Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, СТРАДАЮЩИХ ЗАИКАНИЕМ

Работа №166109

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы124
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения заикания у детей дошкольного возраста 7
§1.1. Общие сведения о заикании как о речевом нарушении 7
§1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с заиканием 15
§1.3 Анализ методик устранения заикания у детей дошкольного возраста 20
§ 1.4 Формирование интонационной стороны речи в онтогенезе 29
§1.5. Развитие интонации при коррекции заикания 37
Выводы по главе I 49
Глава II. Экспериментальное изучение интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста, страдающих заиканием 51
§2.1. Организация констатирующего эксперимента 51
§ 2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 69
§ 2.3 Методические рекомендации по развитию просодики при заикании 91
Выводы по главе II: 103
Заключение 105
Список используемой литературы 107
Приложение № 1 113
Приложение № 2 118

Актуальность работы. Первым и важнейшим условием становления у ребенка предпосылок для успешной социальной адаптации является свое­временное и полноценное овладение речью. Ограниченность, затрудненность речевого общения отрицательно влияет на формирование личности ребёнка, вызывает психические наслоения, специфические особенности эмоциональ­но-волевой сферы, приводит к развитию нежелательных качеств характера: застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма. Не скорректи­рованные в дошкольном возрасте те или иные дефициты развития обязатель­но отразятся на школьной адаптации, успеваемости, а в дальнейшем — на выборе профессии.
Заикание является одним из распространённых, сложных и длительно протекающих речевых нарушений у детей. Оно характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью коррек­ции. Изучение заикания в течение длительного времени проводилось с кли­нических, физиологических, психологических, психолингвистических и пси­холого-педагогических позиций (И.Ю. Абелева, JI.3. Арутюнян, JI. И. Беля­кова, М.А. Виноградова, H.A. Власова, С.В. Дель, Р.И. Лалаева, С.А. Миро­нова, Н.И. Неткачев, Е.Ю. Pay, В.И. Селиверстов, И.А. Сикорский, Н.А Чеве- лёва, В.М. Шкловский, A.B. Ястребова и др.).
Широко известен тот факт, что при заикании страдают все компонен­ты интонационной стороны речи. Некоторые отечественные и зарубежные специалисты позиционируют заикание как главным образом просодический дефект (Г.Бергман, М.Вингейт). Одним из характерных признаков речи заи­кающихся является монотонность речевой мелодики. На фоне постоянного напряжения и тревоги речь теряет свою музыкальность, стройность, звуч­ность, отмечаются такие проблемы, как отсутствие правильного акцентиро­вания во фразе, ограничение в способности к модуляции голоса, скованность мимики, эмоциональной выразительности взгляда, жеста (Л.З. Арутюнян). Коррекционная логопедическая работа по формированию свободной здоро­вой речи у заикающихся должна включать развитие просодических средств речи, которое предполагает использование широкого арсенала средств для выражения своего отношения к высказыванию, проявления личного темпе­рамента и придания речи яркости и выразительности.
Актуальность работы заключается в том, что, несмотря на большое количество исследований проявления заикания и способов его коррекции, особенности интонационной стороны речи при данном нарушении изучены не достаточно полно. Для проведения качественной коррекционной работы требуется выявить как можно больше существующих особенностей просоди­ческих нарушений при заикании, определить степень выраженности от структуры дефекта.
Объектом исследования служит просодическая сторона речи у детей, страдающих заиканием.
Предметом исследования является вариативность нарушения интона­ционной стороны речи у старших дошкольников, страдающих заиканием, в зависимости от формы заикания и структуры дефекта в целом.
Цель исследования:
• выявить особенности интонационной стороны речи у детей с заиканием и подобрать соответствующие методы коррекции.
Гипотеза исследования:
• мы предполагаем, что у детей, страдающих заиканием, будут выявлены множественные нарушения интонационной стороны речи в разной степени, которая будет зависеть от того, на какой основе развился данный речевой дефект: органической или функциональной.
Задачи исследования:
• изучить теоретический материал по теме исследования;
• подобрать комплекс методик, направленных на диагностику интона­ционной стороны речи у старших дошкольников, страдающих заиканием, провести констатирующий эксперимент;
• провести анализ и структурировать полученные результаты по опре­деленным критериям сходства проявлений;
• дать дифференцированные методические рекомендации по организа­ции коррекционной работы.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
• сбор и анализ анамнестических данных, изучение медико­
педагогической документации, беседы;
• педагогический эксперимент;
• обработка и обобщение полученных результатов.
Методологическую основу исследования составили современные научные теории:
• теория системного подхода в решении коррекционных задач (Л. С. Выготский, В. В. Коркунов, Р. Е. Левина, А. Р. Лурия и др.);
• теория о системной динамической локализации высших психических функций (П. К. Анохин, Л. С. Выготский, А. А. Лурия, Е. Д. Хомская и др.);
• патогенетическая теория, теория о психоневротической природе заи­кания (С.С. Ляпидевский, Р. Д. Неткачев, И. П. Павлов, М. Е. Хватцев и др.);
• положение о взаимосвязи физиологических и психологических закономерностей организма (В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, В. А. Гиляровский, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн и др.);
• теория о патологическом условно-рефлекторном механизме заикания (Н. И.Жинкин, Р. Е. Левина, И. П. Павлов, A. Liebmann, Е. Froeschels и др.);
• концепция двигательно-волевой сущности речи людей с заиканием (Р.Е. Левина, Р. Д. Неткачев, В. И. Селиверстов и др.).
Этапы работы:
1. подбор и изучение специализированной литературы, 4 недели;
2. подготовка и проведение констатирующего эксперимента, 3 недели;
3. анализ и структуризация полученных результатов, 3 недели;
4. подбор коррекционно-логопедических рекомендаций, 3 недели;
5. оформление работы, 5 недель.
Практическая значимость дипломной работы заключается в состав­лении наиболее эффективных рекомендаций по формированию и развитию интонационной стороны речи при заикании, что является неотъемлемой ча­стью стратегии коррекции данного патологического состояния; а также в применении визуальных опор, разработанных с целью доступности для по­нимания детей смысла заданий, как в ходе обследовании состояния просо­дических компонентов речи детей (с разной речевой патологией), так и непо­средственно при проведении логопедических занятий.
База исследования: КГБУЗ Краевой детский психоневрологический диспансер № 1 (2 ребенка), МДОУ детский сад комбинированного вида № 59 г. Красноярска (3 ребенка). В исследовании принимали участие 5 дошколь­ников в возрасте 7-го года жизни, страдающих заиканием.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для достижения цели исследования необходимо было решить ряд за­дач. В рамках решения первой задачи по проблеме заикания нами проанали­зированы работы таких авторов, как Л.З. Арутюнян (Андроновой), В.И. Се­ливерстова, Д.Г. Неткачева, М.Е. Хватцева, Н.А. Чевелевой, И.Ю. Абелевой, В.С. Кочергина, С.И. Павловой, Н.А. Власовой, А.В. Ястребовой, Г.А. Вол­ковой, В.М. Шкловского, Л.Я. Миссуловина [41]. Авторы подчеркивают, что заикание - это сложный симптомокомплекс, негативно влияющий на форми­рование человеческой личности. Большинство логопедов-практиков призна­ют низкую эффективность коррекционной работы при заикании, высокую вероятность рецидивов. Патогенез заикания требует дальнейшего изучения для разработки методик, дающих гарантированные результаты. Старший до­школьный возраст является оптимальным временем для устранения заикания и развития выразительной свободной речи, т.к. ребенок еще не осознает в полной мере свой дефект и, следовательно, не фиксируется на нем. При заи­кании в той или иной степени нарушены все компоненты просодики, что па­губно отражается на коммуникативных способностях ребенка, способствует снижению его речевой активности.
Вторая задача предполагала подобрать соответствующие методики для диагностики интонационной стороны речи и провести констатирующий экс­перимент. Нами были отобраны методики Е.Ф. Архиповой, О.И. Лазаренко, и Л.В. Лопатиной. Наиболее полной является методика Е.Ф. Архиповой, в ней охвачены все компоненты интонации. На основе указанных методик разрабо­тан диагностический комплекс с учетом особенностей детей старшего до­школьного возраста, а именно, добавлением визуальных опор для обеспече­ния наглядности и доступности инструкций.
Для решения третей задачи мы проанализировали полученные резуль­таты обследования: низкий уровень развития интонации устной речи показа­ли 60% участников, средний уровень - 20%, высокий уровень - 20%.
Как и предполагалось, дети, страдающие заиканием неврозоподобной и смешанной формы, имеют более выраженные нарушения просодической стороны речи, особенно голосовых модуляций. Результаты детей с невроти­ческой формой нестабильны, зависят от степени новизны и сложности рече­вого материала. Степень заикания не всегда напрямую влияет на степень нарушения интонационной выразительности, большое значение имеет разви­тие непосредственно восприятия интонации: при слабо развитом восприятии затруднено как подражание нужной мелодике, так и самостоятельное вос­произведение по предъявлению. Недостаточно развитое восприятие интона­ции продлевает сроки коррекционной работы по формированию эмоцио­нально выразительной речи. На основании общего признака в проявлении нарушений просодики выделены три группы детей: группа № 1 с органиче­ской основой заикания; группа № 2 с функциональной основой заикания; группа № 3 с нарушением восприятия интонации.
Четвертая задача заключалась в разработке дифференцированных ме­тодических рекомендаций, которые содержат дополнительную работу в от­ношении компонентов просодики, наиболее нарушенных в каждой группе. Рекомендации подобраны в рамках общепринятых направлений коррекцион­ной работы при заикании:
• формирование диафрагмального дыхания, увеличение силы и про­должительности речевого выдоха;
• развитие рациональной голосоподачи и мягкой атаки звука;
• развитие восприятия и воспроизведения интонационного рисунка фразы.
В целом, цель по изучению состояния интонационной стороны речи у детей, страдающих заиканием, достигнута. Гипотеза подтверждена результа­тами диагностики: заикание глобально нарушает просодику, что требует комплексной коррекции речевой деятельности ребенка во всех сферах его ак­тивности.


1. Абелева, И. Ю. Психологический аспект заикания : автореф. дис. канд. пед. наук / И. Ю. Абелева; НИИ общ. и пед. психологии. - М. : [б. и.], 1976.
2. Артемова Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с рече­выми нарушениями. Монография.- М., МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008.
3. Арутюнян (Андронова) Л.З. Как лечить заикание. Методика устойчивой нормализации речи. - М. : Издательство «Эребус», 1993.
4. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М.: Астрель, 2007.
5. Бадалян О.Л. Невропатология : учеб. для студ. высш. учеб. заве­дений / Л.О. Бадалян. - 7-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.
6. Бадмаев Б.Ц., Малышев А.А. Психология обучения речевому ма­стерству. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
7. Бахматова З.Н., Фридрих И.А. Плавно, медленно, красиво... Си­стема работы по устранению заикания у старших дошкольников и младших школьников. - М.: УЦ «Перспектива», 2010.
8. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Акаде­мия», 2012.
9. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека / Н.П. Бехте­рева; под ред. С.В. Медведева. - М.:АСТ; СПб.: Сова, 2010.
10. Борисова Е.А. «Педагогическая технология коррекции заикания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи», дис. на соискание учебной степени канд.пед.наук. Екатеринбург, 2010.
11. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. - М.: Просве­щение, 1981.
12. Василевская Н.Г. Развитие интонационной компетентности младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003.
13. Визель Т.Г. Коррекция заикания у детей / Т.Г. Визель. - М.:АСТ: Астрель, 2012.
14. Вильшанская А.Д. Тематический словарь в картинках. Мир чело­века: «Я и мои чувства, настроение, эмоции» - М. : Школьная Пресса, 2011.
15. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы де­фектологии: периодика раннего развития. - М.: Просвещение, 1987....65


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ