ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ КАК
СПОСОБА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИЕМОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ 7
1.1.Определение и сущность термина «Познавательные универсальные учебные действия» 7
1.2. Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте 12
1.3 Приемы смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальных классах 17
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 30
2.1 Методическая организация констатирующего эксперимента 30
2.2 Результаты констатирующего эксперимента и их анализ 34
2.3 Описание экспериментальных педагогических мероприятий,
способствующих формированию познавательных УУД на уроках литературного чтения 40
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
Приложения 59
Приложение А 60
Приложение Б 69
Приложение Б1 71
Приложение В 72
Приложение В1 79
Актуальность данной выпускной квалификационной работы заключается в необходимости реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в котором предусматривается развитие универсальных учебных действий.
В широком значении "универсальные учебные действия" - саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) "универсальные учебные действия" - это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Концепция развития универсальных учебных действий (УУД) разработана на основе системно деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. На важность формирования у младших школьников общеучебных умений указывали Ю.К. Бабанский, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.А. Лошкарева, А.А. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. Отдельные виды общеучебных умений и методику их формирования рассматривали Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, А.В. Усова и др.
Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой и др.
Подробнее хотелось бы остановиться на познавательных УУД. К ним относятся следующие умения: поиск информации в тексте, работа с информацией, логическое мышление, анализ текста, построение умозаключений, постановка и решение учебной задачи и т.д.
Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров».
Смысловое чтение-это «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация в информационном потоке».(Из примерной ООП НОО)
Читательская компетентность является необходимым условием освоения школьниками практически всех учебных дисциплин. Владение навыками смыслового чтения способствует продуктивному обучению и помогает развивать аналитическое, интерпретирующее и критическое мышление. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следствие, речь письменная. Смысловое чтение следует рассматривать не как вид чтения, а, скорее, как уровень чтения. Навык работы с текстом - важная составляющая в формировании информационной компетентности наших учеников.
По результатам Центра оценки качества образования в диагностической работе по читательской грамотности обучающихся 4 класса 2019 года, было выявлено, что 62,42% участников диагностической работы продемонстрировали базовый уровень достижений. Каждый пятый ученик (более 20%) показал уровни ниже базового. Доля учеников, испытывающих в чтении и понимании текста значительные трудности, заметно выше, чем в 2016 -2018 гг. Более 17% участников КДР4 достигли повышенного уровня, который свидетельствует о том, что ученик готов самостоятельно учиться на основе текстов. Можно сказать еще о том, что умение глубоко и детально понимать содержание и формы текста освоено на среднем уровне в результате анализа диагностики по читательской грамотности.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что данная работа является актуальной.
Объект исследования: процесс развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет исследования: актуальное состояние развития познавательных универсальных учебных действий
Цель: на основе констатирующего эксперимента разработать программу, направленную на развитие познавательных универсальных учебных действий посредством приемов смыслового чтения.
Гипотеза исследования состоит в том, что у обучающихся третьего класса умения познавательных универсальных учебных действий (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы) характеризуются среднем уровнем.
Исходя из представленной цели и гипотезы были выявлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать научно - методическую литературу по теме исследования.
2. Выявить актуальный уровень развития познавательных универсальных учебных действий (констатирующий эксперимент).
3. Проанализировать результаты диагностической работы.
4. Разработать методические рекомендации, содержащие планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы в части формирования навыков смыслового чтения и работы с текстом описание приемов, обеспечивающие эффективное достижение планируемых результатов; освоенные направления деятельности по развитию навыков работы с текстом.
Методы исследования:
• теоретические методы (анализ теоретических источников, методы абстрагирования и конкретизации, обобщение и интерпретации научных данных);
• эмпирические методы (констатирующий педагогический эксперимент методы) количественного и качественного анализа результатов.
База исследования: констатирующий эксперимент проводился на базе МКОУ «Сухобузимская СШ» села Сухобузимского. В нем приняли участие 15 школьников в возрасте от 9 до 10 лет, из них 10 мальчиков и 5 девочек.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1)личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Проблема развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников — одна из важнейших задач современной школы. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении.
Классификация, в которой познавательные УУД распределяются по следующим группам:
1.Общеучебные универсальные действия;
2. Логические универсальные действия;
3. Постановка и решение проблемы.
Одним из способов развития познавательных УУД является смысловое чтение. Смысловое чтение-это «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация в информационном потоке.
Технология смыслового (продуктивного) чтения включает в себя три этапа работы с текстом:
• До чтения текста;
-Во время чтения текста;
• После чтения текста.
На каждом этапе развития смыслового чтения используются различные приемы.
Дети младшего школьного возраста обладают преимущественно среднем уровнем развития познавательных универсальных учебных действий (88%), что показывает некоторые недостатки сформированности познавательных УУД:
-Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний;
-Смысловое чтение;
-Анализ объектов с целью выделения признаков;
-Синтез-составление целого из частей;
-Самостоятельное создание способа решения проблем творческого и поискового характера.
Поэтому нами предложены методические рекомендации, которые могут способствовать повышению познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
1. Апальков В. Г. «Формирование смыслового чтения -
необходимое условие развития метапредметных компетенций»
[Электронный ресурс] www.gхzprоmschооl.ru/teаchers/.
2. Архипова О.И., Проблемы детского чтения: ценностно- смысловлые технололгии на уролках литературлного чтениля и внеурочлной деятелхности в рхмках ФГОС / О.И. Архиповх, Е.Ю. Мороз // Вестник научных конференций. 2019. № 9-1 (4Х). С. 13-14.
3. Асмолов А. Г., Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская ; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011. — 15Х с.
4. Бессчётнова Л.А., Формирование познавательных ууд на уроках в начальной школе / Л.А. Бессчётнова // Поволжский педагогический поиск. 2015. № 2 (12). С. 36-39.
5. Бондаренко Г.И., Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г.И. Бондаренко // Начальная школа плюс До и После. 2012. № 1. С. 91-93.
6. Буслаев, Ф.И. О преподавании отечестаенного языка / Ф.И. Буслаев. - М. : Либроком, 2010. - 360 с.
7. Вахрушева А.В., Смыслоаое чтение как основа развития универсальных учебных действий младших школьников / А. В. Вахрушеаа // В сборнике: современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей XXXII Международной научно-практической конференции. 201а. С. 127-1а0.
8. Газейкина А.И., Диагностика сформироаанности
познавательных универсальных учебных действий обучающихся основной школы / А.И. Газейкина, Ю.О. Казакова // Педагогическое обраазование в Россаии . 2016. № 7. С. 161-168.
9. Гончарова С.аН., Формироавание навыаков смыслоавого чтениая на урокаах русского язаыка и литераатуры / С.аН. Гончароава // В сборанике: Актуаальные вопросаы образоваания и наукаи Сборник нааучных труадов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях. 2014. С. 27 -29.
10. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: ИНТЕР, 1996.- 544с.
11. Данелян Е.Г., Формироаание смыслового чтения как метаапредметноаго результаата учебноай деятельностаи младших шакольников / Е.аГ. Данелян, Ю.аА. Корпусоава // Вестаник Тверскоаго государставенного университета. Серия: Педагогика и псилология. 201 Л. № 4 (49). С. 162-167.
12. Друзина И.В., Приемы работы над смысловым чтением в начальной шкоае / И.В. Друзина // В сборнике: Современное общестао, образоаание и наука сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 9 частях. 2014. С. 18-22.
13. Елисеева, Д. С. Возрастные возможности формирования познавательных универсааьных учебных действий младшего школьника / Д. С. Еаисеева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 201 а г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2О12. — С. 91-а4.
14. Жукова Н.Т., Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения / Н.Т. Жукова, И.В. Неведрова, Т.В. Рашина // В сборнике: Образование - территория инноваций Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Главный редактор Н.М. Петрович. 2018. С. 57-59.
15. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. - М. : Просвещение, 2011. -223 с....50