ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
|
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы развития профессиональной компетентности воспитателя ДОО в условиях введения ФГОС ДО 7
1.1. Профессиональная компетентность воспитателя ДОО с позиции ФГОС ДО 7
1.2. Характеристика коммуникативной компетентности воспитателя
дошкольной образовательной организации 14
Вывод по первой главе 25
Глава 2. Психолого-педагогические условия формирования коммуникативной компетентности воспитателя дошкольной образовательной организации 26
2.1. Организация исследования уровня коммуникативной
компетентности воспитателя ДОО 26
2.2. Реализация программы совершенствования коммуникативной
компетентности воспитателя ДОО 32
2.3. Контрольный этап эксперимента 40
Вывод по второй главе 41
Заключение 43
Приложения 50
Глава 1. Теоретические основы развития профессиональной компетентности воспитателя ДОО в условиях введения ФГОС ДО 7
1.1. Профессиональная компетентность воспитателя ДОО с позиции ФГОС ДО 7
1.2. Характеристика коммуникативной компетентности воспитателя
дошкольной образовательной организации 14
Вывод по первой главе 25
Глава 2. Психолого-педагогические условия формирования коммуникативной компетентности воспитателя дошкольной образовательной организации 26
2.1. Организация исследования уровня коммуникативной
компетентности воспитателя ДОО 26
2.2. Реализация программы совершенствования коммуникативной
компетентности воспитателя ДОО 32
2.3. Контрольный этап эксперимента 40
Вывод по второй главе 41
Заключение 43
Приложения 50
Актуальность исследования. Мир детства в XXI веке становится отражением тех динамических преобразований, которые происходят в современном обществе. Это обстоятельство, с одной стороны, предоставляет ребенку новые возможности, а с другой, - делает его еще более уязвимым и психологически незащищенным. Поэтому требования к профессионализму педагогов, работающих в дошкольных образовательных организациях, возрастают. Эффективность и одновременно безопасность образовательной среды дошкольного учреждения во многом определяется личностью педагога, уровнем его психологической готовности строить компетентные, психологически целесообразные взаимоотношения с ребенком в контексте воспитательного и образовательного процесса.
Результативность дошкольной системы воспитания напрямую зависит от уровня коммуникативной компетентности воспитателя, его способности адекватно воспринимать, принимать, понимать и поддерживать ребенка, одновременно обучая его способам построения оптимального взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях общения.
Успешность формирования конструктивных моделей поведения определяется способностью педагога находить и реализовывать действенный способ коммуникативного решения задач воспитания.
Значимость коммуникативной компетентности как важной характеристики педагога дошкольного образования декларируется сегодня на нормативном, научно-теоретическом и методическом уровне. Вместе с тем, анализ педагогической деятельности показывает, что далеко не все педагоги соответствуют требуемому уровню развития коммуникативной компетентности.
В современной психолого-педагогической науке проблема коммуникативной компетентности приобретает все большую популярность. На сегодняшний день накоплен достаточный теоретический и эмпирический материал как в отечественной (JI.A. Петровская, М.И. Лукьянова, А.А. Попова, Ю.Н. Емельянов, С.В. Кондратьева, Т.Н. Щербакова), так и в зарубежной психологии (Дж. Равен, Р. Селман, Г.А. Шредер, М. Аргайл, К. Рубин). В данных исследованиях отражена характеристика коммуникативной компетентности, выявлена структура, механизмы и факторы его развития, но область проблематики профессиональной коммуникативной компетентности работающих с детьми дошкольного возраста педагогов изучена не достаточно.
В психологии традиционно подчеркивается роль конструктивного общения со взрослыми в становлении личности дошкольника и оптимизации его психического развития (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, B.C. Мухина, В.А. Петровский и др.), но само пространство общения, в котором происходит развитие ребенка, включающее безопасность и позитивность в плане поддержки конструктивных преобразований в его психике, определяется уровнем коммуникативной компетентности педагога.
Стандартизация дошкольного образования, профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь педагогу дошкольного образования в решении новых стоящих перед ним проблем.
Между тем, ФГОС дошкольного образования выдвигает требования к личностным качествам педагога, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как, готовность, учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей здоровья.
Профессиональный стандарт педагога (воспитателя) отражает квалификационные характеристики, которые предусматривают трудовые функции: трудовые действия, необходимые умения и знания.
Следовательно, введение ФГОС дошкольного образования, нового профессионального стандарта педагога потребует существенных изменений в системе повышения квалификации и подготовки самих педагогов.
Все вышесказанное позволяет выделить следующие противоречия между:
- с одной стороны, ФГОС ДО требует от педагогов ДОО профессионально значимых компетенций, с другой, трудности в преодолении сложившихся стереотипов в методах, формах и технологиях работы с детьми;
- также потребность ДОО в квалифицированных кадрах, способных быстро реагировать на происходящие изменения и низкой мотивацией выпускников к будущей профессиональной деятельности.
Выявленные противоречия обусловили проблему данного исследования: каково содержание процесса формирования коммуникативной компетентности педагога ДОО в условиях введения ФГОС?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования коммуникативной компетентности педагога ДОО в условиях введения ФГОС.
Объект исследования: профессиональная деятельность педагога дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: педагогические условия формирования коммуникативной компетентности педагога ДОО в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
Гипотеза исследования: процесс формирования коммуникативной компетентности воспитателя ДОО будет более эффективным, если:
- коммуникативная компетентность будет рассматриваться как стержневая характеристика составляющей профессионализм педагога (умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относиться к нему);
- будет разработан комплекс мероприятий по формированию коммуникативной компетентности, включающий тренинговые упражнения, программу самообразования.
Исходя из гипотезы и цели исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические источники по проблеме исследования.
2. Раскрыть особенности формирования коммуникативной компетентности педагога ДОО в условиях введения ФГОС.
3. Опытно-педагогической работой проверить эффективность формирования коммуникативной компетентности педагога ДОО в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
Методологическую основу исследования составили современные исследования целостного развития личности - субъекта профессиональной компетентности педагогов (В.А. Сластенин, Н.В. Кузьмина, И.А. Зимняя); компетентностный подход в образовании (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др.); личностно-ориентированный подход в образовании (Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский); концепции развития личности в общении (М.И. Лисина, В.И. Слободчиков).
В ходе исследования использовались следующие методы:
- Теоретические: анализ, обобщение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
- Эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент.
База исследования: МАДОУ ЦРР - детский сад «Ручеек» пгт. Каа- Хем, Кызылского кожууна.
Теоретическая значимость исследования состоит в изучении и структурировании информации по данной проблеме, определению основных критерий коммуникативной компетентности педагога и разработке рекомендаций по улучшению данного качества.
Практическая значимость исследования определяется возможностью внедрения программы формирования коммуникативной компетентности воспитателей в образовательный процесс ДОО.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе представлена информация, которая раскрывает теоретические основы формирования профессиональной компетентности воспитателя.
Во второй главе расписаны основные моменты проведенной опытно-педагогической работы, с описанием этапов и результатов эксперимента.
Результативность дошкольной системы воспитания напрямую зависит от уровня коммуникативной компетентности воспитателя, его способности адекватно воспринимать, принимать, понимать и поддерживать ребенка, одновременно обучая его способам построения оптимального взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях общения.
Успешность формирования конструктивных моделей поведения определяется способностью педагога находить и реализовывать действенный способ коммуникативного решения задач воспитания.
Значимость коммуникативной компетентности как важной характеристики педагога дошкольного образования декларируется сегодня на нормативном, научно-теоретическом и методическом уровне. Вместе с тем, анализ педагогической деятельности показывает, что далеко не все педагоги соответствуют требуемому уровню развития коммуникативной компетентности.
В современной психолого-педагогической науке проблема коммуникативной компетентности приобретает все большую популярность. На сегодняшний день накоплен достаточный теоретический и эмпирический материал как в отечественной (JI.A. Петровская, М.И. Лукьянова, А.А. Попова, Ю.Н. Емельянов, С.В. Кондратьева, Т.Н. Щербакова), так и в зарубежной психологии (Дж. Равен, Р. Селман, Г.А. Шредер, М. Аргайл, К. Рубин). В данных исследованиях отражена характеристика коммуникативной компетентности, выявлена структура, механизмы и факторы его развития, но область проблематики профессиональной коммуникативной компетентности работающих с детьми дошкольного возраста педагогов изучена не достаточно.
В психологии традиционно подчеркивается роль конструктивного общения со взрослыми в становлении личности дошкольника и оптимизации его психического развития (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, B.C. Мухина, В.А. Петровский и др.), но само пространство общения, в котором происходит развитие ребенка, включающее безопасность и позитивность в плане поддержки конструктивных преобразований в его психике, определяется уровнем коммуникативной компетентности педагога.
Стандартизация дошкольного образования, профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь педагогу дошкольного образования в решении новых стоящих перед ним проблем.
Между тем, ФГОС дошкольного образования выдвигает требования к личностным качествам педагога, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как, готовность, учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей здоровья.
Профессиональный стандарт педагога (воспитателя) отражает квалификационные характеристики, которые предусматривают трудовые функции: трудовые действия, необходимые умения и знания.
Следовательно, введение ФГОС дошкольного образования, нового профессионального стандарта педагога потребует существенных изменений в системе повышения квалификации и подготовки самих педагогов.
Все вышесказанное позволяет выделить следующие противоречия между:
- с одной стороны, ФГОС ДО требует от педагогов ДОО профессионально значимых компетенций, с другой, трудности в преодолении сложившихся стереотипов в методах, формах и технологиях работы с детьми;
- также потребность ДОО в квалифицированных кадрах, способных быстро реагировать на происходящие изменения и низкой мотивацией выпускников к будущей профессиональной деятельности.
Выявленные противоречия обусловили проблему данного исследования: каково содержание процесса формирования коммуникативной компетентности педагога ДОО в условиях введения ФГОС?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования коммуникативной компетентности педагога ДОО в условиях введения ФГОС.
Объект исследования: профессиональная деятельность педагога дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: педагогические условия формирования коммуникативной компетентности педагога ДОО в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
Гипотеза исследования: процесс формирования коммуникативной компетентности воспитателя ДОО будет более эффективным, если:
- коммуникативная компетентность будет рассматриваться как стержневая характеристика составляющей профессионализм педагога (умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относиться к нему);
- будет разработан комплекс мероприятий по формированию коммуникативной компетентности, включающий тренинговые упражнения, программу самообразования.
Исходя из гипотезы и цели исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические источники по проблеме исследования.
2. Раскрыть особенности формирования коммуникативной компетентности педагога ДОО в условиях введения ФГОС.
3. Опытно-педагогической работой проверить эффективность формирования коммуникативной компетентности педагога ДОО в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
Методологическую основу исследования составили современные исследования целостного развития личности - субъекта профессиональной компетентности педагогов (В.А. Сластенин, Н.В. Кузьмина, И.А. Зимняя); компетентностный подход в образовании (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др.); личностно-ориентированный подход в образовании (Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский); концепции развития личности в общении (М.И. Лисина, В.И. Слободчиков).
В ходе исследования использовались следующие методы:
- Теоретические: анализ, обобщение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
- Эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент.
База исследования: МАДОУ ЦРР - детский сад «Ручеек» пгт. Каа- Хем, Кызылского кожууна.
Теоретическая значимость исследования состоит в изучении и структурировании информации по данной проблеме, определению основных критерий коммуникативной компетентности педагога и разработке рекомендаций по улучшению данного качества.
Практическая значимость исследования определяется возможностью внедрения программы формирования коммуникативной компетентности воспитателей в образовательный процесс ДОО.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе представлена информация, которая раскрывает теоретические основы формирования профессиональной компетентности воспитателя.
Во второй главе расписаны основные моменты проведенной опытно-педагогической работы, с описанием этапов и результатов эксперимента.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были решены все задачи. Решение первой задачи позволило сделать выводы на основе анализа литературы по проблеме развития коммуникативной компетентности воспитателей дошкольной образовательной организации. Обобщив имеющиеся научные разработки по проблеме коммуникативной компетентности, можно констатировать, что коммуникативная компетентность - это система знаний о себе и о других, умений, навыков в общении, стратегий поведения в социальных ситуациях, позволяющая строить эффективное общение в соответствии с целями и условиями профессионального и межличностного взаимодействия.
Коммуникативная компетентность является одним из фундаментальных качеств в работе педагогов; коммуникативные знания, умения, навыки обеспечивают эффективное протекание коммуникативного процесса в их профессиональной деятельности.
Развитие коммуникативной компетентности предполагает на первом этапе формирование определенного уровня социально-перцептивных умений. Наилучший обучающий эффект, по мнению педагогов, психологов - тренинги, игры, упражнения на снятие эмоционального напряжения, барьеров в общении, распознавания эмоций, навыков вербального и невербального общения, конструктивного разрешения конфликтов, рефлексивных навыков.
В рамках решения задач исследования была проведена диагностика коммуникативной компетентности педагогов ДОО, где был определен уровень развития коммуникативной компетентности, разработан и проведен комплекс тренинговых упражнений, игр по формированию коммуникативных умений, обучающих семинаров, после чего было проведено повторное исследование коммуникативной компетентности.
Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапа позволяет сделать вывод о положительной динамике развития коммуникативной компетентности за счет комплекса тренинговых упражнений, игр, обучающих семинаров. Педагоги стали более компетентными в общении, более независимыми в суждениях, менее агрессивными, более эмоционально стабильными, стали чаще брать инициативу в общении на себя, по отношению к собеседнику стали более внимательными и логичными в своих выводах. Выводы, сделанные на основании данных экспериментального исследования, позволяют утверждать, что разработанная и проведенная работа имела положительное значение для развития изучаемых сторон коммуникативной компетентности педагогов ДОО, что полностью подтверждает гипотезу.
Таким образом, формирование коммуникативной компетентности у педагогов ДОО протекает наиболее эффективно при соблюдении комплекса педагогических условий::
- развитие у педагога определенных личностных коммуникативных качеств (доброжелательности, эмпатии, толерантности, коммуникабельности, рефлексии);
- профессионально значимых коммуникативных качеств (владение нормами литературного языка, культуры речи; знание формул речевого этикета).
Коммуникативная компетентность является одним из фундаментальных качеств в работе педагогов; коммуникативные знания, умения, навыки обеспечивают эффективное протекание коммуникативного процесса в их профессиональной деятельности.
Развитие коммуникативной компетентности предполагает на первом этапе формирование определенного уровня социально-перцептивных умений. Наилучший обучающий эффект, по мнению педагогов, психологов - тренинги, игры, упражнения на снятие эмоционального напряжения, барьеров в общении, распознавания эмоций, навыков вербального и невербального общения, конструктивного разрешения конфликтов, рефлексивных навыков.
В рамках решения задач исследования была проведена диагностика коммуникативной компетентности педагогов ДОО, где был определен уровень развития коммуникативной компетентности, разработан и проведен комплекс тренинговых упражнений, игр по формированию коммуникативных умений, обучающих семинаров, после чего было проведено повторное исследование коммуникативной компетентности.
Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапа позволяет сделать вывод о положительной динамике развития коммуникативной компетентности за счет комплекса тренинговых упражнений, игр, обучающих семинаров. Педагоги стали более компетентными в общении, более независимыми в суждениях, менее агрессивными, более эмоционально стабильными, стали чаще брать инициативу в общении на себя, по отношению к собеседнику стали более внимательными и логичными в своих выводах. Выводы, сделанные на основании данных экспериментального исследования, позволяют утверждать, что разработанная и проведенная работа имела положительное значение для развития изучаемых сторон коммуникативной компетентности педагогов ДОО, что полностью подтверждает гипотезу.
Таким образом, формирование коммуникативной компетентности у педагогов ДОО протекает наиболее эффективно при соблюдении комплекса педагогических условий::
- развитие у педагога определенных личностных коммуникативных качеств (доброжелательности, эмпатии, толерантности, коммуникабельности, рефлексии);
- профессионально значимых коммуникативных качеств (владение нормами литературного языка, культуры речи; знание формул речевого этикета).
Подобные работы
- Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в процессе самообразования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие ИКТ-компетентности педагогов дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Сопровождение профессиональной успешности педагога дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - Эффективная диссеминационная стратегия дошкольной образовательной организации как средство обеспечения изменений в системе управления в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Формирование готовности педагогов дошкольной образовательной организации к реализации инклюзивного образования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ «СПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗОВЫВАТЬ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2020



