Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение понятия натурального числа в начальных классах

Работа №16618

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
535
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ НАТУРАЛЬНОГО ЧИСЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. История возникновения натурального числа 6
1.2. Целые неотрицательные числа в начальном курсе математики 15
1.3. Особенности формирования понятия натурального числа у младших школьников 19
Выводы по 1 главе
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПОНЯТИЯ ЧИСЛА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 34
2.1. Практика изучения понятия натурального числа в начальных классах 34
2.2. Пути эффективного изучения понятия натурального числа 39
2.3. Обобщение результатов изучения понятия натурального числа 44
Выводы по 2 главе
Заключение 51
Список литературы 52
Приложения

В концепции развития математического образования в Российской Федерации подчеркивается, что математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе логическому мышлению [21].
В соответствии с требованиями ФГОС НОО, обучение в начальной школе, в том числе математике, должно обеспечить становление и развитие самооценки, самообразования и самоопределения учащихся. Планируемыми предметными результатами изучения чисел является то, что учащиеся научатся считать различные объекты (предметы, группы предметов, слоги, слова), устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счета, читать, записывать и сравнивать [40, 5].
Число - основное понятие не только начального курса математики, но и математики в целом. Без числа не обходится ни один день нашей жизни, ни одно дело, ни одно производства, ни один вид профессиональной деятельности.
Понятие числа - одно из древнейших математических понятий. Число - продукт интеллектуальной деятельности людей. Оно является предметом исследований не только математики, но и философии, истории науки. Число это феномен культуры, и его рассмотрение в процессе обучения в этом качестве значительно расширяет образовательные возможности изучения чисел в начальных классах.
Согласно программе по математике для начальных классов авторов М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова, на уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счета, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел [39, 329].
Работы по изучению понятия числа, описанию его видов и операций с ними посвящены следующих авторов: Н. Я. Виленкин, Р. В. Канбекова, Н. Н. Лаврова, Л. П. Стойлова. Идеи по изучению понятия числа в начальных классах нашли отражение в трудах Л. В. Занкова. Н. Б. Истоминой, М. И. Моро, С. Е. Царевой. Однако практика изучения математики в начальных классах показывает, что понятие числа у учащихся сформированы не на высоком уровне. Вследствие чего выпускники начальной школы испытывают затруднения, например, при соотнесении цифры и числа предметов, а также при письме цифр. Понятие натурального числа и нуля в курсе математики является одним из центральных и формирование его у школьников вызывают определенные затруднения не только при обучении в начальной школе, но и в старших классах. Поэтому проблема эффективного усвоения понятия натурального числа младшими школьниками является актуальным во все времена.
Цель исследования: выявление возможностей эффективного изучения понятия натурального числа в начальных классах.
Объект исследования: процесс изучения натурального числа в начальных классах.
Предмет исследования: изучение натуральных чисел в первом классе.
Гипотеза исследования: изучение понятия натурального числа в начальных классах будет более эффективным, если использовать:
- стихотворения, поговорки, пословицы на уроках;
- справочный материал об истории записи чисел.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого - педагогическую и методико - математическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить практику работы учителей начальных классов по изучению натуральных чисел в начальной школе.
3. Выявить приемы эффективного изучения понятия натурального числа и нуля в начальных классах.
4. Обобщение результатов изучения понятия числа и нуля в первом классе.
База исследования: экспериментальную часть работы провели в первом классе МБОУ СОШ №3 г. Кызыла Республики Тыва.
Методы исследования:
- теоретические: изучение психолого - педагогическую и методико-математическую литературу;
- эмпирические: наблюдение; педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в ней представлена рекомендации молодым учителям по применению разных приемов эффективного изучения понятия натурального числа в первом классе.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучив, психолого-педагогическую и математическую литературу в первом главе раскрыли сущность понятий натурального числа в начальных классах. Изучение документов регламентированных обучений начальной ступени образования и педагогической литературы позволило выявить предметные, метапредметные и личностные планируемые результаты обучения для достижения универсальных учебных действий. В этой главе выяснили сущность понятия изучения натурального числа и последовательность изучения в начальном курсе математики. Поэтому выяснили практики организации работы с информацией истории возникновении натурального числа, целых неотрицательных чисел в начальных курсах математики и особенности формирования понятия натурального числа у младших школьников.
Во второй главе описали диагностику выявления уровня понятия натурального числа в начальных классах, а также пути эффективного изучения натурального числа и обобщения результатов выполненных заданий при понятии натурального числа в первом классе. В констатирующем эксперименте показала недостатки уровня обученности понятия натурального числа. В обучающем эксперименте были проведены уроки. Где систематически использовались стихотворения, поговорки, пословицы, справочный исторический материал о записи чисел, наглядные материалы. Это позволило эффективному изучению понятия числа в начальных классах. Обобщения результатов понятия натурального числа показала положительную тенденцию повышения уровня обученности учащихся. Таким образом, нами поставленная гипотеза подтвердилась.



1. Белошистея А. В. Методике обучения математике в начальной школе: курс лекций: учебное пособие / А. В. Белошистая. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2016. - 456 с. - (Вузовское образование). - Библиогр. в кн. - ISBN 5-691-01422-6; То же [Электронный ресурс]. - RL: httD://bibl ii^oclub.
2. Белошистая А. В. Дошкольное воспитание и развитие: / А. В. Белошистея// тесты для проверки уровня математических способностей детей 6-7 лет/ - 2007. - №3. - 320 с.
3. Белошистея А. В. Дошкольный возраст: / формировение первичных представлений о натуральных числах // А.В. Белошистея. - 2002. - № 8.- С. 59.
4. Воложкина М. И. По страницам старых учебников / И.М. Воложкина // - 1993.- №4. - С. 63.
5. Горшкове О. Д. Метеметижа: нестандартные задания / О. Д. Горшкова // 2005. - № 5. - С. 43 - 54.
6. Дебашина Е. Ю. Самостоятельнея работа на уроках математики в условиях развивающего обучения / Е. В. Дебашина // - 2003.- №7. - С. 76.
7. Дзенегове, Р. М. Раскрытие творческих способностей учеников. /Р. М. Дзанагова // - 2007. - № 6. - С. 91-100.
8. Добренкова М. М. Состав числа 9 / М. М. ДобренковП/ - 2007. - №12. - С. 25.
9. Жабскея Г. М. Урок математики / Г. М. Жабская. // 2004. - №11.-С.2.
10. Задачи для контрольных работ по математике: учеб, пособие для студентов / под ред. Л. П. Стойлове, Н. Н. Леврове, Л, О. Денищеве, В. Л. Морозова. - М. Просвещение, 1993. - 303 с.
11. Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальной школе. Резвивающее обучение / Н. Б. Истомина. - Смоленск: Ассоциация XXI век,
2009. - 287 с. - ISBN 9785893087314; То же [Электронный ресурс]. - URL: httD::/biblli^oclub.Dlhy.bp-a^cel^XK^ktfeiH 557 12. Истомина Н. Б. Практикум по методике обучения математике в начальной школе. Развивающее обучение / Н. Б. Истомина, Ю. С. Заяц. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009. - 144 с. - ISBN 9785893087314; То же [Электронный ресурс]. URL: httP://b]WjBoc[u^^y/jndexjPhP?page=xook&iBd=5^788
13. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. / Н.Б. Истомина //. - М.: Просвещение, 1985. - С. 26
14. Истомина Н. Б. Методика обучения в начальных классах. / Н. Б. Истомина - М.: Просвещение, 2002. - С. 13.
15. Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах. / Н. Б. Истомина - М., 2004. - 288 с.
16. Истомина Н. Б. Проблемы современного урока математики в начальных классах / Н. Б. Истомина. - 2001. - №4. - С. 69.
17. Истомина Н. Б., Об особенностях работы по учебнику математики для 1 класса четырехлетней начальной школы / Истомина Н. Б. , Hтфдаваa И. Б. //Математика. — 1999. №9. - С. 32.
18. Казачкова Т. М. Число и цифра 8 / Т. М. Казачкова. - - 2007. - №5.С. 3.
19. Каплан Б. С. Методы обучения математики / Б. С. Каплан. - М.: Наука, 1981. - С. 25.
20. Клементьева Н. Р. Восприятие количества как один из показателей математической готовности будущих первоклассников/ Н. Р. Клементьева //-2005. - № 9. - С. 35 37.
21. Концепция развития математического образования в Российской Федерации [Текст]: / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 года подписано Председателем Правительства Российской Федерации. Д.А.Медведевым.
22. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. / В. А. Крутецкий. - М.; Воронеж. 1998. 210 с.
23. Ломака М.В. Нестандартные уроки математики / М. В Ломака Е. В. Звонова. - 2002. - №8 - С. 38.
24. Мельникова Н. А. Развитие вычислительной культуры учащихся / Н.А. Мельникова // Математика в школе. - 2001.- №18.- С. 9-14.
25. Менчинскьс Н. А. Моро М. И. Вопросы методики и психологии обучения арифметики в начальных классах. Н. А / Менчинская, М. И. Моро - М.: Просвещение, 1965.- 224 с.
26. Методика начального обучения математике: Учеб, пособие для студентов пед. ин-тов по спец-ти «Педагогика и методика начального обучения» // Под ред. Л. Н. Скаткина. - М.: просвещение, 1972.- 320с.
27. Минская У. И. Формирование понятия числа на основе изучения отношения величин / У. И. Минская // - Вестник. - 2000. - № 7. - С.29.
28. Моро М.И. О роли математики для школьников / М. И. Моро // -2003. - №2. - С.3.
29. Моро М.И., Математика. Учебник для 1-2 классов / М.И. Моро, М.А.Бантова. - М.: Просвещение. - 2015. - с. 112/
30. Моро М.И., Математика 1 класс: В 2 ч. Ч.1./ М.И., Моро, М.А., Бантова, У. В. Бельтюкова. - М.: Просвещение, 2014 - 96 с.: ил.
31. Казачкова С. П. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М. С. Умнова. - М.: Планета, 2012. - 256 с.
32. Ондар Ч. М. О некоторых особенностях понимания числа тувинцами / Ч. М. Ондар // Наследие народов Центральной Азии и сопредельных территорий: изучение, сохранение и использование: материалы междунар. науч.- прьат. конф., 9-10 сент. 2009г., г. Кызыл : в 2 ч. - Кызыл : КЦО «Аныяк», 2009. - Ч. 1. - С. 126-129 (0,33 п.л.).
33. Ондар. Ч. М. Этноматематические задачи в контексте этнокультурного наполнения математического образования / Ч. М. Ондар // Научные труды Тывинского государственного университета. - Кызыл: Изд-во ТывУУ, 2005. - Вып. 3, т. 1. - С. 115 - 116 (0,12 п.л.).
34. Петрова И. А. Математика: Програмно - методические материалы. / И. А. Петрова// - М.: Дрофа, 1999. - С.180.
35. Пирогова М.М. Математика - это замечательно! [Текст]/ М.М. Пирогова. - 1999. - № 6. - С. 2.
36. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса [Текст]: учебник для академического бакалавриата / А.М. Прихожина, Н.Н. Толстых, Д.В. Лубовский[ и др.]; под ред. И. В. Дубровина. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : ЮРАЙТ. - ISBN 978-5-534-03499-8. Ч.
2. - 2017. - 321 с. - (Бакапавр.Академический куре). - ISBN 978-5-534-03522-3 (ч. 2) Книга доступна в электронной библиотечной системе biblio-online.ru
37. Психология детей младшего школьного возраста / учебник и практикум для академического бакалавриата / под общей ред. А. С.Обухов. - М. : ЮРАЙТ, 2017. - 424 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5¬534-00595-0 Книга доступна в электронной библиотечной системе biblio- online.ru
38. Сборник рабочих программ «Школа России». 1 - 4 классы пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Научный руководитель
А. А. Плешаков. // - М. «Просвещение», 2011. - 530 с.
39. Сборник рабочих программ «Перспектива». 1 - 4 классыЕ пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. Г. Петерсон, О. А. Железникова, Л. Ф. Климанова и др. - М. «Просвещение», 2011. - 369 с.
40. Стойлова Л. П. Математика: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / Л. П. Стойлова. // 3-е изд., стер. - М.: Изд. центр «Академия», 2013. - 464с.
41. Стойлова Л. П., Основы начального курса математики. / Л. П. Стойлова. - М.: 1988. - C. 276/
42. Стойлова А.М. Основы начального курса математики. [Текст] / А. М. Стойлова, А. М. Пышкало. - М.: Просвещение. 1988. - С. 320.
43. Федеральный государственным образовательным стандарт начального общего образования / М- во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2014. http:еЛYYY.e^luлп//^lb-щoInщo/Data/^109л^^373.html.
44. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год. http: //'www.edu. ru/index.php?page_id=5&topic.
45. Федотова. Л. Повышение вычислительной культуры учащихся / Федотова. Л. // Математика в школе. - 2004. - №35. - С. 3-7.
46. Федотова, Л. Повышение вычислительной культуры учащихся [Текст] / Л. Федотова, Математика в школе. - 2004. - №43. - С. 2-5.
47. Царева С. Е. Методика преподавания математики в начальной школе [Текст]: учебник для студентов высшего образования, обучающихся по направлению подготовки "Педагогическое образование" (квалификация "бакалавр") / С. Е. Царева. - М.: Академия, 2014. - 494, [1] с. : рис., табл. ; 22 см. - (Высшее образование. Педагогическое образование) (Бакалавриат) (Учебник). - Библиография: с. 489-490. - 2000 экз. - ISBN 978-5-4468-0343-9.
48. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. / Л. С. Цветкова. - М.: Юрист. 1997. - 256 с.
49. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д: Б. Эльконин. / - М.: Педагогика. - 1989. - 560с.
50. Якиманская И. С. Психологические основы математического образования: учеб, пособие для студ. пед. вузов. / И.С. Якиманская. - М.: Академия, 2004. 320 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ