Реферат
Введение 9
Глава 1. Теоретические основы исследования 11
1.1. Сущность понятия образовательная среда и критерии ее эффективности ..11
1.2. Понятие сетевого взаимодействия и его роль в повышении
эффективности образовательной среды 19
1.3. Организация сетевого взаимодействия на основе ученического
самоуправления в системе основного общего образования 26
Глава 2. Анализ образовательной среды МБОУ Школа № 95
г. Железногорск 37
2.1. Организационная характеристика Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Средняя школа №95» 37
2.2. Экспертиза образовательной среды Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Средняя школа №95» 48
2.3. Анализ потенциала организации сетевого взаимодействия на основе
ученического самоуправления 55
Глава 3. Модель сетевого взаимодействия образовательных организаций на основе ученического самоуправления 62
3.1. Модель сетевого взаимодействия на основе ученического
самоуправления образовательных организаций городов присутствия
ГК «Росатом» 62
3.2. Проект сетевого взаимодействия на основе ученического
самоуправления образовательных организаций городов присутствия
ГК «Росатом» «Синергия будущего» 68
3.3. Оценка эффективности модели сетевого взаимодействия на основе
ученического самоуправления для повышения образовательной среды МБОУ
Школа № 95 77
Заключение 84
Список используемой литературы 86
Приложения 94
Федеральный государственный образовательный стандарт делает акцент на достижении учащимися личностных образовательных результатов, где большую роль играет реализация воспитательной компоненты. Современное образование нацелено на то, чтобы учащиеся смогли научиться адаптироваться к социуму через усвоение знаний, культурных и духовных ценностей, соединять в своей жизни материальное и духовное, общественное и индивидуальное, рациональное и иррациональное, знание и нравственность. Ключевым фактором становится эффективно выстроенная образовательная среда.
В данном контексте одним из механизмов по повышению эффективности образовательной среды может выступать ученическое самоуправление. Однако даже при понимании влияния ученического самоуправления на образовательную среду, в МБОУ Школа №95 существует ряд трудностей в организации системно действующего органа ученического самоуправления, который мог бы реально влиять на эффективность образовательной среды. В этой связи школа готова организовать сетевое взаимодействие с образовательными с организациями, заинтересованными в развитии ученического самоуправления. Однако отсутствует модель сетевого взаимодействия на основе ученического самоуправления, в чем и выражается проблема данного исследования.
Актуальность и практическая значимость указанной проблемы обусловили выбор темы, цели и задач исследования.
Целью данного исследования является разработка модели сетевого взаимодействия на основе ученического самоуправления для повышения эффективности образовательной среды.
Для достижения поставленной цели диссертационного исследования были сформулированы следующие задачи:
• проанализировать взаимосвязь сетевого взаимодействия и создания эффективной образовательной среды;
• оценить состояние системы сетевого взаимодействия МБОУ Школа №95 в ЗАТО г. Железногорск и вне ее;
• выявить наиболее оптимальное содержание сетевого взаимодействия для повышения эффективности образовательной среды МБОУ Школа №95;
• разработать модель сетевого взаимодействия МБОУ школа №95 ЗАТО г. Железногорск и образовательных организаций городов присутствия ГК «Росатом» на основе ученического самоуправления как условие повышения эффективности образовательной среды участников сети;
• провести внедрение модели сетевого взаимодействия и оценить ее эффективность.
Объектом исследования является МБОУ Школа №95 г. Железногорск.
Предмет исследования: сетевое взаимодействие в образовательной среде МБОУ Школа №95 г. Железногорск.
Гипотеза исследования: повышение эффективности образовательной среды МБОУ Школа №95 возможно через сетевое взаимодействие посредством объединения потенциалов участников сети на основе ученического самоуправления.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам эффективности образовательной среды В. Г. Воронцова С.Г.Вершловский, В.А. Ясвин и др; сетевого взаимодействия Г.В. Градосельской, М. Кастельса, М.М. и др, ученического самоуправления, таких как. С. Макаренко, В. А. Караковского, и др.
Методологическую основу диссертационного исследования составили общенаучные методы исследования, такие как: системный анализ, синтез, обобщение и классификация, SWOT-анализ, позволяющие обеспечить обоснованность результатов и выводов диссертационного исследования.
Данное диссертационное исследование посвящено разработке модели сетевого взаимодействия на основе ученического самоуправления как фактора повышения эффективности образовательной среды.
В работе рассмотрены теоретические подходы к понятию «образовательная среда», сетевое взаимодействие и ученическое самоуправление, а также установлены взаимосвязи и взаимозависимость между ними. Выявлена ключевая для данного исследования методика экспертизы образовательной среды.
Проведена экспертиза образовательной среды МБОУ Школа № 95 позволившая выявить параметры (широта, активность, осознаваемость, мобильность и др.), значения показателей, которых находятся на среднем или ниже среднего уровнях, что позволило сделать вывод о необходимости повышения эффективности образовательной среды.
Сетевое взаимодействие на основе ученического самоуправление было определено в качестве действенного механизма по повышению эффективности образовательной среды. В данном исследовании проведен анализ работы органов ученического самоуправления участников сети, выявлены общие сильные, слабые стороны, а также угрозы и возможности. Определены направления для сетевого взаимодействия.
Разработана модель сетевого взаимодействия образовательных организаций на основе ученического самоуправления, апробация которой была проведена в рамках реализации проекта сетевого взаимодействия «Синергия будущего».
Повторная экспертиза образовательной среды после внедрения модели позволила выявить основной эффект от внедрения. Основными показателями стали параметры осознаваемости и активности.
Сетевое взаимодействие на этом этапе оказало стимулирующий эффект на участников ученического самоуправления. Желание пережить ситуацию успеха и поделиться ей с участниками из других городов, послужило мотивацией для активистов Совета соуправления учащихся МБОУ Школа №95.
Восемь из двенадцати показателей эффективности образовательной среды МБОУ Школа №95 стали находиться на уровне выше среднего, что на четыре больше, чем после первичной экспертизы.
Апробация предложенной в диссертационном исследовании модели сетевого взаимодействия на основе ученического самоуправления доказала ее практическую значимость в повышении эффективности образовательной среды МБОУ Школа №95.
1. Ахметова С.Г. Развитие электронной образовательной среды университета // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2016. №3.
2. Бахмудова М.А. Историко-педагогический анализ сетевого взаимодействия вузов в условиях быстро меняющейся социокультурной и экономической среды // Бизнес в законе. 2015. №1.
3. Биктуганов Ю. И., Фоменко С. Л. Проектирование развития образовательной организации системы среднего профессионального образования // Педагогическое образование в России. 2016. №12.
4. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 254
5. Валькова М. В. Формирование школьного ученического
самоуправления: функции педагогов и учащихся // Муниципальное
образование: инновации и эксперимент. 2013. №6.
6. Вершиловский С.Г. Эффективная школа. СПб.: 1995.123с.
7. Воронина Е.А. Создание моделей межведомственного сетевого
взаимодействия в сфере дополнительного образования детей с использованием ресурсов организаций науки, культуры, спорта и других. Методические рекомендации для руководителей учреждений дополнительного образования детей. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://educomm.iro.perm.ru/upload/11/setevoe-vzaimodeistvie.pdf,
свободный, (дата обращения: 12.02.2018).
8. Воронцова В. Г. Информологический подход в постдипломном образ овании (к постановке проблемы) // Постдипломное образование: проблемы, о пыт и перспективы. Материалы IV международной конференции кафедры пе дагогики и андрагогики, 13-14 апреля 2004 года. - СПб.: СПбАППО, 2004
9. Гаврилин А.В., Шалыгина О.В. Аналитический обзор существующих моделей профильного обучения при сетевом взаимодействии образовательных учреждений. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vio.uchim.info/Vio_56/cd_site/articles/art_3_4.htm, свободный, (дата обращения: 12.02.2018).
10. Гущина Т.Н. Педагогическая сущность феномена «Образовательная среда»: по материалам исследования // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2011. №4.
11. Дерябо, С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды / С.Д. Дерябо, В.П. Лебедева, В.И. Панов. - Москва : Молодая гвардия, 1997. - 216 с.
12. Дроздова Е. А. Психолого-педагогическая экспертиза образовательной среды // Молодой ученый. — 2017. — №25. — С. 280-283. — URL https://moluch.ru/archive/159/44541/ (дата обращения: 07.06.2018).
13. Журавлева С.В. Исторический обзор становления понятия «образовательная среда» в педагогической науке //Научное обозрение. Педагогические науки. - 2016. - № 3 - С. 48-56
14. Иванова И. В. Инновационная модель профессионального развития педагога дошкольного образования посредством сетевого взаимодействия // Педагогическое образование в России. 2016. №4.
15. Иванова С. В., Суртаева О. Н. Инновационные модели распределенных методических систем переподготовки и повышения квалификации педагогических работников (в условиях сетевого взаимодействия) // Концепт. 2015. №4....58