ОРГАНИЗАЦИЯ ОСВОЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ВИЗУАЛИЗАЦИИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования геометрических понятий у младших школьников 6
1.1. Содержание и объем геометрических понятий начального курса
математики 6
1.2. Взгляды психологов и педагогов на возможности формирования
понятий у младших школьников 12
1.3. Методы и приемы формирования геометрических понятий у младших
школьников 21
Выводы по главе 1 30
Глава 2. Исследование уровня сформированности геометрических понятий у обучающихся 4 класса 32
2.1. Программа диагностики сформированности геометрических понятий
у обучающихся 4 класса 32
2.1.1. Методика закрытого теста по геометрии для обучающихся 4-го
класса 36
2.1.2. Методика открытого теста по геометрии для обучающихся 4-го
класса 40
2.1.3. Методика творческой работы по геометрии для обучающихся 4го класса 43
2.2. Анализ результатов диагностики актуального уровня сформированности математических понятий у обучающихся 4 класса .. 45
2.3. Рекомендации по применению средств визуализации в обучении младших школьников математике для освоения геометрических понятий 49
Выводы по главе 2 56
Заключение 58
Список литературы 60
Приложения 67
Глава 1. Теоретические основы формирования геометрических понятий у младших школьников 6
1.1. Содержание и объем геометрических понятий начального курса
математики 6
1.2. Взгляды психологов и педагогов на возможности формирования
понятий у младших школьников 12
1.3. Методы и приемы формирования геометрических понятий у младших
школьников 21
Выводы по главе 1 30
Глава 2. Исследование уровня сформированности геометрических понятий у обучающихся 4 класса 32
2.1. Программа диагностики сформированности геометрических понятий
у обучающихся 4 класса 32
2.1.1. Методика закрытого теста по геометрии для обучающихся 4-го
класса 36
2.1.2. Методика открытого теста по геометрии для обучающихся 4-го
класса 40
2.1.3. Методика творческой работы по геометрии для обучающихся 4го класса 43
2.2. Анализ результатов диагностики актуального уровня сформированности математических понятий у обучающихся 4 класса .. 45
2.3. Рекомендации по применению средств визуализации в обучении младших школьников математике для освоения геометрических понятий 49
Выводы по главе 2 56
Заключение 58
Список литературы 60
Приложения 67
Современная российская система образования на данном этапе своего развития находится в среде постоянных изменений. В частности постоянные изменения и дополнения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) повышают не только требуемый уровень освоения знаний и умения их применять у учащихся, но и меняют способы освоения этих знаний. Большинство предметов всё теснее связывают с использованием мультимедийных средств, а научным и педагогическим сообществами поддерживается и поощряется использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для решения поставленных задач.
Работа с мультимедиа дает детям основные знания по проектной деятельности и основам работы с компьютером, а также помогает учащимся воспринимать получаемые знания на новом уровне: слуховом, зрительном, интерактивном. Значительное внимание уделяется математике, которая является основой минимальной работы со средствами ИКТ. Её освоение с помощью этих средств даёт возможности для творческого развития учащихся и расширяет возможности детей в освоении математического понятийного аппарата.
В современном обучении на первое место ставится формирование метапредметных умений. Как принято полагать, данный подход должен обеспечить наиболее эффективное усвоение материала учебных дисциплин. Для этого с начальной школы необходимо учиться формировать основные понятия, на основе которых будет строиться дальнейшее обучение. Особенно сложно может даваться геометрия, где, несмотря на большое количество геометрических предметов в реальной жизни, очень сложно увидеть свойства этих предметов и правильно определить понятие. Для того чтобы младший школьник научился абстрагироваться от реальных предметов и явлений, необходимо научить его правильно подходить к изучению понятий, к их определению, исследованию их свойств, выделению существенных признаков и т.д.
В курсе математики с одной стороны геометрические понятия наиболее приближены к реальной жизни, их можно посмотреть, потрогать и т.д., но с другой стороны именно это часто становится причиной неправильного формирования геометрических понятий в представлениях младших школьников. На традиционном уроке учитель может продемонстрировать наглядно лишь небольшую часть предметов, обладающих необходимыми свойствами. В следствие этого у учеников понятие формируется либо не полностью, либо только со слов учителя. И в том, и в том случае нельзя считать, что данное понятие усвоено школьниками полностью. В то же время геометрические понятия в начальном курсе математики дают возможность развить у школьников умение абстрагироваться, правильно формулировать понятия, выделять свойства и признаки предметов, отделять существенные признаки от несущественных.
В ходе подготовки к исследованию была выдвинута следующая гипотеза: «Сформированность геометрических понятий у младших школьников зависит от сформированности таких умений как:
• умение выделять существенные и несущественные признаки геометрического понятия,
• выделение геометрического объекта из группы на основе индивидуальных черт,
• объединение геометрических понятий в группу на основе схожих признаков,
и у младших школьников находится преимущественно на среднем уровне.»
Цель исследования: Разработка рекомендаций по применению элементов визуализации для формирования геометрических понятий у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования геометрических
понятий у младших школьников.
Предмет исследования: приемы визуализации как способ повышения уровня сформированности геометрических понятий младших школьников.
Задачи исследования:
• Изучить литературные источники и на их основе описать особенности и возможности формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста.
• Определить содержание и объем геометрических понятий начального курса математики.
• Определить критерии и методики для проверки уровня сформированности геометрических понятий у младших школьников.
• Составить диагностическую программу для определения уровня сформированности геометрических понятий у обучающихся 4 класса.
• Провести исследование с целью выявления уровня сформированности геометрических понятий у младших школьников.
• Проанализировать полученные результаты
• Предложить и обосновать способ организации освоения геометрических понятий обучающимися начальной школы.
В процессе работы были использованы следующие методы исследования:
• Теоретический: анализ и обобщение психолого-педагогической
литературы.
• Эмпирический: разработка и реализация диагностической программы, анализ ее результатов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Работа с мультимедиа дает детям основные знания по проектной деятельности и основам работы с компьютером, а также помогает учащимся воспринимать получаемые знания на новом уровне: слуховом, зрительном, интерактивном. Значительное внимание уделяется математике, которая является основой минимальной работы со средствами ИКТ. Её освоение с помощью этих средств даёт возможности для творческого развития учащихся и расширяет возможности детей в освоении математического понятийного аппарата.
В современном обучении на первое место ставится формирование метапредметных умений. Как принято полагать, данный подход должен обеспечить наиболее эффективное усвоение материала учебных дисциплин. Для этого с начальной школы необходимо учиться формировать основные понятия, на основе которых будет строиться дальнейшее обучение. Особенно сложно может даваться геометрия, где, несмотря на большое количество геометрических предметов в реальной жизни, очень сложно увидеть свойства этих предметов и правильно определить понятие. Для того чтобы младший школьник научился абстрагироваться от реальных предметов и явлений, необходимо научить его правильно подходить к изучению понятий, к их определению, исследованию их свойств, выделению существенных признаков и т.д.
В курсе математики с одной стороны геометрические понятия наиболее приближены к реальной жизни, их можно посмотреть, потрогать и т.д., но с другой стороны именно это часто становится причиной неправильного формирования геометрических понятий в представлениях младших школьников. На традиционном уроке учитель может продемонстрировать наглядно лишь небольшую часть предметов, обладающих необходимыми свойствами. В следствие этого у учеников понятие формируется либо не полностью, либо только со слов учителя. И в том, и в том случае нельзя считать, что данное понятие усвоено школьниками полностью. В то же время геометрические понятия в начальном курсе математики дают возможность развить у школьников умение абстрагироваться, правильно формулировать понятия, выделять свойства и признаки предметов, отделять существенные признаки от несущественных.
В ходе подготовки к исследованию была выдвинута следующая гипотеза: «Сформированность геометрических понятий у младших школьников зависит от сформированности таких умений как:
• умение выделять существенные и несущественные признаки геометрического понятия,
• выделение геометрического объекта из группы на основе индивидуальных черт,
• объединение геометрических понятий в группу на основе схожих признаков,
и у младших школьников находится преимущественно на среднем уровне.»
Цель исследования: Разработка рекомендаций по применению элементов визуализации для формирования геометрических понятий у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования геометрических
понятий у младших школьников.
Предмет исследования: приемы визуализации как способ повышения уровня сформированности геометрических понятий младших школьников.
Задачи исследования:
• Изучить литературные источники и на их основе описать особенности и возможности формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста.
• Определить содержание и объем геометрических понятий начального курса математики.
• Определить критерии и методики для проверки уровня сформированности геометрических понятий у младших школьников.
• Составить диагностическую программу для определения уровня сформированности геометрических понятий у обучающихся 4 класса.
• Провести исследование с целью выявления уровня сформированности геометрических понятий у младших школьников.
• Проанализировать полученные результаты
• Предложить и обосновать способ организации освоения геометрических понятий обучающимися начальной школы.
В процессе работы были использованы следующие методы исследования:
• Теоретический: анализ и обобщение психолого-педагогической
литературы.
• Эмпирический: разработка и реализация диагностической программы, анализ ее результатов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Подводя итог проведенному исследованию, следует отметить, что вопрос усвоения обучающимися математических понятий в ходе изучения математики действительно очень важен и лежит в основе освоения основных алгоритмов математических действий. А освоение геометрических понятий тем более требует особого внимания, так как формирование геометрического понятия требует от обучающегося абстрагирования от предметов, которые знакомы ему из окружающего мира. А абстрагирование может идти успешно только тогда, когда у ребенка достаточно большой опыт взаимодействия в данным понятием путем доступных ему средств - органов осязания, тактильного контакта и т.д. Это может обеспечить визуализацию. Визуализация в данном случае является переходной прослойкой от знакомого обучающемуся мира к абстрактному понятию практически самостоятельно. При этом напрямую реализуется деятельностный подход в обучении, присутствуют элементы исследования. Обучающийся может изучать геометрическое понятие совместно с учителем, а не получать готовый набор признаков.
Применение современных средств визуализации, основанных на применении компьютерной техники, значительно упростит учителю задачу. Те же самые средства визуализации, которые использовал раньше учитель и которые были сложны в изготовлении, с помощью компьютера легко изготовить и применять. Кроме того, современному школьнику компьютерная техника близка, а значит изначально есть элемент заинтересованности. Кроме того, современный школьник привык к быстро сменяющимся ярким образам - без компьютера это трудно реализовать.
Также следует отметить, то что в данное время существует уже достаточно большое количество наработок в этой области, доступных любому учителю. Есть технологии, позволяющие обучающимся активно участвовать в создании материалов наглядности.
Все сказанное было подтверждено результатами проведенного диагностического исследования. Изученные теоретические материалы позволяют предполагать, что выдвинутая нами в начале исследования гипотеза верна.
Таким образом, можно заключить, что все поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.
Применение современных средств визуализации, основанных на применении компьютерной техники, значительно упростит учителю задачу. Те же самые средства визуализации, которые использовал раньше учитель и которые были сложны в изготовлении, с помощью компьютера легко изготовить и применять. Кроме того, современному школьнику компьютерная техника близка, а значит изначально есть элемент заинтересованности. Кроме того, современный школьник привык к быстро сменяющимся ярким образам - без компьютера это трудно реализовать.
Также следует отметить, то что в данное время существует уже достаточно большое количество наработок в этой области, доступных любому учителю. Есть технологии, позволяющие обучающимся активно участвовать в создании материалов наглядности.
Все сказанное было подтверждено результатами проведенного диагностического исследования. Изученные теоретические материалы позволяют предполагать, что выдвинутая нами в начале исследования гипотеза верна.
Таким образом, можно заключить, что все поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2022





