Введение 3
Глава 1. Организация деятельности обучающихся с информационными источниками по физике 6
1.1. Анализ состояния проблемы исследования в педагогической науке
6
1. 2. Использование информационных источников по физике для
организации самостоятельной работы 13
Глава 2. Система заданий на основе информационных источников
как средство организации самостоятельной познавательной деятельности 17
2.1. Технология разработки системы заданий на основе различных
информационных источников по физике 17
2.2. Педагогический эксперимент по апробации разработанных
дидактических материалов 31
Заключение 42
Список использованных источников 44
На сегодняшний день мы живем в информационном обществе. Везде и всюду информация, её количество увеличивается с каждым днём в геометрической прогрессии. Обучающиеся в основной школе имеют особый вид мышления, он отличается от мышления предыдущих поколений. Сейчас на современную молодежь, подростков действуют Интернет, социальные сети и множество избыточной информации со всех сторон и различных форм, будь то тексты, видео, изображения и т.д. Нынешние школьники приучены к большому потоку информации и скорость ее обработки велика, но проблема заключается в недостаточной глубине и понимании сути информации. Понимание останавливается на первичном, поверхностном уровне.
Что можно сказать о скорости подачи информации с помощью школьных уроков? На уроках происходит смена деятельности учеников с абсолютно другой скоростью, поэтому учащиеся отвлекаются, успевают заниматься другими делами помимо задач, поставленных на уроке, пользуются телефоном, так как в нем сосредоточено множество различной информации.
Разработка заданий для организации самостоятельной работы позволит научить обучающихся работать с различными информационными источниками и получать из них нужную информацию различного уровня сложности и понимать смысл полученных знаний, связывать знания со своим жизненным опытом.
Объект исследования: процесс обучения физике в основной школе.
Предмет исследования: использование информационных источников по физике для организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.
Гипотеза исследования: развитие познавательной деятельности учащихся по физике в ходе самостоятельной работы будет иметь 3
положительную динамику, если в процессе обучения использовать разработанную систему заданий, направленную на работу с информационными источниками.
Цель исследования: разработать систему заданий по физике направленных на организацию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся основной школы с помощью современных информационных источников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по выбранной теме.
2. Определить возможности и выявить дефициты получения учебной информации современными школьниками .
3. Определить возможные формы и методы самостоятельной познавательной деятельности с информационными источниками.
4. Разработать систему заданий по физике, направленную на организацию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся с информационными источниками.
5. Провести апробацию разработанной системы заданий.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
• теоретические - изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
• эмпирические - наблюдение и анализ деятельности учащихся, с целью изучения уровня сформированности самостоятельной и познавательной деятельности, познавательного интереса и уровня успеваемости учащихся по физике.
• статистические - методы статистики, которые использовались для обработки полученных данных и посредством которых определялись значимость и надежность полученных результатов.
Практическая ценность результатов исследования заключается в разработке и внедрении в образовательный процесс системы заданий, направленной на организацию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся основной школы по физике.
Апробация результатов исследования осуществлялась путем внедрения данной системы заданий в учебный процесс в ходе прохождения автором педагогической интернатуры в 3 и 4 четвертях 2017-2018 учебного года на базе средней школы № 27 имени военнослужащего Федеральной службы безопасности Российской Федерации А. Б. Ступникова. Представленные задания для организации самостоятельной познавательной деятельности выдавались один раз в неделю в течение учебного периода и несколько пар заданий на период каникул.
Разработанная система заданий была представлена на Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистров и аспирантов «Современная физика в системе школьного и вузовского образования» в рамках XIX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века».
Основной целью данной выпускной квалификационной работы являлось разработать систему заданий по физике направленных на организацию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся основной школы с помощью современных информационных источников.
В ходе исследования были решены поставленные задачи, а именно:
• рассмотрены такие понятия как самостоятельная работа и информационные ресурсы;
• определены возможности и выявлены дефициты получения учебной информации современными школьниками;
• разработана система заданий по физике, направленную на организацию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся с информационными источниками;
• проведены исследования по внедрению разработанной системы заданий в образовательный процесс.
По результатам исследования можно судить, что система заданий влияет на самостоятельную познавательную деятельность обучающихся положительно. Это означает, что поставленная цель достигнута, задачи выполнены, их выполнение подтвердило и нашу гипотезу.
Внедрение подобных заданий в учебный процесс позволит развивать самостоятельную познавательную деятельность, как для решения учебных задач, так и задач связанных с повседневной жизнью. Данная система заданий помогает в формировании и мотивации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся; выработке навыка отбора полезной информации; умении анализировать; проводить аналогии и связывать изученное с личным жизненным опытом.
Самостоятельная работа позволяет развивать мыслительные процессы, строить логические связи, делать умозаключения, развивает интеллектуальные способности личности, а главное повышает интерес к изучаемому предмету и обучению в целом.
Данное направление исследования актуально в динамически развивающемся обществе. Разработанную систему можно дополнять заданиями различного уровня сложности, разработать отдельно системы заданий для 7 класса, соответствующие учебной программе, применять их по ходу изучения новой темы и тем самым закреплять изученные материал. Вообще направление самостоятельной работы особенно важно, по той причине, что самостоятельная работа позволяет развивать личностные качества учащихся, которые будут помогать ребятам в преодолении трудностей в их жизни и решению задач в профессиональной и повседневной деятельности.
Приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении
Федерального Государственного Образовательного Стандарта Основного Общего Образования», [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.beledu.ru/documents/100415/prik_1897.pdf
2. Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7-9 классы [Текст] - М.: Просвещение, 2011. - 64 с.
3. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ.
4. Васильева Г.Н. Технологии и методики обучения математике [Текст] / Г.Н. Васильева, И.В. Косолапова. - Пермь : Изд-во ПГГПУ, 2002. - 340 с.
5. Гузаева М.Ю. Использование информационных ресурсов науки и образования для повышения эффективности реализации новых форм обучения - статья [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedsovet. su/publ/164-1-0-1048
6. Зимняя И.А. Педагогическая психология.: Учебное пособие. - Ростов на Дону: Изд-во —Феникс, 1997. - 480 с.
7. Ильин В.Д. Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bigenc.ru/
8. Клименко А.В. Обществознание: Учебное пособие для
школьников старших классов и поступающих в вузы / А.В. Клименко, В.В. Румынина.- Москва : Изд-во Дрофа, 2004. - 214 с.
9. Лаврентьев В. В. Требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения: методические рекомендации [Текст] / В. В. Лаврентьев - 2005. - № 1. -88 с.
10. Лазаревич А.А. Грядущее информационное общество / А.А. Лазаревич и др. - Минск: Белорус. :Изд-во Наука, 2006. - 392 с.
11. Ляудус В.Я. Формирование учебной Деятельности студентов /Под ред. В.Я.Ляудус. - М., 1989 - 240 с.
12. Пестерева В.Л. Методика обучения и воспитания [Текст] учеб.пособие для организации самостоят. раб. студентов заоч. отд. мат. фак. высш. учеб. заведений, обучающихся по направление. 44.03.01.62 «Пед. образование, профиль «Математика» / В.Л. Пестерева, И.Н. Власова. - Пермь: Изд-во ПГГПУ, 2015. - 163 с.
13. Пёрышкин, А. В. Физика. 9 класс учебник для
общеобразовательных учреждений [Текст] / А. В. Пёрышкин, Е. М. Гутник. - М.: «Дрофа», 2010. - 300с.
14. Пидкасистый П.И. Педагогика учеб.пособие для студ. Педагогических вузов и педагогических колледжей [Текст] / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 2006 - 179 с.
15. Половникова Н.А. Система воспитания познавательных сил школьников: учеб. пособие. - Казань: КГПИ, 1975. - 101 с...25