ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Проблема агрессии в психологии 6
1.2. Психологическая характеристика старшего дошкольного возраста 16
1.3 Агрессивное поведение в старшем дошкольном возрасте 22
Выводы по Главе 1 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО
ПОВЕДЕНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 27
2.1 Организация исследования и описание методик 2 7
2.2 Анализ результатов исследования 31
2.3. Рекомендации по профилактике и коррекции агрессивного поведения в
дошкольном возрасте 34
Выводы по главе 2 4 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4 7
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Проблема агрессии в психологии 6
1.2. Психологическая характеристика старшего дошкольного возраста 16
1.3 Агрессивное поведение в старшем дошкольном возрасте 22
Выводы по Главе 1 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО
ПОВЕДЕНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 27
2.1 Организация исследования и описание методик 2 7
2.2 Анализ результатов исследования 31
2.3. Рекомендации по профилактике и коррекции агрессивного поведения в
дошкольном возрасте 34
Выводы по главе 2 4 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4 7
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
Рост агрессивного поведения в детском возрасте отражает один из самых острых вопросов на сегодняшний день. Повышенная агрессия в детском возрасте стала не только проблемой для самих детей, но и для педагогов, психологов, а также родителей. Педагоги образовательных учреждений отмечают, что с каждым годом количество агрессивных детей растет, что вызывает затруднения в работе с такими детьми и, в некоторых случаях, педагоги не знают, как справиться с их поведением.
К концу дошкольного возраста закладывается фундамент будущей личности. Это период, когда у ребенка формируются важные черты личности, особенности психики, которые определяют его поведение, отношение к окружающим и к миру. К концу старшего дошкольного возраста дети приобретают множество новообразований, такие как произвольность, самостоятельность, инициативность, креативность, свобода поведения и многие другие. Дошкольный возраст не обходится без кризисных состояний и противоречий. Именно они влияют на успешное развитие личности ребенка.
Оказание психологической помощи агрессивным детям является необходимостью, вследствие этого особую значимость приобретают исследования, посвященные причинам возникновения агрессивного поведения и поиску путей его преодоления.
Проблема агрессии рассматривалась в работах А. Бандуры, Д. Зильмана, Л. Берковица, К. Лоренца и других авторов.
Особенно актуально изучение проблемы агрессивного поведения у детей дошкольного возраста, поскольку, чем раньше начнется работа по его коррекции, тем выше будет ее эффективность.
Цель: выявить проблему особенностей агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
Объект исследования: агрессивное поведение
Предмет исследования: особенности агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют различия в агрессивном поведении мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста
Задачи исследования:
1. Изучить понятие агрессии в психологии.
2. Рассмотреть психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить особенности агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте.
4. Организовать и провести эмпирическое
исследование, направленное на изучение агрессивного
поведения у мальчиков и девочек в старшем дошкольном возрасте, проанализировать результаты.
5. Разработать рекомендации по профилактике и коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста .
Методы исследования:
Теоретические:
- Анализ психолого-педагогической методической литературы по теме исследования
Эмпирические: анкетирование, анализ продуктов деятельности
Методики выявления агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте: графическая методика «Кактус» М. А. Панфиловой, анкета «Критерии агрессивности у ребенка» Г. П. Лаврентьевой, Т. М. Титаренко
База и выборка исследования - исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» г. Красноярска.
Практическая значимость исследования состоит в том, что представленный теоретический и практический материал может
быть использован в системе дошкольного образования.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из
введения, двух глав, выводов, заключения, списка
источников, который состоит из 50 источников.
К концу дошкольного возраста закладывается фундамент будущей личности. Это период, когда у ребенка формируются важные черты личности, особенности психики, которые определяют его поведение, отношение к окружающим и к миру. К концу старшего дошкольного возраста дети приобретают множество новообразований, такие как произвольность, самостоятельность, инициативность, креативность, свобода поведения и многие другие. Дошкольный возраст не обходится без кризисных состояний и противоречий. Именно они влияют на успешное развитие личности ребенка.
Оказание психологической помощи агрессивным детям является необходимостью, вследствие этого особую значимость приобретают исследования, посвященные причинам возникновения агрессивного поведения и поиску путей его преодоления.
Проблема агрессии рассматривалась в работах А. Бандуры, Д. Зильмана, Л. Берковица, К. Лоренца и других авторов.
Особенно актуально изучение проблемы агрессивного поведения у детей дошкольного возраста, поскольку, чем раньше начнется работа по его коррекции, тем выше будет ее эффективность.
Цель: выявить проблему особенностей агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
Объект исследования: агрессивное поведение
Предмет исследования: особенности агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют различия в агрессивном поведении мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста
Задачи исследования:
1. Изучить понятие агрессии в психологии.
2. Рассмотреть психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить особенности агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте.
4. Организовать и провести эмпирическое
исследование, направленное на изучение агрессивного
поведения у мальчиков и девочек в старшем дошкольном возрасте, проанализировать результаты.
5. Разработать рекомендации по профилактике и коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста .
Методы исследования:
Теоретические:
- Анализ психолого-педагогической методической литературы по теме исследования
Эмпирические: анкетирование, анализ продуктов деятельности
Методики выявления агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте: графическая методика «Кактус» М. А. Панфиловой, анкета «Критерии агрессивности у ребенка» Г. П. Лаврентьевой, Т. М. Титаренко
База и выборка исследования - исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» г. Красноярска.
Практическая значимость исследования состоит в том, что представленный теоретический и практический материал может
быть использован в системе дошкольного образования.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из
введения, двух глав, выводов, заключения, списка
источников, который состоит из 50 источников.
На основе проведенного анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме особенностей агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте нами было определено понятие агрессии, а также изучены взгляды, гипотезы и подходы к природе агрессивного поведения многих исследователей, среди которых З. Фрейд, К. Лоренц, Э. Фромм и др.
Мы выяснили, что агрессия - это поведение, ориентированное на нанесение вреда объектам, в качестве которых могут выступать живые существа или неодушевленные предметы.
Проанализировав психологические особенности старшего
дошкольного возраста, мы выяснили, что агрессивное поведение является неотъемлемой частью жизни ребенка, а также познакомились с видами агрессии, которые присущи данному возрасту.
В ходе эмпирического исследования, с помощью графической методики «Кактус» М.А. Панфиловой, направленной на определение эмоционального состояния ребенка, а также выявления наличия агрессии, ее направленности и интенсивности агрессивности личности, мы определили, что у детей старшего дошкольного возраста имеются показатели наличия агрессии, которые свойственны 30% девочек и 70% мальчиков.
Также в ходе анкетирования «Критерии агрессивности у ребенка» (Г. П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко), мы выяснили, что дети подготовительной к школе имеют склонность к агрессивному поведению, получив следующие результаты: имеют минимальный уровень агрессии - 70% девочек, 20% - имеют средний уровень агрессии, что является нормальным показателем для детей и 10% имеют повышенный уровень агрессии, что является показателем того, что у данного ребенка могут быть проблемы с эмоциональным состоянием. Среди мальчиков, было выявлено, что 60% из них имеют минимальный уровень агрессии, 20% - средний, 10% - повышенный уровень и 10% - высокий.
При сравнении показателей в обеих методиках, нами было выявлено, что агрессивное поведение более выражено у мальчиков, чем у девочек.
Гипотеза нашего исследования подтвердилась.
Мы выяснили, что агрессия - это поведение, ориентированное на нанесение вреда объектам, в качестве которых могут выступать живые существа или неодушевленные предметы.
Проанализировав психологические особенности старшего
дошкольного возраста, мы выяснили, что агрессивное поведение является неотъемлемой частью жизни ребенка, а также познакомились с видами агрессии, которые присущи данному возрасту.
В ходе эмпирического исследования, с помощью графической методики «Кактус» М.А. Панфиловой, направленной на определение эмоционального состояния ребенка, а также выявления наличия агрессии, ее направленности и интенсивности агрессивности личности, мы определили, что у детей старшего дошкольного возраста имеются показатели наличия агрессии, которые свойственны 30% девочек и 70% мальчиков.
Также в ходе анкетирования «Критерии агрессивности у ребенка» (Г. П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко), мы выяснили, что дети подготовительной к школе имеют склонность к агрессивному поведению, получив следующие результаты: имеют минимальный уровень агрессии - 70% девочек, 20% - имеют средний уровень агрессии, что является нормальным показателем для детей и 10% имеют повышенный уровень агрессии, что является показателем того, что у данного ребенка могут быть проблемы с эмоциональным состоянием. Среди мальчиков, было выявлено, что 60% из них имеют минимальный уровень агрессии, 20% - средний, 10% - повышенный уровень и 10% - высокий.
При сравнении показателей в обеих методиках, нами было выявлено, что агрессивное поведение более выражено у мальчиков, чем у девочек.
Гипотеза нашего исследования подтвердилась.
Подобные работы
- КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Коллективные игры как средство профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - Сказкотерапия как средство коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРИ АГРЕССИВНОМ ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Психологические компоненты агрессивного поведения у старших дошкольников (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022 - Особенности проявления и методы коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2021 - Психологическое консультирование родителей и их детей как средство коррекции проявлений агрессии детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2023 - Социальная коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Особенности конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017





