ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ
|
Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения синдрома эмоционального выгорания у
педагогов 8
1.1 Синдром эмоционального выгорания: понятие, характеристика 8
1.2 Причины и признаки синдрома эмоционального выгорания у педагогов 15
1.3 Методы профилактики синдрома эмоционального выгорания у
педагогов 19
2 Экспериментальное изучение и профилактика синдрома эмоционального
выгорания у педагогов 27
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной
диагностики 27
2.2 Описание системы занятий по профилактике синдрома
эмоционального выгорания у педагогов 36
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 39
Заключение 53
Список использованных источников 56
Приложение А Результаты первичной диагностики синдрома эмоционального выгорания у педагогов 61
Приложение Б Памятка для педагогов «Как избежать встречи с эмоциональным выгоранием» 64
Приложение В Конспекты системы занятий по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов 66
Приложение Г Результаты повторной диагностики синдрома эмоционального выгорания у педагогов 74
1 Теоретические аспекты изучения синдрома эмоционального выгорания у
педагогов 8
1.1 Синдром эмоционального выгорания: понятие, характеристика 8
1.2 Причины и признаки синдрома эмоционального выгорания у педагогов 15
1.3 Методы профилактики синдрома эмоционального выгорания у
педагогов 19
2 Экспериментальное изучение и профилактика синдрома эмоционального
выгорания у педагогов 27
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной
диагностики 27
2.2 Описание системы занятий по профилактике синдрома
эмоционального выгорания у педагогов 36
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 39
Заключение 53
Список использованных источников 56
Приложение А Результаты первичной диагностики синдрома эмоционального выгорания у педагогов 61
Приложение Б Памятка для педагогов «Как избежать встречи с эмоциональным выгоранием» 64
Приложение В Конспекты системы занятий по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов 66
Приложение Г Результаты повторной диагностики синдрома эмоционального выгорания у педагогов 74
Проблема эмоционального выгорания - одна из значимых и приоритетных на сегодняшний день. Развитие социума приводит к увеличению профессий по типу человек - человек. Для профессий вышеуказанного типа существует ряд общих проблем. Среди них необходимо выделить синдром эмоционального выгорания, который может оказывать негативное влияние на трудовую деятельность. Отечественные и зарубежные психологи отмечают, что эта проблема наиболее актуальна для педагогической деятельности.
Свой вклад в разработку проблемы эмоционального выгорания внесли такие ученые, как: Б. Г. Ананьев [1], В. В. Бойко [2], Н. Е. Водопьянова [3], К. Маслач [41], В. Е. Орел [17] и многие другие.
В первую очередь, необходимо понимать, что синдром эмоционального выгорания влияет, как на самого учителя, ухудшая его эффективность, работоспособность, так и, опосредованно, на учащихся. Это приводит к ситуации, в которой работник не может справляться со своими обязанностями и наносит непоправимый вред себе и окружающим. Наибольшая опасность скрыта в латентности проявлений такого негативного воздействия у детей.
С точки зрения ресурсов и времени подготовка специалиста требует больших вложений (особенно временных и финансовых), которые, при наличии у работников синдрома эмоционального выгорания, растрачиваются попусту. Своевременная профилактика позволяет сохранять здоровье работника и позволяет ему быть максимально эффективным для социума.
Вышеописанное говорит об актуальности темы и необходимости применения методов профилактики для предотвращения или минимизации вреда, который будет нанесен всем участникам образовательного процесса.
Цель - изучение синдрома эмоционального выгорания у педагогов и его профилактики.
Объект исследования - синдром эмоционального выгорания как психологический феномен.
Предмет исследований - профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме синдрома эмоционального выгорания у педагогов и его профилактики;
2. Провести экспериментальное исследование, направленное на изучение синдрома эмоционального выгорания у педагогов;
3. Разработать и реализовать систему занятий, направленную на профилактику синдрома эмоционального выгорания педагогов, определить ее эффективность.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование (методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (автор - В. В. Бойко)), Опросник на «выгорание» MBI (авторы - К. Маслач и С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой)).
3. Методы количественной и качественной обработки результатов.
Методологическая база исследования по проблеме синдрома эмоционального выгорания педагогов представлена работами В. В. Бойко, Н. Е. Водопьяновой, К. Маслач.
Экспериментальное исследование по изучению эмоционального выгорания у педагогов проводилось на базе МБОУ «Новокаргинская СОШ № 5». Исследование проводилось в январе 2020 - мае 2021 г. Выборка исследования представлена педагогами в количестве 15 человек. Возраст испытуемых: 25-50.
Этапы исследования:
1 этап (декабрь 2020 г.) - изучение теоретических аспектов профилактики и диагностики синдрома эмоционального выгорания у педагогов, определение категориального аппарата, определение выборки и методов экспериментального исследования синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
2 этап (январь 2021 - апрель 2021 г.) - организация экспериментального исследования синдрома эмоционального выгорания у педагогов, анализ результатов первичной диагностики синдрома эмоционального выгорания педагогов, разработка и реализация системы занятий, направленной на профилактику синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
3 этап (май 2021 г.) - проведение повторной диагностики синдрома эмоционального выгорания педагогов, сопоставительный анализ полученных результатов исследования, определение эффективности системы занятий, направленных на профилактику синдрома эмоционального выгорания педагогов, формулирование выводов, оформление выпускной квалификационной работы.
Результаты исследования были представлены на Всероссийской конференции: III Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития человека в современном обществе» (Лесосибирск, 2021). По теме работы опубликована 1 статья.
Практическая значимость: материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы при подготовке к семинарским и практическим занятиям по дисциплине психология, а также при написании выпускных квалификационных работ. Полученные в ходе исследования данные можно использовать психологам, социальным педагогам МБОУ «Новокаргинская СОШ № 5», в работе с педагогическим составом, для профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 41 источник, и 4 приложения. В работе содержится 8 таблиц и 19 рисунков. Общий объем работы составляет 76 страниц.
Свой вклад в разработку проблемы эмоционального выгорания внесли такие ученые, как: Б. Г. Ананьев [1], В. В. Бойко [2], Н. Е. Водопьянова [3], К. Маслач [41], В. Е. Орел [17] и многие другие.
В первую очередь, необходимо понимать, что синдром эмоционального выгорания влияет, как на самого учителя, ухудшая его эффективность, работоспособность, так и, опосредованно, на учащихся. Это приводит к ситуации, в которой работник не может справляться со своими обязанностями и наносит непоправимый вред себе и окружающим. Наибольшая опасность скрыта в латентности проявлений такого негативного воздействия у детей.
С точки зрения ресурсов и времени подготовка специалиста требует больших вложений (особенно временных и финансовых), которые, при наличии у работников синдрома эмоционального выгорания, растрачиваются попусту. Своевременная профилактика позволяет сохранять здоровье работника и позволяет ему быть максимально эффективным для социума.
Вышеописанное говорит об актуальности темы и необходимости применения методов профилактики для предотвращения или минимизации вреда, который будет нанесен всем участникам образовательного процесса.
Цель - изучение синдрома эмоционального выгорания у педагогов и его профилактики.
Объект исследования - синдром эмоционального выгорания как психологический феномен.
Предмет исследований - профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме синдрома эмоционального выгорания у педагогов и его профилактики;
2. Провести экспериментальное исследование, направленное на изучение синдрома эмоционального выгорания у педагогов;
3. Разработать и реализовать систему занятий, направленную на профилактику синдрома эмоционального выгорания педагогов, определить ее эффективность.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование (методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (автор - В. В. Бойко)), Опросник на «выгорание» MBI (авторы - К. Маслач и С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой)).
3. Методы количественной и качественной обработки результатов.
Методологическая база исследования по проблеме синдрома эмоционального выгорания педагогов представлена работами В. В. Бойко, Н. Е. Водопьяновой, К. Маслач.
Экспериментальное исследование по изучению эмоционального выгорания у педагогов проводилось на базе МБОУ «Новокаргинская СОШ № 5». Исследование проводилось в январе 2020 - мае 2021 г. Выборка исследования представлена педагогами в количестве 15 человек. Возраст испытуемых: 25-50.
Этапы исследования:
1 этап (декабрь 2020 г.) - изучение теоретических аспектов профилактики и диагностики синдрома эмоционального выгорания у педагогов, определение категориального аппарата, определение выборки и методов экспериментального исследования синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
2 этап (январь 2021 - апрель 2021 г.) - организация экспериментального исследования синдрома эмоционального выгорания у педагогов, анализ результатов первичной диагностики синдрома эмоционального выгорания педагогов, разработка и реализация системы занятий, направленной на профилактику синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
3 этап (май 2021 г.) - проведение повторной диагностики синдрома эмоционального выгорания педагогов, сопоставительный анализ полученных результатов исследования, определение эффективности системы занятий, направленных на профилактику синдрома эмоционального выгорания педагогов, формулирование выводов, оформление выпускной квалификационной работы.
Результаты исследования были представлены на Всероссийской конференции: III Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития человека в современном обществе» (Лесосибирск, 2021). По теме работы опубликована 1 статья.
Практическая значимость: материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы при подготовке к семинарским и практическим занятиям по дисциплине психология, а также при написании выпускных квалификационных работ. Полученные в ходе исследования данные можно использовать психологам, социальным педагогам МБОУ «Новокаргинская СОШ № 5», в работе с педагогическим составом, для профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 41 источник, и 4 приложения. В работе содержится 8 таблиц и 19 рисунков. Общий объем работы составляет 76 страниц.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что существует множество подходов отечественных и зарубежных психологов к пониманию синдрома эмоционального выгорания. Мы вслед за К. Маслач, под эмоциональным выгоранием понимаем физическое и эмоциональное истощение, вызванное стрессовыми ситуациями в рабочей деятельности. Синдром эмоционального выгорания можно разделить на три фазы: напряжение, сопротивление, истощение. Каждая фаза имеет уникальные симптомы, которые развиваются под большим количеством факторов окружающей среды (социально-демографические, личностные, организационные, социально-психологические), а также развитие зависит от индивидуальных особенностей человека.
Основными причинами возникновения синдрома эмоционального выгорания являются: нагрузка, психологическая атмосфера в коллективе, организация деятельности, кризисные периоды в профессии, отсутствие навыков эмоциональной саморегуляции. Для педагогов характерны: усталость, нарушение сна, недостаток эмоций, безразличие к партнеру по общению, ощущение беспомощности, некачественное исполнение рабочих обязанностей, падение интереса к саморазвитию, апатия, цинизм, низкая социальная и физическая активность, непонимание с окружающим, отсутствующая мотивация к саморазвитию, цикличность возникновения синдрома. Признаки проявления синдрома эмоционального выгорания педагогов возможно сгруппировать в три группы: психофизические, социально-психологические, поведенческие.
Работа по профилактике синдрома эмоционального выгорания должна быть комплексной. Обобщая различные точки зрения, мы отмечаем, что эффективными методами для профилактики синдрома эмоционального выгорания являются следующие арт-терапевтические методы: музыкотерапия, изотерапия, игрофикация. Кроме того, для профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов целесообразно использовать методы эмоциональной саморегуляции, непрерывное образование, групповые методы (тренинговые, балинтовские группы).
Нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на изучение синдрома эмоционального выгорания педагогов, на базе МБОУ «Новокаргинская СОШ № 5» среди педагогов от 25 до 50 лет. В качестве диагностического инструментария мы использовали следующие методики: «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (автор - В. В. Бойко) и «Опросник на «выгорание» MBI (авторы - К. Маслач и С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой)»
Анализируя результаты экспериментального исследования, направленного на изучение синдрома эмоционального выгорания педагогов, мы разделили испытуемых на две группы.
Контрольная группа включает в себя 9 педагогов (60%), из которых 1 педагог (10%) имеет сложившийся синдром, 4 педагога (45%) с признаками синдрома эмоционального выгорания, 4 педагога (45%) не подвержены влиянию синдрома эмоционального выгорания.
В экспериментальную группу вошли 6 педагогов (40%), из них: 1 педагог (15%) имеет синдром эмоционального выгорания, 3 педагогов (50%) проявляют симптомы синдрома эмоционального выгорания, 2 педагога (35%) не подвержены синдрому.
Мы разработали и апробировали систему занятий, направленную на профилактику синдрома эмоционального выгорания педагогов.
Анализируя результаты повторной диагностики, направленной на изучение синдрома эмоционального выгорания педагогов, мы констатируем снижение количества педагогов экспериментальной группы с признаками синдрома эмоционального выгорания. Данный факт позволяет нам говорить о том, что у педагогов улучшилась эффективность в решении трудовых задач, а также стабилизировалось эмоциональное состояние.
Цель и задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, успешно реализованы.
Основными причинами возникновения синдрома эмоционального выгорания являются: нагрузка, психологическая атмосфера в коллективе, организация деятельности, кризисные периоды в профессии, отсутствие навыков эмоциональной саморегуляции. Для педагогов характерны: усталость, нарушение сна, недостаток эмоций, безразличие к партнеру по общению, ощущение беспомощности, некачественное исполнение рабочих обязанностей, падение интереса к саморазвитию, апатия, цинизм, низкая социальная и физическая активность, непонимание с окружающим, отсутствующая мотивация к саморазвитию, цикличность возникновения синдрома. Признаки проявления синдрома эмоционального выгорания педагогов возможно сгруппировать в три группы: психофизические, социально-психологические, поведенческие.
Работа по профилактике синдрома эмоционального выгорания должна быть комплексной. Обобщая различные точки зрения, мы отмечаем, что эффективными методами для профилактики синдрома эмоционального выгорания являются следующие арт-терапевтические методы: музыкотерапия, изотерапия, игрофикация. Кроме того, для профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов целесообразно использовать методы эмоциональной саморегуляции, непрерывное образование, групповые методы (тренинговые, балинтовские группы).
Нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на изучение синдрома эмоционального выгорания педагогов, на базе МБОУ «Новокаргинская СОШ № 5» среди педагогов от 25 до 50 лет. В качестве диагностического инструментария мы использовали следующие методики: «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (автор - В. В. Бойко) и «Опросник на «выгорание» MBI (авторы - К. Маслач и С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой)»
Анализируя результаты экспериментального исследования, направленного на изучение синдрома эмоционального выгорания педагогов, мы разделили испытуемых на две группы.
Контрольная группа включает в себя 9 педагогов (60%), из которых 1 педагог (10%) имеет сложившийся синдром, 4 педагога (45%) с признаками синдрома эмоционального выгорания, 4 педагога (45%) не подвержены влиянию синдрома эмоционального выгорания.
В экспериментальную группу вошли 6 педагогов (40%), из них: 1 педагог (15%) имеет синдром эмоционального выгорания, 3 педагогов (50%) проявляют симптомы синдрома эмоционального выгорания, 2 педагога (35%) не подвержены синдрому.
Мы разработали и апробировали систему занятий, направленную на профилактику синдрома эмоционального выгорания педагогов.
Анализируя результаты повторной диагностики, направленной на изучение синдрома эмоционального выгорания педагогов, мы констатируем снижение количества педагогов экспериментальной группы с признаками синдрома эмоционального выгорания. Данный факт позволяет нам говорить о том, что у педагогов улучшилась эффективность в решении трудовых задач, а также стабилизировалось эмоциональное состояние.
Цель и задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, успешно реализованы.
Подобные работы
- ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Индивидуальное консультирование как способ профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов в закрытых учебных заведениях
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2022 - ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ПОДРОСТКАМИ С ОВЗ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2020 - ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У
ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



