Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА, СКЛОННОГО К ПРОЯВЛЕНИЮ БУЛЛИНГА

Работа №166085

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы111
Год сдачи2020
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучение буллинга 6
1.1. Буллинг как психологическое понятие 6
1.2. Возрастные особенности младшего школьника 16
1.3. Буллинг в младшем школьном возрасте 20
1.4. Групповые занятия с элементами тренинга как способ работы с младшими
школьниками 25
Выводы по главе I 31
Глава II. Экспериментальное исследование проявления склонностей к буллингу в младшем школьном возрасте 34
2.1. Методы и организация исследования 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования ... 37
2.3. Групповые занятия с использованием элементов тренинга по снижению и
предупреждению буллинга у детей младшего школьного возраста 52
Вывод по II главе 55
Заключение 58
Список использованных источников 62
Приложение 68

Актуальность исследования. В настоящее время различные проблемы, присущие младшему школьному возрасту, находятся во внимании множества наук о развитии человека и общества, и в ряду разнообразных проблем получила своё внимание такая проблема, как буллинг в младшем школьном возрасте, но не в рамках классического подхода к детским конфликтам, как это можно было бы ожидать, а как проблема долговременной травли «жертвы».
Так как младший школьный возраст является периодом становления социальных стереотипов и выработки новых является важным не допускать переход обычных детских конфликтов в затяжную форму воздействия на «жертву» как буллинг. Равно как и не допускать возникновение жертвы в среде младших школьников, поскольку есть риск закрепления такой формы взаимодействия с школьниками более слабым у школьников, и переноса его в последующем в подростковый этап.
Насилие в школе требует самого пристального внимания, так как именно ситуация в школе во многом определяет дальнейшее развитие младших школьников и формирование свойств личности. Освоив определенные паттерны поведения такие как: «жертва», «обидчик», «пассивный наблюдатель» младший школьник может следовать им всю последующую жизнь.
Эта проблема очень актуальна, поскольку та основа, которая закладывается на психологическом уровне, в дальнейшем определяет поведение детей, а также формирует их личностные черты и качества. Если закрывать на эту проблему глаза, то поведение детей младшего школьного возраста перерастёт в более опасное поведение, которое проявится в подростковом возрасте.
Для исследования данного феномена существует ряд сложностей теоретического характера.
Например, в теоретическом плане, пока ещё существует недостаточно наработок, объясняющих этот феномен. С точки зрения классических теорий агрессий, описанных у З. Бауман, сложность объяснения феномена буллинга в том, что даже на уровне понятий нет четкого понимания - что есть агрессия, что есть конфликт, жертва и прочее. В каждом теоретическом подходе есть свой взгляд на проблему, но он как правило ограничен только рамками какого-то одного подхода.
Следует отметить, что наблюдается интерес к изучению буллинга в работах российских ученых (И.Б. Ачитаевой, В.И. Вишневской, О. Глазман, И.С. Кона, Д.А. Кутузовой, О. Маланцевой, А.А. Стрельбицкой, Е.Н. Файнштейн).
С учетом актуальности рассматриваемой проблемы и её теоретической значимости, в работе были определены цель, объект, предмет, гипотезы и задачи исследования.
Цель исследования: изучение особенностей личности младшего школьника, склонного к проявлению буллинга и разработка программы работы с младшими школьниками.
Объект исследования: феномен буллинга.
Предмет исследования: буллинг со стороны унижающего.
В качестве гипотезы было сформулировано предположение о том, что у младшего школьника, склонного к проявлению буллинга, отмечаются особенности в когнитивной, эмоциональной, поведенческой и личностной сферах личности. А именно: имеется понимание о буллинге и способах его применения; проявляются негативные чувства при малейшем возбуждении, характерна вспыльчивость и грубость, агрессивность по отношению к окружающим за действительные и вымышленные действия; в действиях демонстрируется восприятие окружающего мира как опасного и угрожающего; происходят конкретные действия физической и словесной травли без видимых на то причин; а также, обладание неадекватной самооценкой.
Также были определены задачи исследования:
1) Раскрыть понятие «буллинга» в психолого-педагогической литературе.
2) Рассмотреть феномен буллинга в младшем школьном возрасте.
3) Рассмотреть возрастные особенности младшего школьника.
4) Рассмотреть групповые занятия с использованием элементов тренинга как способ работы с младшими школьниками.
5) Выявить критерии проявления буллинга и подобрать методики
для экспериментального исследования.
6) Обработать экспериментальные данные.
7) Предложить методические рекомендации.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, опросные, проективные методы, метод экспертной оценки, наблюдение, а также, количественно-качественный метод обработки данных.
База исследования: МАОУ «Гимназия № 5» г. Красноярска, 2, 3 и 4 классы, общим количеством 78 человек.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемых источников и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью теоретической и экспериментальной части исследования являлось изучение особенностей личности младшего школьника, склонного к проявлению буллинга.
Для решения поставленной нами цели в теоретической части исследования мы раскрыли понятие «буллинг», рассмотрели феномен буллинга в младшем школьном возрасте и возрастные особенности младшего школьника. Ранее понятие «буллинг» считалось житейским понятием и научно не обосновывалось, но в последнее время оно стало международным термином, за которым стоит комплекс психологических, педагогических и социальных проблем. Анализ научных источников показал, что многие исследователи часто обращаются к определению буллинга, которое первым предложил Д. Ольвеус: «Буллинг - ситуация, в которой ученик неоднократно подвергается негативным действиям со стороны одного или нескольких других учеников».
Последние исследования D. Olweus показывают, что в младшей школе жертвами буллинга чаще становятся физически слабые учащиеся и учащиеся, которые моложе своих сверстников. Также для учащихся младшего школьного возраста более характерны физические воздействия, в то время как старшеклассники чаще используют косвенные формы буллинга. Буллинг является самой распространенной формой насилия в школе. Буллинг оказывает травмирующее воздействие на жертву, и этот эффект усиливается благодаря тому, что травля часто остается незамеченной учителями и родителями, а жертва ощущает свою беззащитность.
Рассматривая возрастные особенности и границы младшего школьного возраста считаются: с 6-7 до 9-10 лет, что и совпадает с периодом обучения в начальной школе. Существует ряд характеристик, которые выделяют детей
этих возрастных границ. В первую очередь, нужно понимать, что этот период способствует дальнейшему физическому и психическому развитию ребенка за счет систематического обучения в школе. Совершенствуется работа головного мозга, развивается нервная система. При этом, несмотря на относительную зрелость коры головного мозга, в этот период проявляется несовершенство регулирующей функции коры. Это выражается в поведении младших школьников (возбудимость, излишняя эмоциональность и пр.). Существуют различия в темповом развитии мальчиков и девочек (последние опережают). То есть при одинаковом возрасте фактически идет отставание мальчиков на год-полтора. Психологические качества младших школьников различаются определенными особенностями. Обучающиеся
предрасположены действовать, под воздействием конкретных импульсов, побуждений, не подумавши и не взвесив абсолютно всех факторов, по случайным поводам. Необходимость в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения и есть причина, что может приводить к разному роду конфликтным обстановкам.
Для решения поставленной нами цели мы выявили критерии проявления буллинга и подбор методик экспериментального исследования, обработали экспериментальные данные и выявили уровень проявления буллинга у младших школьников, а также составили программу коррекции по снижению и предупреждению буллинга у детей младшего школьного возраста. Критерии для проведения исследования были выбраны опираясь на теоретическую часть исследования: поведенческий компонент, когнитивный компонент, эмоциональный компонент и личностный компонент. Подбор методик исходил из критериев для проведения и нами были выбраны следующие методики: наблюдение, опросник «Ситуация буллинга в школе» В.Р. Петросянц, проективный рисунок М.А. Панфиловой «Кактус», опросник А. Басса и А. Дарки, экспертная педагогическая оценка.
Проанализировав все результаты, мы составили целостный портрет младших школьников по уровням проявления буллинга.
Для детей с низкой склонностью проявления буллинга, а именно 41% обучающихся в младшем школьном звене, что составляет немного меньше половины, характерна не сформированность представлений о буллинге. На эмоциональном уровне они не выражают свои негативные чувства даже при сильном возбуждении, а также не испытывает зависть и ненависть к окружающим. На поведенческом уровне данная группа младших школьников не агрессивна по отношению к другим. На личностном уровне ученики обладают адекватной самооценкой и отсутствием агрессии.
46% учащихся по результатам проведенных методик обладают средней склонностью проявления буллинга. А именно, на когнитивном уровне учащиеся имеют представление о буллинге, но не всегда точное. На эмоциональном уровне они выражают негативные чувства при достаточно сильном возбуждении, для них характерна вспыльчивость и грубость, но в редких случаях. Зависть и ненависть к окружающим испытывают только за действительные действия. На личностном и поведенческом уровне для них характерна агрессия в редких случаях, а также учащиеся находящиеся на среднем уровне обладают адекватной самооценкой.
К высокой склонности проявления буллинга относится 13% учащихся. У данных школьников хорошо сформированные представления о буллинге и они знают, как его применять. Ученики выражают свои негативные чувства при малейшем возбуждении, для них характерна вспыльчивость и грубость, зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия, воспринимают окружающий мир как угрозу и опасность. С их стороны происходят конкретные действия травли физической и словесной без видимых на то причин. Данной группе школьников свойственно копирование моделей поведения, заниженная самооценка и зависть переходящая в агрессию.
Младший школьник склонный к высокому проявлению буллинга обладает не адекватной самооценкой, которую он стремится поднять за счёт унижения и оскорбления других. Стремится быть в центре внимания любой
ценой, агрессивный, жестокий, склонный к манипулированию и доминированию. Буллер может быть, как и из неблагополучной семьи, так и из семьи с высоким материальным положением.
На основе проведённого эксперимента, была составлена программа коррекции по снижению и предупреждению буллинга у детей младшего школьного возраста. Коррекционная программа была разделена на три этапа: информационный, практический и завершение (рефлексия). В данную программу входит 10 занятий по 45 минут.
Программа представляет собой групповые занятия с использованием игр, чтение и обсуждение художественных произведений, рисования.


1. Анцупов А.Я. Конфликтология// Учебник для вузов / Под ред. А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова - М.: ЮНИТИ, 2009. 201 с.
2. Агрессия детей и подростков// Учебное пособие / Под ред. Н.М. Платоновой. СПб.: Речь, 2004. 334 с.
3. Баева И.А. Школьная травля (буллинг) в образовательной среде
[Электронный ресурс]. Режим доступа
http ://nrcnn.ru/lang/activity/study.html?id= 149
4. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. - М.: Эксмо- Пресс., 2000. 510 с.
5. Бауман, З. Индивидуализированное общество / З. Бауман. - М.: Логос, 2005. 390 с.
6. Бердышев, И. Лекарство против ненависти / И. Бердышев // Первое сентября, 2005. № 18. 3 с.
7. Берковец, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковец. - М.: Академия, 2001. 512 с.
8. Бочавер, А.А. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология, 2013. № 3. 149-159 с.
9. Буллинг — травля детей. Что делать? // Санкт-Петербургское государственное учреждение социальной помощи семьям и детям "Региональный центр "Семья": [сайт]. - Спб., [1995 — 2012]. Режим доступа http ://homekid.ru/bullying/bullyingPart1.html
10. Бумаженко, Н. И. Виктимология / Н. И. Бумаженко. - Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова, 2010. 115 с.
11. Бутовская М.Л., Луценко Е.Л., Ткачук К.Е. Буллинг как социокультурный феномен и его связь с чертами личности у младших школьников / Бутовская М.Л.- ЭО, 2012. №5. 141 с.
12. Быковская, Е. Ф. Педагогическое насилие: теория и практика / Е. Ф. Быковская // Философия образования. 2006. № 1. 221-229 с.
13. Вачков И.В., Дерябо С.Д., Окна в мир тренинга: методологические основы субъектного подхода к групповой работе, СПб, «Речь», 2004. 69 с.
14. Воликова С.В., Нифонтова А.В., Холмогорова А.Б. Школьное насилие и суицидальное поведение детей и подростков / Вопросы психологии. 2013. № 2. 25-30 с.
15. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Учебное пособие для студ. Пед. Вузов / сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: «Академия», 2006. 624 с....62


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ