Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние супружеских взаимоотношений на формирование личности ребенка

Работа №16608

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
910
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Теоретические основы изучения влияния супружеских взаимоотношений на формирование личности детей
1.1. Семья как главная микросреда развития детей
1.2. Особенности формирования личности детей младшего школьного возраста в семье
1.3. Роль супружеских взаимоотношений в формировании личности детей
Выводы
Глава 2. Эмпирическое исследование по выявлению влияния
супружеских взаимоотношений на формирование личности ребенка в семье
2.1. Организация и характеристика методов исследования
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов эмпирического исследования
Заключение
Список использованной литературы

Актуальность. Влияние семьи на формирование личности ребенка является актуальной проблемой в настоящее время. Известно, что семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально¬исторического опыта, эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно считать, что семья является важнейшим институтом воспитания. Помимо сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности. Поэтому очень важно, какой психологический климат преобладает в семье и как эти отношения могут повлиять на развитие личности ребенка.
Психологический климат семьи не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи в каждый конкретный момент, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения.
Современный брак основывается на совместимости людей как личностей. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание. Следовательно, они обусловливают стиль воспитания, а так же характер системы отношений «родители - ребенок».
Степень изученности: проблемы семьи и семейного воспитания волновали людей уже с древнейших времен: в сочинениях великих мыслителей прошлого: Платона, Аристотеля, Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо- мы находим их отношение к семье как фактору воспитания, оценку ее роли в становлении и дальнейшей жизни каждого человека. В России изучением этой проблемы занимались такие выдающиеся ученые как Н.И. Новиков,А.Н. Радищев,В.Ф.Одоевский, А.И. Герцен, Н.И. Пирогов,Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, Т.Ф.Лесгафт, Л.Н. Толстой,А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.
Особенности семьи, семейного воспитания, особенности формирования личности ребенка в семье изучали Ю.П. Азаров, Д.Н. Добрович, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, З. Матейчек, С.В. Ковалев, Н.В. Бондаренко и другие.
В данной работе предпринята попытка исследования некоторых аспектов этой проблемы, потому что создание гармоничных отношений, благополучного психологически комфортного климата в семье должно стать первой задачей родителей, так как без этого невозможно формирование здоровой полноценной личности ребенка. Отклонения в семейных отношениях негативно влияют на формирование личности ребенка, его характера, самооценки и других психических качеств личности. При неблагоприятных супружеских отношениях у детей могут возникать различные проблемы: состояние повышенной тревожности, ухудшение успеваемости в школе, трудности в общении и многие другие.
Объект исследования: формирование личности детей.
Предмет исследования: влияние супружеских взаимоотношений на формирование личности детей.
Гипотеза исследования заключается в предположении,что если между супругами отношения благоприятные, то у детей будет высокая самооценка и средний уровень тревожности.
Цель исследования: влияние супружеских отношений на самооценку и уровень тревожности детей.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность семьи как главной среды развития ребенка;
2. Изучить особенности формирования личности детей младшего школьного возраста;
3. Определить роль супружеских взаимоотношений в формировании личности детей;
3. Провести и проанализировать эмпирическое исследование по выявлению влияния супружеских взаимоотношений на формирование личности ребенка.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды зарубежных и отечественных ученых. Проблему взаимоотношений в семье изучали Ковалев С. В., Островская Л. Ф., Волкова А.Н.; концепции семейных отношений - А.И. Антонов, В.Н. Дружинин, А.Г. Харчев, Л.Б.Шнейдер, С.В.Ковалев;исследовали личность ребенка Степанков В. В., Елисеев А. П., Солнцева Л. С., Петровский А. В.; изучением тактики взаимоотношений в семье занимались Кацинська Л. Л., Архиева Т. В., анализом семейных отношений занимался - Э.Г. Эйдемиллер, а стадиями супружеских взаимоотношений - В. Зацепина и др.
В работе использованы следующие методы:
Теоретические:
- анализ психолого-педагогической литературы;
Эмпирические:
- опросник ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитет);
- тест-опросник А.И. Захарова на выявление уровня тревожности младших школьников;
- тест на выявление самооценки младших школьников «Какой я?» Р.С.Немова.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Аксы-Барлык» Барун- Хемчикского района.
Выборка исследования: 25 младших школьников (7-9 лет), из них 15 мальчиков, 10 девочек, родители в количестве 50 человек (25 семей, полные).
Практическая значимость: результаты эмпирической части исследования могут быть использованы психологами, социальными педагогами, учителями начальных классов при планировании работы с родителями, а также и родителями для создания благоприятных взаимоотношений.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух частей, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы показал, что решающее влияние на формирование личности ребенка оказывает семья. Семья - это сложная система взаимосвязанных процессов. Супружеские взаимоотношения - один из важных компонентов этой системы, которые, в свою очередь, имеют тоже сложную структуру.
Супружеские взаимоотношения складываются под влиянием ряда факторов: психологический микроклимат в семье, личностные свойства и качества самих супругов. По важности взаимоотношения супругов перевешивают все другие отношения, в том числе, и отношения между родственниками. В семьях, где отношения между супругами натянутые, «переменчивые» или «не прояснены», дети вырастают тревожными, легко ранимыми, мнительными. Часто ссоры между родителями дети относят на свой счет, то есть считают себя виноватыми в ссоре. Из-за этого они страдают не только эмоционально, но и физически. Нередко такие дети эмоционально холодные и не умеют проявлять и выражать ласку.
Влияние супружеских взаимоотношений на формирование личности разнообразно в зависимости от стиля взаимодействия, индивидуальных качеств членов семьи. Учитывая взаимозависимость отношений в семье, их описывают через те роли, которые выполняет ребенок. По мнению А.С. Спиваковской, роль ребенка можно четко выделить в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно, годами сохраняя застывшие, ригидные, уже не соответствующие реальным отношениям. Наиболее типичны четыре роли: «козел отпущения», «любимчик», «примиритель», «беби».
Выявление влияния супружеских взаимоотношений на формирование личности ребенка проведено в ходе практического исследования, организованного и проведенного на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с.Аксы-Барлык» Барун-Хемчикского района.
Для достижения цели и задач нашей работы исследованы супружеские взаимоотношения и их влияние на семейное воспитание с помощью следующих методов исследования: анализ теоретических подходов проблемы супружеских взаимоотношений, опросник ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитет) для родителей, тесты на определение уровня самооценки и тревожности младших школьников, беседа, методы количественной и качественной обработки интерпретации полученных данных.
В результате исследования были сделаны следующие выводы:
1. Супружеские взаимоотношения оказывают непосредственное
влияние на формирование личности ребенка младшего школьного возраста.
2. Неадекватные взаимоотношения супругов обуславливают у ребенка тревожное состояние, эмоциональный психологический дискомфорт, низкий уровень самооценки.
3. Позитивные взаимоотношения между взрослыми формируются при благоприятном климате в семье и воздействуют на ребенка положительно.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами, была подтверждена тем, что развитие ребенка, формирование его личностных качеств определяется характером супружеских взаимоотношений в семье.
Анализ результатов психодиагностических исследований семей позволил сделать вывод и о том, что в психологической коррекции нуждаются как дети, так и их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных супружеских и детско-родительских отношений.



1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика / Ю.П. Азаров. - М.: Просвещение, 2002.- 685 с.
2. Андреева, Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие/Т.В. Андреева. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
3. Акрушенко, А.В. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций / А.В. Акрушенко, Т.В. Каратьян, О.А. Ларина. - М.: Эксмо, 2008. - 128 с. С. 49-51.
4. Апряткина, Е.Н. Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников / Е.Н. Апряткина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 176¬180.
5. Артамонова, Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; ред. Е.Г. Силяева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.
6. Архиреева, Т.В. Влияние родительского воспитания на самоотношение младшего школьника / Т.В. Архиреева // Вопросы психологии, научный журнал. - М.: 2006.- № 3.- С.65-69.
7. Астапов, В.М. Тревожность у детей / В.М. Астапов. - 2-е изд.- СПБ: Питер. - 2004. -224 с.
8. Афанасьева, Т.М. Семья / Т.М.Афанасьева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение , 2007. - 285 с.
9. Большой психологический словарь / Сост. И общ.ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко.- СПб.: Прайм- Еврознак. 2004.
10. Доржу, Ю.З. Тувинская семья: тенденции ее жизнедеятельности // Омский научный вестник. №1-95, 2011. - С. 56-57.
11. Захарова Е.А. Особенности внутренней позиции родителя // Материалы Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» . М, 2003. с. 142-144.
12. Варга А.Я , Смехов В. А.. Коррекция взаимоотношений детей и родителей /.Вестник МГУ, Психология. 1996 № 4.с.
13. Витек, К. Проблемы супружеского благополучия: Пер. с чешск. / Общ. ред. и предисловие М.С. Мацковского. - М.: Прогресс, 1988. - 144 с.
14. Возрастная и педагогическая психология: Уч. пособие для студ. высш. уч. завед / под ред. Дубровиной, И. В., Прихожан А. - М.: Изд-во Академия, 2001.- 365 с.
15. Волков, А.Г. Эволюция российской семьи в XX веке / А.Г. Волков // Мир России. - 1999. - № 4. - С. 47-57.
16. Волкова, А . Н . Социшіьыо-психологические факторы совместимости: Автореф. канд. дис. — Л., 1979. — 17 с.
17. Волкова , А. II . Ролевая алеквагноеть как фактор совместимости / А.Н. Волкова // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. - Краснодар, 1979. - С.62-69.
18. Волкова, А.П . ^Методические приемы диагностики супружеских отношений / А.Н. Волкова, Т.М. Трапезникова // Вопросы психологии.- 1985. - № 5.- С.110-116
19. Гамезо , М.В . Возрастная и педагогическая психолоиия: Учебное пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 507 с.
20. Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко - СПб.: Речь, 2001
21. Дружиннин , ВИ . Психология семьи / ВИ . Дружиннин . - СПб.: Питер . 2006. - 176 с.
22. Жигинас, Н.В. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Н.В. Жигинас. - Томск: ТГПУ, 2008. - 274 с.
23. Карабшоов, О.А . Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. Пособие для студентов вузов / О.А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2005. - 320 с.
24. Крйнг, Г. Психология развития / Г. Крйіг . - СПб . Питер , 2007. - 992 с.
25. Кодокаспиров,, Г.М. Педагогика в схемаах, таблицх: и опорных конспектах / Г.М. Коджаспирова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 256 с.
26. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) : Учеб. Пособие.- мн.: Тетра Системс
27. Коробицына, Е.В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия / авт.-сост. Е.В. Коробицына. - Волгоград: Учитель, 2009. - 133 с.
28. Коррекция: Методические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений, родителей / сост. Е.А. Дугинова. - Н-Куйбышевск: Ресурсный центр, 2009. - 103 с.
29. Клиновв., Т.А.: Ученикк / Т.А. Куликова. - М.: ИЦ «Академия», 2000. - 232 с.С. 30.
30. Мальтиникова, П.П . Методологические приоритеты ^xсeч^аеcтрk^lтжя детско-родительских отношений в системе взаимодействия образовательного учреждения с семьей / Н.П. Мальтиникова // Методология педагогики: актуальные проблемы и перспективы. - Челябинск. - 2009. - С. 122-125.
31. Максимов, В.Г. «Педагогическая диагностика в школе»: Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений./ В.Г. Максимов - М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 272 с.
32. Морокина, Е. Супружеский конфликт и дети / Е. Морокина// Воспитание школьников. - 2003. - № 4 - с. 48-49.
33. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога / Е.И. Рогов. - М.: Владос-пресс, 2006. - 384 с.
34. Овчаров,, Р.В. Технологии пpaктичecкoеo исиходоы одра-осанни:: учебное пособие для студентов вузов и практических работников./ Р.В. Овчарова - М.: ТЦ «Сфера», 2000 - 448с.
35. Основы психологии семьи и семейного консультирования / под;. Общ. Ред. Н.Н. Посысоева - М.: 2004. - 196с.
36. Подласый И.П. Подросток. Проблемы воспитания детей в семье./ И.П. Подласый - М., 1997 Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб, пособие для студ. сред. спец. учеб, заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 352с.
37. Практикум по возрастной психологии: Учеб, пособие /Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.:Речь, 2002. - 694с.
38. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учебное пособие: в 2 кн. - М. Гуманит. изд. центр владос. - кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - 2004. - 384.
39. Румянцева, Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. Учебное пособие. / Т.В. Румянцева - СПб.: Речь, 2006. — 176 с.
40. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. СПб: Издательство «Питер», 2000.- 712 с : (Серия «Мастера психологии»)
41. Селиверстов, В.И. Специальная семейная педагогика / В.И. Селиверстов, О.А. Денисова, Л.М. Кобрина и др. - М.:Владос, 2009. - 358 с.
42. Семья и личность / Под ред. проф. Е.И. Сермяжко. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. - 101 с.
43. Сермяжко, Е.И. Семейная педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие / Е.И. Сермяжко. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. - 128 с.
44. Синягина, Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско¬родительских отношений./ Н.Ю. Синягина - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003г. - 96 с.
45. Смирнова, Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / Е.О. Смирнова, М.В. Быкова // Вопросы психологии. - М.:2000. - №3.
46. Сысенко, В.А. Супружеские конфликты./ В.А. Сысенко. - М., 1989, - 162с.
47. Схемы и таблицы по психологии и педагогике (учебно-методическое пособие) / Сост. И.Н. Афонина, Л.С. Барсукова, Т.Н. Соколова. - М.: Дошкольное образование, 2010. - 130 с. С. 86-88.
48. Эйдемиллер, Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия./Э.Г.Эйдемиллер, И.В. Добряков,.И.М. Никольскаж,-СПб.: Речь, 2003
49. Тейлор, К. Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей / К. Тейлор. - М.: Владос-пресс, 2007. - 224 с.
50. Шапиро, А.З. Психолого-гуманистические проблемы позитивности негативности внутрисемейных отношений / А.З. Шапиро // Вопросы психологии.-1994.- № 4 -45.
51. 11 Іведовская, А.А. Особенности переживания детско-родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста / А.А. Шведовская // Автореферат дисс. насоиск. уч. степени канд. Психолог.наук. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006. - 30 с.
52. Шевцова, С.В. Психология семьи как предмет научного анализа / С.В. Шевцова // Инновации в образовании. - М.: 2004. - №4 - С. 79-82.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ