Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В НОВОМ КЛАССЕ

Работа №166170

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы91
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения адаптации младших школьников в новом классе 6
1.1. Проблема адаптации в психолого-педагогической науке 6
1.2. Особенности адаптации младших школьников в новом классе 17
1.3. Психолого-педагогические условия адаптации младших школьников в
новом классе 24
Выводы по Главе 1 31
Глава 2. Эмпирическое исследование по изучению адаптации младших школьников в новом классе 33
2.1. Методическая организация исследования 33
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 40
2.2.1. Анализ данных по методике «СПА-1 (по Э.М. Александровской)»
40
2.2.2. Анализ данных по методике «Тест школьной тревожности
Филлипса» 42
2.2.3. Анализ данных по методике ««Лесенка» (В.Г. Щур) 45
2.2.4. Анализ данных по методике «Карта наблюдений Д. Стотта» 46
2.3. Программа адаптации младших школьников в новом классе 51
Выводы по Главе 2 59
Заключение 60
Список используемой литературы 62
ПРИЛОЖЕНИЯ

Школьные годы - это важный период в жизни каждого из нас. Для успешного нахождения и обучения в школе, ребенку нужно адаптироваться в данной среде. Когда ребенок приходит первый раз в учебное заведение, он волнуется о том, как его примут, будут ли с ним дружить, как будут относиться к нему учителя. Прохождение этапа адаптации к школе - это новый шаг на пути к светлому школьному будущему.
Бывает так, что ребенок уже привык к классу, но вынужден его сменить в связи с различными обстоятельствами. Это может быть выбор новой школы, переезд в другой город или другие причины, по которым ребенок вынужден пойти в новый класс. Проблема адаптации в новом классе на сегодняшний день очень актуальна, так как большое количество детей сейчас часто меняют школу или класс. Даже взрослому, когда он приходит в новый коллектив, нужно время, чтобы освоится, что уже говорить о детях. С точки зрения психологии переход в новый класс для детей начальной школы, происходит легче и лучше, чем для детей более старшего возраста, но это не значит, что этот процесс происходит быстро и без каких-либо трудностей.
Смена класса может психологически повлиять на ребенка. Он идет в новый коллектив, его встречают новые люди. В прошлом классе остались его друзья и любимый учитель - это тоже может стать проблемой для ученика. Естественно, что ребенок будет сравнивать новый класс со старым, старые требования с новыми.
Проблема школьной адаптации достаточно изучена как отечественными учеными (Ш.А. Амонашвили, Н.Г. Лусканова, Р.В. Овчарова, И.А. Коробейников, С.А. Беличева, Л.С. Выготский и др.), так и зарубежными (А. Гезелл, Д. Селли и др.). Анализ научной литературы показал, что большинство работ посвящено именно школьной адаптации первоклассников, а работ по адаптации ребенка в новом классе, как мы считаем, недостаточно.
Цель исследования - на основе изучения особенностей адаптации
младших школьников в новом классе разработать программу по повышению уровня адаптации младших школьников в новом классе.
Объект исследования - адаптация младших школьников.
Предмет исследования - особенности адаптации младших
школьников в новом классе.
Гипотеза, выдвигаемая в работе, состоит в том, что адаптация младших школьников в новом классе будет иметь следующие особенности:
1) у младших школьников, приходящих в новый класс преобладающий уровень адаптации - средний;
2) основную сложность в процессе адаптации младших школьников в новом классе составляет успешность социальных контактов с новым коллективом;
3) будет протекать более успешно при организации целенаправленной психолого-педагогической работы.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, научную литературу по исследуемой проблеме.
2. Подобрать диагностический комплекс для изучения адаптации младших школьников в новом классе.
3. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение адаптации младших школьников в новом коллективе.
4. Описать особенности адаптации младших школьников при переходе в новый класс.
5. Разработать программу адаптации младших школьников в новом классе.
Методы исследования:
1. Наблюдение.
2. Тестирование.
3. Анализ документов.
4. Количественный и качественный анализ данных.
Экспериментальная база исследования: констатирующий
эксперимент проводился на базе МАОУ СШ №158 г. Красноярска. В нем прияли участие 6 школьников в возрасте 8-10 лет, в том числе 3 мальчика и 3девочки.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка используемых источников, приложения.
Работа апробирована на конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» в рамках XXIV
Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука ХХI века» в г. Красноярске. По теме исследования опубликована статья на тему: «Особенности адаптации младших школьников в новом классе».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема адаптации волновала ученых еще с давних времен. С каждым столетием эта проблема актуальна все больше. Появляются различные факторы, которые вынуждают людей приспосабливаться в новой для них среде. В начальной школе проблема адаптации так же актуальна, потому что многие дети сейчас меняют школу и приходят в новый класс.
В ходе научного анализа рассмотрены подходы к понятию «адаптация» таких авторов как Ж.Г. Сенокосов; Л.С. Цветкова; В.Ю. Верещагин; А.А. Налчаджян; М.И. Дьяченко; И.А. Кандыбович; О.И. Давыдова; А.А. Майер; Ф.Б. Березин; К.Л. Печора; Г.В. Пантюхин; Г.Г. Голубева; Л.В. Белкина.
В результате изучения психолого-педагогической литературы были выявлены факторы, способствующие успешной адаптации младшего школьника в новом классе. К ним можно отнести: психологические характеристики личности, эмоциональную готовность, адекватное осознания своего положения в группе сверстников и положительное отношение классного руководителя к самому ребенку.
Для проведения исследования был подобран диагностический комплекс: СПА-1 (по Э.М. Александровской); тест школьной тревожности Филлипса; методика «Лесенка» (В.Г. Щур); Карта наблюдений Д. Стотта; анализ документов.
По результатам констатирующего эксперимента у детей младшего школьного возраста были выявлены 2 уровня адаптации в новом классе. 66% обладают средним уровнем адаптации, 34% - низким уровнем адаптации. Из этого можно сделать вывод, что значительная часть новых детей в классе успешно не проходит процесс адаптации.
Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод о том, что успешно адаптированный ребенок эмоционально стабилен, социально успешен и активен, успешен в учебной деятельности.
На основании результатов констатирующего эксперимента была составлена программа по адаптации младших школьников в новом классе. В разработанной программе представлены групповые занятия с использованием игр, психологических техник и упражнений, направленные на развитие навыков, которые помогут младшему школьнику успешно адаптироваться в новой среде.
Гипотеза, выдвигаемая нами в работе, подтвердилась, что открывает дальнейшие перспективы в изучении данного вопроса.
Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть полезны для педагогов-психологов, занимающихся исследованиями в данной области, в практической работе учителей и психологов, а также студентам, интересующимся данной проблемой. Разработанная программа может быть использована в работе педагогов-психологов.


1. Авидон И., Гончукова О. Сто разминок, которые украсят ваш тренинг. - СПб., 2007.
2. Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе // Школа и психическое здоровье учащихся / под ред. С.М. Громбаха. М.: Медицина, 1988. С. 35-37;
3. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М., 1976;
4. Баданина Л.П. Адаптация первоклассника: комплексный подход // Начальная школа плюс до и после. 2007 № 12. С. 59-62.
5. Баласанян С.В. Проблема адаптации учащихся к школе // Таврический научный обозреватель. 2016. № 1-3 (6). С. 104-108.
6. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии
личности //Вопросы психологии. 1989. С. 92 -100.
7. Баркли Р., Кэйпл Д. Теория и практика тренинга. - СПб., 2002.
8. Белавина О.В. Одаренные дети: проблемы адаптации //
Психологический журнал: 2010. №1. С. 41-54.
9. Беличева С.А., Коробейникова И.А., Кумарина Г.Ф. Диагностика
школьной дезадаптации: пособие для психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения, М.: Редакционно­
издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России». 1995. 126 с.
10. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Медицина, 1988. 270 с.
11. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе. М.: Совершенство, 1998. 352 с.
12. Большаков В. Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры,
упражнения. - СПб., 1996.
13. Былеева Л. В. и др. Подвижные игры. - М., 1974.
14. Валов Д.А., Талипова О.А. В сборнике: Образование в России и актуальные вопросы современной науки. Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2020. С. 75-78.
15. Вачков И. В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учебно-методическое пособие. - М., 2002....67


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ