ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы особенностей конфликтного поведения младшего школьника 6
1.1. Понятия «конфликт», «конфликтное поведение»: сущность, функции, виды 6
1.2 Особенности конфликтного поведения в младшем школьном возрасте 16
1.3. Способы коррекции конфликтного поведения младшего школьника 30
Выводы по Главе 1 38
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей конфликтного поведения младших школьников 40
Методическая организация исследования 40
Анализ результатов констатирующего эксперимента 46
Выводы по Главе 2 57
Заключение 59
Список используемых
источников 62
Приложения 67
Глава 1. Теоретические основы особенностей конфликтного поведения младшего школьника 6
1.1. Понятия «конфликт», «конфликтное поведение»: сущность, функции, виды 6
1.2 Особенности конфликтного поведения в младшем школьном возрасте 16
1.3. Способы коррекции конфликтного поведения младшего школьника 30
Выводы по Главе 1 38
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей конфликтного поведения младших школьников 40
Методическая организация исследования 40
Анализ результатов констатирующего эксперимента 46
Выводы по Главе 2 57
Заключение 59
Список используемых
источников 62
Приложения 67
Конфликты — это довольно частое явление в нашей жизни. Конфликты случаются там, где есть противоречия между людьми. Источником этих противоречий могут являться: разногласие в знаниях, умениях, личностных качествах, функциях управления, мотивах, потребностях, целях, взглядах, убеждениях, позициях, оценках и самооценках. Конфликт носит разный характер, его классификации мы опишем в следующей главе, но одно можно сказать точно, конфликт может быть полезен для человека или людей в целом.
Придя в школу, ребенок сталкивается с обществом, и к сожалению оно не совсем такое каким он его представлял. Многие дети младшего школьного возраста имеет завышенную самооценку, что непременно отражается на их взаимоотношении с одноклассниками, с учителем и даже с родителями.
Тема конфликтов в младшем школьном возрасте актуальна, так как ребенку придётся адаптироваться и принимать общество, коммуницируя с ним, иначе его адаптация в обществе останется на низком уровне. Так же в младшем школьном возрасте, когда активно формируются основные качества личности ребенка, большую значимость приобретает способность детей адекватно реагировать на конфликты и уметь разрешать их.
Стремление младшего школьника познать окружающий мир часто ограничивается желанием взрослых урегулировать поведение ребенка. В создавшейся ситуации особую актуальность приобретает проблема коррекции конфликтного поведения. Проблему конфликтного поведения детей и подростков в России рассматривали Л.И. Воробьева, Н.Г. Казарина, М.В. Клименских, Б.П. Ковалев, М.В. Матюхина, М.С. Николаенко, М.М. Рыбакова, И.А. Фурманов и др.
Младший школьный возраст обусловлен тем, что этот период очень важен в развитии и становлении личности. Работа по профилактике и коррекции уровня проявления конфликтного поведения между младшими школьниками отражена так же и в профессиональном стандарте педагога, что не маловажно.
Цель исследования: выявление особенностей поведения младших школьников в конфликте и составление комплекса заданий и упражнений, направленный на коррекцию конфликтного поведения.
Объект исследования: конфликтное поведение младших школьников
Предмет исследования: актуальный уровень проявления
конфликтного поведения в младшем школьном возрасте
Задачи исследования:
1. Проанализировать подходы к изучению конфликтов в психолого - педагогической литературе;
2. Определить особенности поведения младших школьников в конфликте;
3. Выяснить основные способы коррекции конфликтного поведения младшего школьника;
4. Подобрать диагностический комплекс и определить уровень проявления конфликтного поведения младших школьников;
5. Составить комплекс заданий и упражнений, направленный на коррекцию конфликтного поведения младших школьников и предложить методические рекомендации психологу.
Гипотеза исследования:
Мы предполагаем, что для младших школьников характерен высокий уровень конфликтного поведения, который проявляется через физическую и вербальную агрессию, неадекватное оценивание себя и низкую эмоциональную устойчивость.
Методы исследования:
• анализ психолого-педагогической литературы;
• тестирование;
• наблюдение.
База исследования:
Исследование проводилось на базе «МБОУ Гимназия №16» Центрального района г. Красноярска. В нем приняли участие 50 школьников в возрасте 8-9 лет, из них 25 мальчиков и 25 девочек.
Придя в школу, ребенок сталкивается с обществом, и к сожалению оно не совсем такое каким он его представлял. Многие дети младшего школьного возраста имеет завышенную самооценку, что непременно отражается на их взаимоотношении с одноклассниками, с учителем и даже с родителями.
Тема конфликтов в младшем школьном возрасте актуальна, так как ребенку придётся адаптироваться и принимать общество, коммуницируя с ним, иначе его адаптация в обществе останется на низком уровне. Так же в младшем школьном возрасте, когда активно формируются основные качества личности ребенка, большую значимость приобретает способность детей адекватно реагировать на конфликты и уметь разрешать их.
Стремление младшего школьника познать окружающий мир часто ограничивается желанием взрослых урегулировать поведение ребенка. В создавшейся ситуации особую актуальность приобретает проблема коррекции конфликтного поведения. Проблему конфликтного поведения детей и подростков в России рассматривали Л.И. Воробьева, Н.Г. Казарина, М.В. Клименских, Б.П. Ковалев, М.В. Матюхина, М.С. Николаенко, М.М. Рыбакова, И.А. Фурманов и др.
Младший школьный возраст обусловлен тем, что этот период очень важен в развитии и становлении личности. Работа по профилактике и коррекции уровня проявления конфликтного поведения между младшими школьниками отражена так же и в профессиональном стандарте педагога, что не маловажно.
Цель исследования: выявление особенностей поведения младших школьников в конфликте и составление комплекса заданий и упражнений, направленный на коррекцию конфликтного поведения.
Объект исследования: конфликтное поведение младших школьников
Предмет исследования: актуальный уровень проявления
конфликтного поведения в младшем школьном возрасте
Задачи исследования:
1. Проанализировать подходы к изучению конфликтов в психолого - педагогической литературе;
2. Определить особенности поведения младших школьников в конфликте;
3. Выяснить основные способы коррекции конфликтного поведения младшего школьника;
4. Подобрать диагностический комплекс и определить уровень проявления конфликтного поведения младших школьников;
5. Составить комплекс заданий и упражнений, направленный на коррекцию конфликтного поведения младших школьников и предложить методические рекомендации психологу.
Гипотеза исследования:
Мы предполагаем, что для младших школьников характерен высокий уровень конфликтного поведения, который проявляется через физическую и вербальную агрессию, неадекватное оценивание себя и низкую эмоциональную устойчивость.
Методы исследования:
• анализ психолого-педагогической литературы;
• тестирование;
• наблюдение.
База исследования:
Исследование проводилось на базе «МБОУ Гимназия №16» Центрального района г. Красноярска. В нем приняли участие 50 школьников в возрасте 8-9 лет, из них 25 мальчиков и 25 девочек.
Конфликт с неизбежностью присутствует во всех сферах межличностного взаимодействия. Конфликт, оказывает разрушающее влияние на совместную деятельность людей, но в то же время он может быть направлен в продуктивное русло, конфликт, который усугубляет возникшее противоречие, также может способствовать выработке более целесообразного и осознанного решения проблемы. Кроме того, разрешение индивидом конфликтной ситуации расширяет его жизненный опыт в области межличностного взаимодействия.
Младший школьник - это человек, который активно овладевает навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Уметь заводить друзей и приобретать навыки социального взаимодействия с группой ровесников - это одни из самых важных задач развития на этом возрастном этапе. В педагогической деятельности конфликт легче предупредить, чем разрешить, также для формирования позитивного опыта поведения в случае возникновения межличностного конфликта, для снижения количества разрушительных межличностных конфликтов, вместе с методами управления и разрешения конфликтных ситуаций учитель должен владеть и методами по профилактике таких ситуаций в школе. Коррекция конфликтного поведения - система мероприятий, направленных на предупреждение конфликтной ситуации, нахождение такого решения проблемы, которое будет удовлетворять обоих партнеров.
В отечественной психологии изучением конфликтов занимались В.И. Андреев, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, Н.В. Гришина и другие.
Понятие "конфликт" употребляется в широкой трактовке - в него включаются такие явления, как разногласия, противоречивые намерения, несовпадающие установки и экспектации, соревнование, конкуренция, враждебность и другие подобные противоречивые отношения и действия.
Н.В. Гришина под конфликтом понимает: "открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникающих противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-либо конкретной ситуации".
Б.П.Ковалев, С.В.Кондратьева, Л.А.Семчук считают, что существует много причин, которые способствуют развитию конфликтности. Скорее всего, ребенку не достаточно заботы и внимания родителей, и он стремится к тому, чтобы его заметили, а драка - хороший способ не только оказаться в центре, но и проявить свое преимущество над другими. Если дети легко поддаются конфликтам, это может быть следствием их эгоистичности. Если дома к ребенку относятся как к абсолютному центру всеобщего внимания и малейшая его прихоть сразу выполняется, то он ждет такого же отношения к себе и со стороны других детей и, естественно, не получает его. Тогда он начинает провоцировать конфликты, чтобы добиться своего.
Способы коррекции конфликтного поведения рассматривали такие ученые, как В.П. Ратников, Г.М. Потанин, Дж.С. Скотт, М.М. Рыбакова, И.А. Фурманов и др.
Конфликт младших школьников так же можно превратить из деструктивного в конструктивный, нужно лишь знать пути, как именно это сделать. Человек который должен найти такие пути - это учитель, который находится с детьми и учит их не только грамоте, письму и математике, но и правильному поведению, а оно включает в себя решение конфликтных ситуаций без драк, споров и оскорблений, а с помощью бесед, дискуссий и сотрудничества. Научив ребёнка сотрудничать с младшего школьного возраста, это значит научить его сотрудничать на протяжении всей жизни. Исходя из этого в дальнейшем ребенку и окружающим его людям будет легче понимать друг друга и находить общий язык. С целью организации профилактики конфликтов в межличностных отношениях младших школьников рекомендуется использовать: личный пример педагога; игру;
обсуждение в кругу; парную и групповую работу на занятиях; работу с родителями.
Младший школьник - это человек, который активно овладевает навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Уметь заводить друзей и приобретать навыки социального взаимодействия с группой ровесников - это одни из самых важных задач развития на этом возрастном этапе. В педагогической деятельности конфликт легче предупредить, чем разрешить, также для формирования позитивного опыта поведения в случае возникновения межличностного конфликта, для снижения количества разрушительных межличностных конфликтов, вместе с методами управления и разрешения конфликтных ситуаций учитель должен владеть и методами по профилактике таких ситуаций в школе. Коррекция конфликтного поведения - система мероприятий, направленных на предупреждение конфликтной ситуации, нахождение такого решения проблемы, которое будет удовлетворять обоих партнеров.
В отечественной психологии изучением конфликтов занимались В.И. Андреев, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, Н.В. Гришина и другие.
Понятие "конфликт" употребляется в широкой трактовке - в него включаются такие явления, как разногласия, противоречивые намерения, несовпадающие установки и экспектации, соревнование, конкуренция, враждебность и другие подобные противоречивые отношения и действия.
Н.В. Гришина под конфликтом понимает: "открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникающих противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-либо конкретной ситуации".
Б.П.Ковалев, С.В.Кондратьева, Л.А.Семчук считают, что существует много причин, которые способствуют развитию конфликтности. Скорее всего, ребенку не достаточно заботы и внимания родителей, и он стремится к тому, чтобы его заметили, а драка - хороший способ не только оказаться в центре, но и проявить свое преимущество над другими. Если дети легко поддаются конфликтам, это может быть следствием их эгоистичности. Если дома к ребенку относятся как к абсолютному центру всеобщего внимания и малейшая его прихоть сразу выполняется, то он ждет такого же отношения к себе и со стороны других детей и, естественно, не получает его. Тогда он начинает провоцировать конфликты, чтобы добиться своего.
Способы коррекции конфликтного поведения рассматривали такие ученые, как В.П. Ратников, Г.М. Потанин, Дж.С. Скотт, М.М. Рыбакова, И.А. Фурманов и др.
Конфликт младших школьников так же можно превратить из деструктивного в конструктивный, нужно лишь знать пути, как именно это сделать. Человек который должен найти такие пути - это учитель, который находится с детьми и учит их не только грамоте, письму и математике, но и правильному поведению, а оно включает в себя решение конфликтных ситуаций без драк, споров и оскорблений, а с помощью бесед, дискуссий и сотрудничества. Научив ребёнка сотрудничать с младшего школьного возраста, это значит научить его сотрудничать на протяжении всей жизни. Исходя из этого в дальнейшем ребенку и окружающим его людям будет легче понимать друг друга и находить общий язык. С целью организации профилактики конфликтов в межличностных отношениях младших школьников рекомендуется использовать: личный пример педагога; игру;
обсуждение в кругу; парную и групповую работу на занятиях; работу с родителями.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2024 - КОРРЕКЦИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Причины возникновения конфликтов у младших школьников и условия их преодоления (Тольяттинский государственный университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024 - Психологические особенности проявления агрессивности младших школьников в школе (Забайкальский государственный университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024 - ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНФЛИКТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2018 - Профилактика конфликтов у младших школьников средствами внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017 - Психологическая коррекция агрессивного поведения младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022





