ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Понятие словесно-логическое мышление в трудах отечественных и зарубежных ученых 6
1.2. Условия развития словесно-логического мышления детей
старшего дошкольного возраста 12
1.3. Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста 15
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 24
2.1. Методы и методики исследования 24
2.2. Результаты исследования словесно-логического мышления детей
старшего дошкольного возраста 28
2.3. Программа познавательно-исследовательской деятельности с
детьми старшего дошкольного возраста «Умничка» 32
2.4. Результаты исследования словесно-логического мышления детей
старшего дошкольного возраста после реализации программы «Умничка» 35
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
По статистическим данным Росстата в 2017 году в школы пошли рекордные 1,8 миллиона первоклассников. В настоящее время общество предъявляет высокие требования к способности быстро воспринимать и перерабатывать информацию, уровню развития мышления подрастающего поколения. Известно, что человек начинает мыслить, когда перед ним встают вопросы, задачи или проблемы. А мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает необходимость решить эти вопросы или проблемы. Мышление зарождается удивлением, недоумением или попыткой разрешить противоречие. Мышление - процесс познания нового. Как и другие качества ума его необходимо развивать, последовательно обучая отдельным элементам. Одним из таких элементов является логика и соответственно выделяют логическое мышление.
Сущность интеллекта, содержание и понятие интеллектуального развития, его уровни, показатели и условия анализировались в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина [9, 21, 11]. Проблемой развития исследовательской деятельности занимались такие ученые как А.И. Савенков, Н.Н. Поддъяков, Г.П. Тугушева [38, 34, 41].
На сегодняшний день для образовательных программ актуальным является выбор форм работ, которые направлены на развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально- коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие в соответствии с Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [42].
Дошкольный возраст является важнейший этапом становления образованности личности и познавательной культуры. Следовательно, главным направлением педагогической теории и практики на данном этапе обучения старших дошкольников является познавательное развитие. Именно старший дошкольный возраст является сенситивным периодом для интеллектуального развития ребенка. В данном возрасте совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Эти объективные факторы указывают на то, что проблема познавательного развития важна сегодня, как никогда. На протяжении ряда лет основные усилия учёных, исследовавших познавательные процессы детей дошкольного возраста, были сосредоточены на изучение проблемы развития мышления дошкольников. На протяжении дошкольного детства огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательно - исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступных материалов, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает начало исследовательской деятельности.
На современном этапе развития системы дошкольного образования, в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, учеными и практиками активно обсуждается решение данной проблемы, что свидетельствует о ее актуальности [42]. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в дошкольный период развития формируются все познавательные процессы: восприятие, память, мышление, воображение. Среди всех познавательных процессов особое место занимает развитие и формирование мышления.
Цель: изучить особенности словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством организации познавательно-исследовательской деятельности.
Объект исследования: словесно-логическое мышление детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством организации познавательно-исследовательской деятельности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что словесно-логическое мышление детей старшего дошкольного возраста не сформировано, его развитие возможно посредством организации познавательно-исследовательской деятельности, включающей: создание проблемных ситуаций, поиск вариантов решения проблемы, проверку предложенных вариантов, формулировку выводов.
Методологическая основа исследования: психологические теории деятельности (А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) [6, 10, 21]; поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин) [11]; системно-деятельностного подхода к организации учебного процесса (А.Н. Леонтьев) [21]; теории развития логического мышления (П.П. Блонский, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже) [5, 21, 33].
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы.
2. Эмпирические: Исследования словесно-логического мышления (автор А. Йирасек) [29]; «Изучение процесса классификации» (автор З.А. Михайлова) [27].
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста;
2. Изучить особенности развития словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста;
3. Разработать и реализовать на практике программу познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
4. Провести анализ результатов эмпирического исследования.
В теоретической части нашего исследования была проанализирована психолого-педагогическая литература по исследуемой проблеме. Нами было изучены понятия мышление, логическое мышление, словесно-логическое мышление. Так же были изучены условия развития словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрена познавательно- исследовательская деятельность как средство мышления детей старшего дошкольного возраста.
Целью нашего исследования являлось исследовать особенности развития словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством познавательно-исследовательской деятельности. Объектом нашего исследования являлось словесно-логическое мышление детей старшего дошкольного возраста.
Для выявления показателей развития словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста было проведено эмпирическое исследование, которое включало в себя проведение диагностических методик. После анализа полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, мы сделали заключение о том, что у большинства детей уровень развития словесно-логического мышления недостаточно высок.
После анализа психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме нами была разработана и реализована программа познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Умничка», целью которой было развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством познавательно-исследовательской деятельности. Для реализации программы «Умничка» мы создали предметно-развивающую среду, обеспечивающую возможность организации познавательно-экспериментальной деятельности. В качестве дополнительного оборудования были использованы различные сосуды из разных материалов, природный и бросовый материал, воск, магниты, свечи, скрепки, различные вещества, дидактические материалы: карточки-схемы.
Формы работы по организации познавательно-исследовательской деятельности: развивающие игры, игры-соревнования, рассказы, ребусы, кроссворды, рисование, подвижные игры, конструирование, моделирование, наблюдение.
Далее проводился контрольный эксперимент, включающий в себя повторное проведение диагностических методик. Результатами эксперимента стало выявление увеличения количества детей с высоким и средним уровнем развития словесно-логического мышления. Дети стали обнаруживать логические связи и отражать их в речи с помощью рассуждения, проявлять интерес и активность в выполнении заданий , выделять основание для классификации, правильно обобщать слова, выделять признаки, проявлять самостоятельность, работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции, расширился словарный запас.
В целом, можно сказать, что программа познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Умничка» значительно повлияла на развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Результаты теоретического исследования и эмпирического исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу, согласно которой, словесно-логическое мышления детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если разработать и реализовать в практике программу познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
1) Аксенова Т. А. Развитие дошкольника в познавательско- исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО // Молодой ученый. 2016. №12. С.1-6.
2) Бакина М.Б. Современные дети, современные игры // Дошкольное воспитание. 2005. №4. С.51-55
3) Баранов С.П., Чиркова Н.И. Развитие логики мышления младших школьников // Начальная школа. 2006. №12. С. 22-25.
4) Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет: конспекты занятий. М.: Владос, 2004. 205 с.
5) Блонский П.П. Память и мышление. // Избр. пед. и псих, соч.: в 2 т. Т.1. /Под ред. А.В. Петровского. М.: Психология и педагогика, 1979. С.9¬85.
6) Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. 392 с.
7) Буслаева М.Ю. Психологически безопасная образовательная среда дошкольного образовательного учреждения как возможность реализации инновационных психолого- педагогических технологий / Теоретические и прикладные аспекты современной науки: сборник научных трудов по материалам IV Международной научно-практической конференции 31 октября 2014 г.: в 3 ч. / Под общ. ред. М.Г. Петровой. Белгород: ИП Петрова М.Г., 2014. Часть III. 212 с.
8) Веракса Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. 205 с.
9) Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. М.: Издательство «Лабиринт», 1999. 352 с.
10) Выготский Л.С. Мышление и речь / Собр. соч.: в 6 т., Т.2. /Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
11) Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 2000. 600 с.
12) Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 128 с.
13) Дубровина И.В. Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений/И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. М.: Академия, 2001. 464 с.
14) Дыбина О.В. Игра - путь к познанию предметного мира // Дошкольное воспитание. 2014. №3. С.53-55.
15) Емельянова Е.А. Исследовательская деятельность детей //
Ребенок в детском саду.2013. № 3. С.47-50
16) Запорожец А. В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста / Вопросы психологии детей дошкольного возраста М.: АПН РСФСР, 1958. 253 с.
17) Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, 2005. 192 с.
18) Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М: ТЦ Сфера, 2004. 56 с.
19) Комарова Т.С. Интеграция в системе воспитательно- образовательной работы детского сада. М.: Мозаика-синтез, 2010. 141 с.
20) Короткова Т.А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду // Дошкольное воспитание. 2003. №3. С. 19-20.
21) Леонтьев А.Н. О формировании способностей. М.: Педагогика, 1996. 168с.
22) Лободина Н.В. Комплексные занятия по программе «от рождения до школы» / под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. Волгоград: Учитель, 2011. 400с.
23) Лоскутова Н.А. Упражнения, игры для развития логического мышления // Начальная школа. 2005. №4. С. 80-82.
24) Маркова А.К. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте/ А.К. Маркова, А.Г. Лидере, Б.Л. Яковлева. Петрозаводск, 2002. 199 с.
25) Михайлова З.А. Игровые, занимательные задачи для дошкольников. М.: Речь, 2000. 144с.
26) Михайлова З.А. Освоение исследовательских действий детьми старшего дошкольного возраста в логико-математических играх. СПб: Детство-Пресс, 2006. 146 с.
27) Михайлова З.А. Теория и методика развития математических представлений у дошкольников / З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. СПб: Хрестоматия, 1996. 137 с.
28) Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 6-е изд. М.: Просвещение, 2000. 456 с.
29) Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция 2-е изд. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 208 с.
30) Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под ред. Прохоровой Л.Н. М.: «Аркти», 2004. 64 с.
31) От рождения до школы. Примерная основная
общеобразовательная программа дошкольного образования /под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-синтез, 2014. 368 с.
32) Паршукова, И.Л. Маленькие исследователи // Дошкольная педагогика. 2006. № 1. С.27-28.
33) Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Пер. с франц. М.: Педагогика, 2001. 589 с.
34) Поддьяков Н.Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. 272 с.
35) Прудникова Н.К. Условия развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. 2017г. №13. С. 590-592
36) Психология детей дошкольного возраста: развитие
познавательных процессов /под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М.:Просвещение, 2004,352 с.
37) Савенков А.И. Концептуальный подход к развитию мышления дошкольников //Дошкольное воспитание. 1998. № 10. С.87-89.
38) Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М.: Педагогика, 2012. 368 с.
39) Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. СПб: Питер, 2004. 272 с.
40) Скоролупова О.А. Тематическое планирование Воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях Ч. 1. М.: Скрипторий, 2007. 96 с.
41) Тугушева, Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста / Г.П. Тугушаева, А.Е. Чистякова. М.: Владос, 2007. 128 с.
42) Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. Москва: 2013г.
43) Шевелев К. В. Развивающие игры для дошкольников: методическое пособие.М.: Институт Психотерапии, 2001. 224 с.
44) Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет / авт.-сост. Л.Н. Менщикова. Волгоград: Учитель, 2009. 130 с.