ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы налогового планирования 6
1.1. Понятие и содержание налогового планирования 6
1.2. Принципы, этапы и уровни налогового планирования 13
Глава 2. Разграничение налогового планирования по правомерности в коммерческой организации 22
2.1. Правомерное налоговое планирование в коммерческой организации 22
2.2 Неправомерное налоговое планирование в коммерческой организации 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Правовые аспекты налогового планирования в предпринимательской деятельности в целом и в коммерческих организациях в частности в настоящее время являются наименее разработанной областью научных знаний. Целевая направленность налогового планирования на уменьшение налогообложения, конфликтующая с государственным интересом, диктует необходимость законодательного регулирования этого явления, в частности, через установление его определения, принципов, методов, точного разграничения правомерного и неправомерного поведения налогоплательщиков. Несмотря на то, что большинство хозяйствующих субъектов применяют налоговое планирование в современной предпринимательской практике, его правовое обеспечение в значительной степени отстает от требований времени.
Актуальность исследования заключается в необходимости создания целостной, научно-обоснованной концепции, раскрывающей природу и сущность, способы осуществления налогового планирования как неотъемлемой части финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности, которая была бы положена в основу разработки соответствующего законодательства.
Теоретическую базу настоящего исследования образуют фундаментальные положения общей теории права, теории конституционного, административного права, уголовного права, гражданского и предпринимательского права, финансового и налогового права, экономической теории. В исследовании отражены идеи ведущих ученых в этих областях, таких как: С.С. Алексеева, О.Ю. Бакаевой, КС. Вельского, Д.В. Винницкого, Л.К Вороновой, О.Н. Горбуновой, Е.Ю. Грачевой, В.В. Гриценко, А.В. Демина, С.В. Запольского, Ю.А. Крохиной, И.И. Кучерова, Н.П. Кучерявенко, Г.В. Петровой, А.И. Погорлецкого, Е.В. Покачаловой, Е.А. Ровинского, Б.А. Рагозина, И.В. Рукавишниковой, Г.Ф. Ручкиной, М.В. Сенцовой (Карасевой), Э.Д. Соколовой, И.Н. Соловьева, Г.П. Толстопятенко, Н.П. Химичевой, Н.А. Шевелевой, А.А. Ялбулганова, Б.К. Абдуллаевой, О.А. Антошиной, М.В. Беспалова, Т.П. Винокурова, Е.С. Вылковой, В.А. Гуровой, Ф.С. Дибиргаджиевой, Н.Г. Зиновьевой, Е.А. Кировой, М.Н. Крейниной, М.И. Литвинова, Т.К. Островенко, В.А. Приходько, Д.Н. Тихонова, Д.Ю. Федечкиной, В.В. Мосияша, А.Г. Седова и др. В последние годы институт налогового планирования и его совершенствование анализировался в диссертационных исследованиях на соискание ученых степеней Т.А. Гусевой, М.А. Громова, А.В. Глинова, С.В. Жесткова, С.И. Задорогина, С.В. Савсериса и др.
Однако, несмотря на столь значительное количество работ, посвященных исследованию института налогового планирования, многие вопросы остаются дискуссионными, что негативно отражается на практике применения этого института гражданами и правоприменителями. Следовательно, изучение института налогового планирования в коммерческой организации имеет теоретическую и практическую значимость.
Объектом дипломного исследования - является комплекс теоретических и практических вопросов, связанных с процессом реализации института налогового планирования, обеспечение прав и законных интересов субъектов правовых отношений как осуществляющих предпринимательскую деятельность, их работников, потенциальных клиентов (потребителей), государства в лице его органов и должностных лиц, регламентированных действующим законодательством Российской Федерации.
Предметом исследования являются налоговые нормы, нормы гражданского, трудового, административного, уголовного права, регламентирующие особенности налогового планирования и привлечения к административной и уголовной ответственности и наказания лиц, совершивших налоговые правонарушения.
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе действующего российского законодательства, выявить особенности налогового планирования коммерческими организациями, определить критерии его правомерности и противоправности, а также определить основные пути его совершенствования.
Задачи исследования:
- проанализировать и раскрыть понятия «планирование», «налоговое планирование»;
- определить сущность, цели, принципы, этапы налогового планирования;
- проанализировать условия правомерности налогового планирования;
- провести разграничение правомерного и неправомерного налогового планирования;
- выработать рекомендации по осуществлению правомерного налогового планирования в коммерческой организации;
- раскрыть основания и особенности привлечения коммерческих организаций и их должностных лиц к различным видам юридической ответственности за правонарушения, совершенные в результате осуществления неправомерного налогового планирования;
- определить проблемные вопросы, связанные с осуществлением налогового планирования в коммерческих организациях.
Методологическую основу исследования составляют совокупность общенаучных и специальных методов познания социально-правовой действительности. Среди них главное место занимает диалектический метод, позволяющий рассмотреть объект и предмет исследования во всей полноте их проявлений, учитывая имеющиеся противоречия и последствия их разрешения. В работе использованы также аналитический, формально-логический, сравнительно-правовой, системно-структурный методы.
При проведении данного исследования было изучено законодательство Российской Федерации, монографии, научные публикации, судебные акты Верховного Суда и Конституционного Суда РФ, сложившаяся судебная практика федеральных судов РФ, правоприменительная практика налоговых органов РФ.
Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованных источников.
В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что на сегодняшний день налоговое планирование, как институт налогового права известен российскому законодательству и применяется на практике. Несмотря на это действующее законодательство о налогах и сборах не содержит легального определения данного института, в связи с чем на практике часто возникают сложности в разграничении налогового планирования правомерного и неправомерного. Однако стоит отметить, что коммерческие организации, даже при отсутствии законодательного регулирования налогового планирования, прибегают к этому для целей снижения несения ими налогового бремени.
По результатам исследования института налогового планирования можно сделать следующие выводы:
1. Налоговое планирование имеет свои цели, этапы и принципы. Данный вывод был сделан в результате анализа действующего законодательства, правоприменительной практики, судебных материалов и научной доктрины. Так, целью налогового планирования является снижение налогового бремени коммерческих организаций способами, определенными налоговым законом, для более эффективного ведения хозяйственной деятельности такой организации. Принципами налогового планирования являются:
а) принцип законности, на котором должна основываться любая деятельность коммерческой организации;
б) принцип адекватности затрат;
в) принцип оптимальности;
г) принцип системности;
д) принцип непрерывности;
е) принцип альтернативности;
ж) принцип целенаправленности и приоритетности;
з) принцип комплексности;
и) принцип нейтралитета;
к) принцип автономности.
Такие принципы соответствуют именно правомерному налоговому планированию, но, в связи тем, что данный институт не урегулирован налоговым законодательством в полном объеме, считаем необходимым закрепить данные принципы на законодательном уровне. Этапами налогового планирования, которые также необходимо закрепить в законодательстве на федеральном и региональном уровнях, являются:
а) сбор информации для расчета налоговой нагрузки организации (фактической и планируемой) и показателей налогового бремени основных объектов обложения;
б) анализ налоговой базы хозяйствующего субъекта - коммерческой организации;
в) балансирование налоговых выплат (применение нормативов, льгот, отсрочек и т.д.);
г) составление налогового календаря;
д) составление операционного бюджета по налогам.
2. Государство предусматривает специальные послабления для налогоплательщиков в качестве специальных льгот на уплату налогов. Такие преференции закрепляются государством в соответствующих нормах на федеральном уровне и, соответственно, действие их распространяется на всех субъектов, указанных в такой норме, а воспользоваться таким правом или нет - выбор каждого налогоплательщика. Наряду со льготами государство устанавливает сдерживающие меры, направленные на увеличение налогового бремени для налогоплательщика. В совокупности такая фискальная политика государства направлена на поддержание баланса в системе налогообложения.
3. Одним из важнейших условий правомерности налогового планирования является его соответствие действующему законодательству, а также соблюдение прав и законных интересов третьих лиц и государства. За соблюдением правомерности следит государство в лице налоговых служб, которые, в случае выявления несоблюдения действующего законодательства, применяют меры ответственности к правонарушителю.
4. Налоговое планирование необходимо разграничивать по правомерности на правомерное налоговое планирование и неправомерное - уклонение от уплаты налогов. Правомерное налоговое планирование можно свести к законодательным способам и приемам по снижению налоговых выплат коммерческих организаций. Любое уменьшение налоговой нагрузки позволяет организации сохранять средства в обороте и увеличивать эффективность финансово-хозяйственной деятельности. Таким образом, цель коммерческой организации заключается в повышении эффективности ее деятельности, а не только в снижении налоговой нагрузки. Наряду с правомерным налоговым планированием существует отдельная категория методов незаконного налогового планирования, которое, в случае его выявления государством в лице налоговой службы, преследует определенные последствия в виде несения административной, гражданской и уголовной ответственности.
5. В ходе изучения специальной литературы и налогового законодательства были выявлены основы правомерного налогового планирования, в связи с чем предлагаются следующие рекомендации для коммерческих организаций:
а) наличие грамотного специалиста в области налогового планирования, а в крупных организациях - отдела по налоговому планированию;
б) изучение законодательства о налогах и сборах, методологических указаний и рекомендаций ФНС России и иных необходимых правовых актов;
в) разработка долгосрочных программ проведения мероприятий, позволяющих оптимизировать налоговое бремя коммерческой организации с учетом баланса интересов налогоплательщика и государства;
г) осуществление текущего налогового планирования;
д) определение учетной политики организации;
е) обращаться к помощи квалифицированных юристов для создания оптимальных налоговых условий.
6. Основанием для привлечения коммерческой организации к ответственности за неправомерное налоговое планирование является доказательственная база, собиранием которой занимается налоговая служба в ходе проверок. Так, коммерческая организация, которая необоснованно и с нарушением действующего законодательства прибегла к снижению налогов, в случае выявления такого нарушения подвергается различным видам юридической ответственности. Для данных организаций предусмотрены административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность. Меры уголовной ответственности, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, применяются к таким нарушителям в случае уклонения от уплаты налогов и страховых взносов в крупных и особо крупных размерах.
7. В результате проведенного исследования было выяснено, что отсутствует регулирование налогового планирования в общем виде. Нормы, содержащиеся в налоговом законодательстве структурно не объединены. В связи с этим возникают проблемы у коммерческих организаций в возможности и осведомленности о применения законных способов снижения налогового бремени. В связи с выявленными недостатками в регулировании налогового планирования предлагаются следующие меры по совершенствованию законодательства:
1. Внести в абзац 2 п. 1 ст. 3. Основные начала законодательства о налогах и сборах Налогового кодекса Российской Федерации право налогоплательщика на осуществление налогового планирования и изложить ее в следующей редакции:
«1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Налогоплательщик в праве осуществлять налоговое планирование своей деятельности».
2. Внести в п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ «Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе» понятие налоговое планирование и изложить его в следующей редакции:
«...2. Налоговое планирование - систематическая деятельность налогоплательщика, направленная на выбор наиболее выгодных правовых форм осуществления деятельности (организационно-правовая форма, налоговый режим, учетная политика, заключаемые договоры, использование льгот и т.д.), осуществляемая с целью исчисления оптимальной суммы налогов в конкретных условиях хозяйствования в соответствии с действующим законодательством».
3. Разработать и утвердить методические рекомендации по налоговому планированию в коммерческих организациях. Закрепить в них признаки, сущность и этапы налогового планирования, раскрыть понятие «налоговое планирование», принципы его осуществления, которые были определены в ходе настоящего исследования. Такими методическими рекомендациями будут урегулированы вопросы применения правомерных способов налогового планирования и его значение для эффективной финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации.
Решение имеющихся проблемных вопросов в реализации процессов налогового планирования в коммерческой организации имеют большое значение как в формировании доходной части бюджетов различных уровней в общем, так и для осуществления предпринимательской деятельности в частности и вызывают необходимость дальнейшей теоретической проработки и законодательного закрепления всех составляющих его элементов.
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 фев. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июл. 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 27 дек. 2019 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 24 аир. 2020 г.) // Российская газета. - 2001. - № 256.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 01 аир. 2020) // Российская газета. - 1998. - № 148-149.
5. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 27 нояб. 2018 г. № 425-ФЗ // Российская газета. - 2018. - № 270.
6. О бухгалтерском учете: федеральный закон от 6 дек. 2011 г.№ 402- ФЗ (в ред. от 26 июля 2019 г.) // Российская газета. - 2011. - № 278.
7. Об основах налоговой системы в Российской Федерации: Закон РФ от 27 дек. 1991 г. № 2118-1 (утр. силу) // Российская газета. - 1992. - № 56.
8. Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 30 дек. 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (часть I). - Ст. 3.
9. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 07 аир. 2020 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
10. О рассмотрении обращения: Письмо ФНС РФ от 11 фев. 2010 г. № 3-7-07/84 // Официальные документы. - 2010. - № 9.
11. О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)» (вместе с «Методическими рекомендациями «Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)»: Письмо ФНС России от 13 июля 2017 г. № ЕД-4- 2/13650 // Официальные документы. - № 35.
Материалы судебной практики
12. Определение Верховного Суда РФ от 21 июля 2016 г. [Электронный
ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ. - URL:
http: //sudact.ru/regular/doc/BJa6qM567.
13. Определения ВС РФ от 20.02.2018 по делу № А40-171348/2016, от 27.03.2017 по делу № А40-213762/2014, от 26.04.2017 по делу № А40- 63455/2015.
14. Определения КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П и № 366-О-П. [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ. -URL: https://sudact.ru/.
15. Определение по делу о проверке конституционности положений п. п. 6 и 7 ст. 168 и п. 5 ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой ООО «Торговый дом «Камснаб» : Постановление КС РФ от 3 июня 2014 г. № 17-П // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 24. - Ст. 3143.
16. Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды: постановление Пленума ВАС РФ от 12 окт. 2006 г. № 53 // Вестник ВАС РФ. - 2006. - № 12.
17. Кассационное определение Мурманского областного суда от 1 фев. 2012 г. [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ. - URL: http: //sudact.ru/regular/doc/BJaIYpj567.
18. Определение Санкт-Петербургского городского суда от 2 нояб. 2017 г. [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ. - URL: http: //sudact.ru/regular/doc/BJaIY GqM5l.
19. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 08 фев. 2013 г. [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ. -URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/CB1i5ofh.
20. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 нояб. 2017 г. [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ. - URL: http s: //sudact .ru/arbitral/do c/j DKLcNsfNdJ 8.
21. Постановление Семнадцатого AAC от 13.02.2017 по делу N А50- 17405/2016, оставлено без изменения Постановлением АС Уральского округа от 16.06.2017. [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ. - URL: https: //sudact.ru/arbitral/doc/jDdHfNsfNdJ8.
22. Постановление двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 янв. 2015 г. [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ. - URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/jDdHfNsfNdJ8.
23. Постановление Президиума Верховного Суда Республики Татарстан от 03 мая 2017 г. [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ. - URL: http://sudact.ru/regular/doc/378616.
24. Решение арбитражного суда г. Москвы от 18 авг. 2005 г. [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ. - URL: http://sudact.ru/regular/doc/BDjka6h89.
25. Решение арбитражного суда Брянской области от 18 окт. 2018 г. [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ. - URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/jDKLcNDbRdJ8.
26. Решение арбитражного суда Челябинской области от 26 нояб. 2019 г. [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ. -URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/2PdLWBIfcYNv.
27. Решение арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 апр. 2019 г. [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ. - URL: https: //sudact.ru/arbitral/doc/ebcqnksmaWL8.
28. Решение Благовещенского городского суда от 22 нояб. 2019 г. [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ. -URL: https://sudact.ru/regular/doc/KKUzbOVsb1YV.
Диссертации на соискание ученой степени
29. Русева, Т.А. Правовое регулирование налогового планирования в
предпринимательской деятельности: проблемы теории и практики.
Автореферат по ВАК РФ 12.00.14, доктор юридических наук. 2008. [Электронный ресурс]. -URL: https://www.dissercat.com/content/pravovoe-
regulirovanie-nalogovogo-planirovaniya-v-predprinimatelskoi-deyatelnosti- problemy-t.
30. Жестков, С.В. Правовые основы налогового планирования: на
примере групп предприятий. Автореферат по ВАК РФ 12.00.14, кандидат юридических наук. 2001. [Электронный ресурс]. -URL:
https://www.dissercat.com/content/pravovye-osnovy-nalogovogo-planirovaniya-na- primere-grupp-predpriyatii.
Специальная литература
31. Абдуллаева, Б.К Методологические подходы к понятию налогового планирования / Б.К. Абдуллаева, Ф.С. Дибиргаджиева // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 21. - С. 1-3.
32. Акимова, ВТ. Пределы вмешательства в налоговое планирование при налоговом администрировании / ВТ. Акимова, К.Ю. Литвинова, И.Б. Штукмастер, А.Б. Кузнецов // Закон. - 2019. - № 5. - С. 1-19.
33. Антошина, О.А. Организация налогового учета и налогового планирования на предприятии / О.А. Антошина // Экономикс-правовой бюллетень. - 2009. - № 11. - 142 с.
34. Беспалов, М.В. Налоговое планирование и оптимизация налогообложения: основные цели, задачи и принципы осуществления / М. В. Беспалов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2013. - № 24. - С. 24-28.
35. Беспалов, М.В. Снижение налогового бремени с помощью резерва по сомнительным долгам / М.В. Беспалов // Налоговая политика и практика. - 2010. - № 3. - С. 18-19
36. Буева Е.Н. Налоговое планирование предпринимательской
деятельности // Ученые записки Казанского государственного университета. Гуманитарные науки. 2015. Том 147, кн. 3. [Электронный ресурс]. -URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/nalogovoe-planirovanie-predprinimatelskoy- deyatelnosti.
37. Винницкий Д.В. Добросовестность, обоснованность выгоды, пределы осуществления прав, или как российское налоговое право оказалось на передовых рубежах борьбы со злом, гнездящимся в налогоплательщиках // Закон. 2018. № 11. С. 22.
38. Винокурова, Т.П. Методика анализа и оценки налоговой нагрузки организаций сферы обращения / Т.П. Винокурова // Экономика и управление. - 2009. - № 3. - С. 64-71.
39. Вылкова, Е.С. Налоговое планирование / Е. С. Вылкова, М.Е. Романовский. — Санкт-Петербург : Питер, 2016. - 650 с.
40. Вылкова, Е.С. Энциклопедия управления налогообложением экономических субъектов. Том 1 Теоретические основы: монография / Вылкова Е.С. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. С. 108.
41. Горский, И.В. Налоговая политика и экономический рост / И.В. Горский // Финансы. - 2004. - № 1. - С. 22-26.
42. Гурова, В.А. К вопросу об определении сущности налогового планирования / В.А. Гурова // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. - 2014. - №4 (29). - С. 24-28.
43. Демин, А.В. Официальные разъяснения фискальных органов в контексте определенности налогообложения //Вестник Томского государственного университета. Право. 2019. № 31. С. 67-68.
44. Демин, А.В. Принцип определенности налогообложения: монография / А.В. Демин// Статут. -2015. - 97с.
45. Ермилова, М.В. Налоговое планирование на предприятии / М.В. Ермилова // Вестник науки и образования. - 2017. - №6 (30). С. 1-3.
46. Зиновьева, Н.Г. Налоговое планирование как способ повышения
эффективности функционирования сельскохозяйственных
товаропроизводителей / Н. Г. Зиновьева // Управленческий учет. - 2006. - №2. - С. 74-84.
47. Иванов А.А. Налоговые нарушения: между умыслом и случайностью // Вестник экономического правосудия РФ. 2018. № 4. С. 19. //СПС КонсультантПлюс.
48. Кратенко, М.В. Злоупотребление свободой договора: частноправовые и публично-правовые аспекты: монография / М.В. Кратенко // Волтере Клувер. - 2010. - 115 с.
49. Лысенко, Е.А. Вменение налоговых обязательств: практические подходы в борьбе с агрессивным налоговым планированием. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 27 ноября 2015 г. № 306-КГ15-7673 / Е.А. Лысенко // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. - 2016. - № 1. - С. 4-8.
50. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение. - 6-е изд., переработ. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 187. [Электронный ресурс]. -URL: https://cyberleninka.rU/article/n/printsipy-nalogovoy-sistemy-rossiyskoy-federatsii.
51. Марфудина, Т.А. Роль налогового планирования в управлении предприятием / Т.А. Марфудина // Логистика. Транспорт. Консалтинг. - 2012. - № 31. - С. 1-3.
52. Мещерякова А.Ф. Налоговые споры в практике арбитражных судов: проблемы и пути решения // Общественные науки. Право. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2017. № 4. С. 76.
53. Пащенко, Т.В. Анализ налоговых обязательств как основной этап налогового планирования в организации / Т. В. Пащенко // Вестник ПТУ. Серия : Экономика. - 2013. №4 (19). - С. 1-7.
54. Петров, А.А. Налоговое планирование как элемент финансовой (налоговой) политики организации : дипломная работа специалиста : 080105.65 / А.А. Петров. - Красноярск : СФУ, 2016. - 78 с.
55. Савсерис, С.В. Категория «недобросовестность» в налоговом праве / С.В. Савсерсис. - Москва : Статут, 2007. 191 с.
56. Самсонов, Е.А. Модернизация использования инструментария в налоговом планировании в организации / Е.А. Самсонов // Известия ВолгГТУ. - 2016. - № 3. - С. 137-142.
57. Словарь Лопатникова. Общеэкономический и экономике - математический объяснительный словарь. [Электронный ресурс]. -URL: https://lopatnikov.pro/slovar/p/planirovanie/.
58. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. Исследований /Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. С. 576.
59. Словарь терминов по курсу «Финансы, деньги и кредит / сост. В.А. Мурашкин. - Гжель: ГГХПИ, 2011. С. 37.
60. Стороженко, О.Г. Проблемы налогового планирования на корпоративном уровне / О.Г. Стороженко // Бюллетень финансовой информации. - 2011. - № 9-10. С. 25.
61. Суглобова, А.Е. Основы налогового планирования : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика» / А.Е. Суглобов, М.И. Мигунова. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 247 с.
62. Тарасова, Л.Н. Правомерность как правовой принцип, метод правового регулирования и правовой режим / Л.Н. Тарасова // Вестник МФЮА. 2012. № 4. С. 42-53.
63. Тихонов, Д.Н. Основы налогового планирования / Д.Н. Тихонов. - Москва : Инфограф, 1999. - 192 с.
64. Черникова, А.Е. Налоговое планирование на предприятиях в современных условиях / А.Е. Черникова // Проблемы экономики и менеджмента. - 2016. - №3 (55). - С. 1-3.
65. Чечнева, Ю.В. Планирование и прогнозирование налоговых поступлений: типология и основные принципы / Ю.В. Чечнева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2012. - № 12. - С. 40-47.
66. Шестакова, Е.В. Взаимодействие налогоплательщика и государства при планировании налогообложения в условиях неопределенности /Е.В. Шестакова // Налоги. - 2017. - № 4. С. 17-21.
67. Щедричева, А.Н. Сущность и содержание налогового планирования / А. Н. Щедричева, Г.Е. Шалдина // Успехи в химии и химической технологии. - 2012. - №8 (137). - С. 101-107.