Влияние супружеских взаимоотношений на формирование личности ребенка
|
Введение
Глава I. Теоретические основы изучения влияния супружеских взаимоотношений на формирование личности детей
1.1. Семья как главная микросреда развития детей
1.2. Особенности формирования личности детей младшего школьного возраста в семье
1.3. Роль супружеских взаимоотношений в формировании личности детей
Выводы
Глава 2. Эмпирическое исследование по выявлению влияния
супружеских взаимоотношений на формирование личности ребенка в семье
2.1. Организация и характеристика методов исследования
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов эмпирического исследования
Заключение
Список использованной литературы
Глава I. Теоретические основы изучения влияния супружеских взаимоотношений на формирование личности детей
1.1. Семья как главная микросреда развития детей
1.2. Особенности формирования личности детей младшего школьного возраста в семье
1.3. Роль супружеских взаимоотношений в формировании личности детей
Выводы
Глава 2. Эмпирическое исследование по выявлению влияния
супружеских взаимоотношений на формирование личности ребенка в семье
2.1. Организация и характеристика методов исследования
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов эмпирического исследования
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность. Влияние семьи на формирование личности ребенка является актуальной проблемой в настоящее время. Известно, что семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально¬исторического опыта, эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно считать, что семья является важнейшим институтом воспитания. Помимо сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности. Поэтому очень важно, какой психологический климат преобладает в семье и как эти отношения могут повлиять на развитие личности ребенка.
Психологический климат семьи не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи в каждый конкретный момент, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения.
Современный брак основывается на совместимости людей как личностей. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание. Следовательно, они обусловливают стиль воспитания, а так же характер системы отношений «родители - ребенок».
Степень изученности: проблемы семьи и семейного воспитания волновали людей уже с древнейших времен: в сочинениях великих мыслителей прошлого: Платона, Аристотеля, Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо- мы находим их отношение к семье как фактору воспитания, оценку ее роли в становлении и дальнейшей жизни каждого человека. В России изучением этой проблемы занимались такие выдающиеся ученые как Н.И. Новиков,А.Н. Радищев,В.Ф.Одоевский, А.И. Герцен, Н.И. Пирогов,Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, Т.Ф.Лесгафт, Л.Н. Толстой,А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.
Особенности семьи, семейного воспитания, особенности формирования личности ребенка в семье изучали Ю.П. Азаров, Д.Н. Добрович, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, З. Матейчек, С.В. Ковалев, Н.В. Бондаренко и другие.
В данной работе предпринята попытка исследования некоторых аспектов этой проблемы, потому что создание гармоничных отношений, благополучного психологически комфортного климата в семье должно стать первой задачей родителей, так как без этого невозможно формирование здоровой полноценной личности ребенка. Отклонения в семейных отношениях негативно влияют на формирование личности ребенка, его характера, самооценки и других психических качеств личности. При неблагоприятных супружеских отношениях у детей могут возникать различные проблемы: состояние повышенной тревожности, ухудшение успеваемости в школе, трудности в общении и многие другие.
Объект исследования: формирование личности детей.
Предмет исследования: влияние супружеских взаимоотношений на формирование личности детей.
Гипотеза исследования заключается в предположении,что если между супругами отношения благоприятные, то у детей будет высокая самооценка и средний уровень тревожности.
Цель исследования: влияние супружеских отношений на самооценку и уровень тревожности детей.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность семьи как главной среды развития ребенка;
2. Изучить особенности формирования личности детей младшего школьного возраста;
3. Определить роль супружеских взаимоотношений в формировании личности детей;
3. Провести и проанализировать эмпирическое исследование по выявлению влияния супружеских взаимоотношений на формирование личности ребенка.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды зарубежных и отечественных ученых. Проблему взаимоотношений в семье изучали Ковалев С. В., Островская Л. Ф., Волкова А.Н.; концепции семейных отношений - А.И. Антонов, В.Н. Дружинин, А.Г. Харчев, Л.Б.Шнейдер, С.В.Ковалев;исследовали личность ребенка Степанков В. В., Елисеев А. П., Солнцева Л. С., Петровский А. В.; изучением тактики взаимоотношений в семье занимались Кацинська Л. Л., Архиева Т. В., анализом семейных отношений занимался - Э.Г. Эйдемиллер, а стадиями супружеских взаимоотношений - В. Зацепина и др.
В работе использованы следующие методы:
Теоретические:
- анализ психолого-педагогической литературы;
Эмпирические:
- опросник ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитет);
- тест-опросник А.И. Захарова на выявление уровня тревожности младших школьников;
- тест на выявление самооценки младших школьников «Какой я?» Р.С.Немова.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Аксы-Барлык» Барун- Хемчикского района.
Выборка исследования: 25 младших школьников (7-9 лет), из них 15 мальчиков, 10 девочек, родители в количестве 50 человек (25 семей, полные).
Практическая значимость: результаты эмпирической части исследования могут быть использованы психологами, социальными педагогами, учителями начальных классов при планировании работы с родителями, а также и родителями для создания благоприятных взаимоотношений.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух частей, заключения, списка литературы и приложений.
Психологический климат семьи не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи в каждый конкретный момент, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения.
Современный брак основывается на совместимости людей как личностей. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание. Следовательно, они обусловливают стиль воспитания, а так же характер системы отношений «родители - ребенок».
Степень изученности: проблемы семьи и семейного воспитания волновали людей уже с древнейших времен: в сочинениях великих мыслителей прошлого: Платона, Аристотеля, Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо- мы находим их отношение к семье как фактору воспитания, оценку ее роли в становлении и дальнейшей жизни каждого человека. В России изучением этой проблемы занимались такие выдающиеся ученые как Н.И. Новиков,А.Н. Радищев,В.Ф.Одоевский, А.И. Герцен, Н.И. Пирогов,Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, Т.Ф.Лесгафт, Л.Н. Толстой,А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.
Особенности семьи, семейного воспитания, особенности формирования личности ребенка в семье изучали Ю.П. Азаров, Д.Н. Добрович, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, З. Матейчек, С.В. Ковалев, Н.В. Бондаренко и другие.
В данной работе предпринята попытка исследования некоторых аспектов этой проблемы, потому что создание гармоничных отношений, благополучного психологически комфортного климата в семье должно стать первой задачей родителей, так как без этого невозможно формирование здоровой полноценной личности ребенка. Отклонения в семейных отношениях негативно влияют на формирование личности ребенка, его характера, самооценки и других психических качеств личности. При неблагоприятных супружеских отношениях у детей могут возникать различные проблемы: состояние повышенной тревожности, ухудшение успеваемости в школе, трудности в общении и многие другие.
Объект исследования: формирование личности детей.
Предмет исследования: влияние супружеских взаимоотношений на формирование личности детей.
Гипотеза исследования заключается в предположении,что если между супругами отношения благоприятные, то у детей будет высокая самооценка и средний уровень тревожности.
Цель исследования: влияние супружеских отношений на самооценку и уровень тревожности детей.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность семьи как главной среды развития ребенка;
2. Изучить особенности формирования личности детей младшего школьного возраста;
3. Определить роль супружеских взаимоотношений в формировании личности детей;
3. Провести и проанализировать эмпирическое исследование по выявлению влияния супружеских взаимоотношений на формирование личности ребенка.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды зарубежных и отечественных ученых. Проблему взаимоотношений в семье изучали Ковалев С. В., Островская Л. Ф., Волкова А.Н.; концепции семейных отношений - А.И. Антонов, В.Н. Дружинин, А.Г. Харчев, Л.Б.Шнейдер, С.В.Ковалев;исследовали личность ребенка Степанков В. В., Елисеев А. П., Солнцева Л. С., Петровский А. В.; изучением тактики взаимоотношений в семье занимались Кацинська Л. Л., Архиева Т. В., анализом семейных отношений занимался - Э.Г. Эйдемиллер, а стадиями супружеских взаимоотношений - В. Зацепина и др.
В работе использованы следующие методы:
Теоретические:
- анализ психолого-педагогической литературы;
Эмпирические:
- опросник ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитет);
- тест-опросник А.И. Захарова на выявление уровня тревожности младших школьников;
- тест на выявление самооценки младших школьников «Какой я?» Р.С.Немова.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Аксы-Барлык» Барун- Хемчикского района.
Выборка исследования: 25 младших школьников (7-9 лет), из них 15 мальчиков, 10 девочек, родители в количестве 50 человек (25 семей, полные).
Практическая значимость: результаты эмпирической части исследования могут быть использованы психологами, социальными педагогами, учителями начальных классов при планировании работы с родителями, а также и родителями для создания благоприятных взаимоотношений.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух частей, заключения, списка литературы и приложений.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что решающее влияние на формирование личности ребенка оказывает семья. Семья - это сложная система взаимосвязанных процессов. Супружеские взаимоотношения - один из важных компонентов этой системы, которые, в свою очередь, имеют тоже сложную структуру.
Супружеские взаимоотношения складываются под влиянием ряда факторов: психологический микроклимат в семье, личностные свойства и качества самих супругов. По важности взаимоотношения супругов перевешивают все другие отношения, в том числе, и отношения между родственниками. В семьях, где отношения между супругами натянутые, «переменчивые» или «не прояснены», дети вырастают тревожными, легко ранимыми, мнительными. Часто ссоры между родителями дети относят на свой счет, то есть считают себя виноватыми в ссоре. Из-за этого они страдают не только эмоционально, но и физически. Нередко такие дети эмоционально холодные и не умеют проявлять и выражать ласку.
Влияние супружеских взаимоотношений на формирование личности разнообразно в зависимости от стиля взаимодействия, индивидуальных качеств членов семьи. Учитывая взаимозависимость отношений в семье, их описывают через те роли, которые выполняет ребенок. По мнению А.С. Спиваковской, роль ребенка можно четко выделить в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно, годами сохраняя застывшие, ригидные, уже не соответствующие реальным отношениям. Наиболее типичны четыре роли: «козел отпущения», «любимчик», «примиритель», «беби».
Выявление влияния супружеских взаимоотношений на формирование личности ребенка проведено в ходе практического исследования, организованного и проведенного на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с.Аксы-Барлык» Барун-Хемчикского района.
Для достижения цели и задач нашей работы исследованы супружеские взаимоотношения и их влияние на семейное воспитание с помощью следующих методов исследования: анализ теоретических подходов проблемы супружеских взаимоотношений, опросник ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитет) для родителей, тесты на определение уровня самооценки и тревожности младших школьников, беседа, методы количественной и качественной обработки интерпретации полученных данных.
В результате исследования были сделаны следующие выводы:
1. Супружеские взаимоотношения оказывают непосредственное
влияние на формирование личности ребенка младшего школьного возраста.
2. Неадекватные взаимоотношения супругов обуславливают у ребенка тревожное состояние, эмоциональный психологический дискомфорт, низкий уровень самооценки.
3. Позитивные взаимоотношения между взрослыми формируются при благоприятном климате в семье и воздействуют на ребенка положительно.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами, была подтверждена тем, что развитие ребенка, формирование его личностных качеств определяется характером супружеских взаимоотношений в семье.
Анализ результатов психодиагностических исследований семей позволил сделать вывод и о том, что в психологической коррекции нуждаются как дети, так и их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных супружеских и детско-родительских отношений.
Супружеские взаимоотношения складываются под влиянием ряда факторов: психологический микроклимат в семье, личностные свойства и качества самих супругов. По важности взаимоотношения супругов перевешивают все другие отношения, в том числе, и отношения между родственниками. В семьях, где отношения между супругами натянутые, «переменчивые» или «не прояснены», дети вырастают тревожными, легко ранимыми, мнительными. Часто ссоры между родителями дети относят на свой счет, то есть считают себя виноватыми в ссоре. Из-за этого они страдают не только эмоционально, но и физически. Нередко такие дети эмоционально холодные и не умеют проявлять и выражать ласку.
Влияние супружеских взаимоотношений на формирование личности разнообразно в зависимости от стиля взаимодействия, индивидуальных качеств членов семьи. Учитывая взаимозависимость отношений в семье, их описывают через те роли, которые выполняет ребенок. По мнению А.С. Спиваковской, роль ребенка можно четко выделить в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно, годами сохраняя застывшие, ригидные, уже не соответствующие реальным отношениям. Наиболее типичны четыре роли: «козел отпущения», «любимчик», «примиритель», «беби».
Выявление влияния супружеских взаимоотношений на формирование личности ребенка проведено в ходе практического исследования, организованного и проведенного на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с.Аксы-Барлык» Барун-Хемчикского района.
Для достижения цели и задач нашей работы исследованы супружеские взаимоотношения и их влияние на семейное воспитание с помощью следующих методов исследования: анализ теоретических подходов проблемы супружеских взаимоотношений, опросник ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитет) для родителей, тесты на определение уровня самооценки и тревожности младших школьников, беседа, методы количественной и качественной обработки интерпретации полученных данных.
В результате исследования были сделаны следующие выводы:
1. Супружеские взаимоотношения оказывают непосредственное
влияние на формирование личности ребенка младшего школьного возраста.
2. Неадекватные взаимоотношения супругов обуславливают у ребенка тревожное состояние, эмоциональный психологический дискомфорт, низкий уровень самооценки.
3. Позитивные взаимоотношения между взрослыми формируются при благоприятном климате в семье и воздействуют на ребенка положительно.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами, была подтверждена тем, что развитие ребенка, формирование его личностных качеств определяется характером супружеских взаимоотношений в семье.
Анализ результатов психодиагностических исследований семей позволил сделать вывод и о том, что в психологической коррекции нуждаются как дети, так и их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных супружеских и детско-родительских отношений.



