Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА РАСШИРЕНИЯ ЗНАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ О ЖИВОТНЫХ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Работа №166216

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы105
Год сдачи2021
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретический аспект расширения знаний о многообразии животного мира в младшем школьном возрасте 7
1.1. Знания о многообразии животного мира как элемент современного образовательного процесса 7
1.2 Особенности формирования знаний о многообразии животного мира в младшем школьном возрасте 16
1.3. Расширение знаний о многообразии животных национального парка «Столбы» Красноярского края в образовательной практике 25
Выводы по первой главе 33
Глава 2 Экспериментальное изучение уровня знаний младших школьников о животных Красноярского края 35
2.1 Диагностическая программа констатирующего эксперимента 35
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 39
2.3 Комплекс внеурочных занятий для расширения знаний о животных
Красноярского края 48
Выводы по второй главе 65
Заключение 67
Список использованной литературы 71
Приложение 1 78
Приложение 2 83
Приложение 3 97
Приложение 4 92
Приложение 5 97

Актуальность данной темы обоснована требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО), где имеются следующие личностные и предметные результаты: «формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека...», «формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия
деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных», а в последней редакции ФГОС НОО акцентируется внимание на «экологическом воспитании: бережном отношении к природе и неприятии действий, приносящих ей вред». [52]. Следовательно, можно сделать вывод, что экологические знания можно считать одним из аспектов развития личности учащегося, в особенности его мировоззрения. Аналогичный тезис встречается в работах многих классиков педагогики. В. А. Сухомлинский, подчёркивая неразрывную связь человека с окружающей средой, считал, что в процессе образования необходимо с малого возраста воспитывать в детях бережное отношение к природе.
Экологическое воспитание - это процесс формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде.
Вопрос экологического образования и воспитания поднимают многие учёные. Зверев И.Д., Суравегина И.Т., Захлебный А.Н. считали, что в процессе экологического образования необходимо внедрять элементы воспитательной работы [16]. Дерябо С.Д.. Панова В.И., Сидельковского А.П., Ясвина В.А. делают акцент на психологический аспект связи школьников с природой [12, 59]. Салеева Л.П., Соколова Н.Д. рассматривали вопросы бережного отношения к природе [43], Карпеев С.А., Южакова Т.П. теоретизировали нравственно-экологическое воспитание [56, 57], вопросы совершенствования экологической культуры личности младших ставит Яковлева Е.В.. Виноградова Н.Ф., Тарасова О. А. исследуют педагогической работы для преподавания учащимся окружающего мира исследуется. Потенциал применения туристско-краеведческой деятельности в экологическом воспитании рассматривается в трудах Буковской Г.В. Плешаков А.А., Сарыбеков М.Н., Барышникова Г.Б. подчёркивают важность экологического воспитания в процессе преподавания учебных предметов, вопросы подготовки внеклассных занятий, направленных на передачу экологических знаний, поднимают Минаева В.М., Китижева Д.М.
Классические источники знаний, применяемые в педагогическом процессе обучения знаний о животных, способствуют формированию либо теоретических, либо абстрактных понятий и представлений о животных. Для формирования глубоких, системных знаний необходимо, чтобы изучение животных осуществлялось в условиях их естественного обитания. Также важно сформировать у учащегося мыслительные установки на бережное отношение к природе «малой Родины». Для этого в качестве источника знаний целесообразно использовать животный мир национального парка «Столбы». Таким образом, проблемой данного исследования считается подбор эффективных методов и приёмов обучения, основанных на использовании животного мира национального парка «Столбы» как источника экологических знаний.
Объект исследования: процесс расширения знаний младших
школьников о млекопитающих и птицах Красноярского края на примере национального парка «Столбы».
Предмет исследования: актуальное состояние знаний младших школьников о млекопитающих и птицах и условия его изменения.
Гипотеза: предполагается, что актуальное состояние знаний младших школьников о многообразии, особенностях образа жизни, взаимосвязях в живой природе млекопитающих и птиц национального парка «Столбы» Красноярского края находится преимущественно на среднем уровне.
Цель данной работы - изучить актуальный уровень знаний младших школьников о млекопитающих и птицах Красноярского края и разработать комплекс классных часов для его расширения.
Данная цель конкретизировалась решением следующих задач:
1. Рассмотрение знаний о многообразии животного мира, в том числе - животных, проживающих на территории национального парка «Столбы», как элемента современного образовательного процесса;
2. Рассмотрение особенностей расширения знаний о животных в младшем школьном возрасте;
3. Выделение критериев, подбор методик и проведение констатирующего эксперимента.
5. Разработка комплекса классных часов, реализуемый через мультимедийные технологии, и виртуальной экскурсии для расширения знаний младших школьников о многообразии животного мира.
Для решения поставленных задач в выпускной квалификационной работе использовались следующие методы исследования:
• теоретические методы (анализ теоретических источников, методы абстрагирования и конкретизации, обобщение и интерпретации научных данных);
• эмпирические методы (тестирование, констатирующий эксперимент, методы количественного и качественного анализа).
Практическая значимость работы заключается в создании комплекса классных часов по расширению знаний младших школьников о животных Красноярского края, который можно применять в педагогическом процессе.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализируя психолого-педагогическую и методическую литературу, нами были рассмотрены знания о многообразии животного мира как элемента современного образовательного процесса. Мы акцентировали внимание на «экологическом воспитании» бережном отношении к природе и неприятии действий, приносящих ей вред». Следовательно, сделали вывод, что экологические знания можно считать одним из аспектов развития личности учащегося, в особенности его мировоззрения. Мы выявили сущность понятий «экологическое воспитание» «знания», «расширение знаний», «экология» и «экологические знания», «мультимедийные средства»,
Были рассмотрены особенности формирования знаний о животных, а так же согбенности экологического воспитания в младшем школьном возрасте. Перейдя в школу, сменив игровую деятельность на учебную, у ребёнка начинается интенсивный процесс развития его познавательных способностей. Одним из психологических качеств, связанных с экологическим воспитанием, является отношение к природе и экологическое сознание. По мере развития отношение к природе у ребёнка меняется. Под влиянием учебной деятельности происходит разграничение Я» и окружающей природы. Несмотря на это, в этом возрасте природа не утрачивает своей ценности. Дети относятся к ней с симпатией. Поэтому считается, период начальной школы следует считать «сензитивным» для развития экологического сознания. Из природных явлений младший школьник отдаёт предпочтение домашним животным, которые воспринимаются как друзья. Дикие животные имеют меньшую актуальность, но также, как и домашние вызывают у ребёнка интерес. Именно этим объясняется стремление младших школьников к изучению природы.
Рассмотрена и проанализирована информация о животных Красноярского парка, проживающих на территории национального парка
«Столбы». Исходя из этого были определены критерии знаний младших школьников о млекопитающих и птицах Красноярского края на примере национально парка «Столбы»: широта, глубина и прочность. Также мы выделили уровни знаний о млекопитающих и птицах национально: низкий, средний, высокий.
Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, мы подобрали методики: «Карточки с заданиями»,
«Тестирование», «Итоговый контроль знаний по темам».
Осуществлялось составление диагностической программы и оценка актуального состояния сформированности знаний младших школьников о млекопитающих и птиц животных национального парка «Столбы». В результате было определено, что 52% испытуемых имеют средние знания о животных Красноярского края, а 48% низкие знания. Анализируя
качественные свойства знаний, можно сказать, что отмечается фрагментарность знаний животных, т.е. отдельные изображения животных они обозначить смогли, а другие нет. не смогли точно определить животных, занесённых в красную книгу. Сложности вызывают более редкие животные и птицы («росомаха», все животные семейства куньих и др.), также выявляющие детали устройства животных Красноярского края, а именно вопросы: благодаря чему сова летает бесшумно? У кого из обитателей национального парка «Столбы» каждый день растут зубы? Они помнят про птиц, зимующих в наших климатических условиях, наличие позвоночника у млекопитающих; способы назвать трёх представителей класса млекопитающих, обитающих в заповеднике «Столбы»; Неустойчивость знаний о животных Красноярского края у младших школьников. К примеру, вызвали сложности вопросы про цепи питания, про следы и про животных, находящихся в балансе парка «Столбы». На эти вопросы, учащиеся давали неправильные ответы. Менее затруднений вызвали те вопросы, которые подразумевают дифференциацию животных на хищных и травоядных. Например, они имеют представления о основных признаках хищных и травоядных животных. Они знают, что лоси 68
питаются зимой сухой травой; дятлы питаются насекомыми; маралы едят грибы, ягоды, орехи и траву». А также наиболее общие: признаки млекопитающих, наиболее существенные признаки птиц и вопрос про наличие позвонка у млекопитающих животных.
Результаты констатирующего эксперимента, проведенного во 3 «Б классе МБОУ СШ №3 г. Красноярска, потвердели высказанную гипотезу о преобладании у большинства учащихся среднего уровня знаний о млекопитающих и птицах Красноярского края на примере национального парка «Столбы», наименее сформирован критерий «глубина».
С целью расширения знаний младших школьников о млекопитающих и птицах Красноярского края национального парка «Столбы», была выбрана серия классных чесов, в рамках которых проводятся увлекательные занятия. Считается, что альтернативой реальным экскурсиям являются мультимедийные технологии, позволяющие показывать учащимся животных в их естественной среде обитания, тем самым формируя у них системные знания. Поэтому данные классные часы основаны на наглядности. Далее разработаны сам комплекс классных часов, с использованием мультимедийных технологии, а именно 3 классных часа несущих познавательный характер и один классный час в формате виртуальной экскурсии, что сейчас очень актуально. Данный комплекс включает в себя изучение: биологических особенностей млекопитающих животных и птиц, особенности образа жизни, их значения в природе и для человека, а также элементарных правил нравственного поведения в мире природы, охраны и сохранения природы. Данная форма предполагает использование более увеселительных методов обучения. Для замены классической экскурсии используются мультимедийные технологии, позволяющие показать учащимся животных в естественной среде обитания. Это означает, что в качестве наглядных средств обучения применялись следующие типы мультимедийного контента: документальные фильмы о животных и о экологических проблемах; мультфильмы; презентации; дидактические компьютерные игры. Через 69
использование данных методов получается не только сформировать нужный перечень знаний, но и совершенствовать учебную мотивацию, делая процесс обучения более интересным для учащихся.


1. Аболмасова, Н.С. Эстетическое восприятие младших школьников на уроках окружающего мира // Известия института педагогики и психологии образования. 2019. № 2. С. 176- 180.
2. Антинг, В.Г. О формировании познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках по предмету «окружающий мир» // Наука и образование: новое время. 2019. № 3 (32). С. 145- 149.
3. Бекаева, Р.А. Методы формирования представлений о целостной картине мира у младших школьников на уроках окружающего мира // В сборнике: Молодежь и наука. сборник студенческих научных статей. Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо- Осетинский государственный педагогический институт». 2020. С. 12- 17.
4. Белоцерковец Н.И. Каневская Ж.О. Формирование рефлексивных умений младшего школьника на уроках окружающего мира // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74). С. 11- 13.
5. Блауберг, И.В. Краткий словарь по философии. Под ред. И.В. Блауберга, П.В. Копнина, И.К. Пантина. Москва, 1970.
6. Болдырихина В.Н., Перепечина Н.Е. Проведение экскурсий при изучении учебного предмета «окружающий мир» в начальной школе // Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 2. С. 118.
7. Вечерний Красноярск», Животный мир. Государственный природный заповедник Столбы. Сайт Центра правовой зоозащиты [Электронный ресурс] [сайт] URL: http: //www.animalsprotectiontribune.ru/3 240.html/ (Дата обращения: 12.03.2021)
8. Гаврилова, О.Н. Природа края в художественной литературе: Животный мир. Тюмень: СофтДизайн, 2003.
9. Г авричева, Г.Ф. Младший школьник и его ценности // Начальная школа №7 2008 с.13- 18.
10. Гирусов, Э.В. «Экологическая культура как высшая форма гуманизма» // Философия и общество, Выпуск №4 (56). 2009.
11. Гончаров, Ю.А. Педагогическое проектирование среды экологического образования средствами исследовательской деятельности // Дис. Канд.пед.наук. - Воронеж, 2000, 269с.
12. Деребо, С. Д. Экологическая педагогика и психология. Ростов- на- Дону: Издательство «Феникс», 1996. 480 с.
13. Дубинко, Н.А. Основы психологии и педагогики: Курс лекций /Под научной редакцией Н.А. Дубинко. Мн.: Академия управления при Прези­денте Республики Беларусь, 2004 - 366 с.
14. Жуматаева, Е. Основы современной дидактики: Учебное пособие. Алматы, издательство «Эверо», 2016. - 126 с.
15.Загвязинский, В. И. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений; под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 352 с....60


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ