ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОББЕДИНЕНИЯ
|
Введение 5
1 Теоретические основы развития лидерства у младших школьников
1.1 Лидерство как педагогическая проблема 8
1.2 Формы работы педагога дополнительного образования по развитию
лидерских качеств младших школьников
2 Опытно-экспериментальная работа по выявлению лидерских качеств
у младших школьников в условиях детских общественных объединений
2.1 Детское общественное объединение как средство развития
лидерских качеств младших школьников в условиях дополнительного образования
2.2 Диагностика лидерских качеств младших школьников в условиях детских общественных объединений
2.3 Описание форм работы педагога дополнительного образования по развитию лидерских качеств младших школьников в условиях детского общественного объединения
Заключение 39
Список использованных источников 41
Приложение А Результаты диагностик 44
Приложение Б Диагностическая методика «Я - лидер» (Е. С. Федоров, 49 О. В. Еремин, модифицированный Т. А. Мироновой)
Приложение В Диагностическая методика «Самооценка лидерства» 55 (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов)
Приложение Г Диагностика лидерских способностей (Жариков Е., 55 Крушельницкий Е.)
Приложение Д Положение о школьном спортивном клубе «Олимп»
1 Теоретические основы развития лидерства у младших школьников
1.1 Лидерство как педагогическая проблема 8
1.2 Формы работы педагога дополнительного образования по развитию
лидерских качеств младших школьников
2 Опытно-экспериментальная работа по выявлению лидерских качеств
у младших школьников в условиях детских общественных объединений
2.1 Детское общественное объединение как средство развития
лидерских качеств младших школьников в условиях дополнительного образования
2.2 Диагностика лидерских качеств младших школьников в условиях детских общественных объединений
2.3 Описание форм работы педагога дополнительного образования по развитию лидерских качеств младших школьников в условиях детского общественного объединения
Заключение 39
Список использованных источников 41
Приложение А Результаты диагностик 44
Приложение Б Диагностическая методика «Я - лидер» (Е. С. Федоров, 49 О. В. Еремин, модифицированный Т. А. Мироновой)
Приложение В Диагностическая методика «Самооценка лидерства» 55 (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов)
Приложение Г Диагностика лидерских способностей (Жариков Е., 55 Крушельницкий Е.)
Приложение Д Положение о школьном спортивном клубе «Олимп»
Актуальность проблемы исследования определяется важностью и значимостью развития лидерских качеств у младших школьников. Это положение нашло отражение в ФГОС НОО, где в качестве цели и основных результатов образовательного процесса рассматривается развитие социальной активности и лидерской целеустремленности личности [31]. Также в ФГОС НОО достижение личностных результатов включают в себя формирование качеств личности, необходимых младшему школьнику для успешного развития лидерских качеств. О важности формирования лидерских качеств свидетельствует большое количество современных исследований Т. В. Бендаса, В. М. Бехтерева, Е. А. Аркина, Л. И. Уманского, Б. Д. Парыгина и др. Авторы утверждают, что воспитание у младшего школьника творческого потенциала, уверенности в себе, понимания окружающих его людей, сильную волю, организаторские способности обеспечивает ему право лидерства в коллективе.
Широкие возможности для формирования лидерских качеств и творческого потенциала детей предоставляют детские общественные объединения. В ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28.06.1995 г. N 98 определены гарантии, общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений РФ. В многочисленных исследованиях (Л. Н Куртеевой, М. Е. Миновой, Н. А. Гусевой, М. Р. Мирошкина, С. В. Лобынцева, Т. Г. Калугиной и др.) ученых и педагогов-практиков раскрыт потенциал детских общественных объединений в развитии лидерских качеств обучающихся. Формирование лидерских качеств необходимо начинать с начальной ступени основной школы. В педагогической науке имеются теоретические осмысления проблемы развития лидерских качеств у младших школьников (Е. А. Аркин [5], Б. В. Беляев, Е. Б. Моргунов, Д. Б. Парыгин, В. Д. Соколова, Л. Д. Столяренко и др.). Практические аспекты находят свое отражение в трудах таких ученых, как Е. В. Андриенко, О. С. Газман [11], Е. М. Зайцева, А. Н. Лутошкин [21], А. С. Макаренко, А. В. Мудрик [28], В. В. Петровский, Л. И. Уманский [36], Д. Б. Эльконин и др.
В связи с этим актуальность выбора темы исследования: «Формы работы педагога дополнительного образования по развитию лидерских качеств младших школьников в условиях детского общественного объединения» не вызывает сомнений.
Цель исследования - охарактеризовать формы работы педагога дополнительного образования по развитию лидерских качеств младших школьников в условиях детского общественного объединения.
Объект исследования - формирование лидерских качеств младших школьников в условиях детского общественного объединения.
Предмет исследования - формы работы педагога дополнительного образования по развитию лидерских качеств младших школьников в условиях детского общественного объединения.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Охарактеризовать лидерство как педагогическую проблему.
2. Проанализировать основные формы работы педагога дополнительного образования по развитию лидерских качеств младших школьников.
3. Определить детское общественное объединение как средство развития лидерских качеств младших школьников в условиях дополнительного образования.
4. Провести диагностику по выявлению уровня развития лидерских качеств младших школьников в условиях ДОО и проанализировать ее результаты.
5. Описать формы работы педагога дополнительного образования по развитию лидерских качеств младших школьников в условиях детского общественного объединения (на примере МБОУ «СОШ № 2»).
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение педагогического опыта; наблюдение; психолого-педагогическая диагностика; систематизация.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в работе проанализированы формы работы педагогов дополнительного образования по развитию лидерских качеств младших школьников в условиях детского общественного объединения и выявлены наиболее успешные формы работы. Материал исследования могут использовать как педагоги, для разнообразия своих форм работы со школьниками, так и студенты при подготовке к занятиям, написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
База исследования: МБОУ «СОШ № 2» г. Лесосибирска. Выборка составила 12 младших школьников - членов школьного спортивного клуба «Олимп».
Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения и выводы выпускной квалификационной работы представлены в материалах XIII Международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы».
Структура работы отражает логику, содержание и результаты исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (40 наименований) и пяти приложений. Результаты работы отражены в 27 рисунках и 5 таблицах. Объем работы составляет 63 страницы.
Широкие возможности для формирования лидерских качеств и творческого потенциала детей предоставляют детские общественные объединения. В ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28.06.1995 г. N 98 определены гарантии, общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений РФ. В многочисленных исследованиях (Л. Н Куртеевой, М. Е. Миновой, Н. А. Гусевой, М. Р. Мирошкина, С. В. Лобынцева, Т. Г. Калугиной и др.) ученых и педагогов-практиков раскрыт потенциал детских общественных объединений в развитии лидерских качеств обучающихся. Формирование лидерских качеств необходимо начинать с начальной ступени основной школы. В педагогической науке имеются теоретические осмысления проблемы развития лидерских качеств у младших школьников (Е. А. Аркин [5], Б. В. Беляев, Е. Б. Моргунов, Д. Б. Парыгин, В. Д. Соколова, Л. Д. Столяренко и др.). Практические аспекты находят свое отражение в трудах таких ученых, как Е. В. Андриенко, О. С. Газман [11], Е. М. Зайцева, А. Н. Лутошкин [21], А. С. Макаренко, А. В. Мудрик [28], В. В. Петровский, Л. И. Уманский [36], Д. Б. Эльконин и др.
В связи с этим актуальность выбора темы исследования: «Формы работы педагога дополнительного образования по развитию лидерских качеств младших школьников в условиях детского общественного объединения» не вызывает сомнений.
Цель исследования - охарактеризовать формы работы педагога дополнительного образования по развитию лидерских качеств младших школьников в условиях детского общественного объединения.
Объект исследования - формирование лидерских качеств младших школьников в условиях детского общественного объединения.
Предмет исследования - формы работы педагога дополнительного образования по развитию лидерских качеств младших школьников в условиях детского общественного объединения.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Охарактеризовать лидерство как педагогическую проблему.
2. Проанализировать основные формы работы педагога дополнительного образования по развитию лидерских качеств младших школьников.
3. Определить детское общественное объединение как средство развития лидерских качеств младших школьников в условиях дополнительного образования.
4. Провести диагностику по выявлению уровня развития лидерских качеств младших школьников в условиях ДОО и проанализировать ее результаты.
5. Описать формы работы педагога дополнительного образования по развитию лидерских качеств младших школьников в условиях детского общественного объединения (на примере МБОУ «СОШ № 2»).
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение педагогического опыта; наблюдение; психолого-педагогическая диагностика; систематизация.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в работе проанализированы формы работы педагогов дополнительного образования по развитию лидерских качеств младших школьников в условиях детского общественного объединения и выявлены наиболее успешные формы работы. Материал исследования могут использовать как педагоги, для разнообразия своих форм работы со школьниками, так и студенты при подготовке к занятиям, написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
База исследования: МБОУ «СОШ № 2» г. Лесосибирска. Выборка составила 12 младших школьников - членов школьного спортивного клуба «Олимп».
Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения и выводы выпускной квалификационной работы представлены в материалах XIII Международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы».
Структура работы отражает логику, содержание и результаты исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (40 наименований) и пяти приложений. Результаты работы отражены в 27 рисунках и 5 таблицах. Объем работы составляет 63 страницы.
В ходе анализа научно-педагогической литературы мы выяснили, что проблема лидерства занимает важное место в педагогической науке и пока не имеет однозначного решения. Лидер - это представитель группы, имеющий наиболее выдающийся статус и правомочен в заданных условиях брать ответственность за важнейшие решения актуальных для этой группы задач. В своем исследовании мы опирались на определения Б. Д. Парыгина, который под лидерством понимает процесс по организации и руководству малой социальной группой, что позволяет достичь поставленных целей в определенный период времени и с оптимальным эффектом.
Нами были выделены формы работы педагога дополнительного образования (игры, конкурсы, мероприятия), которые позволяют организовать оптимальную среду для развития качеств лидера в коллективе учащихся младшей школы.
Мы показали, что широкие возможности для развития лидерских качеств младших школьников предоставляют детские общественные объединения. Детское общественное объединение является добровольным самоуправляемым сообществом, которое создается для достижения определенных целей, исходя из запросов, потребностей и нужд детей. Классификация детских общественных объединений достаточно широкая, что позволяет каждому ребёнку выбрать направления и формы, которые им близки для реализации себя как личности.
Мы проанализировали работу детского общественного объединения - школьного спортивного клуба «Олимп», организованного на базе МБОУ «СОШ № 2». Проведя диагностику лидерских качеств младших школьников в условиях детского общественного объединения, мы выявили следующее: в первой диагностике больше детей со средним уровнем развития лидерских качеств, что составляет 50 % от общего количества обучающихся; во второй диагностике преимущественно больше детей с высоким уровнем развития лидерских качеств, что составляет 67 %; в третьей диагностике больше детей со средним уровнем развития лидерских качеств, что составляет 58 %. Можно утверждать, что участие младших школьников в детском общественном объединении - Школьный спортивный клуб «Олимп» способствует формированию лидерских качеств.
Нами были описаны формы работы детского общественного объединения - школьного спортивного клуба «Олимп» по развитию лидерских качеств младших школьников, а также представлен ряд мероприятий, конкурсов и игр, которые можно включить в программу детского общественного объединения для разнообразия форм работы педагога с детьми. Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи исследования выполнены, получены новые знания об исследуемом процессе, сделаны выводы.
Нами были выделены формы работы педагога дополнительного образования (игры, конкурсы, мероприятия), которые позволяют организовать оптимальную среду для развития качеств лидера в коллективе учащихся младшей школы.
Мы показали, что широкие возможности для развития лидерских качеств младших школьников предоставляют детские общественные объединения. Детское общественное объединение является добровольным самоуправляемым сообществом, которое создается для достижения определенных целей, исходя из запросов, потребностей и нужд детей. Классификация детских общественных объединений достаточно широкая, что позволяет каждому ребёнку выбрать направления и формы, которые им близки для реализации себя как личности.
Мы проанализировали работу детского общественного объединения - школьного спортивного клуба «Олимп», организованного на базе МБОУ «СОШ № 2». Проведя диагностику лидерских качеств младших школьников в условиях детского общественного объединения, мы выявили следующее: в первой диагностике больше детей со средним уровнем развития лидерских качеств, что составляет 50 % от общего количества обучающихся; во второй диагностике преимущественно больше детей с высоким уровнем развития лидерских качеств, что составляет 67 %; в третьей диагностике больше детей со средним уровнем развития лидерских качеств, что составляет 58 %. Можно утверждать, что участие младших школьников в детском общественном объединении - Школьный спортивный клуб «Олимп» способствует формированию лидерских качеств.
Нами были описаны формы работы детского общественного объединения - школьного спортивного клуба «Олимп» по развитию лидерских качеств младших школьников, а также представлен ряд мероприятий, конкурсов и игр, которые можно включить в программу детского общественного объединения для разнообразия форм работы педагога с детьми. Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи исследования выполнены, получены новые знания об исследуемом процессе, сделаны выводы.



