ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ(НА ПРИМЕРЕ НОРМАТИВНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ С ОВЗ)
|
ВВЕДЕНИЕ 8
Глава I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕТСКО-
РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 11
1.1. Детско-родительские отношения: понятие, классификация и сущность
в младшем школьном возрасте 11
1.2. Причины конфликтов в детско-родительских взаимоотношениях в
младшем школьном возрасте 21
1.3. Роль совместной деятельности в формировании детско-родительских
взаимоотношений. 28
1.4. Особенности взаимоотношений родителей с детьми с ОВЗ 34
Выводы по главе 1 42
Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ДИАГНОСТИКЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 44
2.1. Методическая организация исследования. 44
2.2. Диагностика сформированности детско-родительских
взаимоотношений в младшем школьном возрасте (констатирующий эксперимент). 47
2.3. Рекомендации по оптимизации детско-родительских взаимоотношений
младших школьников 59
2.4. Программа социально-психологического сопровождения по оптимизации детско-родительских взаимоотношений младших школьников
на основе совместной деятельности родителей и детей 65
Выводы по главе 2 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
Приложение 1 83
Приложение 2 97
Глава I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕТСКО-
РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 11
1.1. Детско-родительские отношения: понятие, классификация и сущность
в младшем школьном возрасте 11
1.2. Причины конфликтов в детско-родительских взаимоотношениях в
младшем школьном возрасте 21
1.3. Роль совместной деятельности в формировании детско-родительских
взаимоотношений. 28
1.4. Особенности взаимоотношений родителей с детьми с ОВЗ 34
Выводы по главе 1 42
Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ДИАГНОСТИКЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 44
2.1. Методическая организация исследования. 44
2.2. Диагностика сформированности детско-родительских
взаимоотношений в младшем школьном возрасте (констатирующий эксперимент). 47
2.3. Рекомендации по оптимизации детско-родительских взаимоотношений
младших школьников 59
2.4. Программа социально-психологического сопровождения по оптимизации детско-родительских взаимоотношений младших школьников
на основе совместной деятельности родителей и детей 65
Выводы по главе 2 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
Приложение 1 83
Приложение 2 97
Младший школьный возраст - это наиболее важный период школьного детства. При поступлении в школу в жизни ребенка происходят большие изменения, связанные со сменой социальной ситуации развития. В частности происходят изменения во взаимоотношениях с ближайшим социальным окружением (семьей, друзьями), в «социальный круг» ребенка входят другие значимые взрослые (педагоги) и сверстники (одноклассники).
С поступлением в школу, происходят изменения и в детско- родительских взаимоотношениях: у ребенка появляется новая социальная роль - ученик/школьник. В связи с чем, у него появляются новые права, обязанности, требования и родительские ожидания относительно учебной успеваемости ребенка и его школьной успешности в целом.
Так, развитие личности и интеллекта ребенка находится в прямой зависимости от семейной ситуации - внутрисемейных отношений между супругами, родителем и ребенком. А именно во внутрисемейных отношениях, примером которых являются детско-родительские взаимоотношения, раскрывается вся сущность психического развития человека выражающаяся, в готовности выстраивать благополучные межличностные отношения с другими людьми, принимать нормы и законы общества, ценности общества в целом и каждого человека в отдельности [31, с. 77]. В связи с чем, проблемы в детско-родительских взаимоотношениях существенным образом влияют на развитие личности младшего школьника.
Исследованием детско-родительских взаимоотношений занимались зарубежные и отечественные ученые: А.Я. Варга, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, А.Н. Запорожец, М.И. Лисина, А.С. Спиваковская, В.В. Столин, К. Хорни, Э. Эриксон, В. С. Мухина,О.Б. Абраменко, Н.Н. Авдеева, О.Л. Зверева, А.Е., А.Н. Елизаров, О.А. Карабанова.
Детско-родительские взаимоотношения являются системой разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков [10]. Проблематика вопроса заключается в том, что родители не замечают процесса развития отношений между ними и детьми, их последовательности и логики, принимаются бить тревогу лишь после возникновения беспокойной конфликтной ситуации, которая возникает случайно и внезапно. В связи с чем, главная причина проблем в детско- родительских взаимоотношениях связана с характером эмоций, возникающих между родителем и ребенком, который в свою очередь обусловлен низким уровнем развития эмпатических способностей родителей. Родителям трудно осознать истинное эмоциональное состояние своего ребенка, осмыслить его. Часто они не стремятся к эмоциональному отклику, что существенно влияет на характер и тип детско-родительских взаимоотношений, порождая конфликты в семье, протесты, агрессию и обиды детей.
Следовательно, вопрос детско-родительских взаимоотношений имеет особую значимость для понимания проблематики развития ребенка и актуален для рассмотрения, поскольку данный вид семейных отношений является ключевым фактором психофизического благополучия детей в условиях семьи, что в свою очередь является приоритетом государственной политики в области сохранения здоровья нации.
Описанная выше проблематика и актуальность рассмотрения вопроса обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Особенности взаимоотношений родителей и детей в младшем школьном возрасте(на примере нормативно развивающихся детей и детей с ОВЗ)».
Объект исследования: взаимоотношения в семьях, где воспитываются дети младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности взаимоотношений родителей и детей в семьях, где воспитываются дети младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: заключается в предположении о том,что существует разница во взаимоотношениях родителей и детей с нормативно развивающимися детьми и с детьми ОВЗ,а так же о том,что отношение детей к родителям зависит от отношения родителей непосредственно к детям.
Цель исследования: изучение особенностей детско-родительских взаимоотношений в младшем школьном возрасте и разработка рекомендации по их оптимизации.
Задачи исследования:
• Проанализировать научную и научно-методическую литературу по проблеме детско-родительских взаимоотношений в семьях, воспитывающих ребёнка младшего школьного возраста.
• Проанализировать понятие,сущность и виды детско-родительских взаимоотношений.
• Изучить причины конфликтов в детско-родительских взаимоотношениях в младшем школьном возрасте.
• Охарактеризовать роль совместной деятельности в формировании детско-родительских взаимоотношений.
• Провести опытно-экспериментальное исследование
сформированности детско-родительских взаимоотношений в младшем школьном возрасте.
• Разработать рекомендации по оптимизации детско-родительских взаимоотношений в семьях, воспитывающих ребенка младшего школьного возраста.
База исследования: МАОУ «Средняя школа № 32» г. Красноярск, МБОУ «Средняя школа № 45»,г.Красноярск.
Методы и методики исследования: анализ литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение. Методики исследования направлены на выявление особенностей детско-родительских взаимоотношений: опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин), методика Р. Жиля «Изучение сферы межличностных отношений ребёнка».
Практическая значимость: материалы теоретического и опытно- экспериментального исследования могут быть актуальны для педагогов и специалистов, чья деятельность непосредственным образом связана с оптимизацией детско-родительских взаимоотношений.
Структура работы: работа состоит из з глав, 7 параграфов, приложения и списка использованной литературы из 55 источников.
С поступлением в школу, происходят изменения и в детско- родительских взаимоотношениях: у ребенка появляется новая социальная роль - ученик/школьник. В связи с чем, у него появляются новые права, обязанности, требования и родительские ожидания относительно учебной успеваемости ребенка и его школьной успешности в целом.
Так, развитие личности и интеллекта ребенка находится в прямой зависимости от семейной ситуации - внутрисемейных отношений между супругами, родителем и ребенком. А именно во внутрисемейных отношениях, примером которых являются детско-родительские взаимоотношения, раскрывается вся сущность психического развития человека выражающаяся, в готовности выстраивать благополучные межличностные отношения с другими людьми, принимать нормы и законы общества, ценности общества в целом и каждого человека в отдельности [31, с. 77]. В связи с чем, проблемы в детско-родительских взаимоотношениях существенным образом влияют на развитие личности младшего школьника.
Исследованием детско-родительских взаимоотношений занимались зарубежные и отечественные ученые: А.Я. Варга, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, А.Н. Запорожец, М.И. Лисина, А.С. Спиваковская, В.В. Столин, К. Хорни, Э. Эриксон, В. С. Мухина,О.Б. Абраменко, Н.Н. Авдеева, О.Л. Зверева, А.Е., А.Н. Елизаров, О.А. Карабанова.
Детско-родительские взаимоотношения являются системой разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков [10]. Проблематика вопроса заключается в том, что родители не замечают процесса развития отношений между ними и детьми, их последовательности и логики, принимаются бить тревогу лишь после возникновения беспокойной конфликтной ситуации, которая возникает случайно и внезапно. В связи с чем, главная причина проблем в детско- родительских взаимоотношениях связана с характером эмоций, возникающих между родителем и ребенком, который в свою очередь обусловлен низким уровнем развития эмпатических способностей родителей. Родителям трудно осознать истинное эмоциональное состояние своего ребенка, осмыслить его. Часто они не стремятся к эмоциональному отклику, что существенно влияет на характер и тип детско-родительских взаимоотношений, порождая конфликты в семье, протесты, агрессию и обиды детей.
Следовательно, вопрос детско-родительских взаимоотношений имеет особую значимость для понимания проблематики развития ребенка и актуален для рассмотрения, поскольку данный вид семейных отношений является ключевым фактором психофизического благополучия детей в условиях семьи, что в свою очередь является приоритетом государственной политики в области сохранения здоровья нации.
Описанная выше проблематика и актуальность рассмотрения вопроса обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Особенности взаимоотношений родителей и детей в младшем школьном возрасте(на примере нормативно развивающихся детей и детей с ОВЗ)».
Объект исследования: взаимоотношения в семьях, где воспитываются дети младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности взаимоотношений родителей и детей в семьях, где воспитываются дети младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: заключается в предположении о том,что существует разница во взаимоотношениях родителей и детей с нормативно развивающимися детьми и с детьми ОВЗ,а так же о том,что отношение детей к родителям зависит от отношения родителей непосредственно к детям.
Цель исследования: изучение особенностей детско-родительских взаимоотношений в младшем школьном возрасте и разработка рекомендации по их оптимизации.
Задачи исследования:
• Проанализировать научную и научно-методическую литературу по проблеме детско-родительских взаимоотношений в семьях, воспитывающих ребёнка младшего школьного возраста.
• Проанализировать понятие,сущность и виды детско-родительских взаимоотношений.
• Изучить причины конфликтов в детско-родительских взаимоотношениях в младшем школьном возрасте.
• Охарактеризовать роль совместной деятельности в формировании детско-родительских взаимоотношений.
• Провести опытно-экспериментальное исследование
сформированности детско-родительских взаимоотношений в младшем школьном возрасте.
• Разработать рекомендации по оптимизации детско-родительских взаимоотношений в семьях, воспитывающих ребенка младшего школьного возраста.
База исследования: МАОУ «Средняя школа № 32» г. Красноярск, МБОУ «Средняя школа № 45»,г.Красноярск.
Методы и методики исследования: анализ литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение. Методики исследования направлены на выявление особенностей детско-родительских взаимоотношений: опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин), методика Р. Жиля «Изучение сферы межличностных отношений ребёнка».
Практическая значимость: материалы теоретического и опытно- экспериментального исследования могут быть актуальны для педагогов и специалистов, чья деятельность непосредственным образом связана с оптимизацией детско-родительских взаимоотношений.
Структура работы: работа состоит из з глав, 7 параграфов, приложения и списка использованной литературы из 55 источников.
Анализ литературы показал, что проблема детско-родительских взаимоотношений - весьма важна для осознания факторов, влияющих на становление и развитие личности ребенка. Семья как малая социальная группа и ячейка общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях, является важнейшей формой организации личного быта каждого ее члена. Именно в семье происходит становление человека и неким образом определяется его судьба, воплощением которой является особенности поведения и отношения к жизни.
Особенно остро проблема детско-родительских взаимоотношений проявляются в период младшего школьного возраста. Родителей приходиться не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми. Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показывает, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье. Главные черты этого стиля определяются основными положениями гуманистической психологии - это «личностно центрированный» стиль (по К. Роджерсу), который ставит в центр внимания личность собеседника.
Результаты опытно-экспериментального исследования по диагностике сформированности детско-родительских взаимоотношений в младшем школьном возрасте показали следующее:
Родители детей с ОВЗ в основном осуществляют контролирующую функцию за поведением ребенка. Это объясняется необходимостью соблюдения ребенком правил поведения в социуме, родители концентрируют внимание на их выполнении, что содействует успешному постижению ребенком родительских норм и социальных стандартов поведения. Родители здорового ребенка осуществляют контролирующие действия с целью изменения его неадекватного поведения, но делают это последовательно.
Родители здоровых детей предпочитают устанавливать в общении с ребенком межличностную дистанцию, которая благоприятна для его развития, они более реалистично воспринимают способности и возможности своего ребенка. Для родителей детей с ОВЗ характерно стремление к очень близкой дистанции в общении с ребенком, они часто не верят в способности своего ребенка, не давая ему самостоятельности, в результате ребенок становится зависим от родителей.
Рекомендации по оптимизации детско -родительских взаимоотношений младших школьников включают: проведение диагностики детско-
родительских отношений, организацию системной работы с семьей, повышение родительской компетентности, опору на родительский запрос, использование методов активного обучения, опора на ресурс семьи, ориентация на организацию совместной деятельности родителей и детей.
Программа социально-психологического сопровождения по оптимизации детско-родительских взаимоотношений младших школьников построена на рекомендациях, разработана на основе анализа научнометодической литературы и включает ориентацию на совместность работы с родителями и детьми. Структура программы включает пояснительную записку, паспорт программы (цель, задачи, целевая аудитория, диагностические и психолого-педагогические методы и формы, описание этапов реализации программы, описание ожидаемого результата и тематический план).
Результаты проделанной работы доказали достоверность выдвинутой гипотезы: создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания, комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции способствуют формированию благополучных детско -
родительских взаимоотношений.
Особенно остро проблема детско-родительских взаимоотношений проявляются в период младшего школьного возраста. Родителей приходиться не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми. Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показывает, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье. Главные черты этого стиля определяются основными положениями гуманистической психологии - это «личностно центрированный» стиль (по К. Роджерсу), который ставит в центр внимания личность собеседника.
Результаты опытно-экспериментального исследования по диагностике сформированности детско-родительских взаимоотношений в младшем школьном возрасте показали следующее:
Родители детей с ОВЗ в основном осуществляют контролирующую функцию за поведением ребенка. Это объясняется необходимостью соблюдения ребенком правил поведения в социуме, родители концентрируют внимание на их выполнении, что содействует успешному постижению ребенком родительских норм и социальных стандартов поведения. Родители здорового ребенка осуществляют контролирующие действия с целью изменения его неадекватного поведения, но делают это последовательно.
Родители здоровых детей предпочитают устанавливать в общении с ребенком межличностную дистанцию, которая благоприятна для его развития, они более реалистично воспринимают способности и возможности своего ребенка. Для родителей детей с ОВЗ характерно стремление к очень близкой дистанции в общении с ребенком, они часто не верят в способности своего ребенка, не давая ему самостоятельности, в результате ребенок становится зависим от родителей.
Рекомендации по оптимизации детско -родительских взаимоотношений младших школьников включают: проведение диагностики детско-
родительских отношений, организацию системной работы с семьей, повышение родительской компетентности, опору на родительский запрос, использование методов активного обучения, опора на ресурс семьи, ориентация на организацию совместной деятельности родителей и детей.
Программа социально-психологического сопровождения по оптимизации детско-родительских взаимоотношений младших школьников построена на рекомендациях, разработана на основе анализа научнометодической литературы и включает ориентацию на совместность работы с родителями и детьми. Структура программы включает пояснительную записку, паспорт программы (цель, задачи, целевая аудитория, диагностические и психолого-педагогические методы и формы, описание этапов реализации программы, описание ожидаемого результата и тематический план).
Результаты проделанной работы доказали достоверность выдвинутой гипотезы: создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания, комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции способствуют формированию благополучных детско -
родительских взаимоотношений.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К СВЕРСТНИКАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
К СВЕРСТНИКАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СТРАТЕГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ РЕСУРСНОГО КЛАССА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019





