Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме смысловой обработки текстовых сообщений при общем недоразвитии речи 7
1.1. Лингвистическая и психолингвистическая характеристика текста 7
1.2. Овладение смысловой обработкой текстовой информации детьми в онтогенезе 18
1.3. Усвоение смысловой обработки текстовой информации детьми с общим
недоразвитием речи 22
1.4. Анализ существующих подходов к проблемам диагностики и развития смысловой обработки текстовых сообщений у старших дошкольников с ОНР III уровня 27
Вывод по главе I 35
Глава П. Изучение особенностей смысловой обработки текстовых сообщений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 36
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 36
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 40
2.3. Содержание логопедической работы по формированию смысловой обработки текстовых сообщений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 61
Вывод по главе II 74
Заключение 77
Библиография 81
Приложения
Актуальность. Вопрос развития связной речи является достаточно изученным, но лишь не многие выделяют частные проблемы развития смысловой обработки текстовых сообщений у детей дошкольного возраста, таких как: понимание тестовой информации, деление текста на части, озаглавливание и другие операции с текстом. В дошкольном учреждении основное внимание уделяется построению связного высказывания, в тоже время именно смысловой обработке текста уделяется очень мало времени. Поэтому актуальным является решение проблемы формирования у детей умений смысловой обработки текстовых сообщений уже в дошкольном детстве.
Проблема формирования смысловой стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи остается одной из самых малоисследованных проблем в отечественной логопедии.
Лингвистические и психолингвистические характеристики текста описывали: В.П. Белянин, И.Р. Гальперин, В.П. Глухов, И.Н. Горелов, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, К.Ф. Седов, О.С. Ушакова и другие.
Такие авторы, как А.А, Алмазова, Г.В. Бабина, Т.Д. Барменкова, М.В Вербицкая, В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Л.Н. Мочалова, Л.Ф. Ни, Н.С. Озерова, Е.Л. Парфенова, И.А. Сотова, Н.Г. Токарева, О.С.Ушакова, Т.Б. Филичева, Л.Б. Халилова, изучали умения работать с текстом, в том числе и смысловую обработку текста у детей с общим недоразвитием речи.
Для детей с нарушениями речи, по мнению всех исследователей, работа с текстом вызывает большие сложности. Дети дошкольного возраста испытывают трудности при понимании прочитанного им текста.
Очевидно, что для повышения эффективности логопедического воздействия необходимо не только совершенствовать традиционные методы и приёмы логопедической работы, но и обосновывать и разрабатывать новые технологии преодоления смысловых нарушений речи у детей старшего до-школьного возраста.
Представленные результаты исследования позволят охарактеризовать особенности смысловых нарушений у детей и обосновать направления логопедической работы по их преодолению.
Целенаправленное формирование умений смысловой обработки текста будет способствовать оптимизации текстовой деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Таким образом, в современной образовательной практике существует противоречие: Между формированием смысловой обработки текстовых со-общений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и недостаточной разработанностью содержания, методического и дидактического обеспечения логопедической работы по формированию смысловой обработки текстовых сообщений. Данные противоречия дали возможность сформулировать проблему исследования.
Проблема исследования: Заключается в определении дифференцированного содержания логопедической работы, методического и дидактического обеспечения для формирования смысловой обработки текстовых сообщений у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: Связная монологическая речь у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет: Содержание логопедической работы по формированию смысловой обработки текстовых сообщений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования: Теоретически обосновать и разработать содержание логопедической работы по формированию смысловой обработки текстовых сообщений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования:
1. Под смысловой обработкой текста мы понимаем осмысление информации, в результате которого возникает понимание (или непонимание) сообщения [3]. В работе со смысловой обработкой текста, мы выделяем пересказ и стилизацию или вторичный текст.
2. Мы полагаем выявить наличие уровневых отличий и качественного своеобразия в смысловой обработке текстовых сообщений старших дошкольников с общим недоразвития речи III уровня.
3. Выявленные особенности позволят нам разработать дифференцированное содержание логопедической работы по развитию смысловой обработки текста.
Задачи.
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме смысловой организации текстовых сообщений у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
2. Выявить особенности смысловой обработки текстовых сообщений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
3. Определить основные этапы, разработать дифференцированное содержание логопедической работы по этапам, методическое и дидактическое обеспечение логопедической работы по развитию смысловой обработки текстовых сообщений.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной педагогики и психологии:
- о возрастных этапах, закономерностях и условиях речевого развития в онтогенезе (А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин);
- об основных закономерностях развития нормального и аномального ребенка (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, В.И. Е.А. Стребелева);
Методы исследования: в соответствии с целью, задачами и гипотезой в ходе данного исследования применялись следующие методы:
- теоретический: изучение нормативно-правовых документов, теоретический анализ научной литературы по изучаемой проблеме, учебных программ дошкольного обучения. Анализ медицинской и педагогической документации; систематизация, классификация, сравнение, прогнозирование, планирование, теоретическое моделирование опытно-поисковой работы;
- эмпирический: педагогическое наблюдение, констатирующий эксперимент.
В ходе педагогического эксперимента были использованы методы качественно-количественной обработки экспериментальных данных.
Организация исследования. Исследование проводилось в дошкольном образовательном учреждении Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Детский сад «Ромашка» республики Хакасии р.п. Усть- Абакан. Для проведения констатирующего эксперимента нами были сформированы две группы детей:
- экспериментальная группа 10 дошкольников, возраста 5-5,5 лет, имеющих общее недоразвитие речи III уровня;
- контрольная группа - 10 дошкольников, возраста 5 - 5,5 лет, имеющих нормированное речевое развитие. Исследование проводилось в течение 2018-2020 года в три этапа.
Теоретическая значимость связана с тем, что результаты исследования уточняют и дополняют имеющиеся знания об особенностях смысловой обработки текстовых сообщений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанный диагностический и коррекционный материал по развитию смысловой обработки текстовых сообщений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня могут быть использованы в коррекционном и учебно-воспитательном процессе.
Структура и объем. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
В результате анализа литературы по проблеме развития смысловой организации текстовых сообщений у детей с общим недоразвитием речи можно сделать следующие выводы:
- К понятию «текст» могут применяться как синонимы, такие определения как: «связная речь» и «высказывание».
- Связная речь - это сложная форма речевой деятельности; отрезок речи, который имеет значительную протяженность и раскладывается на относительно законченные, отдельные части; смысловое развернутое высказывание, которое реализует общение и взаимопонимание [12, 46].
- Смысловая обработка текстовой информации представляется как осмысление информации, в результате которого возникает понимание (или не-понимание) сообщения [3].
- В работе со смысловой обработкой текста, можно выделить вторичный текст.
- Мы определили некоторые закономерности, овладения детьми с нормированным речевым развитием, смысловой обработки текстовых сообщений Е.Л. Парфенова и И.А. Сотова выделяют следующие критерии, по которым определяется уровень овладения передачи текстового сообщения: глубина понимания, ребенком, текстового сообщения, владение жанровыми моделями текста, точность передачи информации [47].
- Лишь в ходе целенаправленного обучения в дошкольном и школьном возрасте происходит полноценное становление смысловой обработки текстового сообщения. [38].
Результаты работы представлены в I главе.
В рамках реализации 2 и 3 задачи нами был организован и проведен констатирующий эксперимент, с целью выявления особенностей смысловой обработки текстовых сообщений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Результаты нами представлены во II главе работы.
Проведённый констатирующий эксперимент показал, что дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеют уровневые особенности и качественное своеобразие смысловой обработки текстовых сообщений.
На основе обобщения результатов констатирующего эксперимента нами выделены особенности развития смысловой обработки текстовых сообщений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Можно выделить общие особенности у детей с общим недоразвитием речи III уровня и у детей с нормированным речевым развитием:
- Для участников двух групп наиболее сложным для определения жанра и его специфических особенностей является рассказ.
- Жанр сказки является одним из самых любимых и знакомых дошкольникам данных групп. Это позволит использовать сказку в качестве средства, повышающего способность детей к творческому рассказыванию, обеспечить интерес к дальнейшим занятиям.
- Менее сформировано умение определять и придумывать начало теста.
- Более сформировано умение определять и придумывать середину и конец произведения.
- Более сформировано понимание жанровых отличий и частей теста в отличие от умения пересказывать текст и придумывать сказку на свободную тему.
- При построении пересказа чаще всего дети данных групп, пропускают важные звенья, страдает объем содержания текста и отсутствует логическая последовательность, для построения эффективной работы нужно обратить внимание на эти критерии.
- Наблюдается тенденция к прямой зависимости между пониманием жанровых особенностей и понимания частей текста с умением работать с вторичным текстом (пересказ, сочинение сказки)
2. Также мы выделили специфические особенности для детей с общим недоразвитием речи III уровня:
- Уровень сформированности по первой и по второй серии заданий, в целом, у детей с общим недоразвитием речи ниже.
- Пересказ детям с общим недоразвитием речи дается легче, чем придумывание сказки на свободную тему. Полученные данные показывают довольно выраженную взаимосвязь между первой и второй частью методики. Детям с общим недоразвитием речи сложно работать с частями текста, понимать нарушение целостности текста и тем более придумать недостающую часть текста, следовательно, придумать свою сказку с последовательной логичной цепочкой событий становится практически невозможным. Детям проще и привычнее работать по готовому замыслу.
- При придумывании сказок на свободную тему дети в основном заимствовали сюжеты из уже известных сказок, которые не отличаются большой оригинальностью.
3. Определенна вариативность проявления особенностей:
- 1 группа с относительно благоприятной перспективой развития смысловой обработки текстовых сообщений. Дети справляются с вопросами о жанре рассказа и сказки, иногда требуется помощью. С заданиями на определение частей теста справляются, но с отсутствующую часть придумать могут не всегда. При пересказе дети данной группы понимают, о чем текст, но отвечают очень кратко, в их пересказе могла отсутствовать логическая последовательность, также дети иногда допускали значительные пропуски в своем пересказе. Сказки данных детей отличались самостоятельностью и выраженностью сказочного содержания, но содержание сказки не всегда соответствовало его названию, сказки могут быть не логичными и не последовательными.
- 2 группа с менее благоприятной перспективой развития смысловой обработки текстовых сообщений. Дети либо вообще не справляются с вопросами о жанре рассказа и сказки, либо справляются, но с помощью педагога. С заданиями на определение частей теста справляются не всегда, не могут продумать отсутствующую часть теста. Пересказы этих детей были не последовательны, части текста менялись местами и не имели смысловой связи между собой (дети перечисляли героев, события сказки). Дети не могут самостоятельно придумать сказку на свободную тему.
Результаты констатирующего эксперимента указывают на необходимость дифференцированной и целенаправленной работы по развитию смысловой обработки текстовых сообщений.
Данные показатели проведенного эксперимента позволили составить дифференцированное содержание логопедической работы по развитию смысловой обработки текстовых сообщений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Таким образом, задачи исследования выполнены, цель достигнута.
1. Алмазова, А.А. Обучение построению письменного текста учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи (На материале 5-6 классов): дис. ...канд. пед. наук: 13.00.03. - М.: б. и., 1998. - 199 с.
2. Альтшуллер, Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения //Шанс на приключение. / Сост. А.Б. Селюцкий. Петрозаводск,1991
3. Бабина, Г.В. Механизмы обработки текстовой информации при чтении: прикладные аспекты / Г. В. Бабина // Проблемы современного образования. - 2015. - № 1. - С. 23-32.
4. Барменкова, Т.Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.03. - М.: б. и., 1995. - 182 с.
5. Белянин, В.П. Психолингвистика / В.П. Белянин. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2003. - 232 с.
6. Биева, Е.Г. Факторы, влияющие на понимание текстов (на материале детской речи): дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. - М.: б. и., 1984. - 186 с.
7. Васильева, Г.Н. Оптимизация процесса обучения чтению младших школьников с тяжелыми нарушениями речи: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03. - М.: б. и., 2014. - 145 с.
8. Вербицкая, М.В. Теория вторичных текстов: дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.04. - М.: б. и., 2000. - 312 с.
9. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В. К. Воробьева. - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158 с.
10. Гальперин, И.Р. О понятии «текст» / И. Р. Гальперин // Вопросы языкознания. - 1974. - № 6. - С. 54.
11. Глухов, В.П. Основы психолингвистики. - учеб. пособие для студентов пед. вузов / В.П. Глухов. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 351 с.
12. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРТИ, 2004. - 168 с.
13. Грибова, О.Е. Становление механизма компрессии текста у учащихся специальной (коррекционной) школы V вида: старшие классы / О.Е. Грибова // Школьный логопед. - 2007. - № 4. - С. 6 - 16.
14. Горелов, И.Н. Основы психолингвистики / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. - М.: Лабиринт, 1997. - 224 с.
15. Доблаев, Л.И. Логико-психологический анализ текста / Л.И. Доблаев. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1969. - 171 с.
16. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: Национальный книжный центр, 2015. -132 с.
17. Жинкин, Н.И. К вопросу о развитии речи у детей / Н.И. Жинкин // Советская педагогика, 1954 - № 6. - С. 79 - 94.
18. Жинкин, Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова / сост. В.Я. Коровина. - М., 1966. - С. 5 - 25.
19. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин. - М.: Наука, 1982. - 159 с.
20. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. Для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. - 320 с.
21. Зимняя, И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения / И.А. Зимняя // Смысловое восприятие речевого сообщения: (в условиях массовой коммуникации). - М.: Наука, 1987. - С. 5-33.
22. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 432 с.
23. Карасик, В. И. Типы вторичных текстов // Языковая личность: проблемы обозначения и понимания / В. И. Карасик. - Волгоград: Перемена, 1997. - С. 69-70.
24. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования на-рушений устной речи у детей. - М., 2004
25. Левина, Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи / Р.Е. Левина. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 310 с.
26. Леонтьев, А.А. Психофизиологические механизмы речи / А.А. Леонтьев. - М.: Наука, 1970. - С. 314-370.
27. Леонтьев, А.А. Психологическая структура значения // Семантическая структура слова: психолингвистические исследования / А.А. Леонтьев. - М.: Наука, 1971. - 216 с.
28. Леонтьев, А.А. Признаки связности и целостности текста / А.А. Леонтьев // Лингвистика текста. - 1976. - №. 103 - С. 60-70
29. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1997. - 287 с.
30. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
31. Лосева, Л.И. как строится текст // Л.И. Лосева; под редакцией Г.Я. Солганика. - М.: Просвещение, 1980. - 96 с.
32. Лурия, А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия; под редакцией Е.Д. Хомской. - М: изд-во Моск. ун-та, 1979. - 320 с.
33. Любимова, М.М. Обучение сжатию и развертыванию текста изложения учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи: дис. канд. пед. наук : 13.00.03. - М.: б. и., 2016. - 159 с
34. Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Едакова М.Н. Диагностика развития речи дошкольников: Методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 80с.
35. Мочалова, Л.Н. Диагностика сформированности анализа текста у школьников с недоразвитием речи посредством стандартизированной мето-дики: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03. - М.: б. и., 2015. - 169 с.
36. Нечаева, О.А. Функционально-смысловые типы речи. (Описание, повествование, рассуждение) / О. А. Нечаева. - Улан-Удэ: Бурятское кн. изд- во, 1974. - 260 с.
37. Ни, Л.Ф. Обучение учащихся младших классов продуктивному пе-ресказу: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - М.: б. и., 1993. - 328 с.
38. Озерова, Н. С. Формирование умений структурно- семантического анализа текста у учащихся школы V вида: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03. - М.: б. и., 2014. - 168 с.
39. Постановление Росстата от 03.05.2005 № 26 «Об утверждении порядка заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения № 85-К - Сведения о деятельности дошкольного образовательного учреждения».
40. Психолого-педагогическоя диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие, под ред. Е.А. Стребелевой. - 2-е изд., - М.: Просвещение, 2004. -164 с.
41. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с.
42. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 712 с.
43. Сахарный, Л.В. Введение в психолингвистику: курс лекций / Л.В. Сахарный. - Ленинград.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1989. - 334 с.
44. Сахарный, Л.В. Набор ключевых слов как тип текста / Л.В. Сахарный, А.С. Штерн // Лексические аспекты в системе профессионально-ориентированного обучения иноязычной речевой деятельности. - Пермь: Изд-во Пермского политехнического ун-та, 1988. - С. 34 - 51.
45. Сахарный, Л.В. Тексты-примитивы и закономерности их порождения / Л. В. Сахарный // Человеческий фактор в языке: язык и порождение речи. - М.: Наука, 1991. - С. 221-237.
46. Седов, К.Ф. Становление дискурсивного мышления (в норме и патологии). Онтогенез реч. деят-ти. Норма и патология / К. Ф. Седов. - М.: Прометей, 2005. - С. 48-53.
47. Сотова, И.А. Дифференцированное обучение устному пересказу как особому виду творческой деятельности / И.А. Сотова, Е.Л. Парфенова // Русский язык в школе: научно-методический журнал. - 2015. - № 8. - С. 8 - 13 .
48. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Н.А. Стародубова. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 256 с.
49. Токарева, Н.Г. Формирование текстового сообщения у младших школьников с церебральным параличом: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.03. - М.: б. и., 2002. - 164 с.
50. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей до-школьного возраста: учеб.-метод.пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. - М.: Гуманитар. изд. Центр Владос, 2004. - 287с.
51. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. — М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. - 256 с.
52. Филичева, Т.Б. Основы логопедии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.
53. Филичева, Т.Б. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями / Т.Б. Филичева, А.Р. Соболева. - Екатеринбург: АРГО, 1996. - 80 с.
54. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. Методическое пособие. - М.: Айрис - Пресс 2007
55. Халилова, Л.Б. Семантические нарушения и пути их преодоления у детей с расстройствами речи // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л.Б. Халиловой. - М.: Экономика, 1997. - 302 с.
56. Циванюк, Н.А. Некоторые особенности восприятия сказки детьми / Н.А. Циванюк. - Дошкольное воспитание. - 1974. - №6. - С. 41-45.
57. Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г. В. Чиркина; под ред. Г. В. Чиркиной. — 2-е изд., испр. - М.: АРКТИ, 2003.-240 с.
58. Чиркова, Э.Б. Трудности понимания и оценки содержания художественных текстов учащимися с тяжелыми нарушениями речи / Э.Б. Чиркова // Проблемы онтолингвистики - 2013. Материалы международной конференции 26-29 июня 2013 г., Санкт-Петербург. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. - С. 391-394.
59. Чиркова, Э.Б. Характеристика трудностей понимания литературных текстов у детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи / Э.Б. Чиркова, Т.В. Страшнова // Специальное образование. - 2015. - Выпуск №XI.-С. 291-293.
60. Чистякова, Г.Д. Психологическое исследование содержательной стороны текста в связи с проблемой понимания / Г.Д. Чистякова // Вопросы психологии. - 1974. - №4. - С. 115-127.
61. Чистякова, Г.Д. Смысловая структура текста как определяющий фактор его понимания / Г.Д. Чистякова // Семантика, логика и интуиция в мыслительной деятельности человека. - М: Педагогика, 1979. - С. 101 - 126.
62. Шахнарович, A.M. Психолингвистические проблемы предикативности и обучение пониманию текстов / А.М. Шахнарович, В.Б. Апухтин // Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия / Под ред. Ю.А. Жлуктенко, А.А. Леонтьева. - Киев, 1979. - С. 188-195.
63. Шаховская, С.Н. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектол.фак.пед.вузов: В 5 кн. Кн. III : Системные нарушения речи: Алалия. Афазия. / С.Н. Шаховская, М.К. Шохор-Троцкая (Бурлакова); под ред. Л. С. Волковой. - М.: Владос, 2013 . — 311 с.
64. Шулекина, Ю.А. Психолингвистический анализ смыслового восприятия речевого высказывания (в условиях речевой патологии): монография. - Изд-во LAP Lambert Academic Publishing, 2015. - 218 с.
65. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин. - М.: Издательство академии пед. наук РСФСР, 1958. - 116 с.
66. Ягунова, Е.В. Вариативность стратегий восприятия звучащего текста (экспериментальное исследование на материале русскоязычных текстов разных функциональных стилей): Автореферат дис. на соиск. учен. степени доктора филолог. наук / Ягунова Е.В. - Москва, 2016. - 47 с.
67. Якимович, Н.В. Процесс понимания текста и диагностика его раз-вития: Автореф. дис. на соискание учен. степени канд. псих. наук / Н.В. Якимович. - М.: МГУ, 1996. - 22 с.
68. Яхно, П.С. Слуховая память в механизме понимания текста / П.С. Яхно // Иностранные языки в школе. - 1978. - №6. - С. 25-34.
69. Clark H., Lucy P. Understanding what is meant from what is said: A study in conversationally conveyed requests. - Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior, 1975. - v. 14, р. 56-72.
70. Heinemann W. Textlinguistik heute - Entwicklung, Probleme, Aufgaben // Wiss. Zeitschrift Karl-Marks-Universitat Leipzig. 1982. Hft.3. - S. 210-221.