Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности гендерной идентичности в младшем школьном возрасте

Работа №166127

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы146
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Современные подходы в психолого - педагогической литературе к
изучению гендерной идентичности детей в младшем школьном возрасте 6
1.1 Понятие гендерной идентичности в психолого-педагогической
литературе 6
1.2 Гендерные особенности в младшем школьном возрасте 13
1.3 Методы и приемы развития гендерной идентичности в психолого -
педагогической практике 28
Выводы по Главе 1 33
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей гендерной идентичности у детей младшего школьного возраста. 35
2.1 Методическая организация исследования 35
2.2 Результаты констатирующего эксперимента и их анализ 41
2.3 Программа по развитию гендерной идентичности младших школьников60
Выводы по Главе 2 69
Заключение 71
Список используемых источников 74
Приложения 81

Актуальность. В младшем школьном возрасте происходит интенсивное освоение детьми новых ролей. Освоение новой социальной роли школьника напрямую связано с возрастными изменениями. Младший школьный возраст - это период изменений и преобразований. Особенности этого возраста рассматривали Л.И. Айдарова, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий, Ю.А. Полуянов, В.В. Репкин, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин.
В зависимости от полноты осознания и принятия своего пола будет протекать дальнейшее развитие ребенка во всех сферах жизни, поэтому формирование гендерной идентичности - вопрос, актуальный на сегодняшний день. Вопросы гендера изучались как зарубежными учеными (Г.Г. Силластэ, Р. Хоф, Р. Конелл, А. Харрис), так и отечественными (К.В. Шуршин, О. Воронин, Е. Здравомыслова, А. Темкина, И.С. Кон). Эти же ученые занимаются и изучением проблемы представлений о гендере, но помимо них стоит отметить и таких исследователей, как В. Голднер, Р.К. Фридман, Дж. Дауни, В.С. Мухина, С.В. Мелков. Их работы так же акцентируют внимание на вопросах гендерной идентичности, но с большим уклоном на указание представлений индивида о гендере.
На процесс формирования гендерной идентичности оказывает влияние множество факторов: семья, сверстники, педагоги. Модели поведения, фигуры взрослых в жизни ребенка служат примером для развития в них определенных качеств. Данным вопросом занималась Т.А. Репина в своем исследовании «Проблема полоролевой социализации детей». Изучением представлений детей о гендерной идентичности также изучали Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, Н.А. Константинова.
Гендерная идентичность определяется как личное представление о себе как о мужчине, женщине, и том, и другом или ни о чем другом. Эта концепция тесно связана с воспринимаемой гендерной ролью; она определяется как представление (обычно во внешнем контексте), отражающее данную гендерную идентичность.
Гендерная роль обычно определяется культурой или сообществом и может иметь жесткие или расплывчатые определения в зависимости от подхода сообщества к правилам, устанавливаемым для любых гендерных категорий. Гендерная идентичность, по мере ее развития, самоидентифицируется в результате сочетания внутренних и внешних факторов; гендерная роль, с другой стороны, демонстрируется в обществе набором ожидаемых моделей поведения или характеристик для данного пола. Взаимосвязь между гендерной идентичностью и ролью смягчается гендерным самовыражением, то есть способом, которым индивид проявляет гендерную идентичность. Это выражение можно увидеть в континууме, и в большинстве случаев оно допускает некоторую индивидуальную вариативность, но это зависит от культуры и уровня принятия нарушения ожиданий.
Кроме того, для тех, у кого гендерная идентичность, которую нелегко определить в культуре, например, гендерно изменчивый или недвоичный тип идентичности, гендерная роль (воспринимаемые «нормы») для этой идентичности может не существовать в явных выражениях. Таким образом, гендерное выражение также может быть нетипичным или необычным для данной культуры. Могут возникать различные комбинации этих факторов, которые могут меняться с течением времени. Очень важным этапом в формировании гендерной идентичности является период младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст - это малоизученный, но, однозначно, сенситивный период, в котором у ребенка продолжается формирование представлений о гендере, закрепление определенных моделей поведения. Поэтому нельзя игнорировать тот факт, что нужно уделять максимум внимания правильному воспитанию детей в этот период.
Цель работы - изучить особенности проявлений гендерной идентичности у детей младшего школьного возраста и разработать программу по развитию гендерной идентичности в данном возрасте.
Объектом исследования являются дети младшего школьного возраста.
Предмет исследования - особенности проявления гендерной идентичности детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что особенности
проявления гендерной идентичности в младшем школьном возрасте следующие: дети не являются носителями четко выраженной
психологической маскулинности или фемининности, младшие школьники пока еще не в состоянии осуществить гендерную идентификацию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить понятие гендерной идентичности;
2. выделить особенности проявлений гендерной идентичности младших школьников;
3. провести эмпирическое исследование особенностей гендерной идентичности младших школьников;
4. разработать программу по развитию гендерной идентичности детей младшего школьного возраста;
Методы, используемые в данной работе: анализ научной литературы, синтез, абстрагирование, описание, классификация.
Экспериментальная база исследования: исследование было
организовано и проведено на базе МАОУ СШ №158 «Грани» города Красноярска. Выборка представлена детьми младшего школьного возраста (2 - 4 класс) в количестве 80 человек.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников, приложений.
Работа апробирована на Всероссийском конкурсе научных работ «Молодежный научный потенциал».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Представленная работа имеет определенную актуальность для психологов (клинических психологов), которые могут проводить
эмпирические исследования тендерной идентичности.
На основе результатов проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1. Г ендерные стереотипы родителей оказывают формирующее влияние на их же развитие у младших школьников. Гендерные и негендерные характеристики родителей становятся ориентирами для мальчиков и девочек, которые становятся фундаментом для дальнейшего формирования гендерных стереотипов в подростковом возрасте.
2. Для мальчиков в формировании представлений о маскулинности отец играет самую важную роль. Любопытно, что гендерные и внегендерные стереотипы мальчиков сильнее связаны с одноименными стереотипами отцов. Гендерные стереотипы в отношении девочек школьного возраста выражают оба родителя. Так, полоролевые стереотипы девочек включают как гендерные (мужские и женские), так и негендерные характеристики, разделяемые обоими родителями. Если же у матери наблюдается маскулинизация, то девочки в первую очередь развивают те же маскулинные черты, присущие их матерям.
3. В конце начальной школы под влиянием семьи и телевидения у мальчиков окончательно формируется маскулинное самовосприятие и ориентация на традиционные мужские модели поведения (маскулинность). А вот у многих девочек формируется андрогинное самовосприятие.
Таким образом, к началу младшего школьного возраста гендерное распределение детей в отношении игрушек, занятий и профессиональных ролей в значительной степени приблизилось к культурным гендерно- ролевым стандартам. Несколько медленнее развиваются знания о гендерно- типичных характеристиках личности. Благодаря дальнейшему прогрессу в 71
когнитивном развитии (например, приобретению более высоких навыков классификации, различению естественных законов, моральных принципов и социальных условностей) гендерные стереотипы, которые до сих пор были жесткими, постепенно становятся более гибкими. Признается, что помимо половых различий между обоими полами существуют общие черты и что гендерно-типичные характеристики различаются даже в пределах одного пола. Параллельно с этим дети также лучше способны различать гендерно­типичные и гендерно-нейтральные черты.
Кроме того, жесткость или гибкость детских гендерно-ролевых стереотипов зависит от содержания каждого из них. Более высокая жесткость или более низкая гибкость соответственно обнаруживаются: в
характеристиках роли взрослого по сравнению с характеристиками роли ребенка, скорее в мужских, чем в женских атрибутах, и в деятельности, а не в личностных качествах. Даже в тех областях, где наблюдается сильный социальный акцент на гендерной дифференциации (например, в игрушках или в профессиональной деятельности), гибкость детских концепций, как правило, замедляется.
Если развитие гендерной идентичности в дошкольном возрасте характеризуется главным образом резким увеличением значимости гендерных категорий и выраженной жесткостью гендерных концепций и установок, то развитие в младшем школьном возрасте характеризуется прежде всего дифференциацией детских концепций и установок и их постепенной гибкостью. Однако при этом особое значение гендерных категорий, особенно в областях, близких к эго (самооценка собственной мужественности-женственности и людей, вещей и действий, которые считаются важными для личностной идентичности), в значительной степени сохраняется или даже усиливается. Повышенная гибкость не учитывает тенденцию к гендерной сегрегации и негативную оценку со стороны других детей с отклоняющимся от нормы поведением.
Нами была разработана программа по развитию гендерной идентичности.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, следовательно, цель достигнута.


1. Акисов В. Р., Гемаддиев Д. И. К проблеме гендерных различий детей
младшего школьного возраста как важнейшего этапа онтогенеза // Межкультурное взаимодействие в современном музыкально -
образовательном пространстве. - 2020. - №. 5. - С. 377-385.
2. Александрова А. В., Штатнова Т. В., Штатнова Ю. Д. Особенности учебной мотивации по гендерному принципу // Образование и педагогика: теория и практика. - 2020. - С. 241-245.
3. Алешина, Ю.Е., Волович, А.С. Проблемы усвоения ролей женщины и мужчины / Ю.Е. Алешина, А.С. Волович // Вопросы психологии. - 2016. - №4. - С. 74
4. Алимкина М. В. Применение на практике гендерных особенностей младших школьников в образовательном процессе // Вестник научных конференций. - ООО Консалтинговая компания Юком, 2019. - №. 6-2.
• С. 10-11.
5. Амбого Х. Проблемы трактовки понятия" гендер" в современной
психологии // Педагогическое образование: оптимизация,
модернизация и прогноз развития. - 2019. - С. 119-128.
6. Ассадулина, О.А. Проблема гендерной социализации современных младших школьников / О.А. Ассадулина // Научные проблемы гуманитарных исследований. -2011. - № 12. - С. 101
7. Белопольская, Н. Л. Половозрастная идентификация. Методика
исследования детского самосознания / Н.Л. Белопольская. - М.:
КогитоЦентр, 2012. - 293 с.
8. Бем, С.Л. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / С.Л. Бем. - М.: Юрайт, 2015. - 336 с.
9. Бендас, Т. В. Гендерная психология / Т.В. Бендас. - СПб.: Питер, 2016.
• 193 с.
10. Берн, Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения / Ш. Берн. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2018. - 318 с.
11. Бразуль-Брушковский Е. Г., Бразуль-Брушковская М. Е. Репрезентация небинарных гендерных идентичностей в интернет-коммуникации // Язык и речь в Интернете: личность, общество, коммуникация, культура. - 2019. - С. 123-131.
12. Везетиу В. В., Бура Л. В. Гендерная социализация личности: теоретический аспект // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №. 67-2. - С. 307-309.
13. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2013.- 512 с.
14. Гилмор, Д. Становление мужественности: культурные аспекты маскулинности / Д. Гилмор. - М.: Юрайт, 2015. - 264 с.
15. Градусова, Л. В. Гендерная педагогика : учеб. пособие для студентов вузов / Л. В. Градусов. - Москва : Флинта : Наука, 2011. - 153 с....59


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ