ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ
РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ, ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ И ИХ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ 7
1.1. Родительское отношение: понятие, типы, структура, факторы 7
1.2 Характеристика общения: понятие, функции, структура, факторы и
показатели 15
1.3 Часто болеющий ребенок: понятие, особенности социальной
ситуации развития, показатели 18
1.4 Особенности психического развития ребенка третьего года жизни 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 33
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ 33
2.1 Организация и проведение исследования 34
2.2 Анализ эмпирических результатов исследования 39
2.3 Рекомендации родителям по формированию оптимальной
родительской позиции к часто болеющему ребенку 51
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ
РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ, ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ И ИХ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ 7
1.1. Родительское отношение: понятие, типы, структура, факторы 7
1.2 Характеристика общения: понятие, функции, структура, факторы и
показатели 15
1.3 Часто болеющий ребенок: понятие, особенности социальной
ситуации развития, показатели 18
1.4 Особенности психического развития ребенка третьего года жизни 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 33
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ 33
2.1 Организация и проведение исследования 34
2.2 Анализ эмпирических результатов исследования 39
2.3 Рекомендации родителям по формированию оптимальной
родительской позиции к часто болеющему ребенку 51
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Актуальность исследования. За последние годы в России четко обозначились негативные тенденции, вызывающие значительную тревогу экспертов в области детского здоровья. В национальном докладе о здоровье населения России отмечено, что число абсолютно здоровых детей снизилось до 10%, длительно болеющие дети составляют 70-75%, а 15-20% имеют хронические заболевания. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют, что большинство детей в течение года переносят от трех до пяти эпизодов ОРЗ. Заболеваемость у детей первых трех лет жизни в 2,5 раза выше, чем в десятилетнем возрасте и старше [5, с. 18].
Представителями психоаналитического направления подчеркивается роль семьи (а особенно матери и ребенка) в развитии адекватной самооценки ребенка. При отвержении ребенка в раннем детстве, у него могут сложиться нереалистичные представления о себе, впоследствии это может привести к формированию чувства неполноценности, враждебности к другим людям, что создаст определенные трудности в установлении доверительных, теплых отношений с другими людьми [17, с. 43].
Дети третьего года жизни, становятся более восприимчивыми к критике, порицаниям и сравнениям с другими. Для них очень важна поддержка и оценка их деятельности, это оказывает немалое влияние на дальнейшее формирование самооценки. Родителям нужно научить ребенка преодолевать трудности, помогая ему достичь положительных результатов [4, с. 20].
Ребенок третьего года жизни может испытывать трудности в общении, что негативно сказывается на речевом развитии ребенка [12, с. 43].
Общение для ребенка играет важную роль, так как на третьем году жизни он начинает испытывать потребность в общении с взрослыми и со сверстниками [10, с. 43].
Проблема исследования. Без внимания остается вопрос об особенностях взаимосвязей родительского отношения и общения часто болеющих детей третьего года жизни.
Цель исследования - особенности взаимосвязей родительского отношения и общения часто болеющих детей третьего года жизни.
Задачи исследования.
1. Дать понятие родительского отношения.
2. Провести теоретический анализ родительского отношения.
3. Рассмотреть характеристику общения: понятие, функции, структура, факторы и показатели.
4. Описать часто болеющего ребенка и особенности социальной ситуации развития.
5. Рассмотреть особенности психического развития ребенка третьего года жизни.
6. Провести эмпирическое исследование особенностей взаимосвязей родительского отношения и развития общения часто болеющих детей третьего года жизни.
7. Разработать рекомендации для родителей по формированию оптимальной родительской позиции к часто болеющему ребенку.
Предмет исследования - особенности взаимосвязей родительского отношения и общения часто болеющих детей третьего года жизни.
Объект исследования - родительское отношение к ребенку дошкольного возраста, общение ребенка дошкольного возраста.
Гипотеза исследования. В семьях с часто болеющим ребенком родители стремятся инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность, тем самым у ребенка наблюдаются низкие показатели общения и речи.
Для изучения особенностей взаимосвязей родительского отношения и общения часто болеющих детей третьего года жизни применялись следующие методы:
1. теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;
2. эмпирические: диагностика родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин), диагностика развития общения и речи детей третьего года жизни (Смирнова Е.О., Галагузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю.);
3. интерпретационно-описательные: количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Теоретическое значение состоит в том, что систематизация теоретического материала по проблеме родительского отношения к часто болеющим детям третьего года жизни позволяет расширить и углубить знания о влиянии родительского отношения на развитие общения детей третьего года жизни, обогатить теорию эмпирическим знанием о проблеме родительского отношения к часто болеющему ребенку.
Практическое значение: на основе полученных теоретических и
эмпирических данных были разработаны методические рекомендации родителям, по формированию оптимальной родительской позиции к часто болеющему ребенку, которые помогут более эффективно организовать воспитательный процесс и оптимизировать детско-родительские отношения по развитию общения часто болеющих детей третьего года жизни.
Представителями психоаналитического направления подчеркивается роль семьи (а особенно матери и ребенка) в развитии адекватной самооценки ребенка. При отвержении ребенка в раннем детстве, у него могут сложиться нереалистичные представления о себе, впоследствии это может привести к формированию чувства неполноценности, враждебности к другим людям, что создаст определенные трудности в установлении доверительных, теплых отношений с другими людьми [17, с. 43].
Дети третьего года жизни, становятся более восприимчивыми к критике, порицаниям и сравнениям с другими. Для них очень важна поддержка и оценка их деятельности, это оказывает немалое влияние на дальнейшее формирование самооценки. Родителям нужно научить ребенка преодолевать трудности, помогая ему достичь положительных результатов [4, с. 20].
Ребенок третьего года жизни может испытывать трудности в общении, что негативно сказывается на речевом развитии ребенка [12, с. 43].
Общение для ребенка играет важную роль, так как на третьем году жизни он начинает испытывать потребность в общении с взрослыми и со сверстниками [10, с. 43].
Проблема исследования. Без внимания остается вопрос об особенностях взаимосвязей родительского отношения и общения часто болеющих детей третьего года жизни.
Цель исследования - особенности взаимосвязей родительского отношения и общения часто болеющих детей третьего года жизни.
Задачи исследования.
1. Дать понятие родительского отношения.
2. Провести теоретический анализ родительского отношения.
3. Рассмотреть характеристику общения: понятие, функции, структура, факторы и показатели.
4. Описать часто болеющего ребенка и особенности социальной ситуации развития.
5. Рассмотреть особенности психического развития ребенка третьего года жизни.
6. Провести эмпирическое исследование особенностей взаимосвязей родительского отношения и развития общения часто болеющих детей третьего года жизни.
7. Разработать рекомендации для родителей по формированию оптимальной родительской позиции к часто болеющему ребенку.
Предмет исследования - особенности взаимосвязей родительского отношения и общения часто болеющих детей третьего года жизни.
Объект исследования - родительское отношение к ребенку дошкольного возраста, общение ребенка дошкольного возраста.
Гипотеза исследования. В семьях с часто болеющим ребенком родители стремятся инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность, тем самым у ребенка наблюдаются низкие показатели общения и речи.
Для изучения особенностей взаимосвязей родительского отношения и общения часто болеющих детей третьего года жизни применялись следующие методы:
1. теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;
2. эмпирические: диагностика родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин), диагностика развития общения и речи детей третьего года жизни (Смирнова Е.О., Галагузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю.);
3. интерпретационно-описательные: количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Теоретическое значение состоит в том, что систематизация теоретического материала по проблеме родительского отношения к часто болеющим детям третьего года жизни позволяет расширить и углубить знания о влиянии родительского отношения на развитие общения детей третьего года жизни, обогатить теорию эмпирическим знанием о проблеме родительского отношения к часто болеющему ребенку.
Практическое значение: на основе полученных теоретических и
эмпирических данных были разработаны методические рекомендации родителям, по формированию оптимальной родительской позиции к часто болеющему ребенку, которые помогут более эффективно организовать воспитательный процесс и оптимизировать детско-родительские отношения по развитию общения часто болеющих детей третьего года жизни.
Результаты многочисленных исследований свидетельствуют, что большинство детей в течение года переносят от трех до пяти эпизодов ОРЗ. Заболеваемость у детей первых трех лет жизни в 2,5 раза выше, чем в десятилетнем возрасте и старше [5, с. 18].
Представителями психоаналитического направления подчеркивается роль семьи (а особенно матери и ребенка) в развитии адекватной самооценки ребенка.
Дети третьего года жизни, становятся более восприимчивыми к критике, порицаниям и сравнениям с другими. Для них очень важна поддержка и оценка их деятельности, это оказывает немалое влияние на дальнейшее формирование самооценки.
Общение для ребенка играет важную роль, так как на третьем году жизни он начинает испытывать потребность в общении с взрослыми и со сверстниками [10, с. 43].
Результаты нашего исследования показали, что в семьях с часто болеющим ребенком преобладает такой тип родительского отношения как «симбиоз». Родители ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Напротив, семьи со здоровыми детьми придерживаются типа родительского отношения, как кооперация. Родители заинтересованы в делах и планах ребенка, стараются во всем помочь ребенку, поощряют инициативу и самостоятельность ребенка, стараются быть с ним на равных.
У часто болеющих детей наблюдается средний уровень понимания речи, выполнения речевых инструкций, средств общения, чувствительности к воздействиям взрослых. Низкий уровень инициативности и активной речи. У детей здоровых также наблюдается средний уровень по таким показателям как понимание речи, средств общения, выполнение речевых инструкций, 56
чувствительность к воздействиям взрослых, но уже у большего количества детей. На высоком уровне проявляется инициативность. Активная речь - на среднем уровне.
При типе родительского отношения принятие у здоровых детей общение на высоком уровне, а у часто болеющих детей средний уровень. Тип родительского отношения «кооперация» наблюдается только у здоровых детей и уровень общения высокий. При типе родительского отношения «симбиоз» у здоровых детей общение на среднем уровне, а у часто болеющих на низком уровне. При типе родительского отношения «контроль» у здоровых детей и у часто болеющих детей уровень общения средний. При типе родительского отношения «маленький неудачник» у здоровых детей средний уровень, а у часто болеющих детей низкий уровень.
Таким образом, мы доказали выдвинутую нами гипотезу что в семьях с часто болеющим ребенком родители стремятся инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность, тем самым у ребенка наблюдаются низкие показатели общения и речи.
Представителями психоаналитического направления подчеркивается роль семьи (а особенно матери и ребенка) в развитии адекватной самооценки ребенка.
Дети третьего года жизни, становятся более восприимчивыми к критике, порицаниям и сравнениям с другими. Для них очень важна поддержка и оценка их деятельности, это оказывает немалое влияние на дальнейшее формирование самооценки.
Общение для ребенка играет важную роль, так как на третьем году жизни он начинает испытывать потребность в общении с взрослыми и со сверстниками [10, с. 43].
Результаты нашего исследования показали, что в семьях с часто болеющим ребенком преобладает такой тип родительского отношения как «симбиоз». Родители ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Напротив, семьи со здоровыми детьми придерживаются типа родительского отношения, как кооперация. Родители заинтересованы в делах и планах ребенка, стараются во всем помочь ребенку, поощряют инициативу и самостоятельность ребенка, стараются быть с ним на равных.
У часто болеющих детей наблюдается средний уровень понимания речи, выполнения речевых инструкций, средств общения, чувствительности к воздействиям взрослых. Низкий уровень инициативности и активной речи. У детей здоровых также наблюдается средний уровень по таким показателям как понимание речи, средств общения, выполнение речевых инструкций, 56
чувствительность к воздействиям взрослых, но уже у большего количества детей. На высоком уровне проявляется инициативность. Активная речь - на среднем уровне.
При типе родительского отношения принятие у здоровых детей общение на высоком уровне, а у часто болеющих детей средний уровень. Тип родительского отношения «кооперация» наблюдается только у здоровых детей и уровень общения высокий. При типе родительского отношения «симбиоз» у здоровых детей общение на среднем уровне, а у часто болеющих на низком уровне. При типе родительского отношения «контроль» у здоровых детей и у часто болеющих детей уровень общения средний. При типе родительского отношения «маленький неудачник» у здоровых детей средний уровень, а у часто болеющих детей низкий уровень.
Таким образом, мы доказали выдвинутую нами гипотезу что в семьях с часто болеющим ребенком родители стремятся инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность, тем самым у ребенка наблюдаются низкие показатели общения и речи.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО
ОТНОШЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ
ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНО-ПСИХОМОТОРНОМУ РАЗВИТИЮ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С УЧЕТОМ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2020





