Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №166125

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы70
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФОРМИРОВАНИИ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ В ПСИХОЛОГИИ 5
1.1. Подходы к определению гендерной
идентичности 5
1.2. Особенности развития психики детей старшего дошкольного
возраста 10
1.3. Гендерные особенности психического развития детей старшего
дошкольного возраста 16
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 21
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 30
2.1. Характеристика эмпирических групп и методик
исследования 30
2.2. Результаты диагностики гендерной идентичности мальчиков и
девочек старшего дошкольного возраста 32
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по формированию
гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста 42
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 57

Несмотря на то, что проблема гендерной идентичности не является относительно новой, имеется достаточное количество экспериментальных и теоретических исследований в этой области (Ш. Берн, А. Игли и др.), она продолжает быть актуальной в области психологических исследований.
Малоизученным с точки зрения развития гендерной идентичности является дошкольный возраст. Между тем многие отечественные (Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, Д. В. Колесов, И. С. Кон и др.) и зарубежные (Ш. Берн, Л. Кольберг, С. Томпсон и др.) ученые склоняются к мнению, что старший дошкольный возраст можно считать сензитивным периодом для формирования условий, способствующих принятию ребенком своей социальной принадлежности по признаку пола, адекватной системе значений и смыслов, представляющих мужественность и женственность в национальной культуре.
Объект исследования - гендерная идентичность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности гендерной идентичности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - выявить особенности гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Анализ научной литературы по проблеме особенностей гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста.
2. Исследование гендерных стереотипов у ребенка старшего дошкольного возраста с дальнейшим анализом когнитивных и эмоциональных аспектов гендерных установок.
3. Разработка психолого - педагогических рекомендаций по выявленным особенностям гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование гендерной идентичности в старшем дошкольном возрасте у мальчиков и девочек будет иметь свои особенности.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 277
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей".

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Содержание существующих на сегодняшний день программ воспитания детей в дошкольных учреждениях составлено без учета гендерных особенностей мальчиков и девочек. В них делается упор на психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей, без акцента на гендер. Поэтому, в детских садах и далее в школе осуществляется «бесполое» (усредненное) воспитание, что в конечном итоге приводит к формированию феминного (женственного) мальчика и маскулинной (мужественной) девочки. Новые подходы к организации воспитательно - образовательного процесса, определенные ФГОС, предлагают иной взгляд на содержание нравственного воспитания дошкольников, включая, помимо формирования семейной и гражданской принадлежности и вопросы гендерного воспитания дошкольников. Гендерное воспитание — это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Целенаправленное гендерное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие ребенка существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе. Гендерный подход в воспитании предусматривает не только объяснение детям разницы между представителями обоих полов и соответствующие правила поведения. Так, мероприятия по гендерному воспитанию включают и формирование у детей чувства толерантности друг к другу.
Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем; это порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона - развитие чувства и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его известную независимость от изменения внешних обстоятельств.
Чтобы мальчик вырос настоящим мужчиной, необходимо воспитывать в нем эмоциональную устойчивость, смелость, решительность, ответственность, правильное отношение к представительницам женского пола, и, в первую очередь, желание и способность защищать. Чтобы из девочки получилась хорошая хозяйка и любящая мама, нужно уделять внимание воспитанию нежности, заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов. Только воспитание и внимание по отношению к ребёнку могут правильно повлиять на гармоничное развитие личности ребёнка и его будущее.
Наша гипотеза была подтверждена, формирование гендерной идентичности в старшем дошкольном возрасте у мальчиков и девочек имеет свои особенности.
Полученные результаты исследования могут быть использованы в практике дошкольного образования для развития коммуникативной сферы старших дошкольников.


1. Аникеева Н.П. Игра в педагогическом процессе. Новосибирск. Знание, 2009. 38 с.
2. Бакина М. Современные дети, современные игры // Дошкольное воспитание. 2005. №4. С. 10 - 34.
3. Богославский В. В. и др. Общая психология. М. Просвещение, 2000. 125 с.
4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности : избр. психол. тр. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М. Воронеж: Ин-т практ. психологии, 2015. 349 с.
5. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 2003. 211 с.
6. Бондаревская Е. В. Смысл и стратегии личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. № 1. С. 24 - 28.
7. Брушлинский А. В. Психология субъекта. СПб. : Алетейя, 2013. 269 с.
8. Быстрова Е. А. Коммуникативная методика в формировании коммуникативных навыков // Воспитание в детском саду, 2006. №16. 135 с.
9. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. 184 с.
10. Вальнер Н. А. Социализация дошкольников в семье и образовательных учреждениях: дис. ... канд. социол. Наук. М. МГУ, 2006. 152 с.
11. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. 2002. №4. С. 27 - 45.
12. Девятова О. Е., Прохорова, Л. Н. Система мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях. М. Национальный книжный центр, 2011. 152 с.
13. Клёцина И.С. От психологии пола к гендерным исследованиям в психологии // Вопросы психологии. 2003. № 1. С. 61-78.
14. Кон И.С. Ребёнок и общество. М.: издательский центр «Академия», 2003 336 с.
15. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль.: «Академия развития», 2009. 133 с....32


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ