность и перспективы глобальных изменений, овладеть ими и реализовать их на протяжении всей своей жизни. Место каждого государства в мире, уровень жизни его граждан все больше определяется уровнем развития людей и интеллектуализацией нации.
Актуальность исследования. Одним из способов творческого развития личности, сочетающим индивидуальную и групповую формы организации самостоятельной деятельности обучающихся, является проектная деятельность. Проектирование - это комплекс действий, специально организованный учителем и самостоятельно выполненный учениками, который завершается разбором затрагиваемой проблемы. В проектном обучении проявляется рациональное сочетание теоретических знаний и практических действий при решении конкретной проблемы, используется набор проблемных, исследовательских, практических методов работы.
Проектирование может использоваться учителем, как во время внеклассных занятий, так и непосредственно на уроках. Подготовка таких уроков как семинары, конференции обучающихся, обобщение знаний, также могут быть вариантом для применения проектной технологии, если предполагают разрешение учеником или группой учеников какой-либо проблемы с использованием различных методов, способов обучения, а также интеграции знаний, умений из разных предметных областей.
Возникает противоречие, с одной стороны возрастает объем учебной нагрузки обучающихся, с другой стороны, как правило, их неумение самостоятельно работать при выполнении заданий, несобранность и неумение слушать. Обучающимся трудно поставить перед собой учебную цель, в данном случае - цель проекта, задачи, самостоятельно организовать решение по созданию образовательного продукта проектной деятельности и справедливо оценить уровень выполнения работы.
Проблема исследования - трудности учителя в работе по организации проектной деятельности старшеклассников в области естественнонаучного образования.
Цель магистерской диссертации - состоит в подготовке методических рекомендаций по организации проектной деятельности старшеклассников в области естественнонаучного образования.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Установить методологические, психолого-педагогические и
методические аспекты проблемы организации проектной деятельности старшеклассников в области естественнонаучного образования;
2. Определить ретроспективу, современное состояние исследуемой проблемы;
3. Выявить в опытно-экспериментальной работе эффективность проектной деятельности старшеклассников в области естественнонаучного образования;
4. Разработать методические рекомендации по организации проектной деятельности старшеклассников в области естественнонаучного образования.
Объект исследования: процесс организации проектной деятельности обучающихся в области естественнонаучного образования.
Предмет: методические условия организации проектной деятельности старшеклассников по биологии, химии и экологии.
Основными источниками, раскрывающими теоретические основы организации работы школьников на основе учебного проектирования, явились работы Г. А. Борцовского, А. В. Маляновой, Е. С. Полат, М. И. Махмутова, Т. А. Новиковой, Н. В. Новожиловой, Г. К. Селевко, И. С. Якиманской. Также были использованы федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, статьи из периодической печати, посвященные каким-то отдельным аспектам проблемы. Это работы: Н. Г. Алексеева, М. А. Агафоновой,
Е. М. Бахтияровой, О. В. Бобровой, В. И. Боричевской, Ю. Б. Гатанова, Ю. В. Громыко, Ю. В. Даськовой, Т. В. Кузнецовой, Л. Б. Куценко - Барсковой, И. Б. Левицкой, Г. С. Петрищевой, Н. Ю. Пахомовой и др.
Дополнительными источниками стали электронные ресурсы, где был представлен педагогический опыт на тему: Педагогическая технология «Метод проектов» (Г. А. Чудоквасова), а также: Использование
информационно-коммуникативных технологий как средство активации познавательной деятельности учащихся на уроках (В. А. Сухомлинский).
Гипотеза исследования: организация проектной деятельности старшеклассников в области естественнонаучного образования будет эффективной, если развивать у обучающихся умения:
• работать с различными источниками информации;
• применять известные и новые содержание, средства, методы и приемы в создании образовательного продукта;
• самоорганизации, сотрудничества и умение работать в команде;
• в оформлении и презентации результатов своей деятельности.
Методы исследования:
Теоретические методы: изучение и анализ методической и психологопедагогической литературы по рассматриваемой теме.
Эмпирические методы: наблюдение за результатами эксперимента по организации проектной деятельности старшеклассников в области естественнонаучного образования, диагностика, сравнение, анализ, статистические методы.
Теоретическая значимость. В выпускной квалификационной работе было использовано методически обоснованное использование проектной деятельности на уроках биологии в области естественнонаучного образования и раскрытие путей повышения ее эффективности в образовательном процессе в целом.
Практическая значимость: Полученные результаты могут быть использованы в общеобразовательных учреждениях и послужат расширением возможностей проектной деятельности в системе естественнонаучного образования; получены выводы, выявлены пути и педагогические условия совершенствования проектной деятельности старшеклассников в области естественнонаучного образования.
Проектная деятельность способствует формированию социально значимой позиции обучающихся, позволяет им создавать образовательные продукты, приобретать навыки планирования и организации собственной деятельности, что в конечном итоге реализует их творческие способности и развивает индивидуальные качества личности.
Проектное обучение - проблема историческая. Идеи американского философа Дж. Дьюи о преодоления затруднений и исканий ученика, о самостоятельном планировании и решении конкретных практических задач, об алгоритме проведения проектной деятельности актуальны и используются идеологами проектного обучения и в наше время.
В ходе проведения экспериментальной части нашей работы на контрольном этапе исследования результаты по оценке успеваемости стали значительно различаться. По естественнонаучному мышлению для экспериментальной группы на контрольном этапе исследования оказалось более характерным наличие умений хорошо систематизировать информацию; для испытуемых контрольной группы, в свою очередь, оказалось более характерными следующие качества - эти учащиеся плохо абстрагируют, обобщают, систематизируют знания, понимают физику, для формирования у них обобщенных умений уходит много времени. По учебной мотивации в экспериментальной группе результаты улучшились: уровень учебной мотивации у них стал несколько выше, чем в контрольной группе, в экспериментальной группе стало наблюдаться боле положительное отношение к школе, они стали испытывать больший интерес к учебной деятельности.
В результате проведения практического этапа исследования нами были разработаны методические рекомендации направленные на повышение эффективности организации проектной деятельности старшеклассников в области естественнонаучного образования.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции с изменениями от 01.05.2017 года. Документы РФ https: //dokumenty24.ru/zakony-rf/zakon-ob-obrazovanii-v-rf. html
2. Проект Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в новой редакции» (подготовлен Минобрнауки России 09.07.2017)
3. Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федеральных
государственных образовательных стандартов основного общего образования» [Электронный ресурс] - Режим доступа:
минобрануки.рф/документы/
4. Агафонова, М. А. Метод проектов. [Текст] / М. А. Агафонова // Вопросы Интернет Образования. - 2016. - № 35. - с. 17 - 27.
5. Андреевская Е.Г. Исследовательская и проектная деятельность в образовании // Дидактические материалы для учителя. - М.: Издательский дом Паганель, 2017. - 209 с.
6. Александров Г. Ф. История западноевропейской философии: Учеб. для ун-тов и гуманит. фак. вузов / Ин-т философии. — 2-е изд., доп. — М.; Л.: АН СССР, 1946. — 513 с
7. Бахтиярова, Е. М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении [Текст] / Е.М. Бахтиярова // Школьные технологии. - 2015. - № 2. - с. 21 - 29.
8. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. М., 2015. - 189 с.
9. Боброва Н.Г. Виды учебно-познавательной деятельности в обучении биологии: дидактическая и методическая характеристика. Самарский научный вестник №2. - Самара: ПГСГА, 2014. - №2. - С. 11-15
10. Воловоденко, А.С. Проектирование содержания мультимедийных
старшеклассников в профильной школе [Текст] / А.С. Воловоденко // Известия Российского государственного университета им. А.И. Герцена: психолого- педагогические науки. - 2016. - №94. - С. 73 - 75.
11. Габриелян О.С. Рабочие программы: Естествознание. 10-11 классы: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, С.В. Сладков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014. - 110 с.
12. Гилева Е.А. Проектная деятельность в образовании как средство подготовки школьников к жизненному и профессиональному самоопределению: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Гилева Елена Анатольевна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - Москва,
2016. - 257 с.
13. Голикова Т.В., Галкина Е.А. Современные технологии обучения биологии: учебное пособие. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2015. 285 с
14. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М., 2013. - 201 с.
15. Дьюи Дж. Демократия и образование. - Педагогика-Пресс, 2000. - 384 с....48