Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ОСВОЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ВИЗУАЛИЗАЦИИ

Работа №166230

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2020
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования геометрических понятий у младших школьников 6
1.1. Содержание и объем геометрических понятий начального курса
математики 6
1.2. Взгляды психологов и педагогов на возможности формирования
понятий у младших школьников 12
1.3. Методы и приемы формирования геометрических понятий у младших
школьников 21
Выводы по главе 1 30
Глава 2. Исследование уровня сформированности геометрических понятий у обучающихся 4 класса 32
2.1. Программа диагностики сформированности геометрических понятий
у обучающихся 4 класса 32
2.1.1. Методика закрытого теста по геометрии для обучающихся 4-го
класса 36
2.1.2. Методика открытого теста по геометрии для обучающихся 4-го
класса 40
2.1.3. Методика творческой работы по геометрии для обучающихся 4­го класса 43
2.2. Анализ результатов диагностики актуального уровня сформированности математических понятий у обучающихся 4 класса .. 45
2.3. Рекомендации по применению средств визуализации в обучении младших школьников математике для освоения геометрических понятий 49
Выводы по главе 2 56
Заключение 58
Список литературы 60
Приложения 67

Современная российская система образования на данном этапе своего развития находится в среде постоянных изменений. В частности постоянные изменения и дополнения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) повышают не только требуемый уровень освоения знаний и умения их применять у учащихся, но и меняют способы освоения этих знаний. Большинство предметов всё теснее связывают с использованием мультимедийных средств, а научным и педагогическим сообществами поддерживается и поощряется использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для решения поставленных задач.
Работа с мультимедиа дает детям основные знания по проектной деятельности и основам работы с компьютером, а также помогает учащимся воспринимать получаемые знания на новом уровне: слуховом, зрительном, интерактивном. Значительное внимание уделяется математике, которая является основой минимальной работы со средствами ИКТ. Её освоение с помощью этих средств даёт возможности для творческого развития учащихся и расширяет возможности детей в освоении математического понятийного аппарата.
В современном обучении на первое место ставится формирование метапредметных умений. Как принято полагать, данный подход должен обеспечить наиболее эффективное усвоение материала учебных дисциплин. Для этого с начальной школы необходимо учиться формировать основные понятия, на основе которых будет строиться дальнейшее обучение. Особенно сложно может даваться геометрия, где, несмотря на большое количество геометрических предметов в реальной жизни, очень сложно увидеть свойства этих предметов и правильно определить понятие. Для того чтобы младший школьник научился абстрагироваться от реальных предметов и явлений, необходимо научить его правильно подходить к изучению понятий, к их определению, исследованию их свойств, выделению существенных признаков и т.д.
В курсе математики с одной стороны геометрические понятия наиболее приближены к реальной жизни, их можно посмотреть, потрогать и т.д., но с другой стороны именно это часто становится причиной неправильного формирования геометрических понятий в представлениях младших школьников. На традиционном уроке учитель может продемонстрировать наглядно лишь небольшую часть предметов, обладающих необходимыми свойствами. В следствие этого у учеников понятие формируется либо не полностью, либо только со слов учителя. И в том, и в том случае нельзя считать, что данное понятие усвоено школьниками полностью. В то же время геометрические понятия в начальном курсе математики дают возможность развить у школьников умение абстрагироваться, правильно формулировать понятия, выделять свойства и признаки предметов, отделять существенные признаки от несущественных.
В ходе подготовки к исследованию была выдвинута следующая гипотеза: «Сформированность геометрических понятий у младших школьников зависит от сформированности таких умений как:
• умение выделять существенные и несущественные признаки геометрического понятия,
• выделение геометрического объекта из группы на основе индивидуальных черт,
• объединение геометрических понятий в группу на основе схожих признаков,
и у младших школьников находится преимущественно на среднем уровне.»
Цель исследования: Разработка рекомендаций по применению элементов визуализации для формирования геометрических понятий у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования геометрических
понятий у младших школьников.
Предмет исследования: приемы визуализации как способ повышения уровня сформированности геометрических понятий младших школьников.
Задачи исследования:
• Изучить литературные источники и на их основе описать особенности и возможности формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста.
• Определить содержание и объем геометрических понятий начального курса математики.
• Определить критерии и методики для проверки уровня сформированности геометрических понятий у младших школьников.
• Составить диагностическую программу для определения уровня сформированности геометрических понятий у обучающихся 4 класса.
• Провести исследование с целью выявления уровня сформированности геометрических понятий у младших школьников.
• Проанализировать полученные результаты
• Предложить и обосновать способ организации освоения геометрических понятий обучающимися начальной школы.
В процессе работы были использованы следующие методы исследования:
• Теоретический: анализ и обобщение психолого-педагогической
литературы.
• Эмпирический: разработка и реализация диагностической программы, анализ ее результатов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог проведенному исследованию, следует отметить, что вопрос усвоения обучающимися математических понятий в ходе изучения математики действительно очень важен и лежит в основе освоения основных алгоритмов математических действий. А освоение геометрических понятий тем более требует особого внимания, так как формирование геометрического понятия требует от обучающегося абстрагирования от предметов, которые знакомы ему из окружающего мира. А абстрагирование может идти успешно только тогда, когда у ребенка достаточно большой опыт взаимодействия в данным понятием путем доступных ему средств - органов осязания, тактильного контакта и т.д. Это может обеспечить визуализацию. Визуализация в данном случае является переходной прослойкой от знакомого обучающемуся мира к абстрактному понятию практически самостоятельно. При этом напрямую реализуется деятельностный подход в обучении, присутствуют элементы исследования. Обучающийся может изучать геометрическое понятие совместно с учителем, а не получать готовый набор признаков.
Применение современных средств визуализации, основанных на применении компьютерной техники, значительно упростит учителю задачу. Те же самые средства визуализации, которые использовал раньше учитель и которые были сложны в изготовлении, с помощью компьютера легко изготовить и применять. Кроме того, современному школьнику компьютерная техника близка, а значит изначально есть элемент заинтересованности. Кроме того, современный школьник привык к быстро сменяющимся ярким образам - без компьютера это трудно реализовать.
Также следует отметить, то что в данное время существует уже достаточно большое количество наработок в этой области, доступных любому учителю. Есть технологии, позволяющие обучающимся активно участвовать в создании материалов наглядности.
Все сказанное было подтверждено результатами проведенного диагностического исследования. Изученные теоретические материалы позволяют предполагать, что выдвинутая нами в начале исследования гипотеза верна.
Таким образом, можно заключить, что все поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.


1. Антология мировой философии в 4-х томах - [Электронный ресурс]// socioline.ru - учебники, монографии по социологии - URL: http://socioline.ru/book/antologiya-mirovoj-filosofii-v-4-h-tomah-seriya- «filosofskoe-nasledie»
2. Арсеньев А.С. Логика органических систем и психология: Философские тезисы с психологическим комментарием - [Электронный ресурс]// Теории и исследования - URL: http://rl- online.ru/uploads/84-109-2013-2.pdf
3. Аткинсон Р. Human memory and the learing process - [Электронный ресурс]// Z-Library - URL: https://b-ok2.org/book/2971527/24c2be
4. Ахметова Л.В. Формирование понятийного аппарата обучающихся при изучении естественно-научных дисциплин. - [Электронный ресурс]// cyberleninka - URL: https://cyberleninka.ru/article/
5. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. - [Электронный ресурс]// Российская государственная библиотека - URL: https: //search.rsl .ru/ru/record/01001035213/1
6. Баландина И.В. Компьютерная визуализация как развитие дидактического принципа наглядности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения - Новосибирск, 2010.-№12-2. - С.9-13
7. Бантова М.А.., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. - М.: Просвещение, 1984. - 335с.
8. Бочков Г. А. Основы преподавания математики по ФГОС - [Электронный ресурс]// Инфоурок - URL: https://infourok.ru/osnovi- prepodavaniya-matematiki-po-fgos-3859403.html
9. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления - [Электронный
ресурс]//Платонанет - URL:
https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/filosofija_poznanija/vojshvillo_po nj atie_kak_forma_myshlenij a_logiko_gnoseologicheskij_analiz/45-1 -0-706
10. Выготский Л.С. Мышление и речь. - Изд. 5, испр. - М.: Изд-во «Лабиринт», 1999. - С. 118-184. (дата обращения 16.04.2019)
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология/под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 2001. (дата обращения 16.04.2019)
12. Выготский Л.С. Проблема возраста - [Электронный ресурс]//
Педагогическая библиотека - URL: http:ZZpedlib.ru/BooksZ3Z0397/30397- 1.shtml
13. Выпускная квалификационная работа: Формирование геометрических понятий у детей младшего школьного возраста, - [Электронный ресурс]// docplayer.ru. - URL: http:ZZdocplayer.ru/27081314-Formirovanie- geometriche..
14. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука. - М., 2009.- Т.1.
15. Гегель Г. Ф. Наука логики// - [Электронный ресурс]// Электронная библиотека E-libra - URL: https:ZZe-libra.ruZreadZ443498-nauka-logiki.html...62


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ