Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие коммуникативных способностей у школьников на занятиях по иностранному языку (Нижегородский Государственный Педагогический Университет)

Работа №166227

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы66
Год сдачи2024
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Языковой центр «The Best» (г. Нижний Новгород). Это одно из ведущих образовательных учреждений, специализирующихся на преподавании иностранных языков.
Выборка: 24 учащихся среднего школьного возраста (12-15 лет),
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 6
1.1 Сущность и структура коммуникативных способностей в контексте обучения иностранному языку 6
1.2 Психолого-педагогические особенности формирования коммуникативных навыков у школьников разных возрастных групп 10
1.3 Современные подходы и методы развития коммуникативных способностей на уроках иностранного языка 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ЯЗЫКОВОМ ЦЕНТРЕ «THE BEST» 22
2.1 Организационно-педагогические условия развития коммуникативных способностей в языковом центре 22
2.2 Методические особенности развития коммуникативных способностей школьников в условиях языкового центра 25
2.3 Анализ эффективности применяемых методов развития коммуникативных способностей школьников на занятиях по иностранному языку 27
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 40
3.1 Организационно-методические условия эффективного развития коммуникативных способностей 40
3.2 Методические рекомендации по организации учебной деятельности, направленной на развитие коммуникативных способностей 45
3.3 Перспективные направления совершенствования методики развития коммуникативных способностей школьников 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 66

В современных условиях глобализации и международной интеграции владение иностранными языками становится неотъемлемой частью профессиональной компетентности любого специалиста. Особую значимость приобретает развитие коммуникативных способностей школьников на занятиях по иностранному языку, поскольку именно в школьном возрасте закладываются базовые навыки межкультурной коммуникации и формируется фундамент языковой компетенции.
Актуальность темы исследования обусловлена несколькими факторами. Во-первых, современные образовательные стандарты предъявляют высокие требования к уровню владения иностранным языком выпускников школ. Во-вторых, существует определённый разрыв между теоретическими разработками в области методики преподавания иностранных языков и их практической реализацией в школьном образовании. В-третьих, стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий открывает новые возможности для развития коммуникативных способностей учащихся, которые требуют систематизации и методического осмысления.
Степень разработанности проблемы в научной литературе достаточно высока. Теоретические основы коммуникативного подхода в обучении иностранным языкам были заложены в трудах отечественных и зарубежных учёных. Психологические аспекты формирования коммуникативных способностей рассматривались в работах выдающихся психологов и педагогов. Методические аспекты развития коммуникативной компетенции исследовались ведущими специалистами в области методики преподавания иностранных языков.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в общеобразовательной школе.
Предметом исследования выступают методы и приёмы развития коммуникативных способностей школьников на занятиях по иностранному языку.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке методических рекомендаций по развитию коммуникативных способностей школьников на занятиях по иностранному языку.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы развития коммуникативных способностей в процессе обучения иностранному языку.
2. Исследовать психолого-педагогические особенности формирования коммуникативных навыков у школьников разных возрастных групп.
3. Изучить современные методики и технологии развития коммуникативных способностей на уроках иностранного языка.
4. Разработать комплекс практических рекомендаций по совершенствованию процесса развития коммуникативных способностей школьников.
5. Провести экспериментальную проверку эффективности предложенных методических рекомендаций.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении научных подходов к развитию коммуникативных способностей школьников, уточнении понятийного аппарата исследования, выявлении закономерностей формирования коммуникативной компетенции в процессе изучения иностранного языка.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные методические рекомендации и дидактические материалы могут быть непосредственно использованы в практике преподавания иностранных языков в общеобразовательных учреждениях. Материалы исследования могут быть полезны для учителей иностранного языка при планировании и проведении занятий, направленных на развитие коммуникативных способностей учащихся.
Методологическую основу исследования составляют:
• системный подход к анализу педагогических явлений;
• личностно-ориентированный подход в обучении;
• коммуникативный подход в методике преподавания иностранных языков;
• деятельностный подход к организации образовательного процесса.
Методы исследования включают:
• теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;
• изучение и обобщение педагогического опыта;
• педагогическое наблюдение;
• анкетирование;
• тестирование;
• педагогический эксперимент;
• статистические методы обработки данных.
Структура работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование, посвященное проблеме развития коммуникативных способностей у школьников на занятиях по иностранному языку, позволило сформулировать ряд важных теоретических положений и практических рекомендаций.
В ходе решения первой задачи исследования был проведен теоретический анализ сущности и структуры коммуникативных способностей в контексте обучения иностранному языку. Было установлено, что коммуникативные способности представляют собой сложное, многокомпонентное образование, включающее лингвистический, социолингвистический, прагматический и стратегический компоненты [17]. Анализ научной литературы показал, что развитие коммуникативных способностей требует комплексного подхода, учитывающего взаимосвязь различных аспектов коммуникативной компетенции.
В рамках решения второй задачи были исследованы психолого-педагогические особенности формирования коммуникативных навыков у школьников разных возрастных групп. Результаты исследования показали наличие специфических закономерностей в развитии коммуникативных способностей на разных возрастных этапах, что требует дифференцированного подхода к организации обучения [41]. Особое значение имеет учет сензитивных периодов в развитии различных аспектов коммуникативной компетенции.
При решении третьей задачи были изучены современные методики и технологии развития коммуникативных способностей на уроках иностранного языка. Анализ показал эффективность интеграции традиционных и инновационных подходов к обучению, включая использование информационно-коммуникационных технологий, проектной методики и интерактивных форм работы [30].
В процессе решения четвертой задачи был проведен анализ практики развития коммуникативных способностей в условиях языкового центра. Результаты исследования подтвердили эффективность комплексного подхода к организации языковой подготовки, включающего различные формы учебной деятельности и создание естественной языковой среды [47].
Решение пятой задачи позволило разработать методические рекомендации по совершенствованию процесса развития коммуникативных способностей школьников. Предложенные рекомендации охватывают различные аспекты организации образовательного процесса, включая создание оптимальных организационно-педагогических условий, выбор эффективных методов обучения и организацию системы контроля [44].
Проведенное исследование позволило определить перспективные направления совершенствования методики развития коммуникативных способностей, включающие:
• внедрение инновационных технологий, в том числе искусственного интеллекта и виртуальной реальности;
• развитие системы междисциплинарной интеграции;
• совершенствование системы оценки и мониторинга;
• развитие международного сотрудничества;
• создание адаптивных образовательных программ.
Таким образом, цель исследования, заключавшаяся в теоретическом обосновании и разработке методических рекомендаций по развитию коммуникативных способностей школьников на занятиях по иностранному языку, была достигнута. Полученные результаты могут быть использованы в практике преподавания иностранных языков в общеобразовательных учреждениях и языковых центрах.
Перспективы дальнейшего исследования связаны с:
• разработкой и апробацией инновационных методик развития коммуникативных способностей;
• исследованием возможностей интеграции новых технологических решений в процесс языковой подготовки;
• изучением эффективности различных форм международного сотрудничества в развитии коммуникативной компетенции;
• совершенствованием системы оценки и мониторинга развития коммуникативных способностей;
• разработкой программ психолого-педагогического сопровождения процесса обучения иностранному языку.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение всех аспектов проблемы развития коммуникативных способностей школьников, однако полученные результаты создают основу для дальнейших научных изысканий в данной области и совершенствования практики языкового образования.



1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287)
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286)
4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18.03.2022 N 1/22)
5. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: ИКАР, 2019. - 448 с.
6. Алхазишвили А.А. Психологические основы обучения устной иностранной речи. - М.: Просвещение, 2019. - 128 с.
7. Бим И.Л. Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе. - М.: Просвещение, 2018. - 256 с.
8. Вайсбурд М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. - М.: Титул, 2017. - 128 с.
9. Вятютнев М.Н. Теория учебника русского языка как иностранного. - М.: Русский язык, 2018. - 144 с.
10. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М.: АРКТИ, 2018. - 192 с.
11. Гез Н.И., Ляховицкий М.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Высшая школа, 2019. - 373 с.
12. Горлова Н.А. Методика обучения иностранному языку. - М.: Academia, 2017. - 272 с.
13. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2020. - №5. - С. 38-42.
14. Елухина Н.В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления // Иностранные языки в школе. - 2017. - №1. - С. 18-24.
15. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: АПН РСФСР, 2018. - 370 с.
16. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. - М.: Academia, 2019. - 192 с.
17. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 2018. - 222 с.
18. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика. - М.: Высшая школа, 2019. - 277 с.
19. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. - СПб.: БЛИЦ, 2017. - 224 с.
20. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. - М.: АРКТИ, 2018. - 192 с.
21. Кузовлев В.П. Методика обучения иностранным языкам в начальной школе. - М.: Просвещение, 2019. - 256 с.
22. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 2017. - 287 с.
23. Миролюбов А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам. - М.: СТУПЕНИ, 2019. - 420 с.
24. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М.: Просвещение, 2018. - 223 с.
25. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. - М.: Русский язык, 2019. - 216 с.
26. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Academia, 2017. - 272 с.
27. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 2018. - 287 с.
28. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. - М.: Еврошкола, 2019. - 236 с.
29. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. - М.: Просвещение, 2017. - 239 с.
30. Сысоев П.В. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных технологий. - М.: Феникс, 2020. - 182 с.
31. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М.: Слово, 2018. - 264 с.
32. Успенская Е.А., Пасюкевич И.В. Современные подходы к обучению иностранному языку // Иностранные языки в школе. - 2019. - №4. - С. 14-20.
33. Фокина К.В. Методика преподавания иностранного языка. - М.: Высшее образование, 2018. - 158 с.
34. Хуторской А.В. Современная дидактика. - М.: Высшая школа, 2017. - 639 с.
35. Цетлин В.С. Методика обучения грамматическим явлениям французского языка в средней школе. - М.: Просвещение, 2019. - 267 с.
36. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 437 с.
37. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. - М.: Просвещение, 2019. - 295 с.
38. Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. - М.: Высшая школа, 2017. - 112 с.
39. Щукин А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке. - М.: Икар, 2019. - 454 с.
40. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам. - М.: Филоматис, 2018. - 188 с.
41. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 2019. - 96 с.
42. Brown H.D. Teaching by Principles: An Interactive Approach to Language Pedagogy. - NY: Pearson Education, 2017. - 512 p.
43. Harmer J. The Practice of English Language Teaching. - London: Pearson Education Limited, 2018. - 448 p.
44. Hedge T. Teaching and Learning in the Language Classroom. - Oxford: Oxford University Press, 2019. - 464 p.
45. Larsen-Freeman D. Techniques and Principles in Language Teaching. - Oxford: Oxford University Press, 2017. - 272 p.
46. Nation I.S.P. Teaching ESL/EFL Reading and Writing. - NY: Routledge, 2019. - 208 p.
47. Richards J.C. Communicative Language Teaching Today. - Cambridge: Cambridge University Press, 2018. - 471 p.
48. Scrivener J. Learning Teaching: The Essential Guide to English Language Teaching. - London: Macmillan Education, 2017. - 416 p.
49. Thornbury S. How to Teach Speaking. - London: Pearson Education Limited, 2019. - 156 p.
50. Willis J. A Framework for Task-Based Learning. - London: Longman, 2018. - 183 p.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ