Развитие координационных способностей у младших школьников, занимающихся в секции футбола средствами подвижных игр (Нижегородский Государственный Педагогический Университет)
Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: МАОУ ДО «СШ «Радий» на стадионе Радий, г. Нижнего Новгорода.
Выборка: 20 спортсменов 8-9 лет.
Введение 3
Глава 1 Обзор научных и методических источников по исследуемой проблеме 6
1.1 Понятие координационных способностей в спорте 6
1.2 Виды и методы развития координационных способностей в футболе 8
1.3 Координационные тренировки и упражнения 12
Глава 2 Методы и организация исследования 16
2.1 Методы исследования 16
2.1.1 Анализ обобщение данных научно-методической литературы 16
2.1.2 Педагогическое тестирование 16
2.1.3 Педагогический эксперимент 19
2.1.4 Методы математической статистики 19
2.2 Организация исследования 19
Глава 3 Результаты исследования 21
3.1 Развитие координационных способностей средствами подвижных игр 21
3.2 Результаты исследования 23
Заключение 28
Выводы 30
Список литературы 31
Актуальность темы исследования обоснована тем, что футбол с полным основанием можно отнести к тем видам спорта, где к игрокам предъявляются повышенные требования по координированному проявлению физических качеств и выполнением технико-тактических действий в постоянно меняющихся игровых ситуациях. И от того насколько уверенно и точно футболист выполняет технические приёмы в конкретном игровом моменте зависит командный успех. В каждом игровом эпизоде несколько футболистов одновременно решают определенную игровую задачу. Для этого они должны выполнять согласованные по скорости, пространству и игровым действиям перемещения. И если хотя бы у одного из них нет соответствующих функциональных возможностей, то решить задачу игрового эпизода не удастся.
Не может быть профессионального футболиста без хорошо развитых координационных способностей. Повышение уровня координационных способностей - одна из важнейших задач, которую пытаются решать на тренировочных занятиях футбольных команд.
Применительно к футболу, отмечается большое значение специальной координационной подготовки. Процесс совершенствования координационных способностей у футболистов органически связан с решением задач технико-тактической подготовки, развитием скоростных и скоростно-силовых способностей, выносливости в условиях тренировочной и соревновательной деятельности. В настоящее время можно говорить о существовании противоречия между возрастающими требованиями к уровню спортивного мастерства игроков профессиональных команд по футболу и недостаточной эффективностью технической и физической подготовки на этапе начального обучения. Необходимость разрешения данных противоречий определяет актуальность и цель нашего исследования.
Гипотеза исследования. Предполагается, что подвижные игры будут способствовать развитию координационных способностей у детей футболистов 8-9 лет.
Объект исследования: процесс развития координационных способностей юных футболистов.
Предмет исследования: подвижные игры в процессе развития координационных способностей юных футболистов.
Цель исследования: изучить процесс развития координационных способностей посредством подвижных игр в спортивной тренировке юных футболистов.
Задачи исследования:
изучить теоретические основы развития координационных способностей футболистов средствами подвижных игр;
изучить методику и подобрать тесты для определения уровня развития координационных способностей юных футболистов;
подготовить комплексы упражнений посредством подвижных игр для развития координационных способностей в спортивной тренировке юных футболистов.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; педагогический эксперимент; тестирование; методы математической обработки данных.
База исследования: Детско-юношеская спортивная школа мотор г. Заволжье
Научная новизна: теоретически и экспериментально обоснована методика развития координационных способностей у юных футболистов 8-9 лет средствами подвижных игр.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследований позволяют рекомендовать в практику тренировочного процесса применение программы, направленной на развитие координационных способностей юных футболистов 8-9 лет средствами подвижных игр.
Структура работы состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.
1.Изучив данные литературных источников, можно сделать вывод, что развитие координационных способностей является важнейшим условием, которое обеспечит юным футболистам высокие результаты.
2. Разработан комплекс упражнений посредством подвижных игр для детей 8-9 лет, который можно использовать в основной части учебно-тренировочного процесса для развития координационных способностей юных футболистов.
3. Экспериментальным путем доказано, что применение подвижных игр для развития координационных способностей юных футболистов более эффективно, чем занятия ОФП. Это подтверждают результаты тестирования («челночный бег», «три кувырка вперед», «балансирование на гимнастической скамейке»). Оценка развития координационных способностей в экспериментальной группе достоверно выше, чем в контрольной (р < 0,05).