Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Освоение хакасской орнаментальной традиции младшими школьниками в мастерской декоративно-прикладного творчества посредством арт- технологии войлоковаляния

Работа №166130

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы146
Год сдачи2023
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


РЕФЕРАТ
ВВЕДЕНИЕ 11
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСВОЕНИЯ ХАКАССКОЙ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В МАСТЕРСКОЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА
ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ТЕХНОЛОГИИ ВОЙЛОКОВАЛЯНИЯ 17
1.1. Понятие и особенности хакасской орнаментальной традиции 17
1.2. Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста
в процессе орнаментального творчества 29
1.3. Арт-технология войлоковаляния как средство освоения
орнаментальной традиции 41
Выводы по главе 1 52
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОСВОЕНИЮ
ХАКАССКОЙ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В МАСТЕРСКОЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО
ТВОРЧЕСТВА ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ТЕХНОЛОГИИ
ВОЙЛОКОВАЛЯНИЯ 54
2.1. Определение актуального уровня освоения хакасской орнаментальной
традиции учащихся младшего школьного возраста 54
2.2. Практическая работа с применением арт-технологии войлоковаляния,
направленная на освоение хакасской орнаментальной традиции 67
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по освоению
хакасской орнаментальной традиции посредством арт-технологии войлоковаляния 73
Выводы по главе 2 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 87
ПРИЛОЖЕНИЯ 97

Современная Россия является многонациональным и поликультурным сообществом, где равноценно сосуществуют традиции и опыт жизни представителей различных этнических культур, позволяющие минимизировать факторы риска при адаптации в полиэтническом пространстве, эффективно использовать этнокультурные ресурсы региона в образовании подрастающего поколения.
Важной задачей образовательной системы является формирование у младших школьников поликультурного сознания, которая включает в себя следующие компоненты: знание истории, культуры народов, их традиций; знание особенностей национальной культуры, с которой осуществляется процесс общения.
Формируя интерес к хакасской орнаментальной традиции, мы развиваем культурное сознание, знакомим с культурой и особенностью конкретного народа.
Освоение хакасской орнаментальной традиции посредством арт- технологии войлоковаляния становится для младшего школьника первым шагом в освоении особенностей культуры, разнообразия и богатства традиционных узоров, формировании духовной культуры.
Благодаря арт-технологии войлоковаляния процесс изучения хакасской орнаментальной традиции проходит в игровой форме, что позволяет младшим школьникам легко освоить сложный материал и более глубоко ознакомиться с народом.
Вышесказанное определило тему нашего исследования «Освоение хакасской орнаментальной традиции младшими школьниками в мастерской декоративно-прикладного творчества посредством арт-технологии войлоковаляния.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия освоения хакасской орнаментальной 11
традиции младшими школьниками в мастерской декоративно -прикладного творчества посредством арт-технологии войлоковаляния.
Объект исследования: процесс освоения хакасской орнаментальной традиции младшими школьниками в мастерской декоративно -прикладного творчества.
Предмет исследования: арт-технология войлоковаляния как средство освоения хакасской орнаментальной традиции младшими школьниками в мастерской декоративно-прикладного творчества.
В основу исследования положена следующая гипотеза: освоение хакасской орнаментальной традиции младшими школьниками в мастерской декоративно-прикладного творчества посредством арт-технологии войлоковаляния будет эффективным, если содержание занятий будет направлено на:
-приобретение участниками знаний о принципах орнаментального искусства;
-формирование умения передавать характер цветовых сочетаний в хакасском орнаменте;
-составление хакасской орнаментальной композиции посредством войлоковаляния.
В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1) проанализировать специальную литературу по проблеме исследования и определить понятие хакасской орнаментальной традиции;
2) изучить особенности младшего школьного возраста в процессе творчества;
3) определить педагогические возможности освоения хакасской орнаментальной традиции младшими школьниками посредством арт - технологии войлоковаляния в мастерской декоративно-прикладного творчества;
4) провести исследование, направленное на выявление актуального уровня освоения младших школьников с орнаментальной традицией на примере хакасской;
5) разработать и апробировать занятия с применением арт-технологии войлоковаляния, направленные на освоение хакасской орнаментальной традиции младшими школьниками;
6) опытно-экспериментальным путем проверить эффективность занятий с применением арт-технологии войлоковаляния для достижения цели.
Для решения поставленных задач были применены следующие методы исследования: анализ педагогической, искусствоведческой,
методической литературы; изучение передового педагогического опыта по проблеме исследования; организация формирующего эксперимента по специально разработанной практической работе с применением арт- технологии войлоковаляния, направленной на освоение хакасской орнаментальной традиции. В ходе опытно-экспериментальной работы осуществлялись анкетирование, тестирование.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе структурного подразделения ГЦНТ-Культурно-исторического центра, г. Красноярска. В эксперименте приняли участие 20 обучающихся, в возрасте 7-8 лет. Выборка респондентов: 2 группа - контрольный класс, 10 обучающихся и 1 группа - экспериментальный класс, 10 обучающихся.
Степень изученности проблемы.
Последними значимыми исследованиями в области культуры хакасских орнаментальных традиций являются работы таких ученых, как А.В. Адрианова, И.К. Кидиекова, О. П. Доможакова, Л.Р. Кызласова; об интересе к представителям других культур и активного познания окружающего мира в работах М.И. Богомолова, С.А. Козлова; о хакасской культуре в научных трактатах Л.П. Потапова, Н.Ф. Катанова, В.Я. Бутанаева, Л.Н. Евменова; о технике войлоковаляния в работах К. Шинковской, Е Смирновой, В. Андреевой; о проблемах орнамента в исследованиях Ф.И.
Буслаева, В.В. Стасова, Е. Виоле-ле-Дюк; о воспитании детей младшего школьного возраста в теориях И.П. Подласова, М.М. Миркес, Ф.Х. Кургуева, С.М. Дзидзоева.
Методологическую основу исследования в области развития арт- педагогики составили труды О.В. Платонова, С.В. Бутенко.
Теоретическая значимость исследования диссертационной работы состоит в том, что проведено исследование по проблеме освоения хакасской орнаментальной традиции младшими школьниками в мастерской декоративно-прикладного творчества; определены критерии освоения хакасской орнаментальной традиции младшими школьниками; разработана серия занятий, включающая задания, основанные на преобразовании теоретического материала, посредством арт-технологии войлоковаляния, позволяющие освоить хакасскую орнаментальную традицию, разработаны задания, приближающие содержание специальных занятий практической работы к личностным возможностям обучающихся.
Практическая значимость исследования определяется
возможностью использования арт-технологии войлоковаляния для освоения хакасской орнаментальной традиции в творческих мастерских. Дана практическая часть специальных занятий с применением арт-технологии войлоковаляния для младших школьников.
Научная новизна и основные этапы исследования: в данной магистерской диссертации разработан диагностический инструментарий по критериям освоения хакасской орнаментальной культуры.
Основные этапы исследования:
1. Подготовительный (2022-2023 г.г.) изучение состояния проблемы в специальной литературе.
2. Основной (2022-2023 г.г.) два этапа опытно-экспериментальной
работы: определение исходного уровня знаний хакасской орнаментальной традиции обучающихся младших школьников; проведений занятий формирующего эксперимента с обучающимися младшими школьниками в мастерской 1 группы.
3. Контрольный (2023 г.) осуществление обобщений и проверка
полученных результатов, разработка методических рекомендаций для преподавателей начальных классов, оформление диссертации.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены исходными теоретическими положениями, организацией опытно-экспериментальной работы, комплексом теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету и задачам исследования, проверкой теоретических выводов и их подтверждением на практике (этап завершения формирующего эксперимента).
Экспериментальная база исследования: Мастерская декоративно­прикладного творчества ГЦНТ - Культурно-исторического центра, г. Красноярск. В исследовании приняли участие 20 чел. в возрасте 7-8 лет.
Перспективы исследования состоят в том, что полученные результаты будут внедрены в работу структурного подразделения ГЦНТ Культурно-исторического центра.
Структура и объем диссертации включает: введение, основную часть состоящей из 2-х глав (теоретической и практической), заключения, списка использованных источников, приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы, поставлена цель исследования, определены основные задачи работы.
В первой главе проводится теоретическое изучение проблемы освоения хакасской орнаментальной традиции в мастерской декоративно-прикладного творчества посредством арт-технологии войлоковаляния. Представлены теоретические выводы.
Вторая глава представляет собой эмпирическое исследование особенностей освоения хакасской орнаментальной традиции младшими школьниками в мастерской декоративно-прикладного творчества посредством арт-технологии войлоковаляния.
В заключении подведены итоги настоящего исследования .
Работа апробирована на конференциях:
1. XI Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Учитель нового века: взгляд молодого исследователя», 2023 г.
2. Международная научно-практическая конференция:
«Фундаментальные научно-практические исследования: актуальные
тенденции и инновации», 2023 г.
По теме исследования опубликованы статьи:
1. Гулбагамаева Д.Ю., Смолина М.Г., Современные образовательные технологии работы с детьми младшего школьного возраста на примере использования арт-терапии на занятиях по изобразительному искусству// Материалы XI Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Учитель нового века: взгляд молодого исследователя» (Республика Мордовия, 30 ноября 2023 г.).
2. Гулбагамаева Д.Ю., Смолина М.Г., Мифологические образы в
этнической культуре хакасов на примере хакасских орнаментов// Материалы международной-научно-практической конференции: «Фундаментальные
научно-практические исследования: актуальные тенденции и инновации». Анапа, 2023 г. С. 9 - 14.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения списка использованной литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Формирование основ хакасской орнаментальной традиции младшими школьниками в мастерской декоративно-прикладного творчества
посредством арт-технологии войлоковаляния является одной из актуальных задач современной педагогики.
Обобщая понятие орнаментальных традиций, следует признать важными следующие их характеристики - ритмичность, повторяемость элементов, геометризацию.
Под арт-технологией войлоковаляния следует понимать форму искусства, которую педагоги используют в образовательной деятельности для раскрытия творческих возможностей. Это новое направление в современном образовании, которое зарекомендовало себя на практике и в дальнейшей перспективе может развиваться.
Анализ современных психолого-педагогических исследований, практический опыт непосредственной работы по освоению хакасской орнаментальной традиции, результаты экспериментальной работы позволили сделать вывод о том, что программа из 12 занятий с применением арт- технологии войлоковаляния способствует освоению хакасской орнаментальной традиции, если:
1) обучающиеся приобретают знания о принципах орнаментального искусства;
2) учащиеся приобретают умение передавать характер цветовых сочетаний в хакасском орнаменте;
3) обучающиеся приобретают опыт составление хакасской орнаментальной композиции посредством войлоковаляния.
Согласно поставленной цели, нами была разработана и апробирована специальная программа занятий в ГЦНТ (Государственного центра народного творчества Красноярского края) Культурно-исторического центра, которая бы способствовала освоению хакасской орнаментальной 84
традиции младшими школьниками в мастерской декоративно -прикладного творчества посредством арт-технологии войлоковаляния.
Срок реализации курса занятий формирующего эксперимента - полгода. Недельная нагрузка была рассчитана на 2 учебных часа аудиторного занятия. Занятия проводились в мелкогрупповой форме, численностью групп до 10 человек. Данный курс реализовывался на протяжении нескольких месяцев: с ноября по май, и включал в себя формирование ключевых навыков, таких как умение работать с шерстью, изучение принципов композиции и законов составления орнамента, а также дополнительных теоретических знаний в области терминологии.
Статистическая обработка данных в экспериментальной группе показала существование достоверного различия между результатами
констатирующего и контрольного экспериментов на уровне 95% вероятности.
Проведенное исследование и полученные результаты, позволили определить, что апробация курса занятий по предмету декоративно - прикладного искусства, направленного на освоение хакасских орнаментальных традиций у обучающихся 7-8 лет в ГЦНТ (Государственного центра народного творчества Красноярского края) Культурно-исторического центра оказалась эффективной. При реализации курса мы старались создать условия для наиболее полной реализации творческих задач, которые были заданы учащимся в процессе работы.
Все задания являются примерными и разработаны в соответствии с возрастными, физиологическими особенностями обучающихся данного возраста. В использованном материале учитывалось избирательное отношение обучающихся младшего школьного возраста к той или иной деятельности. Так как в этом возрасте активно развивается интеллектуально познавательная сфера, а восприятие отличается слабой
дифференцированностью. Учитывая эти данные, задания разделов курса разрабатывались в порядке усложнения материала.
Первые задания дают возможность освоить технические приемы и упражнения, познакомиться с бытом и культурой хакасского народа через сказки. Обучающимся было предложено выполнить упражнения на сетке, которая помогает в рисовании орнамента. Второй этап курса построен с учетом учебного плана образовательной программы по декоративно­прикладному искусству и посвящен ознакомлению создания войлока на практике. Здесь обучающиеся не только приобретают умения, навыки в валянии, но и закрепляют пройденный теоретический материал на практике.
Практические занятия сопровождались дополнительной информацией по теме цветовых сочетаний в орнаменте, создании геометрических и растительных узоров.
В процессе проведения курса произошли существенные изменения: значительно повысился уровень знаний о понятиях, определениях по орнаменту, обучающиеся стали ориентироваться в теоретическом материале, перестали путаться в хакасских орнаментах; у них улучшились представления о видах орнамента. У многих повысился уровень рисования без сетки, и сформировалось положительное отношение к орнаментальной практике при выполнении упражнений. Во многом это связано с тем, когда учащиеся стали видеть первые успехи, появилась уверенность в своих силах, дальнейшая мотивация к освоению хакасских орнаментальных традиций.
Как показала практика, разработанная система занятий понравилась обучающимся, они с удовольствием принимали участие в ее реализации, с интересом разглядывали наглядный материал, выполняли практические задания, задавали много вопросов, связанные с культурой и бытом хакасского народа, а при рисовании орнамента очень старались не выйти за границы сетки, вспоминали основные принципы работы над ним.
Исследование показало, что использование в работе данной программы способно повысить уровень освоения хакасской орнаментальной традиции младшими школьниками. Таким образом, была подтверждена выдвинутая гипотеза, и задачи диссертационной работы успешно выполнены.


1. Арт-терапия: разнообразие методов и техник индивидуальной и групповой работы: учебное пособие / под ред. С.В. Бутенко - Красноярск, 2016. - 146 с.
2. Арт-терапия - новые горизонты / Под. ред. А.И. Копытина. М. : Когито-Центр, 2010. 270 с.
3. Аева Е. Хоозычах: Сырлачан альбом. Альбом-раскраска по мотивам хакасских народных орнаментов / Елизавета Аева. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1993. - 16с.
4. Айвс, Дани. Картины шерстью : 16 живописных мастер -классов по валянию иглой : [16+] / Дани Айвс ; перевод с английского Натальи Довнар. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2020. - 143 с.
5. Андреева В. Валяная сказка. - Москва : Формат - М, 2018. - 68с.
6. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 1997.
7. Абдина м 78гсР.П. Принципы построения Хакасского орнамента и их реализация при обучении декоративному рисованию в начальных классах [Текст] : учебное пособие / Р. П. Абдина ; М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО "Хакасский гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова". - Абакан : Хакасский гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова, 2011.
8. Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. - М., 1997.
9. Битянова М.Р., Азарова Т.В. и др. Работа психолога в начальной школе. - М., 1998.
10. Богданова О.С., Петрова В.И. Некоторые проблемы нравственного воспитания и развития младших школьников: учеб. пособие / под общ. ред. А. Каирова. М.: Просвещение, 1972. 103 с.
11. Богомолова М.И. Использование педагогического наследия зарубежной педагогики в сенсорном воспитании детей [Текст] : учебное пособие / М. И. Богомолова ; Минобрнауки России, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Ульяновский гос. пед. ун-т им. И. Н. Ульянова" (ФГБОУ ВПО "УлГПУ им. И. Н. Ульянова). - Ульяновск: Изд-во ФГБОУ ВПО "УлГПУ им. И. Н. Ульянова, 2013. - 138 с.
12. Будкина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М., 1998.
13. Богданова, Ю. А. История и традиции валяльно-войлочного промысла в Нижегородской области / Ю.А. Богданова // Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии: материалы XIV междунар. науч. конф. / под ред. Н. М. Калашниковой. - СПб., 2012. - №. 11.- С. 9-14.
14. Бутанаев В.Я. Народные праздники Хакасии: учебное пособие [Текст] / В.Я. Бутанаев. - Абакан: Наука, 2012. - 327 с.
15. Бутанаев В.Я. Хакасы из провинции Хэйлунцзян: учебное пособие [Текст] / В.Я. Бутанаев. - Абакан: Наука, 2006. - 85 с....105


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ