Введение 2 - 10
Глава 1. Роль учебных проектов в формировании УУД у обучающихся.
1.1. Учебные проекты в системе исторического образования в соответствии
ФГОС ООО и ИКТ 11 - 26
1.2. Возрастные особенности учащихся 8 -9 классов 27 - 35
Глава 2. Устная история, как метод организации учебных проектов со старшеклассниками
2.1. Устная история, как метод познания и основа учебно-исследовательского
проекта 36 - 76
2.2. Методика организации учебного проекта по теме «Изменение образа
врага» у участников Афганской войны» 47 - 77
Заключение 78 - 81
Список источников и литературы 82 - 84
Приложение (анкета) 85
Актуальность данной темы обусловлена тем, что события, происходившие в Демократической республике Афганистан, уже стали нашей общей историей и со временем живых участников не останется. Анализ выявленной литературы показывает, что ни комплексного, ни обобщающего исследования по выбранной теме до сих пор нет, что подтверждает актуальность избранной темы.
Системно-деятельный подход к организации познавательной деятельности учащихся позволяет сформировать высокую мотивацию учащихся к предмету и одновременно сформировать ряд важных компетенций, предусмотренных ФГОС ООО. Кроме того, государство придает особое значение патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Работа над учебными проектами по данной тематике позволяет обучающимся не просто реконструировать исследуемые события, но и эмоционально «прожить» историческую ситуацию, что безусловно позволяет оптимально добиваться поставленных целей. Большое значение имеет для восприятия такой сложной темы учащимися и наглядное проектирование конкретных исторических событий. Оно способствует лучшему усвоению информации и проявления заинтересованности учащимися к теме Афганской войны.
Объектом исследования является исследовательские учебные проекты, как метод обучения истории старшеклассников.
Предметом исследования является технология учебных проектов в основной школе.
Цель работы - проанализировать эффективные методы работы над информационно-исследовательскими проектами со старшеклассниками
Задачи работы:
1. Рассмотрение нормативных основ учебного проектирования в основной школе.
2. Создать кейсы для исследовательских проектов, обучающихся по избранной теме.
3. Разработать методику работы с эго-документами при создании учебноисследовательских проектов.
4. Раскрыть историко - психологические представления «образа врага» в военных конфликтах.
Источниковую базу работы составили нормативные документы Министерства образования РФ: «Закон РФ «Об Образовании», ФГОС ООО, ИКС по отечественной истории. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» регулирует правовой статус всех образовательных организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют обучение.1
Историко-культурный стандарт (ИКС) 2 включает в себя принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий и сопровождается перечнем «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе и для многих учителей - объективные сложности в преподавании. Стандарт направлен на повышение качества школьного исторического образования, развитие исследовательских компетенций учащихся общеобразовательных школ, формирование единого культурноисторического пространства Российской Федерации.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования.3
Исходя, из требований к данной работе нам понадобился ФГОС среднего общего образования 5 - 9 классы. Стандарт, включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений; к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материальнотехническим и иным условиям. 4
Так же личный архив Садовченко Е.В. анкетных данных ветеранов - афганцев боевых действий Красноярского края помог нам в создании диорамы - реконструкции. Для данной работы были опрошены 40 ветеранов боевых действий.
Степень изученности темы. Все работы по теме мы условно делим на две части: работы по истории Афганской войны и методические исследования, посвященные методу проектов.
Работа по истории Афганской войны писалась нами на междисциплинарном уровне, то есть на стыке социальной психологии, и истории. Среди общих работ по социальной психологии наибольшую ценность представляли следующие монографии. Работа Гасанова И.Б.5, помогла нам в понимании, того, как формировался «образ врага» с течением времени в разных культурах. Недостаток данной работы для нашего исследования в том, что в данном труде отсутствует информация об Афганской войне, и примеры, связанные с подобными войнами.
Монография Поршнева Б.Ф. 6является уникальной работой по социальной психологии. В данном труде раскрыты такие понятия, как общность, и механизм влияния на массы. Автор доказывает, что психика человека социальна, ибо она в огромной степени обусловлена общественноисторической средой. Однако в ней отсутствуют описания принципов и условий формирования «образ врага».
Статьи Гудкова Л. М. 7, помогли нам в понимании того, как происходит пропаганда «образа врага», и зачем она нужна, что является неотъемлемой составляющей нашей работы. Ограниченность данной работы для нашего исследования состоит в том, что в работе отсутствуют примеры интернациональных войн.
Монография Крысько В. Г. 8, помогла нам в понимании того, что есть такое понятие, как психологическая война как она ведется, зачем нужна. Это позволило нам более шире взглянуть на процессы того времени, входящем в тему нашей работы. Однако в данном труде отсутствует описание полного действия механизма и цели интернациональных войн.
Учебное пособие Историческая антропология Крома М. М.9, является одной из первых отечественных книг по уже не «молодому», но тем не менее перспективному научному направлению на стыке исторической науки и культурной антропологии. Данное пособие помогло нам при анкетировании интервьюировании. Так же познакомило нас с таким понятием, как «перекрестный опрос». Но, в данном пособии «к лекционному курсу» не рассматриваются особенности построения анкет для человека с посттравматическим синдромом, боевой травмой.
Панюков А. И. 10 в своем исследовании, послужил своеобразной методологической основой для нашей работы. Автор обосновал, что «образ врага» формируется не только у военных, но и у гражданского населения под воздействием пропаганды. Однако анализ пропаганды периода войны в Афганистане не являлся предметом его исследования.
Так же монография Налчаджяна А. А. 11 помогла нам в понимании такого понятия как этнос, этнические конфликты, самозащита, что является актуальным для нашей темы. Ограниченность данной работы для нашего исследования состоит в том, что нет описания механизма защиты горных народов (например, таких как афганцы), но приводятся некоторые примеры.
Работа Магды Е. В.12, раскрыла нам понимание того, что настает эра новых войн, особых в своем роде. В книге хорошо описаны признаки и механизмы гибридных войн. Афганская война подходит под параметры гибридной войны, это позволяет в большей степени понять её суть.
Среди исследований по военной истории, войны в Афганистане, большую помощь нам оказала работа Сенявской Е. С. 13, является одним из крупнейших исследований по теме формирования «образа врага» у русского солдата в ХХ веке, после многочисленных войн, который тоже основан на многочисленном анкетном материале. Изучение данного труда позволило нам понять механизм и психологии формирования «образ врага» в сознании русского общества. Ограниченность данной работы для нашего исследования состоит в том, что в данной книге довольно мало сказано об Афганской войне, но эта не большая информация очень ценна.
В работе Сигиды Н.А.14, анализируются проявление военной добродетели в войне нового поколения теоретической войне. Так же большое внимание уделяется термину военная добродетель. Данный труд помог нам в понимании того, чем движет героизм солдата на войне, так же в работе содержится много информации по теоретическим войнам. Статья Зубковой Е. Ю. 15, помогла нам понять, как тяжелы военные и послевоенные будни. Когда солдатом противник воспринимается врагом. Ограниченность данной работы для нашего исследования состоит в том, что в данной статье уделяется внимание последствиям Великой Отечественной войны, что в некоторой степени разнится с темой нашей работы.
В работе Рунова В.А.16, описаны многочисленные афганские операции, превосходно выполненные нашими солдатами, описана техника, и большое внимание уделяется боевому применению в горах авиации. Однако в данной работе психология войны не является предметом исследования.
Анализ выявленной литературы показывает, что ни комплексного, ни системного исследования по выбранной теме до сих пор нет, что подтверждает актуальность избранной темы.
Важное значение для нашего исследования имела работа Обухова А.С., «Проектные методы обучения в основной и старшей школе»17 помогла нам в понимании того, что такое проектное обучение, что такое кейс - задания, и в раскрытии многих определений по данной теме, в ней присутствуют отсылки на ученых, которые стояли у истоков и принимали участие в разработке проектного обучения. Однако, недостаток этой работы заключается в том, что там нет описания возрастных особенностей детей, которые бы учитывались при составлении нами проекта.
Работа по проектам как методу, Лернера И.Я. «Дидактические основы методов обучения»18 помогла нам в осмыслении того, какие компоненты входят в традиционное, а какие входят в проблемное обучение. В ней подробно описаны дидактические основы методов обучения. Но, там не уделено достаточно внимания подростковым особенностям.
Работа по возрастной психологии, Березина С.В., Лисецкого К.С. «Технология формирования социальных навыков - методическое пособие для психологов и социальных педагогов»19 помогла нам в понимании протекания физиологических и психических подростковых изменений. Однако, в данной работе не были описаны методы подхода к подросткам в данный период формирования их личности.
Учебное пособие по становлению социальной психологии, Олиференко Л.Я., Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева «Социально - педагогическая поддержка детей группы риска» 20помогла нам в понимании нормативно - правовых основ социально - педагогической поддержки детей. Однако, данная работа уделяет особое внимание социально незащищённым группам детей (инвалиды, сироты и т.д.)
Учебное пособие для студентов Валеева Г.Х.21 помогло нам в понимании принципов составления анкет, однако в ней не описаны правила работы с людьми, у которых есть посттравматический синдром.
Методическое пособие Обухова А. С. «Развитие исследовательской деятельности учащихся» 22помогло нам в понимании того, как направлять учеников в исследовательскую деятельность, как правильно её организовать. Однако, в данной работе нет описаний проектной деятельности, как исследовательской.
Российская педагогическая энциклопедия22 23 помогла нам в расширении кругозора по данной теме, в ней описаны мысли выдающихся российских учёных - педагогов, хорошо описаны принципы воспитания. Однако, в неё не входит полный разбор физиологических и психических изменений учащихся в связи с переходом в старший подростковый возраст.
Произведение писателя Толстого Л.Н. 24помогло нам в понимании, как выдающийся русский писатель смотрит на процессы взросления сам, и как их описывает, используя свои воспоминания. Однако, в данном произведении нет подробного описания подростковой психологии.
Работа Дж. Дьюи 25 помогла нам в понимании, что такое учебный предмет и ознакомила нас с путями совершенствования опыта. Однако, в данной работе не рассматривается психология старших подростков.
Новизна исследования - в визуализации части конкретного исторического события, как Афганская война, что способствует повышенному интересу старших подростков к данной теме.
Были разработаны кейсы с заданиями на тему войны в Афганистане.
Метод реконструкции и анализа. Мы провели примерную реконструкцию исторических событий исходя из изученной литературы и анализа анкетных данных ветеранов боевых действий Красноярского края, произошедших во время войны в Афганистане. Нами была воссоздана диорама - общая картина из воспоминаний ветеранов - сибиряков боевого выхода колонны в горной местности. Сам метод исторической реконструкции позволяет исследователю полностью погрузиться в атмосферу и максимально приблизиться к реальным условиям, которые, когда - то происходили. Метод анализа помогает раскрыть и понять суть такого продолжительного исторического события, как Афганская война.
Структура и объем работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников, литературы и приложения (анкеты опрошенных).
Работа над учебными проектами по данной тематике позволяет обучающимся не просто реконструировать исследуемые события, но и эмоционально «прожить» историческую ситуацию, что безусловно позволяет оптимально добиваться поставленных целей. Большое значение имеет для восприятия такой сложной темы учащимися и наглядное проектирование конкретных исторических событий. Оно способствует лучшему усвоению информации и проявления заинтересованности учащимися к теме Афганской войны.
После изучения нами нормативных документов, таких как Федеральный закон «Об образовании», ФГОС, ПООП, ИКС можно сделать вывод о том, что при проектировании и составлении кейс - заданий, нужно учитывать возрастную категорию детей основной школы (5-9 классы). Объем и сложности заданий должны совпадать с возможностями данной возрастной категории. Так же учитывать общие требования к предмету «История». Так же личный архив Садовченко Е.В. анкетных данных ветеранов - афганцев боевых действий Красноярского края помог нам в создании диорамы - реконструкции.
Учебные проекты в системе исторического знания в соответствии ФГОС ООО и ИКС имеют большое значение. Согласно ФГОС ООО и ИКС знания об историческом опыте человечества, об историческом пути развития российского народа на протяжении веков существования нашей Родины важны для того, чтобы:
• понимать современные общественные процессы, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве;
• понимать процессы истории внешней политики России, так же её статуса в системе международных отношений;
понимать особенности взаимодействия с различными народами и государствами;
- понимать причины, ход и последствия важнейших военных конфликтов, при этом не только мировых войн, но и локальных конфликтов.
Основная работа любого школьника - это учеба. Что такое защищать Родину? Нужно объяснить. Педагог должен правильно истолковать что является патриотизмом. Это любовь. Родина - мать. Любить родных. Любить людей. Родина - это ещё и где ты родился. Адекватный патриотизм должен присутствовать в каждом человеке. Сформировать патриотизм помогает передача исторической памяти поколений. Как это организовать? Встречи с ветеранами боевых действий, что бы узнать... Как защищать? Что двигало? Как воспитывались? Как учились, к чему стремились, что получили? Как жизнь сложилась? Это очень важно. Важно, как для детей, так и для самих ветеранов. Ветеранов, прошедших Великую Отечественную войну, ветеранов, участвовавших в локальных конфликтах. Если две Мировые войны (ПМВ и ВМВ она же ВОВ) хорошо освещены в учебниках истории, то локальные войны, охватывающие вторую половину ХХ и начал XXI века забыты. Например, локальные войны: Египет, Афганистан, Алжир, Ангола, Эфиопия, Чечня, Абхазия, Дагестан, Сирия. Так же забыто присутствие в Югославии наших миротворцев. Важно, чтобы, не забывали, что бы чтили память и помнили. Важно, чтобы у подрастающего поколения воспитывалось чувство реального патриотизма - любить Родину со всеми её недостатками, плюсами и минусами.
Что такое поступок, патриотизм и верность отчизне для молодого поколения показывают личным примером ветераны, и солдаты, павшие в боях не отрекшиеся от воинского долга. Пишутся монографии и издаются «Книги памяти». Что бы помнили. Задача молодого поколения не забывать свою историю. Методом интервьюирования мы можем сохранить эти ценные воспоминания, а с помощью изобразительного искусства увековечить их.
Все это в совокупности позволяет методу проектирования более точно и реалистично раскрыть исторические события, способствует проявлению интереса к истории, в итоге приводит к лучшему усвоении тяжелой информации.
Устная история, как метод познания (принцип составления анкет и т.д.) Устная история несет нам достаточно субъективную информацию, но именно она включает в себя эмоциональную окраску, что является её особенностью.
При разработке проектов и кейс - заданий педагогам необходимо учитывать возрастные особенности учащихся 8 - 9 классов. Так же нужно брать во внимание познавательные особенности старших подростков, их мыслительные операции, которые уже отличаются и способы умственной деятельности другие: они хорошо абстрагируют, анализируют.
Планирование и организация работы над исследовательскими проектами в основной школе требует серьезного изучения материала педагогами, его обработки в более простой для понимания учеников основной средней школы. Приветствуется творческий подход педагогов в создании проектов. Проектное обучение способствует лучшему усвоению сложных и проблемных тем в истории, так же способствует развитию творческих и исследовательских способностей учеников.
Таким образом, составленные нами кейсы и созданная диорама - примерная реконструкция боевого выезда колонны, в основу которой были положены воспоминания ветеранов - сибиряков, проходивших службу в Афганистане, отражает исторические события того времени, позволяет окунуться в атмосферу давно ушедших лет, что позволяет более полное раскрытие данной темы. Имеет значение, для более полного понимания учениками основной школы данной темы, для её усвоения.
В заключение хочется подчеркнуть, что метод проектов представляет собой большой интерес у педагогов, позволяет вызвать интерес к истории учеников, и развивать их творческие способности. Нами продемонстрирован проект на специфическую тему локального конфликта - Афганской войны.
Фрагмент из воспоминаний ветерана боевых действий Бейбита Т. - “... Да, многих эта война побила. В основном тех, у кого характер слабый. Многие, кто пришли, пить начали. Этого я не одобряю. Я сам, никогда не курил, не пил. Не собираюсь. И горжусь этим. Чту память павших, уважаю выживших. Не только в Афганской войне, но и в Великой Отечественной и Чеченской. Мы не сдавались по примеру ветеранов Великой Отечественной войны. Благодаря им мы живы и свободны! Я горжусь, что служил в Афганистане в Воздушно - десантных войсках. С детства мечтал служить в ВДВ, спортом занимался. Я достойно прошел этот трудный путь на войне.
Молодежь должна помнить. Должен быть патриотизм и любовь к своей Родине!”.
Эти слова звучать нам как напутствие. Не забывать, чтить память и любить свою Родину!
14 апреля 1988 г. в Женеве министрами иностранных дел Афганистана, Пакистана, СССР и США был подписан блок документов по политическому урегулированию положения вокруг Афганистана. Было принято решение о выводе оттуда советских войск, которое началось 15 мая 1988 г. И официально завершилось 15 февраля 1989 г., на II Съезде народных
депутатов СССР, решение о вводе войск в Афганистан в декабре 1979 г. было признано политической ошибкой. 1 Это официальное объявление, прозвучавшее в СССР (да и во всем мире) было слишком жестоко по отношению к людям, которые с честью и достоинством выполняли свой
интернациональный долг. Люди оказались ошибкой, зачем тогда это все было? Кому теперь нужны? - об этом думали ветераны войны в
Афганистане. Вскоре в 1991 г. распался СССР. Об Афганской войне старались не говорить, не вспоминать. Сейчас, мы живем в новом государстве Российской Федерации. Россия чтит память людей, защищавших где - бы то и когда бы не было интересы своей страны. Наша задача чтить память павших, и не забывать о выживших. Никогда не забывать.
Г оды идут, меняются времена. Война - это трагедия для любого человека. Но, что в Великой Отечественной войне, в которой советский солдат столкнулся с фашизмом, в борьбе за родину, что Афганская война, участие в которой, было почетным выполнением интернационального долга, где советский солдат впервые столкнулся с наркотиками и назревающим мировым терроризмом, с которым уже в XXI веке начнется активная борьба. Не меняется одно: неисчерпаемая сила воли, самоотверженность,
преданность Родине, отвага и подвиги русских солдат, остаются навсегда.
1. Закон «Об образовании РФ» URL: http://zakon-ob-
obrazovanii.ru/34.html (дата обращения 09.02.2020)
2. ФГОС ООО // URL: https://fgos.ru/LMS/wm/wm_fgos.php?id=osnov (дата обращения 09.02.2020)
3. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории: http://school.historians.ru (дата обращения 09.02.20)
4. Личный архив Садовченко Е.В.
5. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ от 17.12.2010 № 1897. С. 31-32
Литература
6. Березин С.В., Лисецкий К.С. Технология формирования социальных навыков - методическое пособие для психологов и социальных педагогов ИТУ - Самара, 1999
7. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого - педагогических исследований. Учебное пособие для студентов 3-5 курсов педагогических вузов по специальности «031000 - Педагогика и психология»- Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин - т, 2002, - 134 с.
8. Гасанов И.Б. Национальные стереотипы и «образ врага». М.,1994. 235 с.
9. Гудков Л. М. Идеологема врага // Гудков Л. Негативная идентичность. Статьи 1997-2002 годов. М.: Новое литературное обозрение, 2004. С. 496-551;
10. Дж. Дьюи «Демократия и образование». Пер. с англ. М.: Педагогика - Пресс, 2000. с. 108.
11. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981
12. Крысько В. Г. Секреты психологической войны. (Цели, задачи, методы, формы, опыт). Мн., 1999. с. 305.
13. Кром М.М. Историческая антропология. Пособие к лекционному курсу. СПб., 2010. с. 207.
14. Магда Е. В. Гибридная война. Выжить и победить Украина 2015 год, 68 с.
15. Налчаджян А. А. Этнопсихологическая самозащита и агрессия. Ереван, 2000. с. 198....26