Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ФЕНОМЕНОВ В ПЕСЕННОМ ДИСКУРСЕ США И АРГЕНТИНЫ

Работа №166190

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы83
Год сдачи2024
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ 7
ПРЕЦЕДЕНТНОСТИ В ПЕСЕННОМ ДИСКУРСЕ
1.1. Прецедентные феномены в современной науке 7
1.1.1. Понятие прецедентное™ в лингвистике 7
1.1.2. Типология прецедентных феноменов 11
1.1.3. Функции прецедентных феноменов 17
1.2. Песенный дискурс как особый вид дискурса 21
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 26
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ
ФЕНОМЕНОВ В ПЕСЕННОМ ДИСКУРСЕ США И АРГЕНТИНЫ .. 28
2.1. Реализация функций прецедентных феноменов в песенном дискурсе США
2.1.1. Номинативная функция 28
2.1.2. Людическая функция 33
2.1.3. Парольная функция 37
2.1.4. Имиджеобразующая функция 42
2.2. Реализация функций прецедентных феноменов в песенном дискурсе Аргентины
2.2.1. Номинативная функция 47
2.2.2. Людическая функция 53
2.2.3. Парольная функция 58
2.2.4. Имиджеобразующая функция 62
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77


Прецедентные феномены, в силу своих свойств, способны отражать основные элементы системы знаний, ценностей и представлений определенной лингвокультуры. Отличаясь способностью храниться в памяти национально-лингвокультурного сообщества и проявляться в речи разных его участников, прецедентные единицы наиболее точно указывают на специфику современного общества США и Аргентины. Песенный дискурс, в свою очередь, характеризуется наличием большого разнообразия прецедентных феноменов, выполняющих конкретные функции, и, следовательно, представляет собой надежный ресурс получения определенных знаний о ценностных ориентациях и культуре США и Аргентины.
Актуальность настоящего исследования обусловлена, в первую очередь, недостаточной изученностью функционирования прецедентности в песенном дискурсе, а также включенностью в такое динамично развивающееся направление современного языкознания как дискурс-анализ. Более того, продукты музыкальной индустрии как США, так и Аргентины выходят за рамки этих стран, распространяются по всему миру и оказывают влияние на глобальную массовую культуру. Так, повышенное внимание к анализу американской и аргентинской культур, их ценностей, мировоззрения и идеалов также обусловливает актуальность темы данной выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования являются прецедентные феномены в современном песенном дискурсе США и Аргентины. Предметом выступают функции прецедентных феноменов в песенном дискурсивном пространстве изучаемых стран.
Методами исследования являются метод анализа научной литературы, метод контекстуального анализа, сравнительный анализ, лексико-семантический анализ, а также метод дискурс-анализа.
Целью выпускной квалификационной работы выступает выявление и систематизация основных функций прецедентных феноменов в современном американском и аргентинском песенном дискурсе.
Поставленная цель предусматривает решение следующих задач:
1) охарактеризовать понятие прецедентных феноменов в современной науке;
2) выявить свойства и классификации прецедентных феноменов;
3) изучить подходы к выделению функций прецедентных феноменов;
4) рассмотреть специфику песенного дискурсивного пространства;
5) выявить и проанализировать функции прецедентных феноменов в американском песенном дискурсе;
6) выявить и проанализировать функции прецедентных феноменов в аргентинском песенном дискурсе.
Материалом работы послужили современные песенные произведения исполнителей США и Аргентины в период с 2014 по 2024 гг.
Основной теоретико-методологической базой нашего исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых в области теории прецедентности (В.В. Красных, 1998; Д.Б. Гудков, 2003; Ю.Н. Караулов, 2010; В.Л. Латышева, 2011; В.Ю. Коротун, 2015 и др.); функций прецедентных феноменов (Г.Г. Слышкин, 2000; Е.А. Нахимова, 2007; Н.А. Голубева, 2008; Е.В. Маркевич, 2014; А.А. Габец, 2016 и др.); теории дискурса (Z. Harris, 1952; T.A. van Dijk, 1981; M. Stubbs, 1983; Н.Д. Арутюнова, 1990; N. Fairclough, 2003 и др.); а также песенного дискурса (Л.Г. Дуняшева, 2015; Т.Н. Астафурова, О.В. Шевченко, 2016; Л.Л. Коморяшкина, 2018; А.И. Михайлова, 2018 и др.).
Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут найти применение в лекционных и практических курсах современного английского и испанского языков, стилистики, страноведения, теории дискурса и теории межкультурной коммуникации. Результаты работы могут быть также востребованы специалистами в области культурологии и представлять интерес для аудитории, интересующейся американской и аргентинской культурами и музыкой.
Структура работы определяется поставленной целью и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа общим объемом 81 страницы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 50 наименований, в том числе 13 на иностранных языках.
Во Введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность, характеризуется состояние изученности вопроса, указываются объект и предмет исследования, определяются цель и задачи работы, ее общая методика, практическая значимость, называются источники фактического материала, приводятся данные о ее структуре.
В первой главе «Теоретические основы изучения прецедентности в песенном дискурсе» рассматриваются основные теоретические положения, касающиеся понятия «прецедентный феномен», приводятся классификации прецедентных феноменов и их функции. В данной главе также изучается понятие «песенный дискурс», описываются его специфика и основные функции.
Вторая глава «Реализация функций прецедентных феноменов в песенном дискурсе США и Аргентины» посвящена рассмотрению, выявлению, систематизации и описанию функций прецедентных феноменов в песенных произведениях песенного дискурса США и Аргентины.
В Заключении обобщаются результаты проведенного анализа, их соотношение с целью и конкретными задачами, поставленными во введении, и намечаются перспективы дальнейшего изучения рассматриваемых в работе проблем.
Апробация результатов исследования. Основные положения данного исследования были представлены на следующих конференциях:
1. Международная научно-практическая конференция молодых исследователей «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека» в секции «Дискурсивное конструирование социокультурного знания» (Сибирский федеральный университет, 18.04.2023);
2. Всероссийская научно-практическая конференция студентов и молодых ученых с международным участием «Английский язык в современном научном и образовательном пространстве» (Южный федеральный университет, 15.12.2023);
3. Международная научно-практическая конференция молодых исследователей «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека» в секции «Дискурсивное конструирование социокультурного знания» (Сибирский федеральный университет, 11.04.2024).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках нашего исследования были рассмотрены случаи включения прецедентных единиц в песенное дискурсивное пространство стран США и Аргентины согласно поставленной цели, которая заключается в выявлении и систематизации основных функций прецедентных феноменов в современном американском и аргентинском песенном дискурсе. В ходе данной работы нам удалось выполнить все намеченные задачи и достичь цели.
В число задач исследования входило определение понятия прецедентности в современной лингвистической науке. Анализ теоретических источников показал, что на данном этапе лингвистической науки не существует единого общепринятого определения прецедентности. Тем не менее, представляется возможным описать прецедентные феномены через обращение к их характеристикам. Таким образом, прецедентными единицами выступают события или факты, известные для представителей различных национально-лингвокультурных сообществ, актуальные в когнитивном плане, а также апелляция к которым осуществляется на постоянной основе в дискурсе конкретного лингвокультурного сообщества.
Вслед за этим были выявлены основные свойства и классификации прецедентных феноменов, среди которых отечественные лингвисты выделяют различные версии и типологии единиц прецедентности в соответствии с задачами и целями своих исследований. Так, наиболее значимыми классификациями для нашей работы являются типология по степени узнаваемости, к которой относятся универсально-прецедентные, национально-прецедентные и социумно-прецедентные феномены; классификация по критерию соотнесенности с исходным текстом, куда входят прецедентный текст, прецедентное имя, прецедентное высказывание и прецедентная ситуация, а также типология прецедентности по сферам - источникам. Как основные свойства и характеристики прецедентности ученые отмечают общеизвестность, реинтерпретируемость, инвариантность, аксиологичность, маркированность и эталонность.
Также в исследовании была поставлена задача рассмотреть основные функции прецедентных феноменов, в число которых, согласно Г.Г. Слышкину, входят номинативная, персуазивная, людическая и парольная функции. В ходе анализа практического материала также представилось необходимым выделить имиджеобразующую функцию как одну из наиболее распространенных в современном песенном дискурсе как США, так и Аргентины.
Другим основным теоретическим понятием данной работы выступает песенный дискурс, который трактуется как совокупность текстов с контекстами его создания и интерпретации с учетом производимого эффекта на слушателей в конкретном историко-культурном контексте. Специфика песенного дискурса исследуется также через его основные функции (эмотивная, конативная, референтная, фатическая, поэтическая и т.д.). Отечественные исследователи также обращаются к такому понятию, как концепты понятийно-ценностной составляющей современного песенного дискурсивного пространства, выделяя поведенческие, эмоциональные и социальные концепты.
На основе изученного теоретического материала были проанализированы песенные произведения современного американского и аргентинского песенного дискурса для выявления случаев включения прецедентных феноменов в тексты песен, а также изучения и систематизации их функций.
В ходе анализа песенного дискурса США было установлено, что самыми распространенными функциями прецедентных феноменов являются номинативная, людическая, парольная и имиджеобразующая функции. В рамках номинативной, людической и парольной функций по степени узнаваемости наиболее часто встречающимися языковыми средствами выступают универсально-прецедентные и национально-прецедентные феномены. Для осуществления имиджеобразующей функции выделены универсальные группы прецедентных единиц, к которым относятся модные и ювелирные дома, марки дорогих автомобилей, премии и мировые рейтинги, а также марки алкогольной продукции. Среди единиц прецедентности, выполняющих ту или иную функцию, преимущественно отмечаются прецедентное имя, прецедентная ситуация и прецедентное высказывание. Что касается классификации прецедентов по сферам-источникам, в песенном дискурсе США превалирует использование языковых средств из истории, религии, музыки, кино и телевидения, культуры, искусства и т.д.
Введение прецедентных феноменов, реализующих номинативную функцию, в песенные произведения США осуществляется посредством сравнительного предлога likeи различных форм глагола beс семантикой бытия, что позволяет сравнить или сопоставить объект действительности с единицей прецедентности. В рамках реализации имиджеобразующей функции языковые средства вводятся преимущественно через использование притяжательных местоимений первого числа, количественных числительных и глаголов лексико-семантических групп, которые описывают взаимодействия артистов с атрибутами роскоши. При выполнении людической и парольной функции подобных закономерностей обнаружено не было, однако стоит отметить обращение авторов к лексическим единицам и глаголам, в том числе глаголам повелительного наклонения и модальным глаголам, которые влияют на поддержание определенной атмосферы коммуникации, отсылают к основной идее дискурсивного произведения или, например, способствуют декодированию прецедентных единиц.
Наиболее часто встречающимися функциями в песенном дискурсе Аргентины также являются номинативная, людическая, парольная и имиджеобразующая функции. Универсально-прецедентные и национально-прецедентные феномены отмечаются как самые распространенные языковые средства, реализующие номинативную, людическую и парольную функции. Выполнение имиджеобразующей функции происходит посредством единиц прецедентности из категорий модных и ювелирных домов, марок дорогих автомобилей, фестивалей и международных изданий о моде, а также марок алкогольной продукции. Прецедентные имена, прецедентные высказывания и прецедентные ситуации, выступающие как основные типы языковых средств в песенном дискурсе Аргентины преимущественно относятся к сферам - источникам Культура, Религия, Кино и телевидения, Знаменитые личности, История и др.
Сравнительный союз сото или сравнительный оборот с его участием, а также различные формы глагола serс семантикой бытия являются основными способами обращения к прецедентным единицам, выполняющим номинативную функцию, для сравнения или сопоставления описываемых объектов с языковыми средствами. В реализации имиджеобразующей функции аргентинского песенного дискурса, аналогично песенному дискурсу США, были отмечены следующие способы введения прецедентных феноменов в песенное произведение: притяжательные местоимения первого лица, количественные числительные, артикли и глаголы лексико¬семантических групп взаимодействий с предметами роскоши. В рамках реализации людической и парольной функции исполнители также используют различные грамматические конструкции, лексические единицы, вульгаризмы и глаголы повелительного наклонения, с помощью которых артисты придерживаются заданной идее дискурсивного контекста песни, взаимодействуют с коммуникативным партнером и влияют на его интерпретацию прецедентных феноменов.
Настоящая работа носит практический характер, поскольку в ней описаны и систематизированы функции прецедентных феноменов и сами прецедентные феномены, проведен контекстуальный и лексико¬семантический анализ, а также дискурс-анализ. Дальнейшей перспективой нашего исследования является изучение взаимодействия вербальных и невербальных прецедентных феноменов в песенном дискурсе США и Аргентины, поскольку продукты музыкальной индустрии как Соединенных Штатов Америки, так и Аргентины выходят за рамки этих стран, распространяются по всему миру и оказывают влияние на глобальную массовую культуру.



1. Астафурова Т.Н., Шевченко О.В. Англоязычный песенный дискурс // Энциклопедия «Дискурсология». 2016. Вып. 2 (23). С. 98-101.
2. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Сов. Энциклопедия, 1990. 160 с.
3. Вашунина И.В. Особенности восприятия креолизованных текстов // Вопросы психолингвистики. 2016. Вып. 30. С. 39-53.
4. Габец А.А. Функции прецедентных феноменов в деловом дискурсе // Вестник Самарского университета. 2016. Вып. 3 (1). С. 113-119.
5. Голубева Н.А. Прецедент и прецедентность в лингвистике // Вестник ВГГУ. 2008. Вып. 3-2. С. 56-61.
6. Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. 288 с.
7. Должикова С.Н. Прецедентные феномены в английском языке // Сфера услуг: Инновации и качество. 2011. Вып. 2. С. 18-28.
8. Драпалюк А.С. Прецедентные феномены как один из способов интеллектуализации газетного текста: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. Саратов, 2010. 300 с.
9. Дуняшева Л.Г. Лингвокультурные особенности конструирования гендера в афроамериканском песенном дискурсе: на материале жанров блюз и рэп: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04. Нижний Новгород, 2012. 24 с.
10. Дуняшева Л.Г. Песенный дискурс как объект изучения лингвокультурологии // Актуальные проблемы романских языков и современные методики их преподавания: материалы междунар. науч.-практ. конф. Казань: Хэтер, 2015. С. 190-197.
11. Захаренко И.В., Красных В.В., Гудков Д.Б., Багаева Д.В. Прецедентное имя и прецедентное высказывание как символы прецедентных феноменов // Язык, сознание, коммуникация / под ред. В.В. Красных, А.И. Изотов. М.: Филология, 1998. Вып. 1. С. 82-103.
12. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Издательство ЛКИ, 2010. 264 с.
13. Коморяшкина Л.Л. Лингвокультурные и лингвостилистические характеристики песенного дискурса (на материале немецкой песни «Hier Ziehen Deine Flusse») // Поволжский педагогический вестник. 2018. Т. 6. Вып. 2 (19). С. 52-55.
14. Коротун В.Ю. Прецедентные феномены из сферы музыки в языке английских СМИ // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 8. Ч. 3. С. 100-103.
15. Косарев М.И. Прецедентные феномены со сферой-источником «кино» в печатных СМИ Германии // Известия УрГУ. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2007. Т. 50. Вып. 21. С. 109-116.
16. Красных В.В. Когнитивная база vs культурное пространство в аспекте изучения языковой личности (к вопросу о русской концептосфере) // Язык, сознание, коммуникация / под ред. В.В. Красных, А.И. Изотов. М.: Филология, 1997. Вып. 1. С. 128-144.
17. Красных В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? (Человек. Сознание. Коммуникация). Монография. М.: Диалог-МГУ, 1998. 352 с.
18. Кулинич М.А., Румянцева Т.А. Англоязычные прецедентные тексты в разных видах дискурса // Известия ВГПУ. 2018. Вып. 2 (125). С. 127-132.
19. Латышева В.Л. Признаки и функции прецедентных феноменов // Вестник ИрГТУ. 2011. Вып. 1 (48). С. 296-300.
20. Маркевич Е.В. Функциональный потенциал прецедентных феноменов // Вестник ИрГТУ. 2014. Вып. 9 (92). С. 315-319.
21. Михайлова А.И. Средства выражения речевой агрессии в русскоязычном песенном дискурсе: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Омск, 2018. 26 с.
22. Назарова Р.З., Золотарев М.В. Прецедентные феномены: проблемы дефиниции и классификации прецедентных феноменов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2015. Т.15. Вып. 2. С. 17-23.
23. Нахимова Е.А. Прецедентные имена в массовой коммуникации. Екатеринбург: ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2007. 207 с.
24. Неговора Н.А., Щитова Н.Г. Особенности классификации прецедентных феноменов // Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова. 2020. Вып. 1. С. 209-214.
25. Носова Е.П. Универсальные прецедентные феномены, мотивированные детским чтением, в межкультурной коммуникации // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. Вып. 4-4 (46). С. 64-66.
26. Осокина Е.А. Средства и способы вербализации образов небесных светил в песенном дискурсе: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. Челябинск, 2021. 242 с.
27. Петрова Н.В. Эволюция понятия прецедентный текст // Вестник ИГЛУ. 2010. Вып. 2. С. 176-182.
28. Петрова Н.В. Сущностные характеристики прецедентных феноменов: от шаблонности до многоаспектности // Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология. 2020. Т.30. Вып. 3. С. 417-420.
29. Плотницкий Ю.Е. Лингвостилистические и лингвокультурные характеристики англоязычного песенного дискурса: автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.02.04. Самара, 2005. 21 с.
30. Плотницкий Ю.Е. Взаимодействие кинематографического и песенного дискурсов (на материале музыкальных видео группы Muse) // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019. Т.25. Вып. 3. С. 123-130.
31. Силантьева В.Н. Происхождение прецедентных текстов // Вестник АГТУ. 2010. Вып. 2 (50). С. 106-111.
32. Слышкин Г.Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. М.: Academia, 2000. 128 с.
33. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия: коллективная монография. М.: Высшая школа, 1990. С. 180-186.
34. Телия В.Н. Номинация // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. С. 336-337.
35. Шевченко О.В. Лингвосемиотика молодежного песенного дискурса: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04. Волгоград, 2009. 20 с.
36. Щитова Н.Г., Неговора Н.А. Сферы-источники прецедентных феноменов в англоязычных СМИ // Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова. 2021. Вып. 1. С. 227-232.
37. Фокина М.А. Феномен прецедентности в российском политическом дискурсе: на материале блогов политиков: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Нижний Новгород, 2016. 199 с.
38. Blacking J. The Structure of Musical Discourse: The Problem of the Song Text // Yearbook for Traditional Music. 1982. Vol. 14. P. 15-23.
39. Cambridge Dictionary [Электронный ресурс]. 2023. URL: https://dictionary.cambridge.org/.
40. Collins Online Dictionary [Электронный ресурс]. 2024. URL: https://www.collinsdictionary.com/.
41. Diccionario Argentino [Электронный ресурс]. 2024. URL: https://www.diccionarioargentino.com/.
42. Fairclough N. Analysing Discourse: Textual Analysis for Social Research // London and New York: Routledge. 2003. 279 p.
43. Harris Z. Discourse Analysis // Linguistic Society of America. 1952. Vol. 28. No. 1. P. 1-30.
44. Oxford Learner’s Dictionaries [Электронный ресурс]. 2024. URL: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/.
45. Real Academia Espanola [Электронный ресурс]. 2024. URL: https://dle.rae.es/.
46. Real Academia Espanola: Diccionario panhispanico de dudas [Электронный ресурс]. 2024. URL:https://www.rae.es/dpd/.
47. Squires L. Genre and Linguistic Expectation Shift: Evidence from Pop Song Lyrics // Journal of Language in Society. 2018. P. 1-3.
48. Stubbs M. Discourse Analysis: The Sociolinguistic Analysis of Natural Language. Chicago, IL: The University of Chicago Press. 1983. 272 p.
49. Van Dijk T.A. Discourse Studies and Education // Applied Linguistics. 1981. Vol. 2. P. 1-26.
50. Yeh A., Hung T. The Stages of Love, Songs, and a Band: A Corpus Discourse Analysis of One Direction’s Pop Albums // Journal of Advances in Language and Literary Studies. 2022. P. 70-81.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ