Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль Франции в обеспечении международной безопасности в Сахело-Сахарском регионе

Работа №166146

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы72
Год сдачи2024
Стоимость4395 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Стратегический интерес присутствия Франции в Сахело-Сахарском регионе 6
2. Крупнейшие антитеррористические и иные операции Франции в Сахело-Сахарском регионе 20
3. Перспективы дальнейшего присутствия Франции в регионе и ее участия в
обеспечении региональной и международной безопасности 38
Заключение 54
Список использованных источников 59

Противодействие угрозам международной безопасности и борьба с терроризмом приобрели особую актуальность в XXI веке и крупнейшие игроки на мировой арене активно стремятся вносить вклад в обеспечение безопасности и стабильности, тем самым гарантируя и удовлетворение собственных национальных интересов, выполнение ключевых задач внешней политики за счет утверждения собственных позиций в отдельных регионах мира. Последствия «арабской весны» существенно отразились на обстановке в Африке, выступили фактором дестабилизации региональной безопасности; беспрецедентно возросла террористическая активность, создавшая не только угрозу для типично слабых политических режимов региона, но и для европейской безопасности, в частности это отразилось на стабильности обеспечения энергосистемы Франции энергоресурсами из рудников Сахеля.
Французский опыт применения антитеррористической политики как одного из ключевых инструментов обеспечения международной безопасности в Сахело-Сахарском регионе находится в центре исследования, поскольку он представляется довольно обширным и уникальным, может быть полезным с точки зрения выводов об успешных и проигрышных стратегиях. Кроме того, активная политика в Африке по этому направлению непосредственно вызвана запросами европейской безопасности, нацелена на удержание джихадистской угрозы в пределах уже подверженных ее влиянию регионов Африки с целью нераспространения на сопредельную континенту Европу.
Произошедшие в последние несколько лет государственные перевороты в ряде государств Сахеля — среди них Мали, Нигер, Буркина-Фасо и Габон — существенно отразились на полномочиях Франции и сместили ее с позиции ключевого поставщика безопасности в регионе. Новые военно-политические элиты, пришедшие ко власти в этих государствах, решительно разрывают давние связи с Францией и отказываются от сотрудничества в борьбе против исламистского джихадизма.
Практическая значимость работы обусловлена наличием неразрешенной проблемы обеспечения международной безопасности в Сахело-Сахарском регионе и террористической угрозы в Африке, неспособности нестабильных политических режимов самостоятельно противостоять боевикам, стремящимся заполучить контроль над территориями, ресурсами и властью в регионе. Военные перевороты также представляются дестабилизирующим для региональной безопасности фактором. Актуальна проблема, исходящая со стороны исламистских террористических организаций, деятельность которых не только способна создать существенные трудности для реализации политических и экономических интересов Франции, но и для стабильности в регионе и международной безопасности.
Особенный интерес представляет и изучение перспектив дальнейшего присутствия Франции в Сахело-Сахарском регионе в связи с изменением геополитических, военных и экономических позиций Парижа в связи изменением международной обстановки, завершением крупнейших операций, проводимых Францией в течение долгих лет (например, «Бархан»), изменений, которые претерпевает французская антитеррористическая стратегия.
Объектом исследования выступает международное сотрудничество в борьбе с угрозами международной безопасности в Сахело-Сахарском регионе Африки.
Предметом исследования является внешняя политика Франции в Сахело-Сахарском регионе Африки в области борьбы с терроризмом и обеспечении международной безопасности.
Цель исследования выступает проанализировать африканскую стратегии в области безопасности и антитеррористической политики Франции, определение перспектив ее дальнейшего развития.
Достижение данной цели обусловило постановку следующих задач:
1. Проанализировать стратегические интересы присутствия Франции в Сахело-Сахарском регионе в сфере международной безопасности.
2. Проанализировать крупнейшие антитеррористические операции и иные, предпринимаемые Францией в регионе;
3. Определить перспективы роли Франции в регионе и ее участия в обеспечении региональной и международной безопасности.
Изучению опыта Франции на поприще противодействия терроризму в Африке посвящено большое количество научно-исследовательских работ. Среди отечественных исследователей можно выделить А.В. Коротаева, обозначившего в своих трудах влияние «арабской весны» на изменение геополитической обстановки в Африке и спровоцированные ей глобальные трансформации, в т.ч. и возрастание активности террористических формирований; А.С. Сидорова, изучающего политику Франции в Африке, взаимосвязь региональной политики Франции в этом направлении и взаимосвязь с обеспечением европейской безопасности. Среди зарубежных авторов, изучающих эту тематику, можно выделить работы таких исследователей как Э. Паннье, С. Боке, Р. Хемез, детально изучавших операции Франции в Сахело-Сахарском регионе, анализирующих влияние французских интервенций на противодействие терроризму. Исследований, посвященных непосредственно изучению французской антитеррористической деятельности в Африке мало, особенно в русскоязычном научном пространстве, что подтверждает актуальность исследование и определяет выбор темы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сахело-Сахарский регион имеет богатый ресурсный потенциал и большой человеческий капитал, что делает его весьма перспективным регионом, сотрудничество и тесные связи с которым представляют большой интерес для ряда стран. Франция, имеющая исторические и культурные связи с государствами региона в особенной степени заинтересована в сохранении своего присутствия в регионе и укрепления политического и экономического влияния.
Акцент на слабо развитые государственный институты региональных государств становится поводом активного вмешательства в региональную повестку дня не только в области безопасности, приоритет проблема которой отдается в силу близости африканского континента к Европе и потенциальное распространение террористической угрозы, укоренившейся в ССР, на сопредельные регионы и страны ЕС.
Государства ССР настолько подвержены стороннему вмешательству и вспомогательным миссиям со стороны западных государств и ООН, что их суверенность на текущем этапе отражается в выборе между нерегиональными акторами, предлагающими свои услуги в качестве поставщиков региональной безопасности и экономического партнерства. Так, например, Мали, Нигер и Буркина-Фасо, нынешние лидеры которых сходятся в своих антифранцузских настроениях, продиктованных неприязнью к так называемой неоколониальной политике Пятой республики, стремятся к налаживанию сотрудничества с Россией и Китаем. Такая ситуация ставит перед Францией ряд задач, направленных на поиск новых путей взаимодействия и налаживания взаимоотношений для возможности развития сотрудничества с этими государствами в дальнейшем, поскольку, как было отмечено в этой главе, Франция имеет обширные интересы в развивающемся Сахело-Сахарском регионе.
Большое количество операций, направленных на противостояние угрозам безопасности в ССР, а также активное участие и вовлеченность в реализацию операций и миротворческих миссий, проводимых региональными организациями (G5 Sahel) и ООН позволили Франции укрепиться в регионе и стать ключевым поставщиком региональной безопасности, что безусловно принесло ей ряд преимуществ. Прежде всего стоит отметить опыт, который французские военные имели возможность приобрести в рамках операций по отражению террористической угрозы в регионе; прежде Франция не имела возможности самостоятельно выступать в качестве государства, решающего стратегические задачи по обеспечению безопасности без зависимости от союзников по НАТО, как, например, в операциях на Ближнем Востоке.
Наличие союзных сил, преследующих общие с миссиями Франции задачи, однако, отражалось на эффективности усилий Франции в рамках таких миссий, как, например, в случае с операцией «Сангарис» в ЦАР, вклад в которую Франция постепенно сократила после развертывания миссии MINUSCA, на которую были переложены задачи по обеспечению безопасности населения.
Следует отметить и тот факт, что успехи Франции в ряде непродолжительных операций, мандат которых в последствие был расширен и повлек за собой развертывание многолетней операции «Бархан», вероятно были переоценены и восприняты как сигнал высоких перспектив для французского присутствия в регионе. Франция на протяжении многих лет сохраняла присутствие в Сахеле, однако помимо устранения ряда высокопоставленных лидеров джихадистстких группировок достигла ограниченных результатов, которые зачастую оцениваются скорее как поражение, несмотря на уверения официальных лиц Пятой республики о том, что операция все же завершилась успешно.
Работа по обучению местных армий региона и развития военной инфраструктуры не имела результата, который можно было бы назвать существенным — зачастую необходимая инфраструктура и оборудование не предоставлялись вместе с тем, чему французский военный персонал стремился обучить местных военных. Можно предположить, что именно это обстоятельство диктует нынешние заявления руководства Франции о перепрофилировании имеющихся в регионе французских военных баз в училища и военные академии. В условиях ограниченного военного присутствия в регионе Франция теперь стремится обеспечить местные армии тем образованием, которое не удалось эффективно обеспечить во время военной операции.
Затянувшаяся военная операция «Бархан» и отсутствие ощутимых результатов, которые можно было бы расценивать в качестве весомого вклад в обеспечение безопасности в ССР и эффективного противостояния террористической угрозе и транснациональной преступности в регионе, поставили Францию в невыгодное положение и существенно подорвали ее статус влиятельной державы в регионе и ключевого поставщика безопасности, затмили заслуги Франции в менее крупных и длительных операциях, проводимых в регионе. Военная интервенция, не имеющая весомых последствий, положительно сказывающихся на жизни населения, стала восприниматься как проявление неоколониализма, а не серьезное стремление внести вклад в искоренение терзающих регион проблем безопасности. Государства, где в последние годы в результате переворотов к власти пришли анти-французские правительства, стремительно меняют структуру альянсов и ищут возможности для ухода от сотрудничества не только с Францией, но и с другими ключевыми игроками западного мира, как, например, США.
Анализ перспектив дальнейшего присутствия Франции был построен на изучении предпринятых за минувшие с момента завершения операции «Бархан» полтора года. Завершение операции сопровождалось заявлением о намерении пятой республики не только пересмотреть принципы своего военного присутствия в регионе с целью продолжать вносить вклад в формирование устойчивой региональной архитектуры безопасности и отражения угроз, имеющих транснациональный характер и непосредственное значение для международной безопасности в целом.
Франция планирует создать военные разведывательные посты, расположение которых будет варьироваться от угроз, а также соответствующей стратегии. В настоящий момент Франция предлагает индивидуальное оборонное сотрудничество, отвечающее потребностям каждой страны: от обучения до предоставления военной техники и оперативной поддержки, а также обмена разведданными. Так, уже имеются договоренности с Нигером, включающие наземные боевые действия и воздушные удары; другие государства Сахеля пока не расположены к присутствию французских военных на своей территории.
Эффективность трансформации стратегии борьбы с терроризмом зависит от учета специфики политических и экономических региональных систем, грамотной оценки требуемых и имеющихся ресурсов. Кроме того, важной составляющей успеха в обеспечении безопасности зависит от имиджа Франции у населения Африки; преследуя интерес по обеспечению европейской безопасности и собственных экономических интересов, Франция должна предлагать перспективное партнерство в других сферах. В противном случае, африканские партнеры предпочтут искать альтернативы, а присутствие и влияние Франции в регионе будет сокращаться, что, безусловно, не отвечает национальным интересам государства, стремящегося находиться среди лидеров на международной арене.
Кроме того, Францией декларировалось и намерение увеличить интенсивность информационного наступление в Африки, более тесного сотрудничества с африканскими государствами в области культуры и образования, активного привлечение местной молодежи к участию в инициируемых Францией программах и инициативах, направленных на укрепление культурных связей и имиджевой привлекательности Франции. Несколько успешных инициатив, таких как, например, Форум «Сотворение Африки» можно отметить как успешные шаги на пути реализации поставленных в этом направлении задач.
Наибольшие вопросы в области присутствия Франции в регионе, однако, вызывает экономический вектор. Несмотря на заявления о намерении вернуть и укрупнить весомое экономическое присутствие в регионе, результатов в этом направлении не так много. Переворот в Нигере, вынудившей Францию искать новых поставщиков урана, способных закрыть пробел, возникший из-за прекращения поставок урана из Нигера, отразился уходом ряда французских компаний из региона. Нельзя сказать, что ситуация с сокращением экономического присутствия продиктована исключительно отказом от сотрудничества со стороны государств ССР, во многом французские компании не стремятся к налаживанию сотрудничества с региональными акторами из-за отсутствия должной степени безопасности и опасений, что анти-французские настроения в правительстве и обществе не позволят им реализовать имеющийся в регионе потенциал и получить ожидаемые от такого сотрудничества экономические выгоды в полном объеме. Экономическое присутствие в ССР, таким образом, остается одним из направлений, терпящих в политике Франции существенный упадок.
Интенсификация усилий в направлении культурной дипломатии может стать окном возможностей для Франции по получению расположения и доверия местного населения, в особенности среди молодого поколения, в меньше степени засвидетельствовавшего трудности пост-колониального периода взаимодействия с метрополией. Вклад в развитие сотрудничества в области образования — помимо того, что подразумевает военную подготовку — может положительно повлиять на будущие перспективы сотрудничества Франции с регионом. Благодаря активному развитию этого направления, могут быть открыты и перспективные направления для экономического сотрудничества, пребывающего в упадке за счет сокращения энергетического сотрудничества с крупными региональными поставщиками.



1. Mortimore, M. Adapting to drought in the Sahel: Lessons for climate
https://hdr.undp.org/data-center/human-development-index#/indicies/HDI (дата
обращения: 07.03.2024).
3. Human Capital Index (HCI) (scale 0-1) — Burkina Faso // The World 2024. — URL:
https://data.worldbank.org/indicator/HD.HCI.OVRL?locations=BF (дата
обращения: 09.03.2024).
4. Macroeconomic Developments and Prospects in Low-Income Countries
// International Monetary Fund. — 2022. — URL:
https://www.imf.org/en/Publications/Policy- Papers/Issues/2022/12/07/Macroeconomic-Developments-and-Prospects-in-Low- Income-Countries-2022-526738(дата обращения: 07.03.2024).
5. Pannier, A. To fight another day: France between the fight against
terrorism and future warfare / Alice Pannier, Olivier Schmitt // International Affairs.
- 2019. - Volume 95. - Issue 4 - Pages 897-916 - URL:
https://doi.org/10.1093/ia/iiz050 (дата обращения: 10.03.2024).
6. Revue Strategique De Defense Et De Securite Nationale // Ministere des
Armees - 2017. - URL:
https://archives.defense.gouv.fr/content/download/514684/8664656/file/2017-RS- def1018.pdf(дата обращения: 12.03.2024).
7. L’independance energetique de la France grace au nucleaire : un tour de passe-passe statistique // Le Monde. - 2022. - URL: https://www.lemonde.fr/les- decodeurs/article/2022/01/24/l-independance-energetique-de-la-france-grace-au- nucleaire-un-tour-de-passe-passe-statistique-et-100-d- importation_6110781_4355770.html (дата обращения: 19.03.2024).
8. Le dossier LPM 2024-2030 : les grandes orientations // Ministere des Armees. — 2023. — URL: https://www.defense.gouv.fr/sites/default/files/ministere- armees/Livret%20de%20pr%C3%A9sentation%20de%20la%20Loi%20de%20progr ammation%20militaire%202024-2030%20%286%20avril%202023%29.pdf (дата обращения: 19.03.2024).
9. France’s trading partners Annual data from 2014 to 2022 // Institut
national de la statistique et des etudes economique. — 2023. — URL:
https://www.insee.fr/en/statistiques/6050268(дата обращения: 25.03.2024).
10. Ammari, F. Conflictuality in the G5 Sahel region: The Role of
Economic Factors and Regional Resilience / Fadoua Ammari // International Journal of Innovation and Scientific Research. — 2023. — Volume 69. — Issue 2. — Pages 249-259. — URL: https://www.researchgate.net/profile/Fadoua-
Ammari/publication/376235316_Conflictuality_in_the_G5_Sahel_region_The_Role_ of_Economic_Factors_and_Regional_Resilience/links/656fdc51 a73f1f18ba16b2a4/C onflictuality-in-the-G5-Sahel-region-The-Role-of-Economic-Factors-and-Regional- Resilience.pdf (дата обращения: 28.03.2024).
11. Defense et securite nationale // Le ministere de l'Economie, des Finances
et de la Souverainete industrielle et numerique. — 2024. — URL:
https://www.budget.gouv.fr/rechercher? query=D%C3%89FEN SE+ET+S%C3%89C URIT%C3%89+NATIONALE&field_tags_target_id=&sort_bef_combine=search_ap i_relevance_DESC&f%5B0%5D=type%3Adocuments (дата обращения:
01.04.2024).
12. Коротаев, А. В. Арабская весна и её глобальное эхо:
количественный анализ / А. В. Коротаев, К. В. Мещерина, Е. Д. Куликова, В. Г. Дельянов // Сравнительная политика. - 2017. - №4. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/arabskaya-vesna-i-eyo-globalnoe-eho- kolichestvennyy-analiz(дата обращения: 01.04.2024).
13. Исаев, Л. М. Глобальная террористическая угроза в Сахеле и
истоки терроризма в Буркина-Фасо / Л. М. Исаев, А. В. Коротаев, Д. А. Бобарыкина // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. - 2022. - Т. 22 - № 2. - С. 411—421. - URL:
https://doi.org/10.22363/2313-0660-2022-22-2-411-421 (дата обращения:
15.04.2024).
14. Емельянов, А. И. Антитеррористическая стратегия Франции в зоне
Сахеля в рамках европейской безопасности / А. И. Емельянов, Г. М. Сидорова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. - 2021. - №4 (845). - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/antiterroristicheskaya-strategiya-frantsii-v-zone- sahelya-v-ramkah-evropeyskoy-bezopasnosti(дата обращения: 15.04.2024).
15. За что свергли Каддафи? Документы Клинтон пролили свет на
планы Саркози // ТАСС. - 2021. - URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-
panorama/10939841 (дата обращения: 05.04.2024).
16. XXV Ie Conference des ambassadeurs et des ambassadrices 2018 // France Diplomatie. - 2018. - URL: https://www.diplomatie.gouv.fr/fr/le-ministere- et-son-reseau/actualites-du-ministere/conference-des-ambassadeurs-et-des- ambassadrices/editions-precedentes/xxvie-conference-des-ambassadeurs-et-des- ambassadrices-2018-27-31-aout-2018/(дата обращения: 01.04.2024).
17. Emergency Trust Fund for Africa // European Union. — 2024. — URL: https://trust-fund-for-africa.europa.eu/index_en(дата обращения: 18.04.2024).
18. Буркина-Фасо, Мали и Нигер объявили о создании объединенных
сил для борьбы с терроризмом // ТАСС. - 2024. - URL:
https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/20177959 (дата обращения:
05.04.2024).
19. G5 Sahel : conference de presse des Chefs d'Etat a 1'issue du Sommet de
Pau // Elysee. — 2020. — URL: https://www.elysee.fr/emmanuel-
macron/2020/01/13/sommet-de-pau-declaration-conjointe-des-chefs-detat (дата
обращения: 19.04.2024).
20. Мали, Буркина-Фасо и Нигер создали "Альянс государств Сахеля"// Российская газета. — 2023. — URL: https://rg.ru/2023/09/16/mali-burkina-faso-i- niger-sozdali-alians-gosudarstv-sahelia.html(дата обращения: 20.04.2024).
21. Three West African junta-led states quit ECOWAS regional block // Reuters. — 2024. — URL: https://www.reuters.com/world/africa/niger-mali-burkina- faso-say-they-are-leaving-ecowas-regional-block-2024-01-28/ (дата обращения: 20.04.2024).
22. Boeke, S., Schuurman B. Operation ‘Serval’: A Strategic Analysis of the French Intervention in Mali, 2013-2014 / Sergei Boeke, Bart Schuurman // Journal of Strategic Studies. - 2015. - Volume 38. - Issue 6. - Pages 801-825 - URL: https://doi.org/10.1080/01402390.2015.1045494(дата обращения: 21.04.2024).
23. Mali: comment Paris conduit la guerre // L’Express. - 2013. - URL: https://www.lexpress.fr/monde/afrique/mali-comment-paris-conduit-la- guerre_1215453.html(дата обращения: 22.04.2024).
24. United Nations Security Council Resolution 2056 // United Nations Security Council. — 2012. — URL: http://unscr.com/en/resolutions/2056(дата обращения: 25.04.2024).
25. United Nations Security Council Resolution 2071 // United Nations Security Council. — 2012. — URL: http://unscr.com/en/resolutions/2071(дата обращения: 25.04.2024).
26. United Nations Security Council Sanctions List Materials // United
Nations Security Council. — URL:
https://www.un.org/securitycouncil/sanctions/1267/aq_sanctions_list (дата
обращения: 25.04.2024).
27. La lettre du president malien, base legale de l'intervention francaise // Le
Monde. - 2013. - URL: https://www.lemonde.fr/afrique/article/2013/01/25/la-base- legale-de-l-action-francaise-une-lettre-de-m-traore_1822493_3212.html (дата
обращения: 26.04.2024).
28. Security Council Press Statement on Mali // United Nations Security
Council. — 2013. — URL: https://press.un.org/en/2013/sc10878.doc.htm(дата
обращения: 27.04.2024).
29. Declaration de M. Francois Hollande, President de la Republique, sur
1'intervention militaire au Mali // Elysee. — 2013. — URL:
https://www.elysee.fr/francois-hollande/2013/01/11/declaration-de-m-francois- hollande-president-de-la-republique-sur-lintervention-militaire-au-mali-a-paris-le-11- janvier-2013(дата обращения: 30.04.2024).
30. Discours de M. Dioncounda Traore, President de la Republique du Mali,
et du President de la Republique francaise // Elysee. Presidence de la Republique. — 2013. — URL: https://es.ambafrance.org/IMG/pdf/discours-de-m-dioncounda-traore- president-de-la-republique-du-mali-et-du-president-de-la-republique- francaise.pdf?11681/e34ab5669049301737db376c3c60f265449ed5d7 (дата
обращения: 30.04.2024).
31. United Nations Security Council Resolution 2100 // United Nations Security Council. — 2013. — URL: http://unscr.com/en/resolutions/2100(дата обращения: 25.04.2024).
32. Security Council Press Statement on Mali SC/11040-AFR/2651 //
United Nations. — 2013. — URL: https://press.un.org/en/2013/sc11040.doc.htm(дата обращения: 25.04.2024).
33. United Nations Security Council Resolution 2164 // United Nations Security Council. — 2014. — URL: http://unscr.com/en/resolutions/2164(дата обращения: 25.04.2024).
34. United Nations Security Council, 9365th meeting. The situation in Mali
// United Nations. — 2023. URL:
https://digitallibrary.un.org/record/4014353/files/S_PV.9365-EN.pdf (дата
обращения: 26.04.2024).
35. Central African Republic: Security Council approves new peacekeeping
force // United Nations News. - 2013. - URL:
https://news.un.org/en/story/2013/12/457112(дата обращения: 26.04.2024).
36. United Nations Security Council Resolution 2127 // United Nations Security Council. — 2013. — URL: http://unscr.com/en/resolutions/2127(дата обращения: 26.04.2024).
37. Centrafrique: l'operation «Sangaris», intervention «coup de poing» // Le
Monde. - 2013. - URL:
https://www.lemonde.fr/afrique/article/2013/12/03/centrafrique-l-operation-sangaris- une-intervention-coup-de-poing_3524377_3212.html(дата обращения: 30.04.2024).
38. Hemez, R. Operation Sangaris: A Case Study in Limited Military
Intervention / Remy Hemez // IFRI: Institut Francais des Relations Internationales. Military Review. - 2016. - Volume 96. - Issue 6. - Page 72-80. - URL: https://policycommons.net/artifacts/14075 81/operation-sangaris/2021844/ (дата обращения: 05.04.2024).
39. Bono, G. The EU's Military Operation in Chad and the Central African Republic: An Operation to Save Lives? / Giovanna Bono // Journal of Intervention and Statebuilding. — 2011. — Volume 5. — Issue 1. — Pages 23-42. — URL: doi:10.1080/17502977.2011.541781 (дата обращения: 13.03.2024).
40. Sandnes, M. The relationship between the G5 Sahel Joint Force and
external actors: a discursive interpretation / Marie Sandnes // Canadian Journal of African Studies / Revue Canadienne Des Etudes Africaines. — 2023. — Volume 57. — Issue 1. — Pages 71-90. — URL:
https://doi.org/10.1080/00083968.2022.2058572(дата обращения: 17.04.2024).
41. Западные и незападные акторы в обеспечении безопасности в
Африке : доклад № 89 / А.Р. Андронова, Т.С. Богдасарова, С.А. Бокерия и др.; под ред. Е.О. Карпинской, Т.С. Богдасаровой, С.М. Гавриловой // Российский совет по международным делам (РСМД). — 2023. — URL:
https://russiancouncil.ru/papers/RIAC-Africa-Security-Report89.pdf (дата
обращения: 05.05.2024).
42. Conference de presse commune du president de la Republique francaise
et du president du Mali G5 Sahel // Elysee. — 2017 — URL:
https://www.elysee.fr/emmanuel-macron/2017/07/03/conference-de-presse-
commune-du-president-de-la-republique-francaise-et-du-president-du-mali-g5-sahel (дата обращения: 14.04.2024).
43. Joint declaration on the fight against the terrorist threat and the support to peace and security in the Sahel and West Africa // Elysee. - 2022. - URL: https://www.elysee.fr/en/emmanuel-macron/2022/02/17/joint-declaration-on-the- fight-against-the-terrorist-threat(дата обращения: 02.04.2024).
44. After ten years, France to end military operation Barkhane in Sahel // Le
Monde. - 2022. - URL:
https://www.lemonde.fr/en/international/article/2022/11/09/after-ten-years-france-to- end-military-operation-barkhane-in-sahel_6003575_4.html (дата обращения:
17.04.2024).
45. France's Barkhane military operation discreetly withdraws from Mali //
Le Monde. - 2022. - URL: https://www.lemonde.fr/en/le-monde-
africa/article/2022/08/16/france-s-barkhane-military-operation-discreetly-withdraws- from-mali_5993721_124.html (дата обращения: 28.04.2024).
46. Чихачев, А. После Сахеля: закат французского интервенционизма? / А. Чихачев // Российский совет по международным делам. - 2022. - URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/posle-sakhelya-zakat- frantsuzskogo-interventsionizma/(дата обращения: 28.04.2024).
47. Revue nationale strategique 2022 // Premiere Ministre. Secretariat
general de la defense et de la securite nationale. - 2022. - URL:
https://www.sgdsn.gouv.fr/publications/revue-nationale-strategique-2022 (дата
обращения: 10.04.2024).
48. Чихачев, А. Франция и Африка: очередной новый старт? / А.
Чихачев // Российский совет по международным делам. - 2023. - URL:
https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/frantsiya-i-afrika- ocherednoy-novyy-start/(дата обращения: 28.04.2024).
49. Project supporting the G5 Sahel Joint Force with Implementation of the
Human Rights and International Humanitarian Law Compliance Framework // United Nations Human Rights Office. - 2023. - URL:
https://www.ohchr.org/en/countries/africa-region/project-supporting-g5-sahel-joint- force-implementation-human-rights-and-international-humanitarian (дата
обращения: 30.03.2024).
50. Буркина-Фасо и Нигер вышли из группы "G5 Сахель" по борьбе
против экстремистов // Интерфакс. — 2023. — URL:
https://www.interfax.ru/world/934396(дата обращения: 01.05.2024).
51. Мавритания и Чад распустят группу "G5 Сахель" после выхода
Нигера и Буркина-Фасо // Интерфакс. — 2023. — URL:
https://www.interfax.ru/world/934907(дата обращения: 01.05.2024).
52. Declaration de M. Emmanuel Macron, president de la Republique, sur
les relations franco-africaines, a Paris le 27 fevrier 2023 // Vie publique. — 2023. — URL: https://www.vie-publique.fr/discours/288411-emmanuel-macron-27022023-
france-afrique (дата обращения: 02.05.2024).
53. Deplacement au Gabon // Elysee. — 2023. — URL:
https://www.elysee.fr/emmanuel-macron/2023/03/02/deplacement-au-gabon(дата обращения: 02.05.2024).
54. Declaration de M. Sebastien Lecornu, ministre des armees, sur la
presence militaire de la France en Afrique, au Senat le 6 juin 2023 // Vie publique. — 2023. — URL: https://www.vie-publique.fr/discours/289872-sebastien-lecornu-
06062023-presence-militaire-de-la-france-en-afrique (дата обращения: 02.05.2024).
55. Communique de la Presidence de la Republique, en date du 22 juin
2023, sur l’objectif de mobilisation de 100 milliards de dollars via la reallocation de droits de tirage speciaux, au profit des populations les plus vulnerables // Vie publique. — 2023. — URL: https://www.vie-publique.fr/discours/290036-
presidence-de-la-republique-22062023-droits-de-tirages-speciaux (дата обращения: 29.04.2024).
56. African Union, ECOWAS condemn ‘attempted coup d'etat’ in Niger // France 24. — 2023. — URL: https://www.france24.com/en/africa/20230726-african- union-ecowas-condemn-attempted-coup-in-niger(дата обращения: 03.05.2024).
57. Niger - Communique du ministere de 1’Europe et des Affaires etrangeres
(28 juillet 2023) // Ministere de l’Europe et des Affaires etrangeres. — 2023. — URL: https://www.diplomatie.gouv.fr/fr/dossiers-
pays/niger/evenements/article/niger-communique-du-ministere-de-l-europe-et-des- affaires-etrangeres-28-07-23 (дата обращения: 01.05.2024).
58. Niger coup brings France's complicated relationship with its former
colonies into the spotlight // France 24. — 2023. — URL:
https://www.france24.com/en/africa/20230803-niger-coup-brings-france-s- complicated-relationship-with-its-former-colonies-into-the-spotlight (дата обращения: 01.05.2024).
59. Entretien de Mme Catherine Colonna, ministre de l'Europe et des
affaires etrangeres, publie dans le journal quotidien "Le Monde" le 3 septembre 2023, sur les relations franco-africaines et le conflit en Ukraine // Vie publique. — 2023. — URL: https://www.vie-publique.fr/discours/291006-entretien-catherine-colonna-
03092023-france-afrique (дата обращения: 05.05.2024).
60. L’ambassadeur de France au Niger est rentre a Paris, apres des semaines de tensions // RFI. — 2023. — URL: https://www.rfi.fr/fr/afrique/20230927-l- ambassadeur-de-france-au-niger-a-quitt%C3%A9-le-pays-apr%C3%A8s-des- semaines-de-tensions(дата обращения: 26.04.2024).
61. Declaration M. Olivier Becht, ministre delegue aupres de la ministre de l'Europe et des affaires etrangeres, charge du commerce exterieur, de l'attractivite et des Francais de l'etranger, en reponse a une question sur le groupe paramilitaire russe Wagner, au Senat le 28 juin 2023 // Vie publique. — 2023. — URL: https://www.vie- publique.fr/discours/290119-olivier-becht-28062023-wagner(дата обращения: 26.04.2024).
62. Nadzharov, A., Entina, E. Franco-Russian Great Power Rivalry in the
Sahara-Sahel Region / Alexander M. Nadzharov, Ekaterina G. Entina // Russia in Global Affairs. — 2023. — Volume 3. — Issue 83. — URL:
https://eng.globalaffairs.ru/articles/franco-russian-rivalry-in-sahara/ (дата
обращения: 04.05.2024).
63. Declaration de M. Sebastien Lecornu, ministre des armees, sur la
cooperation militaire entre la France et les pays africains, au Senat le 21 novembre 2023 // Vie publique. — 2023. — URL: https://www.vie-
publique.fr/discours/292025-sebastien-lecornu-21112023-france-afrique (дата
обращения: 29.04.2024).
64. Declaration de M. Sebastien Lecornu, ministre des armees, sur la
cooperation militaire entre la France et les pays africains, a l'Assemblee nationale le 21 novembre 2023 // Vie publique. — 2023 — URL: https://www.vie-
publique.fr/discours/292002-sebastien-lecornu-21112023-france-afrique (дата
обращения: 29.04.2024).
65. Declaration de M. Emmanuel Macron, president de la Republique, sur les industries culturelles et creatives en Afrique, a Paris le 6 octobre 2023 // Vie publique. — 2023. — URL: https://www.vie-publique.fr/discours/291349-emmanuel- macron-06102023-industries-culturelles-et-creatives-en-afrique(дата обращения: 06.05.2024).
66. Declaration de Mme Catherine Colonna, ministre de l'Europe et des
affaires etrangeres, sur les relations entre la France et les pays africains, au Senat le 21 novembre 2023 // Vie publique. — 2023. — URL: https://www.vie-
publique.fr/discours/292030-catherine-colonna-21112023-france-afrique (дата
обращения: 06.05.2024).
67. Declaration de Mme Catherine Colonna, ministre de l'Europe et des affaires etrangeres, sur les relations entre la France et les pays africains, a l'Assemblee nationale le 21 novembre 2023 // Vie publique. — 2023. — URL: https://www.vie-publique.fr/discours/292052-catherine-colonna-21112023-france- afrique(дата обращения: 06.05.2024).
68. Parens, P. Perfect Storm: Niger’s Uranium Amidst Sahelian Chaos /
Raphael Parens // Foreign Policy Research Institute. — 2023. — URL:
https://www.fpri.org/article/2023/11/perfect-storm-nigers-uranium-amidst-sahelian- chaos/. (дата обращения: 10.04.2024).
69. France Races To Diversify Its Uranium Supply Away From Russia // Oil
Price. — 2023 — URL: https://oilprice.com/Alternative-Energy/Nuclear-
Power/France-Races-To-Diversify-Its-Uranium-Supply-Away-From-Russia.html (дата обращения: 06.05.2024).
70. Conference de presse de Mme Catherine Colonna, ministre de l'Europe
et des affaires etrangeres, sur les relations entre la France et le Nigeria, a Abuja le 3 novembre 2023 // Vie publique. — 2023. — URL: https://www.vie-
publique.fr/discours/291669-catherine-colonna-03112023-france-nigeria (дата
обращения: 05.05.2024).
71. Сидоров, А. Внешние операции Франции в Сахеле: пределы адаптации / А. Сидоров // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. - 2019. - №53 (69). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneshnie- operatsii-frantsii-v-sahele-predely-adaptatsii(дата обращения: 25.03.2024).
72. Сидоров, А.С. Военно-политический баланс возможностей
Франции в Сахеле: этапы и механизмы выхода с ТВД / А. С. Сидоров // АПЕ. - 2022. - №4 (116). -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voenno-politicheskiy-
balans-vozmozhnostey-frantsii-v-sahele-etapy-i-mehanizm (дата обращения:
24.03.2024).
73. Давидчук, А.С. Военное присутствие Франции в Мали: структурная
власть субимперии "коллективного запада" / А. С. Давидчук, Д. А. Дегтерев, О. Сидибе // АПЕ. - 2022. - №4 (116). - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/voennoe-prisutstvie-frantsii-v-mali-strukturnaya- vlast-subimperii-kollektivnogo-zapada(дата обращения: 15.04.2024).
74. Африканский вектор внешней политики Франции: трудное расставание с «Франсафрик» // Институт Европы РАН. Москва: Институт Европы РАН. — 2024. — 40 с.
75. Petidis, P. The Sahel intervention as a case study of France’s security
policy in Sub-Saharan Africa / Pavlos Petidis // Hellenic Foundation For European & Foreign Policy (ELIAMEP). — 2024. — URL: https://www.eliamep.gr/wp-
content/uploads/2024/03/Policy-paper-157-.pdf (дата обращения: 20.04.2024).
76. Godwin, I. The African Union and Security Challenges in the Sahel: Prospects for Multilateral Diplomacy / Godwin Ichimi // Lasu Journal of History & International Studies (LAJOHIS) — 2023. — Volume 5. — Issue 1. — Pages 162¬180 — URL: https://lajohis.org.ng/storage/uploads/1684837902_009.pdf(дата
обращения: 03.05.2024).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ