Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Работа №166079

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы75
Год сдачи2020
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения межличностных отношений в коллективе системы МВД
1.1. Т еория межличностных отношений 7
1.2. Особенности работы в МВД 15
1.3. Межличностные отношения в профессиональном коллективе 20
1.4. Влияние личных психологических особенностей на положения в
коллективе 30
Выводы по первой главе 36
Глава 2. Констатирующий эксперимент и его анализ
2.1. Методика организации констатирующего эксперимента 37
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего эксперимента..39
Выводы по второй главе 46
Глава 3. Методические рекомендации по улучшению межличностных отношений в коллективе системы МВД
3.1. Научно-теоретическое обоснование программы психологического
сопровождения по оптимизации межличностных отношений сотрудников в коллективе системы МВД 47
3.2. Методические рекомендации психологического сопровождения по
оптимизации межличностных отношений сотрудников в коллективе системы МВД 52
Выводы по третей главе 60
Заключение 61
Список использованных источников 64
Приложение 69


Актуальность исследования. Профессиональная деятельность сотрудника полиции Российской Федерации сопряжена с экстремальными нагрузками и необходимостью работы в напряженных, сложных условиях, связанных с применением оружия, физической силы и специальных средств. Она отнесена к ряду профессий, предъявляющих очень высокие психологические требования к сотрудникам. Сотрудник должен обладать такими важными личностными качествами, как стрессоустойчивость, коммуникативность, способность к групповому взаимодействию. Осуществляя психологическое сопровождение личного состава в процессе всего периода службы, психолог способствует формированию адаптации сотрудника к новому коллективу, осуществляет психологическое консультирование руководителей, личного состава и членов их семей, в том числе детей. Особое внимание служба уделяет профессиональной психологической подготовке сотрудников, решающей задачи повышения психологической устойчивости к стресс-факторам, развития волевых качеств (самонкотроль, саморегуляция, смелость и мужество), развития коммуникативной компетенции и познавательных качеств (профессиальной наблюдательности, внимательность, памяти и воображения), мышления и быстроты реакций.
Важным фактором функционирования любой организации является межличностные отношения и качество коммуникации между сотрудниками. Участники межличностных отношений в основном имеют свои личные отличия по уровню компетентности, статусу в коллективе, стажу работы в данной организации, характеру и т.д. Стоит отметить, что результат межличностного общения в профессиональном коллективе, чаще всего обуславливается достижением общих целей и задач.
Через межличностные отношения в трудовом коллективе сотрудник удовлетворяет свои социальные потребности, связанные с социальной
значимостью личности, профессиональной реализацией. Изучению личностных отношений посвящено большое количество исследований в научной литературе. Проблема общения в социальной психологии активно изучается А.Ф. Лазурским, В.Н. Мясищевым, И.С. Коном, Е.С. Кузьминым, С.Д. Гуриевой, С.Л. Рубинштейном, В.М. Соковниным, А.Л. Свенцицким, Б.Д. Парыгиным, Л.В. Куликовым, В.Н. Куницыной, Л.П. Буевой и др. Одной из проблем данной сферы является пластичность понятий, часто такие понятия как: общение, коммуникация, взаимодействие, взаимоотношения, в
литературе различных авторов смешиваются и взаимодополняются.
Цель: Изучить особенности межличностных отношений в коллективе системы министерства внутренних дел.
Предмет: профессиональный коллектив Министерства внутренних дел.
Объект: межличностные отношения сотрудников коллектива системы Министерства внутренних дел.
Гипотеза: личностные психологические особенности, а именно:
уровень развития эмоциональной сферы, коммуникативной сферы, конфликтность, влияют на социальное положение сотрудника в структуре взаимоотношений профессионального коллектива.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ феномена межличностных отношений как психологическая проблема.
2. Сформулировать определение понятий межличностных
отношений, социально-психологического климата.
3. Выявить особенности межличностных отношений сотрудников в коллективе системы МВД.
4. Разработать и обосновать программу психологического сопровождения по оптимизацию межличностных отношений сотрудников в коллективе системы МВД.
Методологической основой исследования послужили положения о теории межличностных отношений и их значимости в жизни группы и
индивида (Г.М. Андреева, Я.Л. Коломинский, Н.Н. Обозов, В.Г. Ромек); приложение № 1 к приказу МВД России от 11.02.2010 № 80 о
психологической работе с сотрудниками в МВД; теория классификации структуры группы (Л. Г. Почебут, В.А.Чикер); теория об основах психологического климата (К.К. Платонова, Г.Г. Голубева, В.М. Шепель); Положение о ролевой теории личности (Дж.Г. Мид); положение о межличностных конфликтах в профессиональных коллективах(К. Томас, В. Линкольн); теория акцентуации характера (К. Леонгард, Г. Шмишек).
Методы исследования: В соответствии с целью и задачами исследования применялись как теоретические (анализ литературы), так и эмпирические методы сбора фактов - тестирование.
В исследовании использовались следующие методики:
1) Смил (Л.Н.Собчик)
2) Социометрический тест (по Дж. Морено).
3) Методика оценки стиля управления руководителя.
4) Методика оценки социально-психологического климата.
Научно-теоретическая значимость исследования
1) осуществлен научно-психологический анализ подходов к изучению межличностных отношений сотрудников, как фактор определяющий уровень социально-психологического климата в коллективе системы МВД.
2) выявлены критерии оказывающие влияние на качество межличностных отношений сотрудников в коллективе системы МВД.
3) полученные данные расширяют представления о значимости личностных психологических особенностей сотрудников в структуре межличностных отношений коллектива системы МВД.
Практическая значимость исследования. В ходе исследования были получены результаты, которые позволяют нам разработать программу психологического сопровождения по оптимизацию межличностных отношений сотрудников в коллективе системы МВД.
База исследования: Отдел полиции №2 МУ МВД России
«Красноярское»
Структура и объем диссертации: работа объёмом в 68 страниц, состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии (71 источник), 1 приложение, содержащее 4 таблицы и 1 упражнение. Работа проиллюстрирована 10 рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Важным условием функционирования любой организации является взаимодействие и сотрудничество людей. Субъекты этого взаимодействия могут значимо отличаться по уровню компетентности, стажу работы, статусу, способностям и характеру отношений. Это оказывает влияние на качество межличностного взаимодействия в коллективе. Уровень данного качества может привести к положительному или отрицательному результату трудовой деятельности.
Межличностные отношения - это взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействия (Н.Н. Обозов). Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы.
Профессиональная деятельность сотрудника полиции сопряжена с экстремальными нагрузками и необходимостью работы в напряженных, сложных условиях, связанных с применением оружия, физической силы и специальных средств. Она отнесена к ряду профессий, предъявляющих очень высокие психологические требования к сотрудникам. Сотрудник должен обладать такими важными личностными качествами, как стрессоустойчивость, коммуникативность, способность к групповому взаимодействию. Для высокой продуктивности данной организации и каждого сотрудника, психологу необходимо обращать внимание на качество социально психологического климата, а соответственно на качество межличностных взаимоотношений в коллективе. Положительное отношение сотрудника к работе и к своему профессиональному коллективу, скажется на повышения уровня продуктивности.
На качество межличностных отношений могут влиять разнообразные факторы, нас интересует влияние: личностных психологических особенностей сотрудников. Из индивидуальных особенностей личности сотрудника, мы акцентировали свое внимание на: коммуникативную сферу, эмоциональную сферу и конфликтность.
В соответствии с целями и задачами магистерской диссертации была выдвинута гипотеза, подтвердившаяся в ходе исследования о том, что личностные психологические особенности, а именно: уровень развития эмоциональной сферы, коммуникативной сферы, конфликтность, влияют на социальное положение сотрудника в структуре взаимоотношений профессионального коллектива.
В исследовании использовались следующие методы сбора информации:
1) Методика оценки СПК.
2) Смил, Л.Н.Собчик.
3) Социометрический тест (по Дж. Морено).
4) Методика оценки стиля управления руководителя.
В результате исследования выявлено, что большинство сотрудников имеют высокий уровень коммуникативной сферы, что характеризует их как активных, общительных, чаще всего уверенных в себе людей, также у большинства сотрудников выявлена повышенная эмоциональность, что приписывает им импульсивность, чувствительность, несмотря на это, большинство сотрудников имеют низкий или средний уровень конфликтности.
Коллектив, по большей части, дает предпочтение сотрудникам со сбалансированной эмоциональной сферой и среднем уровнем конфликтности. Часто сотрудники с низким уровнем показателей статуса, оказываются с выявленной повышенной эмоциональностью и высоким уровнем конфликтности.
Это свидетельствует о том, что людям чаще всего приятнее вступать во взаимодействие с людьми: спокойными, положительно ориентированными на собеседника, оптимистично настроенными, способными рационально и продуктивно подходить к решению проблем, обладающими высоким уровнем саморегуляции.
На основании полученных результатов были теоретически обоснованы методические рекомендации по развитию по развитию саморегуляции и групповая работа в виде тренинга по развитию навыков урегулирования конфликтов.


1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во Аспект-Пресс. Г.М. Андреева -2008 г.
2. Аникеев Н.П. Психологический климат в коллективе. - М.:
Просвещение. Н.П. Аникеев - 2009 г.
3. Анцупов А.Я. Конфликтология. - СПб. А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов - 2000 г.
4. Арендачук И.В. Регуляция и саморегуляция психических состояний в экстремальных условиях. И.В. Арендачук.
5. Абдурахманов Р. Социальная психология личности, общения, группы и межгрупповых отношений. Учебник. Р. Абдурахманов - 2018 г.
6. Бодалева А.А. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, А.Г. Лаптева. -М.: Изд-во Института Психотерапии. - 2008 г.
7. Берн Эрик Трансакционный анализ в психотерапии. Эрик Берн - 2015 г.
8. Бадараев Д. Д. Социальный статус человека и критерии его определения в современном обществе // Вестник Бурятского государственного университета. Д. Д. Бадараев - 2009 г.
9. Бояринцев В.П. Проблемы психологии и психофизиологий активности и саморегуляций личности. В.П. Бояринцев - 1981 г.
10. Бобченко Т. Психологические тренинги: основы тренинговой работы. Учебное пособие для вузов Т. Бобченко - 2020 г.
11. Белоусова А. Психодиагностика. Учебное пособие А. Белоусова, И. Юматова (ред.) - 2017 г.
12. Барков С. Организационное поведение. Учебник и практикум для академического бакалавриата С. Барков (ред) -2019 г.
13. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. Л. П. Буева - 1968 г.
14. Банщикова Т. Осознанная саморегуляция в управлении агрессией. Т. Банщикова, Е. Фомина, В. Соломонов и др. - 2018 г.
15. Васильев Н. Н. Тренинг преодоления конфликтов. - СПб.: Н. Н. Васильев , - 2002 г....71


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ