Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №166100

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы102
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1 Сущность понятий «конфликт» и «конфликтное поведение» 7
1.2Особенности конфликтного поведения в младшем школьном возрасте ... 17 1.3Способы коррекции конфликтного поведения младших школьников 26
Выводы по главе 1 36
ГЛАВА 2.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ ПРОЯВЛЕНИЙ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 38
2.1 Организация констатирующего эксперимента 38
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 44
Выводы по главе 2 54
Заключение 56
Список исследуемой литературы 58
Приложения 63

Младший школьный возраст - очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.
В современном мире человеку приходится взаимодействовать с другими людьми в различных сферах своей жизнедеятельности, в связи с этим становится все более актуальной проблема способностей человека к конструктивному поведению в конфликтных ситуациях. За всю историю человечество накопило огромный опыт в завязывании и разрешении конфликтов - от детских ссор до войн. В педагогическом процессе межличностное взаимодействие не является исключением. Поведение детей младшего школьного возраста в конфликтных ситуациях является важным аспектом, так как межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы.
Известно, что на время обучения в школе приходится этап наиболее интенсивного развития человека. Школа охватывает значительную часть детства, все отрочество и раннюю юность, и образование как социокультурная технология является не только источником интеллектуального богатства, а также мощным фактором регулирования и гуманизации общественной практики и межличностных отношений. Но педагогическая действительность порождает множество противоречий и конфликтных ситуаций поскольку в основе конфликта часто лежит противоречие, подчиненное определенным закономерностям, педагоги не должны «бояться» конфликтов, а понимая природу их возникновения, использовать конкретные механизмы воздействия для их разрешения в различных педагогических ситуациях. Конфликты играют важнейшую роль в жизни отдельного человека, развитии семьи, жизнедеятельности школы, любой организации, государства и общества в целом.
Проблема конфликтного поведения привлекает внимание многих психологов, педагогов и социологов: М.М. Рыбакову, Н. В. Самоукину, А. А.
Бодалева, Н. В. Гришину, Г. И. Козырева, Б. И. Хасана, А. Я. Анцупову, В. И. Журавлеву, В. П. Андрееву и др.
В работах М. М. Рыбаковой рассматриваются проблемы конфликтного поведения и их разрешения. «Конфликты между педагогом и ребенком, между двумя учащимися учителем и родителями, педагогом и коллективом- большая беда школы» Чаще конфликт возникает тогда, когда конфликтующие думают друг о друге несправедливо. Думайте о людях справедливо - и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта - одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только охраняет, но и создает воспитательную силу коллектива» [21].
Среди зарубежных психологов, занимающихся данной проблемой, следует назвать: Э. Берна, К. Юнга, К. Томаса, К. Роджерса, Д. Морено, Ш. Корнелиуса, К. Фопель, Дж. Леви и др.
Многие психологи при решении проблемы конфликтного поведения, обращаются к периоду младшего школьного образования, они считают, что поступающие в школу дети переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации в новом коллективе, он вызван тем, что у детей меняется социальная позиция: из детсадовца ребенок превращается в ученика. Ситуация осложняется еще больше, если ребенок воспитывается только дома. Зачастую в начальной школе конфликты возникают из-за незначительных причин и к тому же учащиеся не всегда ведут себя конструктивно в конфликтных ситуациях, что влечет за собой увеличение деструктивных форм поведения в конфликте.
Таким образом, существует необходимость снижения уровня проявлений конфликтного поведения у младшего школьника. Каждый человек, когда- либо являлся участником конфликта. Конфликты между младшими школьниками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс, в классе, где сложился неблагоприятный социально-психологический климат, дети плохо усваивают программный материал, простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению агрессии в отношении своих одноклассников. Конфликты являются негативным компонентом взаимоотношения школьников, они вызывают агрессию, которую ученики не всегда умеют контролировать, так же младшему школьнику сложно управлять конфликтом. Младший школьный возраст является благоприятным периодом для формирования неконфликтного поведения.
Актуальность данной проблемы послужила поводом для выбора темы нашего исследования «Особенности конфликтного поведения младших школьников»
Цель исследования: на основе изучения проблемы конфликтного поведения младших школьников составить программу групповых занятий с элементами сказкотерапии, направленную на снижение проявлений конфликтного поведения у младших школьников.
Объект исследования: конфликтное поведение младших школьников.
Предмет исследования: особенности конфликтного поведения у младших школьников.
Гипотеза: мы предполагаем, что для конфликтного поведения
младших школьников характерна физическая и вербальная агрессия, неадекватная самооценка, проявление ситуативной тревожности.
Задачи:
1. Определить подходы к понятию «конфликт» и «конфликтное поведение» в психолого - педагогической литературе;
2. Изучить особенности конфликтного поведения в младшем школьном возрасте;
3. Выделить способы формирования неконфликтного поведения;
4. Определить уровень конфликтных проявлений у младших школьников;
5. Подобрать задания для программы формирующего эксперимента.
6. Предложить методические рекомендации по снижению конфликтных проведений младших школьников для учителей и родителей.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
• Анализ литературы по проблеме исследования;
• Тестирование;
• Наблюдение
База исследования: МБОУ СОШ №1 Рыбинского района Красноярского края в г. Заозерный. В исследовании приняли участие младшие школьники 3 «Б» класса в количестве 20 человек.
Работа апробирована на Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука ХХХ века» в г. Красноярске, на научно-практической конференции «Современное начальное образование: проблемы и
перспективы развития» в рамках XIX Международного научно­практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодёжь и наука XXI века» в г. Красноярске 26 - 27 апреля 2018 года.
По теме исследования имеется публикация.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема конфликтов сопровождает человека на всем пути его жизни. Межличностные конфликты, а также конфликтные ситуации негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности младшего школьника. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс, в классе, где сложился неблагоприятный социально-психологический климат, простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении своих противников. Анализу конфликтов уделяли внимание многие мыслители, начиная с момента зарождения наук. Они отмечали как позитивную, так и негативную роль конфликтов в жизни общества. По мере развития науки отрицательная оценка последствий конфликтов начинает несколько доминировать.
В настоящее время проблема конфликтного поведения приобретает все большую остроту для современной школы. Для того, чтобы эффективно решать возникающие конфликты каждому человеку необходимо усвоить определённый минимум теоретических и практических навыков поведения в конфликте. Младший школьный возраст является благоприятным периодом для обучения конструктивным формам, а также для формирования неконфликтного поведения.
На основе изучения психолого-педагогической литературы по проблеме конфликтов младших школьников нами были выделены следующие особенности:
1. Конфликты охватывают широкий круг психологических проявлений - от смущения, возникающего иногда в присутствии других людей, вплоть до травмирующей тревожности, полностью нарушающей жизнь человека.
2. Для развязывания конфликта необходимо наличие конфликтной ситуации - такого совмещения обстоятельств и интересов, которые создают почву для реального противоборства между субъектами.
3. Любой конфликт негативно сказывается на эмоциональном состоянии школьника. А также у всех участвующих в конфликте присутствуют негативные эмоции, которыми субъекты уже неспособны управлять.
Исходя из результатов исследования, мы пришли к выводу, что превалирующее большинство учащихся обладает высоким уровнем проявлений конфликтного поведения.
Полученные результаты явились основой составления программы групповых занятий с элементами сказкотерапиии, направленной на снижение конфликтных проявлений младших школьников. Разработанная нами программа, а также комплекс методических рекомендаций для учителей и родителей по работе и взаимодействию с младшими школьниками могут быть полезны педагогам и психологам, а также родителям, которые интересуются данной проблемой.


1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический проект: Альма Матер, 2005.- 328 с.
2. Анцупов, А.Я. Конфликтология : учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М. : Юнити, 2011. - 551 с.
3. Арт-тарапия - новые горизонты / Под ред. А.И.Копытина. - М.:Когито- Центр,2006. - 336с.
4. Битянова М.Р., Беглова Т.В. Учимся решать проблемы: учебно­методическое пособие для психологов и педагогов М.: Генезис, 2005. - 256 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1998.-259с.
6. Божович, Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности : учеб. пособие / Л.И. Божович, под ред. Д.И. Фельдштейна. - М. : АСТ,
2010. - 322 с.
7. Большаков,В. Ю. Психотренинг . Социо- динамика.,СПБ.: Речь, 2002. - 249 с.
8. Большой психологический словарь/ Сост и общ. ред. Б. Мешеряков, В. Зинченко. СПб: ЕВРОЗНАК, 2004- 451 с.
9. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб.: Питер, 2006- 46 с.
10. Буренина А.И. Ритмическая мозаика (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). - СПб.: ЛОИРО. - 2000. - 220с.
11. Бурно М.Е. "Терапия творческим самовыражением". М., 1999.
12. Бурова, И.А. Возрастная психология. Ростов-на-Дону, 2006.- 346 с.
13. Бутенко С.В. Практическая психология: тайна сказки и сказкотерапия: методические рекомендации.- КГПУ им. В.П.Астафьева .-Красноярск,
2011. - 60 с.
14. Валкер Джемми. Тренинг разрешения конфликтов для начальной школы.- М., 2006 .- 93 с.
15. Василькова, Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: учеб. пособие / Ю.В. Василькова. - М. : Академия , 2011. - 160 с....69


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ