ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЕРБАЛЬНЫХ И НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ В ФЕМИНИСТСКИХ ЛОЗУНГАХ 6
1.1. Понятие вербально-невербального текста в круге смежных
явлений 6
1.2. Развитие лингвистических исследований в контексте идей феминизма.. 11
1.2.1. Из истории феминистского движения 11
1.2.2. Лингвистические исследования феминисткого дискурса 13
1.3. Лозунг как речевой жанр 16
1.4. Лозунг как текст смешанной семиотической природы 18
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 22
ГЛАВА 2. ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ В
ФЕМИНИСТСКИХ ЛОЗУНГАХ НА МАТЕРИАЛЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА 23
2.1. Краткая характеристика практического материала 23
2.2. Анализ взаимодействия вербальной и невербальной составляющей в
феминистских лозунгах на французском языке 27
2.3. Анализ взаимодействия вербальной и невербальной составляющей в
феминистских лозунгах на английском языке 45
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА 72
Благодаря появлению социальных сетей и вовлечению значительного количества людей в коммуникацию происходит все больше лингвистических изменений и нововведений в различных типах дискурса, которые требуют пристального внимания со стороны науки о языке. Значительная роль в современных видах коммуникации принадлежит различным аспектам феминистского дискурса. Так, к примеру, ученых привлекает языковая личность феминистки, выстраивается речевой портрет блогера-феминистки, изучаются коммуникативные стратегии и тактики представителей феминизма, исследуются многие другие аспекты феминистского дискурса.
В современном мире лозунги уже в течение долгого времени являются одним из повседневных элементов в жизни каждого человека. Как следствие, они представляют особый интерес и для лингвистического исследования. В нашей работе мы изучаем феминистские лозунги, в структуре которых можно выделить вербальные и невербальные компоненты. В этой связи особый интерес для исследования представляет наличие большого разнообразия уникальных взаимодействий между системой языка и другими визуальными знаковыми системами.
Таким образом, актуальность работы обусловлена интересом к новым способам распространения и передачи идей феминизма в современном обществе, а также значимостью исследований по взаимодействию вербальных и невербальных компонентов в различных типах дискурса.
Объектом исследования является феминистский дискурс на материале французского и английского языков.
Предметом исследования являются вербальные и невербальные компоненты в феминистских лозунгах на французском и английском языках.
Цель исследования - выявление типов взаимодействия вербальных и невербальных компонентов в феминистских лозунгах на материале французского и английского языков.
Материалом исследования послужили лозунги на французском языке с франкоязычных сайтов журнала «Elle», «Revolution permanente», «rtbf.be» и других (общее количество публикаций - 102) и лозунги на английском язык е с англоязычных сайтов «The Guardian», «San Francisco Chronicle», «Me Too», «Dreamstime», «NBCNews» и других (общее количество публикаций - 102).
Теоретической базой для исследования являются работы современных лингвистов по семиотике, креолизованным и поликодовым текстам, лингвистике текстов (в числе таких авторов Е.Н. Галичкина, Н.А. Ахренова, А.А. Бернацкая, Т.Г. Добросклонская, Т.Ю. Виноградова, Т.Г. Орлова, И.Г. Сидорова, Ю.А. Сорокин, Гюнтер Кресс и Тео ван Лювен), а также работы по изучению рекламного (в числе таких авторов С.Ю. Тюрина, И. Имшинецкая, Е.С. Кара-Мурза, С.Г. Кара-Мурза, X. Кафтанджиев, Ю.К. Пирогова, И.А. Стернин) и феминистского дискурса (в числе таких авторов А.М. Прима, Э.И. Гараева, А.П. Полякова, М. Бейт).
Методы исследования:
1) анализ и синтез теоретического материала;
2) мультимодальный анализ;
3) контекстуальный анализ;
4) описательно-аналитический метод.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) проанализировать понятие «феминистский дискурс»;
2) рассмотреть понятия креолизованного, семиотически осложненного, поликодового, мультимодального, вербально-визуального текста;
3) проанализировать классификации креолизованных текстов;
4) определить современные подходы к изучению лозунгов;
5) дать краткую характеристику практического материала, изучив феминистские лозунги, собранные на франкоязычных и англоязычных сайтах;
6) проанализировать взаимодействие вербальной и невербальной составляющих феминистских лозунгов на французском и английском языках.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов при изучении особенностей взаимодействия вербальных и невербальных компонентов в различных типах дискурса, а также в работах, посвященных исследованию речевых проявлений феминизма, а также для написания курсовых и выпускных квалификационных работ.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, списка использованной литературы и списка источников иллюстративного материала.
Во введении обосновывается актуальность исследования, предмет и объект исследования, цель, задачи и практическая значимость работы.
Первая глава посвящена теоретическому изучению понятия креолизованного, семиотически осложненного, поликодового, мультимодального, вербально-визуального текста. Также в первой главе рассматриваются феминистский и рекламный дискурс как объекты лингвистического исследования. Анализируется понятие «лозунг» как речевой жанр и как текст смешанной семиотической природы, вербальные и невербальные компоненты в феминистских лозунгах.
Во второй главе даётся краткая характеристика практического материала и проводится анализ взаимодействия вербальных и невербальных составляющих феминистских лозунгов на французском и английском языках.
В выводах по главам и заключении обобщаются полученные результаты, намечаются перспективы проделанной работы.
Данное исследование посвящено изучению взаимодействия вербальных и невербальных компонентов в феминистских лозунгах на французском и английском языках.
Выбор феминистских лозунгов как материала для исследования обоснован высокой актуальностью исследований в области гендерной лингвистики. Актуальность обоснована и фактом того, что сегодня во франкоязычных и англоязычных странах существует большое количество феминистских организаций, которые регулярно проводят пикеты, манифестации и акции в защиту прав женщин. Таким образом, лозунги становятся одним из самых распространённых и значимых видов текста.
Длительность мероприятия по проблемам феминизма, как правило, имеет ограниченное время, в рамках которого манифестантам необходимо посредством коротких и ярких фраз эффективно воздействовать на окружающую публику. В результате анализа феминистских лозунгов был сделан вывод о том, насколько значима роль невербальных компонентов для лучшего понимания смысла текста. Прагматическую ценность несут даже самые маленькие детали (цвет, размер шрифта, написание от руки или печатная форма, форма плаката, рисунки, символы, знаки).
Таким образом, феминистский лозунг - это разнообразие уникальных взаимодействий между языковой системой и другими визуальными знаковыми системами.
В теоретической главе были проанализированы понятия, описывающие тексты со сложным взаимодействием вербальной и невербальной составляющей, которые во многом являются синонимичными («креолизованный», «поликодовый», «семиотически осложнённый», «мультимодальный» и «вербально-визуальный»). Вслед за рядом лингвистов в этой работе эти термины используются как взаимозаменяемые.
Понятия «лозунг» и «слоган» зачастую также воспринимаются как смежные. Тем не менее, их использование разграничивается согласно области их применения. Так, выяснилось, что термин «лозунг» часто относят к сфере политики, а термин «слоган» в большей степени применим к рекламному дискурсу.
Тонкое взаимодействие вербальных и невербальных компонентов способствует актуализации различных прагматических целей создателя феминистского лозунга (привлечь внимание, сблизить дистанцию с другими категориями граждан и социальными слоями, сделать отсылку к феминистской организации или движению), что в результате позволяет вызвать у адресата необходимые эмоции (сочувствие, сопереживание, тревогу, озабоченность).
При анализе собранного практического материала была создана собственная классификация феминистских лозунгов, согласно которой было выделено 7 следующих типов: статистический, утвердительный, призыв к обществу или правительству, обращение к абьюзеру, обращение к жертве, риторический вопрос и смешанный тип.
Также подсчитан характерный для каждого типа процент содержания и взаимодействия вербальных и невербальных компонентов. В результате мы выявили, что англоязычные лозунги отличаются от франкоязычных лозунгов по некоторым содержательным параметрам: меньшей степенью обращения к международным проблемам таким, как положение женщин в мусульманских странах; меньшим количеством традиционной феминистской символики, например фиолетового цвета; более частым использованием на плакатах иллюстраций и фотографий, а также меньшим количеством эмоционально окрашенной лексики и жаргона. Что касается вербальных конструкций, во франкоязычных лозунгах манифестанты чаще используют риторические вопросы, личные местоимения 1 лица единственного числа, обращения к абьюзеру и числительные.
В качестве перспектив данного исследования можно отметить сравнительно-сопоставительное изучение лозунгов на материале разных языков и исследование лозунгов иной феминисткой направленности (бодипозитив, экономические права женщин, политическое признание и др.).
1. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). М.: Academia, 2003. 128 с.
2. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь / под науч. ред. д-ра филол. наук, проф. В.Н. Ярцевой. М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1990. С. 136-137.
3. Ахренова Н. А. Невербальная презентация концепта COVID-19 в интернетпространстве // Иностранные языки в высшей школе. 2021. Вып. 1 (56). С. 5-14.
4. Бейт М. Периодическая таблица феминизма. М.: Ад Маргинем Пресс, 2021. 208 с.
5. Белоусова Н.П. Основные характеристики лозунга как субжанра современного российского рекламного дискурса: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 04.05.16. М., 2006. 16 с.
6. Бернацкая А.А. К проблеме «креолизации» текста: история и современное состояние // Речевое общение: Специализированный вестник / под. ред. А.П. Сковородова. Красноярск: Изд-во Краснояр. Гос. Ун-т, 2000. Вып. 3. С. 48-56.
7. Большакова Л.С. О содержании понятия «поликодовый текст» // Весник СамГУ. 2008. Вып. 4 (63). С. 19-24.
8. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/34p2hu(дата обращения: 17.05.2022)
9. Булоусова Н.П. Основные характеристики лозунга как субжанра
современного российского рекламного дискурса:
автореф. дис. ... канд. филол. наук: 04.05.12. Самара, 2006. 16 с.
10. Х. Вальтер, В.М. Мокиенко. Язык лозунга: социолингвистическая стратификация // Вестник КГУ. 2015. Вып. 4 (4). С. 56-61.
11. Ван Юйчжи. Фразеологизмы в слоганах автомобильных реклам в Китае // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet». 2020. Вып. 9. С. 1308-1311.
12. Ворошилова М.Б. Креолизованный текст: принцип целостности или принцип заменяемости // Политическая лингвистика. 2013. Вып. 4 (46). С. 177-183.
13. Галичкина Е.Н. Характеристики компьютерного дискурса // Вестник Оренбургского государственного университета. 2004. Вып. 10 (35). С. 55-59.
14. Гараева Э.И. Феминистские движения и добровольная бездетность: общее и отличие [Электронный ресурс]. 2019. URL:https://clck.ru/34p2hD(дата обращения: 08.01.2022).
15. Головина Л.В. Влияние иконических и вербальных знаков при смысловом восприятии текста: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. М., 1986. 173 с.
16. Головушкина М.В. Социолингвистический анализ английских рекламных слоганов // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2019. Т.7. Вып. 2 (26). С. 165-172.
17. Данилевская Н.В. Место лозунга в полисемиотической структуре рекламного текста (на примере рекламы автомобилей) // Евразийский Союз Учёных (ЕСУ). 2016. Вып. 2 (23). С. 114-119.
18. Дубовицкая Л.В. Феномен креолизованного текста:
автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. М., 2013. 22 с.
19. Елина Е.А. Семиотика рекламы. М.: Дашков и Ко, 2009. 136 с.
20. Жигарева Е.А. Текст как семиотическая // Вестник АУБ. Серия: Филология. 2009. С. 48-64.
21. Зиновьева Е.С. Феминистская лингвистика в контексте постмодернистской философии // Верхневолжский филологический вестник. Серия: Теория языка. 2016. Вып. 1. С. 43-47.
22. Красных В.В. Основы коммуникации. М.: Гнозис, 2001. 271 с.
23. Креолизованный текст: Смысловое восприятие. Коллективная монография / Отв. ред. И.В. Вашунина. Ред. колл.: Е.Ф. Тарасов, А.А. Нистратов, М.О. Матвеев. М.: Институт языкознания РАН, 2020. 206 с.
24. Кубрякова Е.С. Введение. Основные направления в современном развитии грамматической мысли // Современные грамматические теории. Сб. научно-аналитич. обзоров. М.: ИНИОН, 1985. С. 5-29.
25. Кузнецов А.М. Феминизм и лингвистика: гендерные аспекты языка // Человек: образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2005. Вып. 1. С. 165-186.
26. Лебедева М.Ю. «Новая грамотность»: что такое
мультимодальные тексты [Электронный ресурс]. 2016. URL:https://goo- gl.ru/6oUk(дата обращения: 06.01.2022).
27. Лозунг // Политическая наука: Словарь-справочник
[Электронный ресурс]. 2010. URL:https://clck.ru/34p2pp(дата обращения: 10.05.2023).
28. Лызкова И.А., Горшенина А.В. Проблема перевода рекламных слоганов в аспекте когнитивной и прагматической лингвистики (на материале английских слоганов) // Международный журнал гуманитарных наук. 2016. 1 (8). С. 194-197.
29. Миронова Н.И. Поликодовые тексты анонсов нативной рекламы: навязанная оценка // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. 2020. Вып. 4. С. 298-307.
30. Мудров А.Н. Основы рекламы: учеб. пособие. М.: Магистр, 2008. С. 397.
31. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / ОИ.Ожегов, Н.Ю.Шведова. М.: «АЗЪ», 1995. С. 325.
32. Орлова Т.Г. Обучение жанрам поликодовых текстов в школе и в вузе: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 30.10.95. Москва, 1995. 19 с.
33. Пойманова О.В. Семантическое пространство видеовербального текста: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. Москва, 1997. 24 с.
34. Полякова П.А. Стереотипы о феминизме в России [Электронный ресурс]. 2015. URL:https://clck.ru/34p2em(дата обращения: 08.01.2022).
35. Похвалитова-Замилова М.Э. Принципы речевой манипуляции (на примере текстов предвыборной кампании) // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия: Филология. Социальные коммуникации. 2011. Вып. 24 (63). Ч. 2. С. 318-322.
36. Прима А.М. Типология феминистского дискурса // Современные направления анализа и интерпретации инокультурных текстов: сб. науч. трудов III Всероссийской школы-семинара «Современные направления анализа и интерпретации инокультурных текстов» / под науч. ред. канд. филол. наук, доц Ю.В. Кобенко. Томск: Изд-во Томского политехнического университета,
2013. С. 39-44.
37. Романова Т.П. Современная лозунгистика: учеб. Пособие. Самара: СГУ, 2011. 121 с.
38. Седов К.Ф. Становление дискурсивного мышления языковой личности: Психо- и социолингвист. аспекты. М.: Сарат. ун-та, 1999. 179 с.
39. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. М.: Наука, 1990. С. 180-186.
40. Тюрина С.Ю. О понятиях рекламный дискурс и рекламный текст // Вестник ИГЭУ. 2009. Вып. 1. С. 1-3.
41. Филиппова А.В. Использование семиотически осложнённого тек-ста при обучении иностранному языку (на примере туристического буклета) // Новое слово в науке: перспективы развития. Серия: Педагогика. 2015. Вып. 4 (6). C. 90-91.
42. Фиськова М.В. Роль креолизации в понимании текста // Филологические науки. Вопросы теории и практики // Издательство «Грамота».
2014. Вып. 7 (37). С. 198-200.
43. Четверикова В.Н. Грамматическая реализация гендерной специфики (на материале текстов дж. К. Роулинг о Гарри Поттере): дис. ... док. филол. наук. М., 2019. 157 с.
44. Чигаев Д.П. Способы креолизации современного рекламного текста: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 15.11.10. М., 2010. 28 с.
45. Шмелева О.Н. Дискурсивный анализ феминистских текстов: На материале проблемно-портретных очерков германского политического феминистского журнала «ЕММА»: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04. М., 2006. 28 с.
46. Guijarro J.M., Sanz M.J. On interaction of image and verbal text in a picture book. A Multimodal and Systemic Functional Study. Palgrave Macmillan, 2009. 123 p.
47. Kress G.R., van Leeuwen T. Multimodal Discourse: The modes and the media of contemporary communication // Oxford University Press. 2001. P. 115-118.
48. Lakoff R. Language and Woman's Place. 2nd edition. New York: Harper & Row, 1975. 37 p.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА
1. 15 slogans chocs pour lutter contre les violences faites aux femmes // ELLE [Электронный ресурс]. 2019. URL:https://clck.ru/34ZJES(дата обращения: 7.01.2022).
2. 8 mars : rejoins les corteges Du Pain et Des Roses partout en France // Revolution Permanente [Электронный ресурс]. 2023. URL:https://clck.ru/34oeTg(дата обращения: 8.01.2022).
3. Connaissez-vous ces symboles feministes ? // ELLE [Электронный ресурс]. 2021. URL:https://clck.ru/34oeUW(дата обращения: 17.01.2022).
4. Les meilleurs photos et slogans de la manifestation contre les violences sexistes du 24 novembre #noustoutes #nousaussi // NEON [Электронный ресурс]. 2018. URL:https://clck.ru/34oeX4(дата обращения: 17.01.2022).
5. Ras le viol: les feministes en nombre dans la rue contre les violences sexistes // Le Courrier Cauchois [Электронный ресурс]. 2018. URL:https://clck.ru/34oeYx(дата обращения: 17.01.2022).
6. Outre-Rhin, la lutte contre le marketing sexiste est lancee // Euractiv [Электронный ресурс]. 2020. URL:https://clck.ru/34oeZD(дата обращения: 17.01.2022).
7. EN IMAGES. Les slogans choc de la manif contre les violences
sexistes // L’express [Электронный ресурс]. 2017. URL: https://clck.ru/34oeaa
(дата обращения: 17.01.2022).
8. Violences faites aux femmes : les slogans les plus marquants de la marche // Yahoo! Actualites [Электронный ресурс]. 2019. URL:https://clck.ru/34oebN(дата обращения: 17.01.2022).
9. Plusieurs marches feministes contre les violences sexistes et sexuelles // Le Progres [Электронный ресурс]. 2018. URL:https://clck.ru/34oecT(дата обращения: 17.01.2022).
10. Marche #NousToutes : la voix de celles et ceux qui y etaient // ELLE
[Электронный ресурс]. 2019. URL:https://clck.ru/34oeeH(дата обращения:
17.01.2022).
11. Feminicides : les reseaux de la resistance // ELLE [Электронный ре-сурс]. 2019. URL:https://clck.ru/34oegN(дата обращения: 17.01.2022).
12. Marche #NousToutes: pourquoi la mobilisation s’annonce
incroyable // ELLE [Электронный ресурс]. 2019. URL: https://clck.ru/34oehP
(дата обращения: 17.01.2022).
13. Two-thirds of young women in the UK identify as feminists, survey shows // World Economic Forum [Электронный ресурс]. 2019. URL:https://clck.ru/34oehm(дата обращения: 29.04.2023).
14. Protest poster/banner at the Million Women Rise demonstration // Dreamstime [Электронный ресурс]. 2020. URL:https://clck.ru/34oeiT(дата об-ращения: 29.04.2023).
15. #MeToo March Draws Hundreds of Supporters in California //
NBC News [Электронный ресурс]. 2017. URL: https://clck.ru/34oeiq (дата
обращения: 29.04.2023).
16. Feminism is not finished // The Guardian [Электронный ресурс].
2010. URL:https://clck.ru/34oejL(дата обращения: 29.04.2023).
17. Don’t write off radical feminism - it’s always been ahead of its time //
The Guardian [Электронный ресурс]. 2021. URL:https://clck.ru/YGENG
(дата обращения: 29.04.2023).
18. #MeToo movement marches on Hollywood against sexual assault and harassment // Mashable.com[Электронный ресурс]. 2017. URL:https://clck.ru/34oejm(дата обращения: 29.04.2023).
19. Hollywood #MeToo march helps give legs to movement in wake of latest sexual assault allegations // The Sun [Электронный ресурс]. 2017. URL: https://clck.ru/34oekd(дата обращения: 29.04.2023).
20. Thousands fill SF’s Market Street for fourth Women’s March // San Francisco Chronicle [Электронный ресурс]. 2020. URL:https://clck.ru/34oem5(дата обращения: 29.04.2023).
21. The Upcoming Women’s March: Uniting Across the Bay Area & Beyond // SF Station [Электронный ресурс]. 2018. URL:https://clck.ru/34oemP(дата обращения: 29.04.2023).
22. 9 Inspiring Photos of 2018 Women's March Protests Across the US // Global Citizen [Электронный ресурс]. 2018. URL:https://clck.ru/34oemf(дата обращения: 29.04.2023).
23. Activists participate in the 2018 #MeToo March // Gettyimages.com[Электронный ресурс]. 2018. URL:https://clck.ru/34oemq(дата обращения: 29.04.2023).
24. Us. Entertainment. Abuse. Trial. Weinstein // Gettyimages.com[Электронный ресурс]. 2020. URL:https://clck.ru/34oenR(дата обращения: 29.04.2023).
25. Teenage girl in a face mask holding up a women's rights protest sign // Gettyimages.com[Электронный ресурс]. 2020. URL:https://clck.ru/34oenq(дата обращения: 29.04.2023).
26. The #MeToo rally took place outside the Trump International Hotel at Columbus Circle // Gettyimages.com[Электронный ресурс]. 2017. URL:https://clck.ru/34oeoF(дата обращения: 29.04.2023).
27. Actresses Rose McGowan (R) and Rosanna Arquette(C) speak during a press conference // Gettyimages.com[Электронный ресурс]. 2020. URL:https://clck.ru/34oeoU(дата обращения: 29.04.2023).
28. Activists Demonstrate Against Supreme Court Nominee Brett Kavanaugh In Chicago // Gettyimages.com[Электронный ресурс]. 2018. URL: https://clck.ru/34oeoj(дата обращения: 29.04.2023).