Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности влияния зрительного восприятия па формирование слов-действий у слабовидящих дошкольников 6-7 лет

Работа №166128

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы97
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 3
Глава I. Анализ литературных источников по проблеме исследования 7
1.1. Клинико-психолого-педагогические особенности слабовидящих детей ...7
1.2. Особенности развития зрительного восприятия слабовидящих детей 14
1.3. Особенности речевого развития слабовидящих детей 19
1.4. Особенности лексического запаса у слабовидящих детей 25
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 33
2.1. Организация, цели, задачи и методики исследования 33
2.2. Анализ итогов констатирующего эксперимента 41
2.3. Методические рекомендации по формированию глагольной лексики
у слабовидящих детей 6-7 лет 48
2.4. Программа по развитию и коррекции глагольной лексики у
слабовидящих дошкольников 58
Заключение 64
Библиография 66
Приложение 73

Расстройства речи слабовидящих являются серьезным нарушением, в котором наблюдаются определенные связи и взаимодействие речевой и зрительной недостаточности. Низкий уровень развития зрительного восприятия негативно влияет на речевое развитие ребенка. Речь ребенка с одновременным нарушением речи и зрения, развивается в неравных условиях по сравнению с нормально развивающимися детьми. Негативное последствие двойного нарушения - значительное отставание от возрастных норм. У большинства детей задерживается темп развития речи, проявляется выраженность нарушения речевого статуса в виде несформированности языковой системы.
У слабовидящих детей наблюдается дезорганизация развития лексики, отмечаются специфические трудности в овладении словаря, которые в дальнейшем проявляются в ограниченности словарного запаса, различиях объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, проблемах актуализации словаря, формировании лексической системности, становления связной речи в целом. Чтобы ребенок в полном объеме овладел связной речью, ему необходимо накопить богатый глагольный словарь. Усвоение словаря у детей наиболее эффективно происходит в дошкольном возрасте, и именно этот период необходимо использовать для проведения работы по его формированию. Изучением глагольного словаря у детей дошкольного возраста занимались такие известные авторы как: А.Н. Гвоздев, А.М. Бородич, С.Н. Цейтлин, и другие [5; 10; 68].
Стоит отметить, что на сегодня недостаточно методик по формированию словаря глаголов у слабовидящих детей, имеющих нарушение речи, а также недостаточно комплексных методик по его исследованию. Исследование сформированности глагольной лексики у слабовидящих детей имеет смысл для обследования нарушения речи, а также для разработки коррекционно-логопедической работы с представленной категорией детей.
В связи с этим, мы предприняли попытку выявить сформированность глагольного словаря у слабовидящих дошкольников. Зная и учитывая особенности речевого развития у слабовидящих детей, можно выстроить эффективную систему работы по формированию словаря у детей
Таким образом, анализ актуальности позволил сформулировать тему нашего исследования - особенности влияния зрительного восприятия на формирование слов-действий у слабовидящих дошкольников.
Цель исследования: Разработать методические рекомендации на основании выявленных особенностях использования глагольного словаря слабовидящими дошкольниками.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что формирование глагольной лексики у слабовидящих дошкольников 6-7 лет значительно затруднено, вследствие особенностей зрительного восприятия. Глагольный словарь слабовидящих дошкольников 6-7 лет обладает такими особенностями как:
• неумение различать лексически близкие по значению глаголы;
• расхождение в активном и пассивном словаре;
• трудности в образовании новых глаголов приставочным способом.
Объект исследования: глагольная лексика слабовидящих
дошкольников.
Предмет исследования: влияние зрительного восприятия на
формирование глагольного словаря у слабовидящих дошкольников 6-7 лет. Исходя из цели исследования, мной были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, клиническую, логопедическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить состояние глагольного словаря у детей с нарушениями зрения.
3. Проанализировать полученные данные.
4. Составить методические рекомендации.
Методы исследования:
• теоретические: проанализировать психолого -педагогическую,
лингвистическую и медицинскую литературу по проблеме исследования.
• эмпирические: сбор и анализ анамнестических сведений, беседа с педагогами, наблюдение за детьми в процессе свободной и образовательной деятельности, констатирующий эксперимент, качественный и количественный анализ полученных результатов.
Этапы исследования:
1) Теоретический. Анализировать психолого-педагогическую и лингвистическую литературу, определить теоретические и методологические основы исследования, его предмета, объекта.
2) Диагностический. Разработать метод обследования глагольного словаря слабовидящих детей, организовать и провести исследование, систематизировать полученные данные.
3) Заключительный. Проанализировать и систематизировать полученные результаты, сформулировать выводы, составить методические рекомендации.
База исследования: Экспериментальную группу составили 20 слабовидящих детей в возрасте 6-7 лет. Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение МБДОУ г. Красноярска.
Научная новизна исследования:
• подобрать диагностический комплекс для исследования глагольного словаря;
• подобрать картинный материал, который был адаптирован для слабовидящих дошкольников;
• установить уровни сформированности глагольного словаря у слабовидящих дошкольников;
• составить методические рекомендации и составить программу по развитию и коррекции глагольного словаря у слабовидящих дошкольников.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные позволят:
• расширить представления об особенностях формирования слов- действий у слабовидящих дошкольников 6-7 лет;
• Уточнить представления о влиянии зрительной патологии на процесс формирования слов-действий у слабовидящих дошкольников 6-7 лет.
Практическая значимость исследования состоит:
• возможность использования материалов специалистами в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушение зрения; в системе подготовки и повышения квалификации дефектологов специальных дошкольных учреждениях, в лекционных курсах по логопедии и тифлопедагогике на факультетах коррекционной педагогики.
Апробация: Результаты исследования были представлены на
следующих научно-практических мероприятиях:
• регионального уровня: на региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов, магистрантов «Современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья» (Красноярск,2020);
Статья в международном журнале «Вестник магистратуры», 2020. № 10
Структура и объём работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, 12 приложений и списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Нарушение зрения у детей, вызванное снижением основных зрительных функций, отрицательно влияет на формирование зрительного восприятия, снижая количество и качество воспринимаемой информации.
Низкий уровень развития зрительного восприятия негативно сказывается на речевом развитии ребенка, в том числе на освоение словарного запаса.
В рамках данной работы нас интересовала сформированность глагольного словаря у слабовидящих детей 6-7 лет. Чтобы ребенок в полной мере овладел связной речью, прежде всего, необходимо сформировать у него достаточно богатый глагольный словарь. Учитывая то, что наиболее эффективное усвоение детьми словаря происходит в дошкольном возрасте, именно в этот период необходимо вести работу по формированию и развитию глагольного словаря.
Несмотря на достаточно обширный диагностический материал, специальных исследований, посвященных изучению глагольной лексики и особенностям ее формирования у слабовидящих детей, недостаточно. В то же время изучение особенностей глагольного словаря у детей с нарушениями зрения имеет большое значение для диагностики нарушений речи, а также для разработки курса логопедической направленности по развитию и коррекции глагольного словаря у слабовидящих дошкольников.
Исходя из цели исследования, мной были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, клиническую, логопедическую литературу по проблеме формирования слов -действий у слабовидящих детей.
2. Изучить состояние глагольного словаря у детей с нарушениями зрения.
3. Проанализировать полученные данные.
4. Составить методические рекомендации и разработать курс логопедической направленности по развитию и коррекции глагольного словаря у
слабовидящих детей в возрасте шести и семи лет.
Диагностический комплекс включал в себя два этапа: 1- изучение зрительного восприятия и 2 этап: две части, которые состояли из серии заданий:
• Серия I - исследование понимания слов-действий.
• Серия II - исследование употребление слов-действий.
При исследовании глагольного словаря, было установлено, что пассивный словарь развит согласно возрастным нормам, активный словарь примерно находится на среднем уровне развития - 80 %. Также есть дети с низким уровнем развития -10% и с высоким уровнем - 10%. Дети знают и используют в своей речи слова, которые им доступны и с которыми они чаще всего встречаются в своей жизни. Затруднения были замечены при подборе нужного слова-действия, при подборе и называние близких слов-действий у детей, глаголов близких по значению, не всегда используют в речи приставочные глаголы.
Анализ результатов исследования позволяет говорить о стойкости имеющихся нарушений и о трудности самостоятельного их преодоления детьми с нарушениями зрения, что позволило нам разработать методические рекомендации по формированию и развитию глагольной лексики, расширению и уточнению, активизации словаря. Также составить программу по развитию и коррекции глагольной лексики у слабовидящих дошкольников шести и семи лет. Таким образом, цель работы достигнута, решены все поставленные задачи.


1. Агаева, И.Б., Беляева, О.Л., Дуда, И.В., Клочкова, Е.В., Мамаева, А.В, Проглядова, Г.А, Черенева, Е.А., Шандыбо, С.В. Теория инклюзивного образования и практика его развития в Красноярском крае. / И.Б. Агаева. - Красноярск, 2015. - 304 с.
2. Алябьева, Е. А. Развитие глагольного словаря у детей с речевыми нарушениями / Е. А.Алябьева. - М., 2012. - 64 с.
3. Ахутина, Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно- вербальных функций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. /Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. - М., 2003. - 64 с.
4. Баранова, Л. В. Формирование глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / Л. В. Баранова. // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы V Междунар. науч. конф. - Спб., 2019. - С. 29-31. - URL: https://moluch.ru/conf7ped/archive/328/14908/
5. Бородич, А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. /
А. М. Бородич. - М., 1994. - 135 с.
6. Васильева, С.В., Соколова Н.// Логопедические игры для дошкольников / С.А. Васильева. - М., 2001. - 80 с.
7. Васильева, Н. И. Монокулярные и бинокулярные механизмы пространственного восприятия у слабовидящих детей с заболеваниями сетчатки и зрительного нерва/ Н. И. Васильева, С. И. Рычкова, Г. И. Рожкова // Дефектология. - 2010. - № 6
8. Выготский, Л. С. К психологии и педагогике детской дефективности. Проблемы дефектологии: сборник работ / Л.С. Выготский. - М., 1995. - 527 с.
9. Выготский, Л. С. Основы дефектологии: учебник для вузов /Л. С. Выготский. - СПб., 2003. - 654 с.
10. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М., 2007. -472 с.
11. Глезер, В.Д., Цуккерман, И. И. Информация и зрение. / В.Д. Глезер. - Л.,
1961. - 158с.
12. Григорьева, Л.П., Сташевский, C.B. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения / Л. П. Григорьева, С. В. Сташевский. - М., 1990. - 56 с.
13. Григорьева, Г.В. Особенности формирования и развития средств общения у дошкольников с нарушением зрения // Дефектология. - 1996. - № 4.- С. 84­88.
14. Денискина, В.З. К вопросу о классификации детей с нарушением зрения и вторичных отклонениях в их развитии/ В.З. Денискина. - М., 2007. -17 с.
15. Денискина, В.З., Машкова Т.Н. Система работы по формированию неречевых средств общения у дошкольников с нарушением зрения//Дефектология. -2001. - №5. - С. 86-87....72


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ