Введение 6
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ФГОС 9
1.1. Сравнительный анализ основ современного и традиционного занятий в
рамках реализации требований ФГОС 9
1.2. Психолого-педагогические требования к уроку в рамках ФГОС 17
1.3. Методическое сопровождение и обеспечение организации
современного учебного занятия 32
Выводы по первой главе 39
ГЛАВА II. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС 40
2.1. Эффективность методологии обучения при построении урока технологии в рамках ФГОС 40
2.2. Планирование практического этапа урока технологии с учётом
материально-технического обеспечения учебных мастерских 49
2.3. Практическая реализация современного урока технологии 56
Выводы по второй главе 66
Заключение 68
Список использованных источников и литературы 70
Приложение 1 74
Приложение 2
Российская школа переживает серьёзные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришли федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. ФГОС характеризуется как принципиально новый для отечественной школы нормативный документ, определяющий совокупность необходимых требований к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и к непосредственным условиям реализации.
Изменилась не только структура, но и методология стандарта, а именно происходят существенные видоизменения в целеполагании, отборе содержания обучения, координации различных форм и методов организации учебных занятий, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в школе.
Современная деятельностная парадигма образования постулирует в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. И для того, чтобы реализовать данную цель, а, следовательно, и требования по организации учебных занятий, предъявляемые стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным [42].
Традиционный, репродуктивный урок в рамках реализации требований ФГОС переходит к уроку, основанному на системно-деятельностном подходе. Теперь учитель на каждом этапе должен определяться в подборе форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся на основе системно-деятельностного подхода, направленного на развитие личности [1].
Известно, что результативность занятия напрямую зависит от того, как учитель построит учебный процесс. На эффективность любого вида занятий влияет технология его проведения, основанная на соблюдении основных правил организации учебных занятий, и чем качественнее технология, тем выше результативность занятия [19].
Основным субъектом реализации ФГОС школьного образования выступает педагог, который должен научить учащихся жить в изменяющемся, динамичном мире. В таких условиях учителю необходимо изменить подходы к организации и ведению урока по ФГОС, т.к. при всём многообразие учебных занятий - урок остаётся главной формой организации обучения, в процессе которого происходит взаимодействие учителя и ученика [12]. Но как показало анкетирование, проведённое среди учителей Красноярского хореографического колледжа, МАОУ Лицей №6 «Перспектива» и МБОУ СОШ №137, не все педагоги строят обучение в соответствии с требованиями ФГОС (результаты анкетирования представлены Приложение 1).
На основе вышесказанного сформулирована тема данной выпускной квалификационной работы: «Организация учебных занятий по технологии в условиях перехода на ФГОС».
Актуальность исследования связана с социальной действительностью, состояние которой во многом обусловлено внедрением в учебную деятельность ФГОСа и непосредственными изменениями в образовательном процессе в целом, обуславливаемыми трансформированием координации различных форм и методов организации учебных занятий.
На основе вышесказанного был сформулирован объект исследования: организация учебного процесса в рамках ФГОС.
Предмет исследования: организация учебных занятий по технологии.
Цель исследования: рассмотреть особенности организации учебных занятий по технологии, и сформулировать методические рекомендации для педагогов в условиях перехода на ФГОС.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Сравнить на основе анализа психолого-педагогической литературы современное и традиционное занятие в рамках реализации требований ФГОС.
2. Охарактеризовать значимость методического сопровождения и обеспечения организации современного учебного занятия.
3. Охарактеризовать методологию обучения при построении урока технологии в рамках ФГОС.
4. Разработать и реализовать практический этап урока технологии с
учётом материально-технического обеспечения учебных
мастерских.
Практическая значимость работы заключается в выявлении анализированных и обоснованных результатах организации учебных занятий по технологии в условиях перехода на ФГОС. Представлены методические рекомендации для учителей по организации урока в условиях перехода на ФГОС. Данные рекомендации и полученные результаты в дальнейшем можно использовать на практике.
Теоретические основы исследования. Тема данной работы и всевозможные способы и сферы ее проявления все чаще становится объектом исследований методистов; в этом ряду назовем Н.А. Бондареву, А.С. Малина и др. Тема выпускной квалификационной работы носит комплексный характер, поэтому вопросам организации учебных занятий в условиях перехода на ФГОС уделяют внимание в своих научных работах академик Российской академии образования А.Г. Асмолов, проректор по научной работе Московского института открытого образования Г.П. Буданова, научный сотрудник лаборатории инновационных образовательных технологий СурГПУ С.В. Галян и др.
В качестве основных методов и аналитических подходов в работе использованы два метода:
1. Теоретический: метод научного анализа, синтеза и обобщения.
2. Эмпирический: разработка методических рекомендаций для
педагогов по организации учебных занятий по технологии в условиях перехода на ФГОС.
Структура данной работы обусловлена с формулированными целью и задачами. Содержание работы изложено на 69 страницах. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка (51 источников) и двух приложений, содержит семь таблиц, анкету для педагогов, примерный конспект урока.
В результате рассмотрения проблематики выпускной квалификационной работы, а именно психолого-педагогических предпосылок организации планирования учебных занятий при переходе на ФГОС было выявлено, что стандарты общего образования обладают рядом существенных отличий от стандартов первого поколения, которые должны быть отражены учителем в процессе проектирования образовательной деятельности, начиная с уровня рабочей программы учебного предмета и заканчивая уровнем конкретного урока. Происходят существенные видоизменения в целеполагании, отборе содержания обучения, координации различных форм и методов организации учебных занятий. Традиционный, репродуктивный урок в рамках реализации требований ФГОС переходит к уроку, основанному на системнодеятельностном подходе, на основе которого, главной задачей становится не сообщение информационных знаний, а выявление опыта обучающихся, включение их в сотрудничество, активный поиск необходимых знаний. Ученик становится субъектом образовательного процесса.
Проведение современного урока требует высокого социальнонравственного и профессионального уровня развития личности учителя, его способности к самостоятельному мышлению, самообразованию, творческой деятельности. Таким образом, для эффективности организации современного учебного занятия учителям необходимо методическое сопровождение и обеспечение, которое становится помощником для учителей,
заинтересованных в проектировании продуктивного урока и умеющих в достаточно короткое время принципиально изменить подходы к организации, а значит и к результативности деятельности.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий и методов, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, самостоятельность. Вследствие этого было рассмотрено проектирование современного учебного занятия в контексте реализации требований ФГОС, в ходе чего был предложен вариант методического использования данного вопроса, а именно были сформулированы методические рекомендации для педагогов в условиях перехода на ФГОС.
Для организации учебных занятий по технологии требуется создание специального материально-технического обеспечения и разработка теоретических и практических заданий, которые позволили бы обеспечить высокое качество учебного процесса учеников. Вследствие этого нами был спланирован практический этапа урока технологии с учётом материальнотехнического обеспечения учебных мастерских. В ходе работы было выявлено, что основа теоретических и практических заданий существенно не изменилась, а только расширилась и дополнилась. Данные методические рекомендации могут быть использованы учителем при составлении календарно-тематического планирования по технологии для учащихся 6 классов.
Исходя из проведенного исследования, можно утверждать, что, цель нашей работы достигнута, задачи решены.
1. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения [Текст]. - М., 2010. №4. - С. 18-22.
2. Артеменкова, А.И. Роль дифференцированного подхода в развитии
личности / Начальная школа до и после. - 2004. - № 4. [Электронный ресурс] URL: http://new.teacherjournal.ru/no-category/256-metodicheskie- rekomendatsii-dlya-uchitelej-nachalnoj-shkoly-pedagogicheskie- tekhnologii-primenyaemye-na-urokakh-v-nachalnoj-shkole-v-usloviyakh- perekhoda-na-federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart (дата
обращения: 11.04.2017).
3. Бондарева, Н.А. Технологические карты конструирования уроков / -
М.: Просвещение, 2012. [Электронный ресурс] URL:
http://leontevkashkola.ucoz.ru/ tbkp/u/trebovanija k sovremennomu uroku _po_fgos_ooo.pdf (дата обращения: 09.05.2017).
4. Буданова, Г.П. Справочник классного руководителя: пособие для учителя [Текст] / Г.П. Буданова, Л.Н. Буйлова // Работаем по новым стандартам. - М.: Просвещение, 2011. - 256 с.
5. Болотова, Е.Л. Нормативно-правовая база современного урока [Текст] / Народное образование. — 2009. №9. — С. 118.
6. Белозерцев, Е.П. Педагогика профессионального образования: учебное пособие [Текст] / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др. // под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Академия, 2004. 368 с.
7. Бухаркина, М.Ю. Разработка учебного проекта. - М., 2003.
[Электронный ресурс] URL: http://project. 1 september.ru/files/Chto-takoe- uchebniy-proekt.pdf (дата обращения: 09.10.2016).
8. Веракса, Н.Е. Познавательное развитие [Текст] / Н.Е. Веракса. - М.: Мозаика-синтез, 2014. - 336с.
9. Галкина, Т.И., Сухенко, Н.В. Организация и содержание методической работы в современной школе [Текст]. - Ростов на Дону: Феникс, 2006. - 384 с.
10. Галян, С.В. Метапредметный подход в обучении школьников: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ [Текст]. - Сургут: РИО СурГПУ, 2014. - 64 с.
11. Гузеев, В.В. Проектирование и анализ урока [Текст]. - 2005. №7. — С. 44—47.
12. Губанова, Е. В. Обеспечение готовности педагогов к реализации ФГОС
[Текст] / Управление начальной школой. - 2012. №6. [Электронный ресурс] URL: http://www.twirpx.com/file/866004/ (дата обращения:
08.11.2016).
13. Гордеева, С.И. Реализация ФГОС на уроках технологии: индивидуальный подход к учащимся средней общеобразовательной школы [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 50-52.
14. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. // Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2009. - 23 с.
15. Елисеев, В.В., Основина, В.А. Методические рекомендации по разработке образовательной программы школы [Текст]. - Ульяновск: УИПКПРО, 2007. - 3с....51