Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

Работа №16619

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1179
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Теоретические основы развития профессиональной компетентности воспитателя ДОО в условиях введения ФГОС ДО 7
1.1. Профессиональная компетентность воспитателя ДОО с позиции ФГОС ДО 7
1.2. Характеристика коммуникативной компетентности воспитателя
дошкольной образовательной организации 14
Вывод по первой главе 25
Глава 2. Психолого-педагогические условия формирования коммуникативной компетентности воспитателя дошкольной образовательной организации 26
2.1. Организация исследования уровня коммуникативной
компетентности воспитателя ДОО 26
2.2. Реализация программы совершенствования коммуникативной
компетентности воспитателя ДОО 32
2.3. Контрольный этап эксперимента 40
Вывод по второй главе 41
Заключение 43
Приложения 50


Актуальность исследования. Мир детства в XXI веке становится отражением тех динамических преобразований, которые происходят в современном обществе. Это обстоятельство, с одной стороны, предоставляет ребенку новые возможности, а с другой, - делает его еще более уязвимым и психологически незащищенным. Поэтому требования к профессионализму педагогов, работающих в дошкольных образовательных организациях, возрастают. Эффективность и одновременно безопасность образовательной среды дошкольного учреждения во многом определяется личностью педагога, уровнем его психологической готовности строить компетентные, психологически целесообразные взаимоотношения с ребенком в контексте воспитательного и образовательного процесса.
Результативность дошкольной системы воспитания напрямую зависит от уровня коммуникативной компетентности воспитателя, его способности адекватно воспринимать, принимать, понимать и поддерживать ребенка, одновременно обучая его способам построения оптимального взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях общения.
Успешность формирования конструктивных моделей поведения определяется способностью педагога находить и реализовывать действенный способ коммуникативного решения задач воспитания.
Значимость коммуникативной компетентности как важной характеристики педагога дошкольного образования декларируется сегодня на нормативном, научно-теоретическом и методическом уровне. Вместе с тем, анализ педагогической деятельности показывает, что далеко не все педагоги соответствуют требуемому уровню развития коммуникативной компетентности.
В современной психолого-педагогической науке проблема коммуникативной компетентности приобретает все большую популярность. На сегодняшний день накоплен достаточный теоретический и эмпирический материал как в отечественной (JI.A. Петровская, М.И. Лукьянова, А.А. Попова, Ю.Н. Емельянов, С.В. Кондратьева, Т.Н. Щербакова), так и в зарубежной психологии (Дж. Равен, Р. Селман, Г.А. Шредер, М. Аргайл, К. Рубин). В данных исследованиях отражена характеристика коммуникативной компетентности, выявлена структура, механизмы и факторы его развития, но область проблематики профессиональной коммуникативной компетентности работающих с детьми дошкольного возраста педагогов изучена не достаточно.
В психологии традиционно подчеркивается роль конструктивного общения со взрослыми в становлении личности дошкольника и оптимизации его психического развития (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, B.C. Мухина, В.А. Петровский и др.), но само пространство общения, в котором происходит развитие ребенка, включающее безопасность и позитивность в плане поддержки конструктивных преобразований в его психике, определяется уровнем коммуникативной компетентности педагога.
Стандартизация дошкольного образования, профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь педагогу дошкольного образования в решении новых стоящих перед ним проблем.
Между тем, ФГОС дошкольного образования выдвигает требования к личностным качествам педагога, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как, готовность, учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей здоровья.
Профессиональный стандарт педагога (воспитателя) отражает квалификационные характеристики, которые предусматривают трудовые функции: трудовые действия, необходимые умения и знания.
Следовательно, введение ФГОС дошкольного образования, нового профессионального стандарта педагога потребует существенных изменений в системе повышения квалификации и подготовки самих педагогов.
Все вышесказанное позволяет выделить следующие противоречия между:
- с одной стороны, ФГОС ДО требует от педагогов ДОО профессионально значимых компетенций, с другой, трудности в преодолении сложившихся стереотипов в методах, формах и технологиях работы с детьми;
- также потребность ДОО в квалифицированных кадрах, способных быстро реагировать на происходящие изменения и низкой мотивацией выпускников к будущей профессиональной деятельности.
Выявленные противоречия обусловили проблему данного исследования: каково содержание процесса формирования коммуникативной компетентности педагога ДОО в условиях введения ФГОС?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования коммуникативной компетентности педагога ДОО в условиях введения ФГОС.
Объект исследования: профессиональная деятельность педагога дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: педагогические условия формирования коммуникативной компетентности педагога ДОО в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
Гипотеза исследования: процесс формирования коммуникативной компетентности воспитателя ДОО будет более эффективным, если:
- коммуникативная компетентность будет рассматриваться как стержневая характеристика составляющей профессионализм педагога (умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относиться к нему);
- будет разработан комплекс мероприятий по формированию коммуникативной компетентности, включающий тренинговые упражнения, программу самообразования.
Исходя из гипотезы и цели исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические источники по проблеме исследования.
2. Раскрыть особенности формирования коммуникативной компетентности педагога ДОО в условиях введения ФГОС.
3. Опытно-педагогической работой проверить эффективность формирования коммуникативной компетентности педагога ДОО в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
Методологическую основу исследования составили современные исследования целостного развития личности - субъекта профессиональной компетентности педагогов (В.А. Сластенин, Н.В. Кузьмина, И.А. Зимняя); компетентностный подход в образовании (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др.); личностно-ориентированный подход в образовании (Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский); концепции развития личности в общении (М.И. Лисина, В.И. Слободчиков).
В ходе исследования использовались следующие методы:
- Теоретические: анализ, обобщение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
- Эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент.
База исследования: МАДОУ ЦРР - детский сад «Ручеек» пгт. Каа- Хем, Кызылского кожууна.
Теоретическая значимость исследования состоит в изучении и структурировании информации по данной проблеме, определению основных критерий коммуникативной компетентности педагога и разработке рекомендаций по улучшению данного качества.
Практическая значимость исследования определяется возможностью внедрения программы формирования коммуникативной компетентности воспитателей в образовательный процесс ДОО.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе представлена информация, которая раскрывает теоретические основы формирования профессиональной компетентности воспитателя.
Во второй главе расписаны основные моменты проведенной опытно-педагогической работы, с описанием этапов и результатов эксперимента.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были решены все задачи. Решение первой задачи позволило сделать выводы на основе анализа литературы по проблеме развития коммуникативной компетентности воспитателей дошкольной образовательной организации. Обобщив имеющиеся научные разработки по проблеме коммуникативной компетентности, можно констатировать, что коммуникативная компетентность - это система знаний о себе и о других, умений, навыков в общении, стратегий поведения в социальных ситуациях, позволяющая строить эффективное общение в соответствии с целями и условиями профессионального и межличностного взаимодействия.
Коммуникативная компетентность является одним из фундаментальных качеств в работе педагогов; коммуникативные знания, умения, навыки обеспечивают эффективное протекание коммуникативного процесса в их профессиональной деятельности.
Развитие коммуникативной компетентности предполагает на первом этапе формирование определенного уровня социально-перцептивных умений. Наилучший обучающий эффект, по мнению педагогов, психологов - тренинги, игры, упражнения на снятие эмоционального напряжения, барьеров в общении, распознавания эмоций, навыков вербального и невербального общения, конструктивного разрешения конфликтов, рефлексивных навыков.
В рамках решения задач исследования была проведена диагностика коммуникативной компетентности педагогов ДОО, где был определен уровень развития коммуникативной компетентности, разработан и проведен комплекс тренинговых упражнений, игр по формированию коммуникативных умений, обучающих семинаров, после чего было проведено повторное исследование коммуникативной компетентности.
Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапа позволяет сделать вывод о положительной динамике развития коммуникативной компетентности за счет комплекса тренинговых упражнений, игр, обучающих семинаров. Педагоги стали более компетентными в общении, более независимыми в суждениях, менее агрессивными, более эмоционально стабильными, стали чаще брать инициативу в общении на себя, по отношению к собеседнику стали более внимательными и логичными в своих выводах. Выводы, сделанные на основании данных экспериментального исследования, позволяют утверждать, что разработанная и проведенная работа имела положительное значение для развития изучаемых сторон коммуникативной компетентности педагогов ДОО, что полностью подтверждает гипотезу.
Таким образом, формирование коммуникативной компетентности у педагогов ДОО протекает наиболее эффективно при соблюдении комплекса педагогических условий::
- развитие у педагога определенных личностных коммуникативных качеств (доброжелательности, эмпатии, толерантности, коммуникабельности, рефлексии);
- профессионально значимых коммуникативных качеств (владение нормами литературного языка, культуры речи; знание формул речевого этикета).



1. Асаева И.Н. Современные подходы к развитию профессиональной компетентности воспитателя ДОУ в системе повышения квалификации / И.Н. Асаева // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. 2008. - №5 (53).
2. Асаева И.Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разных видов / И.Н. Асаева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2009. - №112
3. Атмахова JI.H. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ: автореф. дис. канд.пед.наук / Л.Н. Атмахова; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2006.
4. Байбанова Ф.А. Развитие профессиональной компетентности дошкольного педагога в условиях последипломного образования: автореф. дис.канд.пед.наук / Ф.А. Байбанова; Северо-Кавказский гос. технич. ун-т. — Ставрополь. — 2005.
5. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Метод. пособие. М., 2005. - 285 с.
6. Безюлева Г.В. Профессиональная компетентность: аспекты формирования / Г.В. Безюлева, Н.В. Иванова, М.В. Никитин, Г.М. Шеламова. — М.: Московский психолого-социальный институт, Федеральный институт развития образования. 2005. - 82 с.
7. Боброва М.П. Дидактическая подготовка педагогических кадров дошкольных учреждений в контексте профессиональной деятельности: автореф. дис. канд.пед.наук / М.П.Боброва. Барнаул, 1997.
8. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А.Болотов, В.В.Сериков // Педагогика. - 2003. — №10. - С-8¬14.
9. Бондаревская Е.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич // Педагогика. - 2004. - № 10. - С -23-31.
10. Борисова Н.В. Конструирование деловой игры // Новые методы и средства обучения. - 2010. - № 6. - С. 18.
11. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: Т.1., - М., 1979. - 704 с.
12. Варданян Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образование: автореф. дис. д-ра пед. наук / Ю.В. Варданян. - М., 1999.
13. Виноградова И.А . Коммуникативная компетентность в социализации личности // И.А. Виноградова. - Н. Новгород: Нижегород. гос. ун-т. им. Н.И. Лобачевского, 2002. - С. 7-8.
14. Ермолаева М.Г. Разработка образовательных программ в системе повышения квалификации педагогов / М.Г.Ермолаева. - М., 2005. — № 7. С. 55-59
15. Загвоздкин В.К . Реформирование преподавания и обучения на основе компетентностного подхода. На материалах немецких источников /
В.К. Загвоздкин // Компетентностный подход, как способ достижения нового качества образования. - М., 2003.
16. Загвязинский В.И . Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: ИЦ Академия, 2003. - 280 с.
17. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб, пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Ф. Зеер. — М.: ИЦ «Академия», 2008. - 144 с.
18. Зеер Э.Ф . Модернизация профессионального образования : компетентностный подход: учеб.пособие / Э.Ф.Зеер, A.M. Павлова, Э.Э. Сыманюк. - М., 2004. - 215 с.
19. Зиніяя И.А . Ключевые компетенции — результата образования / И.А . Зимняя // Высшее образование с-ею/нія. - 2003.- № 5.
20. Зимняя И.А. Пддaсoиичсвктя пииxoсoитя: учеб.пособие / И.А.Зимняя. — Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2003. - 544 с.
21. Ивннов Д.А . Koмпетентнoсный подход в oбpaзовании. Проблемы, понятия, инструментарий / Д.А.Иванов, К.Г. Митрофанов. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 101 с.
22. Итьясoв Д.Ф . Требования к повышению квалификации руководителей / Д.Ф. Ильясов // Высшее образование в России. - 2005. - №4.- С. 154-156.
27. Кукмине Н.И. Paзpабoтки дошкольника в условиях Центра развития ребенка: автореферат дис. . канд. пед. наук / Н.И. Кузьмина. - Тюмень, 2003.
28. Кучугурова Н.Д. Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста // Проблемы и перспективы педагогического образования в XXI веке. - М., 2000. - С. 360-362.
29. Лнндшееp 13 . Концепция «минимальной компетентности» : перспективы / В.Ландшеер // Вопросы образования. — 2008. - № 7. - С.22-26.
30. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - №5. - С. 24-25.
31. Лобанова Т.Н. Построение модели ключевых компетенций / Т.Н. Лобанова // Справочник по управлению персоналом. - 2002. - 112 с.
32. Лукьянова М.И. Профессиональная компетентность педагога: теоретический анализ понятия // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно практический журнал. - 2007. - №1. - С. 72-81.
33. Майер А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования / А.А.Майер // Основы педагогического менеджмента. - 2007. - № 1. - С. 95-96.
34. Мясников В.А. Компетенции и педагогические измерения / В. А. Мясников, Н. Н. Найденова // Педагогическая диагностика. - 2006. - № 9. -С.147-151.
35. Нечаев Н.Н. Формирование коммуникативной компетенции как условие становления профессионального сознания специалиста / Н.Н. Нечаев, Г.И. Резницкая // Вестник УРАО. - 2002. - № 1. - С. 3 - 21.
36. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва
37. Профессиональный стандарт Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н.
38. Пыжова П.Н. Психологическая компетентность руководителя: учеб. ме-тод, пособие / Н.П. Пыжова. - Минск: Академия упр. при Президенте РБ, 2005. - С. 4-5.
39. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. - М.: «Когито-Центр», 2002. - 396 с.
40. Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. Изд. 2-е, испр. - М.: Когито-Центр, 2001. - 142 с.
41. Селевко Г.К. Компетентности и их классификации / Г.К. Селевко // Народное образование. - 2004. - № 4. - С. 138-142.
42. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. - М., 1999. - С. 53.
43. Сидоренко Е.М. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Е.М. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2004. - С. 59 60.
44. Сорокина Т.М Развитие будущих учителей начальной школы: Монография / Т.М. Сорокина; Нижегородский государственный педагогический университет. - Н. Новгород: НГПУ, 2002. - 168 с.
45. Сорокина Т.М, Развитие IIpoфecо^ФOнаIITloй компетенции будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания // Начальная школа. - 2004. - №2. - С. 110-114.
46. Филатове М. Социальные компетенции и современное образование / М.Филатова, Л.Волкова // Высшее образование в России. - 2007. - №11. - С. 104-108.
47. Хохлова О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов // Справочник старшего воспитателя дошкольного образования. -2010. - №3. - С. 4-8.
48. Хуторской А.В.компетенции,конструирования / А.В. Хуторской // Народное образование. — 2003. - № 5. - С. 24-33.
49. Шемятихина Л.Ю. Развитие персональной компетентности руководителя в управлении дошкольным образовательным учреждением: автореф. дис. канд. пед. наук/ Л.Ю. Шемятихина. — Екатеринбург, 2004.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ