РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Понятие словесно-логическое мышление в трудах отечественных и зарубежных ученых 6
1.2. Условия развития словесно-логического мышления детей
старшего дошкольного возраста 12
1.3. Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста 15
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 24
2.1. Методы и методики исследования 24
2.2. Результаты исследования словесно-логического мышления детей
старшего дошкольного возраста 28
2.3. Программа познавательно-исследовательской деятельности с
детьми старшего дошкольного возраста «Умничка» 32
2.4. Результаты исследования словесно-логического мышления детей
старшего дошкольного возраста после реализации программы «Умничка» 35
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Понятие словесно-логическое мышление в трудах отечественных и зарубежных ученых 6
1.2. Условия развития словесно-логического мышления детей
старшего дошкольного возраста 12
1.3. Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста 15
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 24
2.1. Методы и методики исследования 24
2.2. Результаты исследования словесно-логического мышления детей
старшего дошкольного возраста 28
2.3. Программа познавательно-исследовательской деятельности с
детьми старшего дошкольного возраста «Умничка» 32
2.4. Результаты исследования словесно-логического мышления детей
старшего дошкольного возраста после реализации программы «Умничка» 35
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
По статистическим данным Росстата в 2017 году в школы пошли рекордные 1,8 миллиона первоклассников. В настоящее время общество предъявляет высокие требования к способности быстро воспринимать и перерабатывать информацию, уровню развития мышления подрастающего поколения. Известно, что человек начинает мыслить, когда перед ним встают вопросы, задачи или проблемы. А мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает необходимость решить эти вопросы или проблемы. Мышление зарождается удивлением, недоумением или попыткой разрешить противоречие. Мышление - процесс познания нового. Как и другие качества ума его необходимо развивать, последовательно обучая отдельным элементам. Одним из таких элементов является логика и соответственно выделяют логическое мышление.
Сущность интеллекта, содержание и понятие интеллектуального развития, его уровни, показатели и условия анализировались в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина [9, 21, 11]. Проблемой развития исследовательской деятельности занимались такие ученые как А.И. Савенков, Н.Н. Поддъяков, Г.П. Тугушева [38, 34, 41].
На сегодняшний день для образовательных программ актуальным является выбор форм работ, которые направлены на развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально- коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие в соответствии с Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [42].
Дошкольный возраст является важнейший этапом становления образованности личности и познавательной культуры. Следовательно, главным направлением педагогической теории и практики на данном этапе обучения старших дошкольников является познавательное развитие. Именно старший дошкольный возраст является сенситивным периодом для интеллектуального развития ребенка. В данном возрасте совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Эти объективные факторы указывают на то, что проблема познавательного развития важна сегодня, как никогда. На протяжении ряда лет основные усилия учёных, исследовавших познавательные процессы детей дошкольного возраста, были сосредоточены на изучение проблемы развития мышления дошкольников. На протяжении дошкольного детства огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательно - исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступных материалов, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает начало исследовательской деятельности.
На современном этапе развития системы дошкольного образования, в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, учеными и практиками активно обсуждается решение данной проблемы, что свидетельствует о ее актуальности [42]. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в дошкольный период развития формируются все познавательные процессы: восприятие, память, мышление, воображение. Среди всех познавательных процессов особое место занимает развитие и формирование мышления.
Цель: изучить особенности словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством организации познавательно-исследовательской деятельности.
Объект исследования: словесно-логическое мышление детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством организации познавательно-исследовательской деятельности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что словесно-логическое мышление детей старшего дошкольного возраста не сформировано, его развитие возможно посредством организации познавательно-исследовательской деятельности, включающей: создание проблемных ситуаций, поиск вариантов решения проблемы, проверку предложенных вариантов, формулировку выводов.
Методологическая основа исследования: психологические теории деятельности (А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) [6, 10, 21]; поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин) [11]; системно-деятельностного подхода к организации учебного процесса (А.Н. Леонтьев) [21]; теории развития логического мышления (П.П. Блонский, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже) [5, 21, 33].
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы.
2. Эмпирические: Исследования словесно-логического мышления (автор А. Йирасек) [29]; «Изучение процесса классификации» (автор З.А. Михайлова) [27].
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста;
2. Изучить особенности развития словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста;
3. Разработать и реализовать на практике программу познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
4. Провести анализ результатов эмпирического исследования.
Сущность интеллекта, содержание и понятие интеллектуального развития, его уровни, показатели и условия анализировались в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина [9, 21, 11]. Проблемой развития исследовательской деятельности занимались такие ученые как А.И. Савенков, Н.Н. Поддъяков, Г.П. Тугушева [38, 34, 41].
На сегодняшний день для образовательных программ актуальным является выбор форм работ, которые направлены на развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально- коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие в соответствии с Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [42].
Дошкольный возраст является важнейший этапом становления образованности личности и познавательной культуры. Следовательно, главным направлением педагогической теории и практики на данном этапе обучения старших дошкольников является познавательное развитие. Именно старший дошкольный возраст является сенситивным периодом для интеллектуального развития ребенка. В данном возрасте совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Эти объективные факторы указывают на то, что проблема познавательного развития важна сегодня, как никогда. На протяжении ряда лет основные усилия учёных, исследовавших познавательные процессы детей дошкольного возраста, были сосредоточены на изучение проблемы развития мышления дошкольников. На протяжении дошкольного детства огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательно - исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступных материалов, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает начало исследовательской деятельности.
На современном этапе развития системы дошкольного образования, в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, учеными и практиками активно обсуждается решение данной проблемы, что свидетельствует о ее актуальности [42]. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в дошкольный период развития формируются все познавательные процессы: восприятие, память, мышление, воображение. Среди всех познавательных процессов особое место занимает развитие и формирование мышления.
Цель: изучить особенности словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством организации познавательно-исследовательской деятельности.
Объект исследования: словесно-логическое мышление детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством организации познавательно-исследовательской деятельности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что словесно-логическое мышление детей старшего дошкольного возраста не сформировано, его развитие возможно посредством организации познавательно-исследовательской деятельности, включающей: создание проблемных ситуаций, поиск вариантов решения проблемы, проверку предложенных вариантов, формулировку выводов.
Методологическая основа исследования: психологические теории деятельности (А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) [6, 10, 21]; поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин) [11]; системно-деятельностного подхода к организации учебного процесса (А.Н. Леонтьев) [21]; теории развития логического мышления (П.П. Блонский, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже) [5, 21, 33].
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы.
2. Эмпирические: Исследования словесно-логического мышления (автор А. Йирасек) [29]; «Изучение процесса классификации» (автор З.А. Михайлова) [27].
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста;
2. Изучить особенности развития словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста;
3. Разработать и реализовать на практике программу познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
4. Провести анализ результатов эмпирического исследования.
В теоретической части нашего исследования была проанализирована психолого-педагогическая литература по исследуемой проблеме. Нами было изучены понятия мышление, логическое мышление, словесно-логическое мышление. Так же были изучены условия развития словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрена познавательно- исследовательская деятельность как средство мышления детей старшего дошкольного возраста.
Целью нашего исследования являлось исследовать особенности развития словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством познавательно-исследовательской деятельности. Объектом нашего исследования являлось словесно-логическое мышление детей старшего дошкольного возраста.
Для выявления показателей развития словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста было проведено эмпирическое исследование, которое включало в себя проведение диагностических методик. После анализа полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, мы сделали заключение о том, что у большинства детей уровень развития словесно-логического мышления недостаточно высок.
После анализа психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме нами была разработана и реализована программа познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Умничка», целью которой было развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством познавательно-исследовательской деятельности. Для реализации программы «Умничка» мы создали предметно-развивающую среду, обеспечивающую возможность организации познавательно-экспериментальной деятельности. В качестве дополнительного оборудования были использованы различные сосуды из разных материалов, природный и бросовый материал, воск, магниты, свечи, скрепки, различные вещества, дидактические материалы: карточки-схемы.
Формы работы по организации познавательно-исследовательской деятельности: развивающие игры, игры-соревнования, рассказы, ребусы, кроссворды, рисование, подвижные игры, конструирование, моделирование, наблюдение.
Далее проводился контрольный эксперимент, включающий в себя повторное проведение диагностических методик. Результатами эксперимента стало выявление увеличения количества детей с высоким и средним уровнем развития словесно-логического мышления. Дети стали обнаруживать логические связи и отражать их в речи с помощью рассуждения, проявлять интерес и активность в выполнении заданий , выделять основание для классификации, правильно обобщать слова, выделять признаки, проявлять самостоятельность, работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции, расширился словарный запас.
В целом, можно сказать, что программа познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Умничка» значительно повлияла на развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Результаты теоретического исследования и эмпирического исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу, согласно которой, словесно-логическое мышления детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если разработать и реализовать в практике программу познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Целью нашего исследования являлось исследовать особенности развития словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством познавательно-исследовательской деятельности. Объектом нашего исследования являлось словесно-логическое мышление детей старшего дошкольного возраста.
Для выявления показателей развития словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста было проведено эмпирическое исследование, которое включало в себя проведение диагностических методик. После анализа полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, мы сделали заключение о том, что у большинства детей уровень развития словесно-логического мышления недостаточно высок.
После анализа психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме нами была разработана и реализована программа познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Умничка», целью которой было развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством познавательно-исследовательской деятельности. Для реализации программы «Умничка» мы создали предметно-развивающую среду, обеспечивающую возможность организации познавательно-экспериментальной деятельности. В качестве дополнительного оборудования были использованы различные сосуды из разных материалов, природный и бросовый материал, воск, магниты, свечи, скрепки, различные вещества, дидактические материалы: карточки-схемы.
Формы работы по организации познавательно-исследовательской деятельности: развивающие игры, игры-соревнования, рассказы, ребусы, кроссворды, рисование, подвижные игры, конструирование, моделирование, наблюдение.
Далее проводился контрольный эксперимент, включающий в себя повторное проведение диагностических методик. Результатами эксперимента стало выявление увеличения количества детей с высоким и средним уровнем развития словесно-логического мышления. Дети стали обнаруживать логические связи и отражать их в речи с помощью рассуждения, проявлять интерес и активность в выполнении заданий , выделять основание для классификации, правильно обобщать слова, выделять признаки, проявлять самостоятельность, работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции, расширился словарный запас.
В целом, можно сказать, что программа познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Умничка» значительно повлияла на развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Результаты теоретического исследования и эмпирического исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу, согласно которой, словесно-логическое мышления детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если разработать и реализовать в практике программу познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Подобные работы
- Развитие словесно-логического мышления у старших дошкольников посредством комплекса дидактических игр (Югорский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЛОГИКО - МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2016 - Развитие мышления детей старшего дошкольною возраста в процессе игр с элементами ТРИЗ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2021 - Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Психологическая программа развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2022 - Развитие наглядно-образного мышления у детей с задержкой психического развития с помощью дидактических игр (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2021 - Отчет по производственной практике (БДОУ «Детский сад № 259 общеразвивающего вида» (г. Омск), Омский государственный педагогический университет)
Отчеты по практике, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2021 - Формирование мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в процессе конструирования из природного материала (Елецкий государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022



