Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОББЕДИНЕНИЯ

Работа №166149

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2022
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические основы развития лидерства у младших школьников
1.1 Лидерство как педагогическая проблема 8
1.2 Формы работы педагога дополнительного образования по развитию
лидерских качеств младших школьников
2 Опытно-экспериментальная работа по выявлению лидерских качеств
у младших школьников в условиях детских общественных объединений
2.1 Детское общественное объединение как средство развития
лидерских качеств младших школьников в условиях дополнительного образования
2.2 Диагностика лидерских качеств младших школьников в условиях детских общественных объединений
2.3 Описание форм работы педагога дополнительного образования по развитию лидерских качеств младших школьников в условиях детского общественного объединения
Заключение 39
Список использованных источников 41
Приложение А Результаты диагностик 44
Приложение Б Диагностическая методика «Я - лидер» (Е. С. Федоров, 49 О. В. Еремин, модифицированный Т. А. Мироновой)
Приложение В Диагностическая методика «Самооценка лидерства» 55 (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов)
Приложение Г Диагностика лидерских способностей (Жариков Е., 55 Крушельницкий Е.)
Приложение Д Положение о школьном спортивном клубе «Олимп»

Актуальность проблемы исследования определяется важностью и значимостью развития лидерских качеств у младших школьников. Это положение нашло отражение в ФГОС НОО, где в качестве цели и основных результатов образовательного процесса рассматривается развитие социальной активности и лидерской целеустремленности личности [31]. Также в ФГОС НОО достижение личностных результатов включают в себя формирование качеств личности, необходимых младшему школьнику для успешного развития лидерских качеств. О важности формирования лидерских качеств свидетельствует большое количество современных исследований Т. В. Бендаса, В. М. Бехтерева, Е. А. Аркина, Л. И. Уманского, Б. Д. Парыгина и др. Авторы утверждают, что воспитание у младшего школьника творческого потенциала, уверенности в себе, понимания окружающих его людей, сильную волю, организаторские способности обеспечивает ему право лидерства в коллективе.
Широкие возможности для формирования лидерских качеств и творческого потенциала детей предоставляют детские общественные объединения. В ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28.06.1995 г. N 98 определены гарантии, общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений РФ. В многочисленных исследованиях (Л. Н Куртеевой, М. Е. Миновой, Н. А. Гусевой, М. Р. Мирошкина, С. В. Лобынцева, Т. Г. Калугиной и др.) ученых и педагогов-практиков раскрыт потенциал детских общественных объединений в развитии лидерских качеств обучающихся. Формирование лидерских качеств необходимо начинать с начальной ступени основной школы. В педагогической науке имеются теоретические осмысления проблемы развития лидерских качеств у младших школьников (Е. А. Аркин [5], Б. В. Беляев, Е. Б. Моргунов, Д. Б. Парыгин, В. Д. Соколова, Л. Д. Столяренко и др.). Практические аспекты находят свое отражение в трудах таких ученых, как Е. В. Андриенко, О. С. Газман [11], Е. М. Зайцева, А. Н. Лутошкин [21], А. С. Макаренко, А. В. Мудрик [28], В. В. Петровский, Л. И. Уманский [36], Д. Б. Эльконин и др.
В связи с этим актуальность выбора темы исследования: «Формы работы педагога дополнительного образования по развитию лидерских качеств младших школьников в условиях детского общественного объединения» не вызывает сомнений.
Цель исследования - охарактеризовать формы работы педагога дополнительного образования по развитию лидерских качеств младших школьников в условиях детского общественного объединения.
Объект исследования - формирование лидерских качеств младших школьников в условиях детского общественного объединения.
Предмет исследования - формы работы педагога дополнительного образования по развитию лидерских качеств младших школьников в условиях детского общественного объединения.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Охарактеризовать лидерство как педагогическую проблему.
2. Проанализировать основные формы работы педагога дополнительного образования по развитию лидерских качеств младших школьников.
3. Определить детское общественное объединение как средство развития лидерских качеств младших школьников в условиях дополнительного образования.
4. Провести диагностику по выявлению уровня развития лидерских качеств младших школьников в условиях ДОО и проанализировать ее результаты.
5. Описать формы работы педагога дополнительного образования по развитию лидерских качеств младших школьников в условиях детского общественного объединения (на примере МБОУ «СОШ № 2»).
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение педагогического опыта; наблюдение; психолого-педагогическая диагностика; систематизация.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в работе проанализированы формы работы педагогов дополнительного образования по развитию лидерских качеств младших школьников в условиях детского общественного объединения и выявлены наиболее успешные формы работы. Материал исследования могут использовать как педагоги, для разнообразия своих форм работы со школьниками, так и студенты при подготовке к занятиям, написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
База исследования: МБОУ «СОШ № 2» г. Лесосибирска. Выборка составила 12 младших школьников - членов школьного спортивного клуба «Олимп».
Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения и выводы выпускной квалификационной работы представлены в материалах XIII Международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы».
Структура работы отражает логику, содержание и результаты исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (40 наименований) и пяти приложений. Результаты работы отражены в 27 рисунках и 5 таблицах. Объем работы составляет 63 страницы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе анализа научно-педагогической литературы мы выяснили, что проблема лидерства занимает важное место в педагогической науке и пока не имеет однозначного решения. Лидер - это представитель группы, имеющий наиболее выдающийся статус и правомочен в заданных условиях брать ответственность за важнейшие решения актуальных для этой группы задач. В своем исследовании мы опирались на определения Б. Д. Парыгина, который под лидерством понимает процесс по организации и руководству малой социальной группой, что позволяет достичь поставленных целей в определенный период времени и с оптимальным эффектом.
Нами были выделены формы работы педагога дополнительного образования (игры, конкурсы, мероприятия), которые позволяют организовать оптимальную среду для развития качеств лидера в коллективе учащихся младшей школы.
Мы показали, что широкие возможности для развития лидерских качеств младших школьников предоставляют детские общественные объединения. Детское общественное объединение является добровольным самоуправляемым сообществом, которое создается для достижения определенных целей, исходя из запросов, потребностей и нужд детей. Классификация детских общественных объединений достаточно широкая, что позволяет каждому ребёнку выбрать направления и формы, которые им близки для реализации себя как личности.
Мы проанализировали работу детского общественного объединения - школьного спортивного клуба «Олимп», организованного на базе МБОУ «СОШ № 2». Проведя диагностику лидерских качеств младших школьников в условиях детского общественного объединения, мы выявили следующее: в первой диагностике больше детей со средним уровнем развития лидерских качеств, что составляет 50 % от общего количества обучающихся; во второй диагностике преимущественно больше детей с высоким уровнем развития лидерских качеств, что составляет 67 %; в третьей диагностике больше детей со средним уровнем развития лидерских качеств, что составляет 58 %. Можно утверждать, что участие младших школьников в детском общественном объединении - Школьный спортивный клуб «Олимп» способствует формированию лидерских качеств.
Нами были описаны формы работы детского общественного объединения - школьного спортивного клуба «Олимп» по развитию лидерских качеств младших школьников, а также представлен ряд мероприятий, конкурсов и игр, которые можно включить в программу детского общественного объединения для разнообразия форм работы педагога с детьми. Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи исследования выполнены, получены новые знания об исследуемом процессе, сделаны выводы.



1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология : учебник для вузов / Г. С. Абрамова. — Москва : Издательство Юрайт, 2012. — С. 476 - 493.
2. Акимова, Т. Н. Историко-педагогический аспект развития детских общественных объединений в России (досоветский период) / Т. Н. Акимова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62-2. - С. 7 - 8.
3. Антонова, Н. Л. Формирование лидерских качеств: теоретический аспект / Н. Л. Антонова, П. А. Юдина // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - № 34. - С. 2364 - 2367.
4. Ануфриенко, Л. В. Закономерности и взаимосвязи лидерских качеств личности в работах отечественных авторов / Л. В. Ануфриенко, О. А. Губанова // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». - 2014. - № 4. - С. 193 - 198.
5. Аркин, Е. А. Организация взаимовлияния детей в игре / Е. А. Аркин // Дошкольное воспитание. - Москва : Педагогика. - 1972. - № 6. - С. 45 - 51.
6. Баймагамбетова, А. Развитие лидерских качеств школьников как психолого-педагогическая проблема / А. Баймагамбетова, А. К. Иманов // «Молодежь и наука - 2019» : материалы VI Международной студенческой научно-практической конференции. В 4 томах. Т. 2. - Петропавловск : СКГУ им. М. Козыбаева, 2019. - С. 29 - 32.
7. Бартошек, И. Ф. Теория, проблемы и типология лидерства в детском движении и ученическом самоуправлении / И. Ф. Бартошек // Психология, социология и педагогика. - 2018. - № 4 (79). - С. 3.
8. Бендас, Т. В. Психология лидерства : учебное пособие / Т. В. Бендас. - Санкт - Петербург. : Питер, 2009. - 448 с.
9. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте : учебно - методическое пособие / Л. И. Божович. — Санкт - Петербург. : Питер, 2008. - 398 с.
10. Выготский, Л. С. Педагогическая психология : учебник / Л. С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - Москва : ACT: Астрель: Люкс, 2005. - 671 с.
11. Газман, О. С. Педагогика свободы : Путь в гуманистическую цивилизацию XXI / О. С. Газман // Новые ценности образования. - 1996. - № 6.
- С. 10 - 39.
12. Гусева, Н. А. Организация деятельности детских и молодёжных общественных организаций: учебно - методическое пособие / Н. А. Гусева. - Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ПРО, 2021. - 81 с.
13. Занковский, А. Н. Организационное лидерство / А. Н. Занковский // Разработка понятий в современной психологии: сборник статей / ответственный редактор А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко, Г. А. Виленская. - Москва, 2019. - С. 615 - 645.
14. Зубанова, Л. Б. Сущность лидерства и возможность формирования его потенциала / Л. Б. Зубанова // Педагогическое образование и наука. - 2007.
- № 2. - С. 53 - 57.
15. Клюева, О. И. Развитие лидерских качеств обучающихся в деятельности организации российское движение школьников / О. И. Клюева // Научный альманах. - 2021. - № 3-1 (77). - С. 134 - 137.
16. Коваленко, К. П. Ситуационно-коммуникативные ролевые игры как метод развития лидерских качеств в детском объединении младших школьников / К. П. Коваленко // Инновационные научные исследования. - 2021. - № 6-1 (8). - С. 160 - 167.
17. Косова, В. В. О формировании лидерских качеств у младших школьников во внеурочной деятельности / В. В. Косова, Я. В. Макарчук // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2019. - № 4 (104). - С. 183 - 189.
18. Куркова, Д. Н. Психологические и возрастные особенности младших школьников / Д. Н. Куркова // Преемственность в образовании. - 2021. - № 28 (3). - С. 355 - 362.
19. Кучина, Е. Н. Педагогическое лидерство как ресурс развития системы образования / Е. Н. Кучина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - № 6-1. - С. 141 - 145.
20. Левина, О. С. Педагогические условия формирования лидерских качеств младших школьников / О. С. Левина // E-SCIO. - 2018. - № 11 (26). - С. 66 - 71.
21. Лутошкин, А. Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организаторской работы : иллюстративное научное издание / А. Н. Лутошкин. - Москва : Просвещение, 1978. - 159 с.
22. Маликов, В. М. Использование психологических методов для развития лидерских качеств и организационных способностей младших школьников в образовательном процессе / В. М. Маликов // Молодежь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии. - 2019. - № 4. - С. 74 - 78.
23. Маркелова, Ю. В. Исследование зарубежных подходов в развитии лидерских качеств / Ю. В. Маркелова // Международный научный журнал «Научные вести». - 2019. - № 9 (14). - С. 106 - 115.
24. Мартенс, О. К. Сущность и природа лидерства / О. К. Мартенс // Вестник МГОУ. Серия: Философские науки. - 2018. - № 1. - С. 76 - 84.
25. Минасянц, Е. С. Современные подходы к проблеме социализации детей и развитие лидерских качеств через сюжетно-игровую деятельность / Е. С. Минасянц, Н. В. Макагон // Наука и образование. - 2020. - № 2 (3). - С. 242 - 249.
26. Минова, М. Е. Подготовка лидеров детских и молодежных общественных объединений в учреждениях образования : учебно - методическое пособие / М. Е. Минова. - Минск : Национальный институт образования, 2018. - 240 с.
27. Мирошкина, М. Р. О воспитательных потенциалах школы и детского общественного объединения / М. Р. Мирошкина, С. В. Лобынцева // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2020. - Т. 2, № 1 (67). - С. 88 - 97.
28. Мудрик, А. В. Социализация и воспитание : учебное пособие / А. В. Мудрик. - Москва : НФ «Сентябрь», 1997. - 85 с.
29. Положенцева, И. В. Нормативно-правовые основы деятельности молодежных детских организаций как составляющей части гражданского общества / И. В. Положенцева // Власть. - 2020. - № 1. - С. 145 - 151.
30. Пономарёв, А. В. Лидерство в молодежной среде : учебное пособие / А. В. Пономарёв, А. О. Ланцев, М. С. Кырчиков ; Министерство науки и высшего образования РФ. - Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2020. - 216 с.
31. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» от 31.05.2021г. № 286 // Собрание законодательства Российской федерации. - 2021. - С. 41.
32. Селюкова, Е. А. Формирование лидерских качеств младших школьников в детском коллективе / Е. А. Селюкова // МНКО. - 2020. - № 6 (85). - С. 238 - 240.
33. Спивак, В. А. Лидерство. Практикум : учебное пособие для вузов / В. А. Спивак. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 361 с.
34. Тимошина, О. С. Проблема формирования лидерских качеств у младших школьников / О. С. Тимошина, Н. М. Стукаленко // «Современное педагогическое образование: императивы, трансформации, векторы развития» : материалы международной научно-практической конференции. В 4 томах. Т. 2. - Петропавловск : СКУ им. М. Козыбаева, 2021. - С. 133 - 136.
35. Тухужева, Л. А. Психологические особенности младшего школьника / Л. А. Тухужева // Вопросы науки и образования. - 2021. - № 8 (133). - С. 53 - 55.
36. Уманский, Л. И. Организаторские способности и их развитие : учебно - методическое пособие / Л. И. Уманский. - Москва : ЛГУ, 1967. - 189 с.
37. Филина, Н. А. Лидерские качества младших школьников с разным уровнем развития социального интеллекта / Н. А. Филина // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71 - 3. - С. 384 - 388.
38. Харламова Е. М. К вопросу о взаимодействии школы и детских общественных объединений в разработке рабочей программы воспитания / Е. М. Харламова, Т. Г. Калугина // Ученые записки университета Лесгафта. - 2021. - № 8 (198). - С. 356 - 360.
39. Шалагинова, К. С. Опыт работы по развитию лидерских качеств младших школьников в контексте проблемы soft skills / К. С. Шалагинова // Вестник Саратовского областного института развития образования. - 2021. - № 1 (25). - С. 113 - 118.
40. Шульгина, Е. С. Психология лидерства: теория и практика : учебное пособие / Е. С. Шульгина, Е. Ю. Мазур, А. В. Шилакина. - Москва : НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», 2022. - 641 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ