Освоение хакасской орнаментальной традиции младшими школьниками в мастерской декоративно-прикладного творчества посредством арт- технологии войлоковаляния
РЕФЕРАТ
ВВЕДЕНИЕ 11
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСВОЕНИЯ ХАКАССКОЙ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В МАСТЕРСКОЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА
ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ТЕХНОЛОГИИ ВОЙЛОКОВАЛЯНИЯ 17
1.1. Понятие и особенности хакасской орнаментальной традиции 17
1.2. Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста
в процессе орнаментального творчества 29
1.3. Арт-технология войлоковаляния как средство освоения
орнаментальной традиции 41
Выводы по главе 1 52
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОСВОЕНИЮ
ХАКАССКОЙ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В МАСТЕРСКОЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО
ТВОРЧЕСТВА ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ТЕХНОЛОГИИ
ВОЙЛОКОВАЛЯНИЯ 54
2.1. Определение актуального уровня освоения хакасской орнаментальной
традиции учащихся младшего школьного возраста 54
2.2. Практическая работа с применением арт-технологии войлоковаляния,
направленная на освоение хакасской орнаментальной традиции 67
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по освоению
хакасской орнаментальной традиции посредством арт-технологии войлоковаляния 73
Выводы по главе 2 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 87
ПРИЛОЖЕНИЯ 97
Современная Россия является многонациональным и поликультурным сообществом, где равноценно сосуществуют традиции и опыт жизни представителей различных этнических культур, позволяющие минимизировать факторы риска при адаптации в полиэтническом пространстве, эффективно использовать этнокультурные ресурсы региона в образовании подрастающего поколения.
Важной задачей образовательной системы является формирование у младших школьников поликультурного сознания, которая включает в себя следующие компоненты: знание истории, культуры народов, их традиций; знание особенностей национальной культуры, с которой осуществляется процесс общения.
Формируя интерес к хакасской орнаментальной традиции, мы развиваем культурное сознание, знакомим с культурой и особенностью конкретного народа.
Освоение хакасской орнаментальной традиции посредством арт- технологии войлоковаляния становится для младшего школьника первым шагом в освоении особенностей культуры, разнообразия и богатства традиционных узоров, формировании духовной культуры.
Благодаря арт-технологии войлоковаляния процесс изучения хакасской орнаментальной традиции проходит в игровой форме, что позволяет младшим школьникам легко освоить сложный материал и более глубоко ознакомиться с народом.
Вышесказанное определило тему нашего исследования «Освоение хакасской орнаментальной традиции младшими школьниками в мастерской декоративно-прикладного творчества посредством арт-технологии войлоковаляния.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия освоения хакасской орнаментальной 11
традиции младшими школьниками в мастерской декоративно -прикладного творчества посредством арт-технологии войлоковаляния.
Объект исследования: процесс освоения хакасской орнаментальной традиции младшими школьниками в мастерской декоративно -прикладного творчества.
Предмет исследования: арт-технология войлоковаляния как средство освоения хакасской орнаментальной традиции младшими школьниками в мастерской декоративно-прикладного творчества.
В основу исследования положена следующая гипотеза: освоение хакасской орнаментальной традиции младшими школьниками в мастерской декоративно-прикладного творчества посредством арт-технологии войлоковаляния будет эффективным, если содержание занятий будет направлено на:
-приобретение участниками знаний о принципах орнаментального искусства;
-формирование умения передавать характер цветовых сочетаний в хакасском орнаменте;
-составление хакасской орнаментальной композиции посредством войлоковаляния.
В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1) проанализировать специальную литературу по проблеме исследования и определить понятие хакасской орнаментальной традиции;
2) изучить особенности младшего школьного возраста в процессе творчества;
3) определить педагогические возможности освоения хакасской орнаментальной традиции младшими школьниками посредством арт - технологии войлоковаляния в мастерской декоративно-прикладного творчества;
4) провести исследование, направленное на выявление актуального уровня освоения младших школьников с орнаментальной традицией на примере хакасской;
5) разработать и апробировать занятия с применением арт-технологии войлоковаляния, направленные на освоение хакасской орнаментальной традиции младшими школьниками;
6) опытно-экспериментальным путем проверить эффективность занятий с применением арт-технологии войлоковаляния для достижения цели.
Для решения поставленных задач были применены следующие методы исследования: анализ педагогической, искусствоведческой,
методической литературы; изучение передового педагогического опыта по проблеме исследования; организация формирующего эксперимента по специально разработанной практической работе с применением арт- технологии войлоковаляния, направленной на освоение хакасской орнаментальной традиции. В ходе опытно-экспериментальной работы осуществлялись анкетирование, тестирование.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе структурного подразделения ГЦНТ-Культурно-исторического центра, г. Красноярска. В эксперименте приняли участие 20 обучающихся, в возрасте 7-8 лет. Выборка респондентов: 2 группа - контрольный класс, 10 обучающихся и 1 группа - экспериментальный класс, 10 обучающихся.
Степень изученности проблемы.
Последними значимыми исследованиями в области культуры хакасских орнаментальных традиций являются работы таких ученых, как А.В. Адрианова, И.К. Кидиекова, О. П. Доможакова, Л.Р. Кызласова; об интересе к представителям других культур и активного познания окружающего мира в работах М.И. Богомолова, С.А. Козлова; о хакасской культуре в научных трактатах Л.П. Потапова, Н.Ф. Катанова, В.Я. Бутанаева, Л.Н. Евменова; о технике войлоковаляния в работах К. Шинковской, Е Смирновой, В. Андреевой; о проблемах орнамента в исследованиях Ф.И.
Буслаева, В.В. Стасова, Е. Виоле-ле-Дюк; о воспитании детей младшего школьного возраста в теориях И.П. Подласова, М.М. Миркес, Ф.Х. Кургуева, С.М. Дзидзоева.
Методологическую основу исследования в области развития арт- педагогики составили труды О.В. Платонова, С.В. Бутенко.
Теоретическая значимость исследования диссертационной работы состоит в том, что проведено исследование по проблеме освоения хакасской орнаментальной традиции младшими школьниками в мастерской декоративно-прикладного творчества; определены критерии освоения хакасской орнаментальной традиции младшими школьниками; разработана серия занятий, включающая задания, основанные на преобразовании теоретического материала, посредством арт-технологии войлоковаляния, позволяющие освоить хакасскую орнаментальную традицию, разработаны задания, приближающие содержание специальных занятий практической работы к личностным возможностям обучающихся.
Практическая значимость исследования определяется
возможностью использования арт-технологии войлоковаляния для освоения хакасской орнаментальной традиции в творческих мастерских. Дана практическая часть специальных занятий с применением арт-технологии войлоковаляния для младших школьников.
Научная новизна и основные этапы исследования: в данной магистерской диссертации разработан диагностический инструментарий по критериям освоения хакасской орнаментальной культуры.
Основные этапы исследования:
1. Подготовительный (2022-2023 г.г.) изучение состояния проблемы в специальной литературе.
2. Основной (2022-2023 г.г.) два этапа опытно-экспериментальной
работы: определение исходного уровня знаний хакасской орнаментальной традиции обучающихся младших школьников; проведений занятий формирующего эксперимента с обучающимися младшими школьниками в мастерской 1 группы.
3. Контрольный (2023 г.) осуществление обобщений и проверка
полученных результатов, разработка методических рекомендаций для преподавателей начальных классов, оформление диссертации.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены исходными теоретическими положениями, организацией опытно-экспериментальной работы, комплексом теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету и задачам исследования, проверкой теоретических выводов и их подтверждением на практике (этап завершения формирующего эксперимента).
Экспериментальная база исследования: Мастерская декоративноприкладного творчества ГЦНТ - Культурно-исторического центра, г. Красноярск. В исследовании приняли участие 20 чел. в возрасте 7-8 лет.
Перспективы исследования состоят в том, что полученные результаты будут внедрены в работу структурного подразделения ГЦНТ Культурно-исторического центра.
Структура и объем диссертации включает: введение, основную часть состоящей из 2-х глав (теоретической и практической), заключения, списка использованных источников, приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы, поставлена цель исследования, определены основные задачи работы.
В первой главе проводится теоретическое изучение проблемы освоения хакасской орнаментальной традиции в мастерской декоративно-прикладного творчества посредством арт-технологии войлоковаляния. Представлены теоретические выводы.
Вторая глава представляет собой эмпирическое исследование особенностей освоения хакасской орнаментальной традиции младшими школьниками в мастерской декоративно-прикладного творчества посредством арт-технологии войлоковаляния.
В заключении подведены итоги настоящего исследования .
Работа апробирована на конференциях:
1. XI Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Учитель нового века: взгляд молодого исследователя», 2023 г.
2. Международная научно-практическая конференция:
«Фундаментальные научно-практические исследования: актуальные
тенденции и инновации», 2023 г.
По теме исследования опубликованы статьи:
1. Гулбагамаева Д.Ю., Смолина М.Г., Современные образовательные технологии работы с детьми младшего школьного возраста на примере использования арт-терапии на занятиях по изобразительному искусству// Материалы XI Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Учитель нового века: взгляд молодого исследователя» (Республика Мордовия, 30 ноября 2023 г.).
2. Гулбагамаева Д.Ю., Смолина М.Г., Мифологические образы в
этнической культуре хакасов на примере хакасских орнаментов// Материалы международной-научно-практической конференции: «Фундаментальные
научно-практические исследования: актуальные тенденции и инновации». Анапа, 2023 г. С. 9 - 14.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения списка использованной литературы, приложений.
Формирование основ хакасской орнаментальной традиции младшими школьниками в мастерской декоративно-прикладного творчества
посредством арт-технологии войлоковаляния является одной из актуальных задач современной педагогики.
Обобщая понятие орнаментальных традиций, следует признать важными следующие их характеристики - ритмичность, повторяемость элементов, геометризацию.
Под арт-технологией войлоковаляния следует понимать форму искусства, которую педагоги используют в образовательной деятельности для раскрытия творческих возможностей. Это новое направление в современном образовании, которое зарекомендовало себя на практике и в дальнейшей перспективе может развиваться.
Анализ современных психолого-педагогических исследований, практический опыт непосредственной работы по освоению хакасской орнаментальной традиции, результаты экспериментальной работы позволили сделать вывод о том, что программа из 12 занятий с применением арт- технологии войлоковаляния способствует освоению хакасской орнаментальной традиции, если:
1) обучающиеся приобретают знания о принципах орнаментального искусства;
2) учащиеся приобретают умение передавать характер цветовых сочетаний в хакасском орнаменте;
3) обучающиеся приобретают опыт составление хакасской орнаментальной композиции посредством войлоковаляния.
Согласно поставленной цели, нами была разработана и апробирована специальная программа занятий в ГЦНТ (Государственного центра народного творчества Красноярского края) Культурно-исторического центра, которая бы способствовала освоению хакасской орнаментальной 84
традиции младшими школьниками в мастерской декоративно -прикладного творчества посредством арт-технологии войлоковаляния.
Срок реализации курса занятий формирующего эксперимента - полгода. Недельная нагрузка была рассчитана на 2 учебных часа аудиторного занятия. Занятия проводились в мелкогрупповой форме, численностью групп до 10 человек. Данный курс реализовывался на протяжении нескольких месяцев: с ноября по май, и включал в себя формирование ключевых навыков, таких как умение работать с шерстью, изучение принципов композиции и законов составления орнамента, а также дополнительных теоретических знаний в области терминологии.
Статистическая обработка данных в экспериментальной группе показала существование достоверного различия между результатами
констатирующего и контрольного экспериментов на уровне 95% вероятности.
Проведенное исследование и полученные результаты, позволили определить, что апробация курса занятий по предмету декоративно - прикладного искусства, направленного на освоение хакасских орнаментальных традиций у обучающихся 7-8 лет в ГЦНТ (Государственного центра народного творчества Красноярского края) Культурно-исторического центра оказалась эффективной. При реализации курса мы старались создать условия для наиболее полной реализации творческих задач, которые были заданы учащимся в процессе работы.
Все задания являются примерными и разработаны в соответствии с возрастными, физиологическими особенностями обучающихся данного возраста. В использованном материале учитывалось избирательное отношение обучающихся младшего школьного возраста к той или иной деятельности. Так как в этом возрасте активно развивается интеллектуально познавательная сфера, а восприятие отличается слабой
дифференцированностью. Учитывая эти данные, задания разделов курса разрабатывались в порядке усложнения материала.
Первые задания дают возможность освоить технические приемы и упражнения, познакомиться с бытом и культурой хакасского народа через сказки. Обучающимся было предложено выполнить упражнения на сетке, которая помогает в рисовании орнамента. Второй этап курса построен с учетом учебного плана образовательной программы по декоративноприкладному искусству и посвящен ознакомлению создания войлока на практике. Здесь обучающиеся не только приобретают умения, навыки в валянии, но и закрепляют пройденный теоретический материал на практике.
Практические занятия сопровождались дополнительной информацией по теме цветовых сочетаний в орнаменте, создании геометрических и растительных узоров.
В процессе проведения курса произошли существенные изменения: значительно повысился уровень знаний о понятиях, определениях по орнаменту, обучающиеся стали ориентироваться в теоретическом материале, перестали путаться в хакасских орнаментах; у них улучшились представления о видах орнамента. У многих повысился уровень рисования без сетки, и сформировалось положительное отношение к орнаментальной практике при выполнении упражнений. Во многом это связано с тем, когда учащиеся стали видеть первые успехи, появилась уверенность в своих силах, дальнейшая мотивация к освоению хакасских орнаментальных традиций.
Как показала практика, разработанная система занятий понравилась обучающимся, они с удовольствием принимали участие в ее реализации, с интересом разглядывали наглядный материал, выполняли практические задания, задавали много вопросов, связанные с культурой и бытом хакасского народа, а при рисовании орнамента очень старались не выйти за границы сетки, вспоминали основные принципы работы над ним.
Исследование показало, что использование в работе данной программы способно повысить уровень освоения хакасской орнаментальной традиции младшими школьниками. Таким образом, была подтверждена выдвинутая гипотеза, и задачи диссертационной работы успешно выполнены.
1. Арт-терапия: разнообразие методов и техник индивидуальной и групповой работы: учебное пособие / под ред. С.В. Бутенко - Красноярск, 2016. - 146 с.
2. Арт-терапия - новые горизонты / Под. ред. А.И. Копытина. М. : Когито-Центр, 2010. 270 с.
3. Аева Е. Хоозычах: Сырлачан альбом. Альбом-раскраска по мотивам хакасских народных орнаментов / Елизавета Аева. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1993. - 16с.
4. Айвс, Дани. Картины шерстью : 16 живописных мастер -классов по валянию иглой : [16+] / Дани Айвс ; перевод с английского Натальи Довнар. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2020. - 143 с.
5. Андреева В. Валяная сказка. - Москва : Формат - М, 2018. - 68с.
6. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 1997.
7. Абдина м 78гсР.П. Принципы построения Хакасского орнамента и их реализация при обучении декоративному рисованию в начальных классах [Текст] : учебное пособие / Р. П. Абдина ; М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО "Хакасский гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова". - Абакан : Хакасский гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова, 2011.
8. Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. - М., 1997.
9. Битянова М.Р., Азарова Т.В. и др. Работа психолога в начальной школе. - М., 1998.
10. Богданова О.С., Петрова В.И. Некоторые проблемы нравственного воспитания и развития младших школьников: учеб. пособие / под общ. ред. А. Каирова. М.: Просвещение, 1972. 103 с.
11. Богомолова М.И. Использование педагогического наследия зарубежной педагогики в сенсорном воспитании детей [Текст] : учебное пособие / М. И. Богомолова ; Минобрнауки России, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Ульяновский гос. пед. ун-т им. И. Н. Ульянова" (ФГБОУ ВПО "УлГПУ им. И. Н. Ульянова). - Ульяновск: Изд-во ФГБОУ ВПО "УлГПУ им. И. Н. Ульянова, 2013. - 138 с.
12. Будкина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М., 1998.
13. Богданова, Ю. А. История и традиции валяльно-войлочного промысла в Нижегородской области / Ю.А. Богданова // Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии: материалы XIV междунар. науч. конф. / под ред. Н. М. Калашниковой. - СПб., 2012. - №. 11.- С. 9-14.
14. Бутанаев В.Я. Народные праздники Хакасии: учебное пособие [Текст] / В.Я. Бутанаев. - Абакан: Наука, 2012. - 327 с.
15. Бутанаев В.Я. Хакасы из провинции Хэйлунцзян: учебное пособие [Текст] / В.Я. Бутанаев. - Абакан: Наука, 2006. - 85 с....105