Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация Словарно-Семантического анализа слова в процессе формирования нравственных представлений у младших школьников (на примере слова милосердие)

Работа №166202

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы102
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
1. Психолого-педагогические и лингвистические основы формирования
нравственных представлений 5
1.1 Психолого-педагогические основы формирования нравственных
представлений 5
1.2 Взаимосвязь процессов формирования нравственных
представлений и развития словарного запаса 14
1.3 Реализация нравственных понятий в лексико-семантической
системе русского языка 22
2. Исследование словарно-семантической работы в процессе формирования
нравственных понятий 35
2.1 Актуальный уровень нравственных представлений у младших
школьников 35
2.2 Словарно-семантическая работа над лексемой «милосердие» 42
2.3 Результаты словарно-семантической работы над лексемой
"милосердие" 49
Заключение 55
Список литературы 57
Приложение 61

Действующий Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, признавая важность содержания образования, отраженного в системе знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности младшего школьника, своей целью выдвигает личностное, социальное и познавательное развития обучающихся. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется «духовно­нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей» [44, С. 18].
В системе начального школьного образования пристальное внимание к проблемам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является традиционным на протяжении всей истории педагогики. Для данного возрастного периода принято говорить о развитии нравственных представлений и усвоении основных нравственных понятий младшими школьниками. Как отмечал Л. С. Выготский, на начальном этапе должно произойти принятие младшими школьниками основных моральных норм, нравственных установок и таких национальных ценностей, как справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро, человеколюбие.
Одним из важных психолого-педагогических условий является развитие речи. Оно способствует расширению круга нравственных представлений, обеспечивает все возрастающую гибкость их смысловых связей в памяти и мышлении. Речевыми источниками нравственных представлений могут выступить собственный опыт ребенка, его наблюдения; впечатления других людей, переданных детям устной или письменной речью. Нужно отметить, что речевые источники, имеющие общественно­исторический характер, больше влияют на формирование представлений, чем представления, прямо возникшие из наблюдения.
В младшем школьном возрасте происходят изменения в эмоциональной сфере, расширяются возможности самоконтроля и самовоспитания, развивается рефлексия, произвольность поведения, возникают внутренняя позиция и качественно новые формы общения, уровень психического и нравственного развития младшего школьника дает возможность интенсивно накапливать опыт социально обусловленного поведения, создаются предпосылки для воспитания нравственности на данном возрастном этапе как сензитивном для целенаправленной работы педагогов и родителей в этом направлении.
Цель: Выявить эффективность словарно-семантического анализа слова в процессе формирования нравственных представлений младших школьников.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические основы нравственных представлений у младших школьников.
2. На основании существующих научных, научно-методических источников определить компоненты и уровни сформированности нравственных представлений у младших школьников.
3. Подобрать диагностический комплекс для изучения нравственных представлений у младших школьников.
4. Исследовать и описать актуальный уровень нравственных представлений у младших школьников.
5. Разработать и апробировать занятия на основе использования
словарно-семантического анализа отдельных лексем (милосердие,
ответственность, сострадание), направленных на формирование нравственных представлений у младших школьников.
6. Проследить изменения, происходящие в нравственных представлениях младших школьников о милосердии до и после формирующего эксперимента.
Объект: процесс повышения уровня сформированности нравственных представлений у младших школьников.
Предмет: Словарно-семантический анализ слова как прием
формирования нравственных представлений.
Гипотеза: Исследования состоит в предположении о том, что процесс повышения уровня сформированности нравственных представлений у младших школьников будет результативным, если будет использована словарно-семантическая работа, называющая основные нравственные понятия.
Методы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Наблюдение.
3. Тестирование.
4. Эксперимент.
5. Методы количественного и качественного анализа.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе анализа научной и методической литературы были выделены психолого-педагогические основы формирования нравственных
представлений. Нравственные представления младших школьников - это обобщенный образ о добре, зле, любви, красоте, понимание и проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости,
сопереживание чувствам других людей.
На основании научных, научно-методических источников были определены компоненты и уровни сформированности нравственных представлений у младших школьников.
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс методик, позволяющий определить уровень сформированности нравственных представлений у младших школьников.
В ходе проведенного исследования была подтверждена актуальность темы. Результаты эксперимента на основе показателей оценки эффективности уровня сформированности нравственных представлений привели нас к необходимости создания комплекса упражнений и приёмов для формирования нравственных представлений у младших школьников.
Для повышения уровня сформированности нравственных представлений у младших школьников были разработаны и апробированы занятия на основе использования словарно-семантического анализа.
В ходе исследования была прослежена динамика изменений в уровнях сформированности нравственных представлений у младших школьников. Эффективность реализации комплекса упражнений и приёмов формирования нравственных представлений у младших школьников подтверждают результаты экспериментальной работы. В результате уровень сформированности нравственных представлений в экспериментальной группе повысился.
Проведенное исследование подтвердило, развитие формирования нравственных представлений у младших школьников способствует достижению позитивных изменений, следовательно, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.


1. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1980.
2. Бондаревская, Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования /Е.В.Бондаревская. // Педагогика. — М., 1997.- № 4.
3. Виноградов, В. В. Русский язык (грамматическое учение о слове) / В.В. Виноградов. — М., 1972.
4. Воробьев, В. В. Лингвокультурология. - М.: РУДН, 2007. - 336 с.
5. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. - М., 1991.
6. Гринёва, Е. А. Нравственное воспитание школьников: сущность базовых понятий / Е. А. Гринёва // Современное образование: приоритетные направления в теории и практике.: материалы VI международной научно­практической конференции: М.: М111У, 2014. - С.68-74.
7. Гуркова, И. В. Морфемно-словообразовательный словарь. - М. «Аст- пресс», 2010.
8. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. Т. 2 - М.: Русский язык, 2000. - 779 с.
9. Евгеньева, А. П. Словарь синонимов русского языка. Т. 1-2. М., 2001. С. 22,48,83,126.
10. Елизарова, Г. В. Культурологическая лингвистика. - СПб.: Бельведер, 2010. - 140 с.
11. Ефремов, В. А. Теория концепта и концептуальное пространство // Известия РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. - №104. - С. 96-106.
12. Журавлев, А. П. Звук и смысл / А.П. Журавлев. - М.: Просвещение, 1981. - 160 с.
13. Залевская, А. А. Введение в психолингвистику. - М.: РГГУ, 2013. - 381 с.
14. Залевская, А. А. Вопросы организации лексикона человека в лингвистических и психолингвистических исследованиях. - Калинин, 2008. - 87 с.
15. Караулов, Ю. Н. Структура лексико-семантического поля / Ю. Н. Караулов // Филологические науки. - М., 2014. - № 1. - С. 57-68....49


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ