Особенности влияния зрительного восприятия па формирование слов-действий у слабовидящих дошкольников 6-7 лет
|
Реферат
Введение 3
Глава I. Анализ литературных источников по проблеме исследования 7
1.1. Клинико-психолого-педагогические особенности слабовидящих детей ...7
1.2. Особенности развития зрительного восприятия слабовидящих детей 14
1.3. Особенности речевого развития слабовидящих детей 19
1.4. Особенности лексического запаса у слабовидящих детей 25
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 33
2.1. Организация, цели, задачи и методики исследования 33
2.2. Анализ итогов констатирующего эксперимента 41
2.3. Методические рекомендации по формированию глагольной лексики
у слабовидящих детей 6-7 лет 48
2.4. Программа по развитию и коррекции глагольной лексики у
слабовидящих дошкольников 58
Заключение 64
Библиография 66
Приложение 73
Введение 3
Глава I. Анализ литературных источников по проблеме исследования 7
1.1. Клинико-психолого-педагогические особенности слабовидящих детей ...7
1.2. Особенности развития зрительного восприятия слабовидящих детей 14
1.3. Особенности речевого развития слабовидящих детей 19
1.4. Особенности лексического запаса у слабовидящих детей 25
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 33
2.1. Организация, цели, задачи и методики исследования 33
2.2. Анализ итогов констатирующего эксперимента 41
2.3. Методические рекомендации по формированию глагольной лексики
у слабовидящих детей 6-7 лет 48
2.4. Программа по развитию и коррекции глагольной лексики у
слабовидящих дошкольников 58
Заключение 64
Библиография 66
Приложение 73
Расстройства речи слабовидящих являются серьезным нарушением, в котором наблюдаются определенные связи и взаимодействие речевой и зрительной недостаточности. Низкий уровень развития зрительного восприятия негативно влияет на речевое развитие ребенка. Речь ребенка с одновременным нарушением речи и зрения, развивается в неравных условиях по сравнению с нормально развивающимися детьми. Негативное последствие двойного нарушения - значительное отставание от возрастных норм. У большинства детей задерживается темп развития речи, проявляется выраженность нарушения речевого статуса в виде несформированности языковой системы.
У слабовидящих детей наблюдается дезорганизация развития лексики, отмечаются специфические трудности в овладении словаря, которые в дальнейшем проявляются в ограниченности словарного запаса, различиях объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, проблемах актуализации словаря, формировании лексической системности, становления связной речи в целом. Чтобы ребенок в полном объеме овладел связной речью, ему необходимо накопить богатый глагольный словарь. Усвоение словаря у детей наиболее эффективно происходит в дошкольном возрасте, и именно этот период необходимо использовать для проведения работы по его формированию. Изучением глагольного словаря у детей дошкольного возраста занимались такие известные авторы как: А.Н. Гвоздев, А.М. Бородич, С.Н. Цейтлин, и другие [5; 10; 68].
Стоит отметить, что на сегодня недостаточно методик по формированию словаря глаголов у слабовидящих детей, имеющих нарушение речи, а также недостаточно комплексных методик по его исследованию. Исследование сформированности глагольной лексики у слабовидящих детей имеет смысл для обследования нарушения речи, а также для разработки коррекционно-логопедической работы с представленной категорией детей.
В связи с этим, мы предприняли попытку выявить сформированность глагольного словаря у слабовидящих дошкольников. Зная и учитывая особенности речевого развития у слабовидящих детей, можно выстроить эффективную систему работы по формированию словаря у детей
Таким образом, анализ актуальности позволил сформулировать тему нашего исследования - особенности влияния зрительного восприятия на формирование слов-действий у слабовидящих дошкольников.
Цель исследования: Разработать методические рекомендации на основании выявленных особенностях использования глагольного словаря слабовидящими дошкольниками.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что формирование глагольной лексики у слабовидящих дошкольников 6-7 лет значительно затруднено, вследствие особенностей зрительного восприятия. Глагольный словарь слабовидящих дошкольников 6-7 лет обладает такими особенностями как:
• неумение различать лексически близкие по значению глаголы;
• расхождение в активном и пассивном словаре;
• трудности в образовании новых глаголов приставочным способом.
Объект исследования: глагольная лексика слабовидящих
дошкольников.
Предмет исследования: влияние зрительного восприятия на
формирование глагольного словаря у слабовидящих дошкольников 6-7 лет. Исходя из цели исследования, мной были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, клиническую, логопедическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить состояние глагольного словаря у детей с нарушениями зрения.
3. Проанализировать полученные данные.
4. Составить методические рекомендации.
Методы исследования:
• теоретические: проанализировать психолого -педагогическую,
лингвистическую и медицинскую литературу по проблеме исследования.
• эмпирические: сбор и анализ анамнестических сведений, беседа с педагогами, наблюдение за детьми в процессе свободной и образовательной деятельности, констатирующий эксперимент, качественный и количественный анализ полученных результатов.
Этапы исследования:
1) Теоретический. Анализировать психолого-педагогическую и лингвистическую литературу, определить теоретические и методологические основы исследования, его предмета, объекта.
2) Диагностический. Разработать метод обследования глагольного словаря слабовидящих детей, организовать и провести исследование, систематизировать полученные данные.
3) Заключительный. Проанализировать и систематизировать полученные результаты, сформулировать выводы, составить методические рекомендации.
База исследования: Экспериментальную группу составили 20 слабовидящих детей в возрасте 6-7 лет. Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение МБДОУ г. Красноярска.
Научная новизна исследования:
• подобрать диагностический комплекс для исследования глагольного словаря;
• подобрать картинный материал, который был адаптирован для слабовидящих дошкольников;
• установить уровни сформированности глагольного словаря у слабовидящих дошкольников;
• составить методические рекомендации и составить программу по развитию и коррекции глагольного словаря у слабовидящих дошкольников.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные позволят:
• расширить представления об особенностях формирования слов- действий у слабовидящих дошкольников 6-7 лет;
• Уточнить представления о влиянии зрительной патологии на процесс формирования слов-действий у слабовидящих дошкольников 6-7 лет.
Практическая значимость исследования состоит:
• возможность использования материалов специалистами в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушение зрения; в системе подготовки и повышения квалификации дефектологов специальных дошкольных учреждениях, в лекционных курсах по логопедии и тифлопедагогике на факультетах коррекционной педагогики.
Апробация: Результаты исследования были представлены на
следующих научно-практических мероприятиях:
• регионального уровня: на региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов, магистрантов «Современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья» (Красноярск,2020);
• Статья в международном журнале «Вестник магистратуры», 2020. № 10
Структура и объём работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, 12 приложений и списка литературы.
У слабовидящих детей наблюдается дезорганизация развития лексики, отмечаются специфические трудности в овладении словаря, которые в дальнейшем проявляются в ограниченности словарного запаса, различиях объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, проблемах актуализации словаря, формировании лексической системности, становления связной речи в целом. Чтобы ребенок в полном объеме овладел связной речью, ему необходимо накопить богатый глагольный словарь. Усвоение словаря у детей наиболее эффективно происходит в дошкольном возрасте, и именно этот период необходимо использовать для проведения работы по его формированию. Изучением глагольного словаря у детей дошкольного возраста занимались такие известные авторы как: А.Н. Гвоздев, А.М. Бородич, С.Н. Цейтлин, и другие [5; 10; 68].
Стоит отметить, что на сегодня недостаточно методик по формированию словаря глаголов у слабовидящих детей, имеющих нарушение речи, а также недостаточно комплексных методик по его исследованию. Исследование сформированности глагольной лексики у слабовидящих детей имеет смысл для обследования нарушения речи, а также для разработки коррекционно-логопедической работы с представленной категорией детей.
В связи с этим, мы предприняли попытку выявить сформированность глагольного словаря у слабовидящих дошкольников. Зная и учитывая особенности речевого развития у слабовидящих детей, можно выстроить эффективную систему работы по формированию словаря у детей
Таким образом, анализ актуальности позволил сформулировать тему нашего исследования - особенности влияния зрительного восприятия на формирование слов-действий у слабовидящих дошкольников.
Цель исследования: Разработать методические рекомендации на основании выявленных особенностях использования глагольного словаря слабовидящими дошкольниками.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что формирование глагольной лексики у слабовидящих дошкольников 6-7 лет значительно затруднено, вследствие особенностей зрительного восприятия. Глагольный словарь слабовидящих дошкольников 6-7 лет обладает такими особенностями как:
• неумение различать лексически близкие по значению глаголы;
• расхождение в активном и пассивном словаре;
• трудности в образовании новых глаголов приставочным способом.
Объект исследования: глагольная лексика слабовидящих
дошкольников.
Предмет исследования: влияние зрительного восприятия на
формирование глагольного словаря у слабовидящих дошкольников 6-7 лет. Исходя из цели исследования, мной были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, клиническую, логопедическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить состояние глагольного словаря у детей с нарушениями зрения.
3. Проанализировать полученные данные.
4. Составить методические рекомендации.
Методы исследования:
• теоретические: проанализировать психолого -педагогическую,
лингвистическую и медицинскую литературу по проблеме исследования.
• эмпирические: сбор и анализ анамнестических сведений, беседа с педагогами, наблюдение за детьми в процессе свободной и образовательной деятельности, констатирующий эксперимент, качественный и количественный анализ полученных результатов.
Этапы исследования:
1) Теоретический. Анализировать психолого-педагогическую и лингвистическую литературу, определить теоретические и методологические основы исследования, его предмета, объекта.
2) Диагностический. Разработать метод обследования глагольного словаря слабовидящих детей, организовать и провести исследование, систематизировать полученные данные.
3) Заключительный. Проанализировать и систематизировать полученные результаты, сформулировать выводы, составить методические рекомендации.
База исследования: Экспериментальную группу составили 20 слабовидящих детей в возрасте 6-7 лет. Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение МБДОУ г. Красноярска.
Научная новизна исследования:
• подобрать диагностический комплекс для исследования глагольного словаря;
• подобрать картинный материал, который был адаптирован для слабовидящих дошкольников;
• установить уровни сформированности глагольного словаря у слабовидящих дошкольников;
• составить методические рекомендации и составить программу по развитию и коррекции глагольного словаря у слабовидящих дошкольников.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные позволят:
• расширить представления об особенностях формирования слов- действий у слабовидящих дошкольников 6-7 лет;
• Уточнить представления о влиянии зрительной патологии на процесс формирования слов-действий у слабовидящих дошкольников 6-7 лет.
Практическая значимость исследования состоит:
• возможность использования материалов специалистами в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушение зрения; в системе подготовки и повышения квалификации дефектологов специальных дошкольных учреждениях, в лекционных курсах по логопедии и тифлопедагогике на факультетах коррекционной педагогики.
Апробация: Результаты исследования были представлены на
следующих научно-практических мероприятиях:
• регионального уровня: на региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов, магистрантов «Современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья» (Красноярск,2020);
• Статья в международном журнале «Вестник магистратуры», 2020. № 10
Структура и объём работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, 12 приложений и списка литературы.
Нарушение зрения у детей, вызванное снижением основных зрительных функций, отрицательно влияет на формирование зрительного восприятия, снижая количество и качество воспринимаемой информации.
Низкий уровень развития зрительного восприятия негативно сказывается на речевом развитии ребенка, в том числе на освоение словарного запаса.
В рамках данной работы нас интересовала сформированность глагольного словаря у слабовидящих детей 6-7 лет. Чтобы ребенок в полной мере овладел связной речью, прежде всего, необходимо сформировать у него достаточно богатый глагольный словарь. Учитывая то, что наиболее эффективное усвоение детьми словаря происходит в дошкольном возрасте, именно в этот период необходимо вести работу по формированию и развитию глагольного словаря.
Несмотря на достаточно обширный диагностический материал, специальных исследований, посвященных изучению глагольной лексики и особенностям ее формирования у слабовидящих детей, недостаточно. В то же время изучение особенностей глагольного словаря у детей с нарушениями зрения имеет большое значение для диагностики нарушений речи, а также для разработки курса логопедической направленности по развитию и коррекции глагольного словаря у слабовидящих дошкольников.
Исходя из цели исследования, мной были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, клиническую, логопедическую литературу по проблеме формирования слов -действий у слабовидящих детей.
2. Изучить состояние глагольного словаря у детей с нарушениями зрения.
3. Проанализировать полученные данные.
4. Составить методические рекомендации и разработать курс логопедической направленности по развитию и коррекции глагольного словаря у
слабовидящих детей в возрасте шести и семи лет.
Диагностический комплекс включал в себя два этапа: 1- изучение зрительного восприятия и 2 этап: две части, которые состояли из серии заданий:
• Серия I - исследование понимания слов-действий.
• Серия II - исследование употребление слов-действий.
При исследовании глагольного словаря, было установлено, что пассивный словарь развит согласно возрастным нормам, активный словарь примерно находится на среднем уровне развития - 80 %. Также есть дети с низким уровнем развития -10% и с высоким уровнем - 10%. Дети знают и используют в своей речи слова, которые им доступны и с которыми они чаще всего встречаются в своей жизни. Затруднения были замечены при подборе нужного слова-действия, при подборе и называние близких слов-действий у детей, глаголов близких по значению, не всегда используют в речи приставочные глаголы.
Анализ результатов исследования позволяет говорить о стойкости имеющихся нарушений и о трудности самостоятельного их преодоления детьми с нарушениями зрения, что позволило нам разработать методические рекомендации по формированию и развитию глагольной лексики, расширению и уточнению, активизации словаря. Также составить программу по развитию и коррекции глагольной лексики у слабовидящих дошкольников шести и семи лет. Таким образом, цель работы достигнута, решены все поставленные задачи.
Низкий уровень развития зрительного восприятия негативно сказывается на речевом развитии ребенка, в том числе на освоение словарного запаса.
В рамках данной работы нас интересовала сформированность глагольного словаря у слабовидящих детей 6-7 лет. Чтобы ребенок в полной мере овладел связной речью, прежде всего, необходимо сформировать у него достаточно богатый глагольный словарь. Учитывая то, что наиболее эффективное усвоение детьми словаря происходит в дошкольном возрасте, именно в этот период необходимо вести работу по формированию и развитию глагольного словаря.
Несмотря на достаточно обширный диагностический материал, специальных исследований, посвященных изучению глагольной лексики и особенностям ее формирования у слабовидящих детей, недостаточно. В то же время изучение особенностей глагольного словаря у детей с нарушениями зрения имеет большое значение для диагностики нарушений речи, а также для разработки курса логопедической направленности по развитию и коррекции глагольного словаря у слабовидящих дошкольников.
Исходя из цели исследования, мной были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, клиническую, логопедическую литературу по проблеме формирования слов -действий у слабовидящих детей.
2. Изучить состояние глагольного словаря у детей с нарушениями зрения.
3. Проанализировать полученные данные.
4. Составить методические рекомендации и разработать курс логопедической направленности по развитию и коррекции глагольного словаря у
слабовидящих детей в возрасте шести и семи лет.
Диагностический комплекс включал в себя два этапа: 1- изучение зрительного восприятия и 2 этап: две части, которые состояли из серии заданий:
• Серия I - исследование понимания слов-действий.
• Серия II - исследование употребление слов-действий.
При исследовании глагольного словаря, было установлено, что пассивный словарь развит согласно возрастным нормам, активный словарь примерно находится на среднем уровне развития - 80 %. Также есть дети с низким уровнем развития -10% и с высоким уровнем - 10%. Дети знают и используют в своей речи слова, которые им доступны и с которыми они чаще всего встречаются в своей жизни. Затруднения были замечены при подборе нужного слова-действия, при подборе и называние близких слов-действий у детей, глаголов близких по значению, не всегда используют в речи приставочные глаголы.
Анализ результатов исследования позволяет говорить о стойкости имеющихся нарушений и о трудности самостоятельного их преодоления детьми с нарушениями зрения, что позволило нам разработать методические рекомендации по формированию и развитию глагольной лексики, расширению и уточнению, активизации словаря. Также составить программу по развитию и коррекции глагольной лексики у слабовидящих дошкольников шести и семи лет. Таким образом, цель работы достигнута, решены все поставленные задачи.





