Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития просодической стороны речи у старших дошкольников с дизартрией 7
1.1 Развитие просодической стороны речи в онтогенезе 7
1.2 Особенности нарушений просодической стороны речи при
дизартрии 14
1.3 Обзор методик, логопедической работы по диагностике и коррекции
нарушений и развитию просодической стороны речи 20
Глава 2. Экспериментальное исследование восприятия и воспроизведения логического ударения у старших дошкольников с дизартрией 25
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 25
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 31
2.3 Методические рекомендации по развитию восприятия и
воспроизведения логического ударения 40
Заключение 49
Список литературы 52
Приложение А 58
Приложение Б 61
Приложение В 63
Приложение Г 65
Актуальность исследования. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, одним из приоритетов образования является речевое развитие ребенка- дошкольника.
На сегодняшний день актуальной проблемой среди детей дошкольного возраста является нарушение речи, а также проблема дизартрии, которая представляет собой сложное речевое нарушение органического генеза, проявляющееся в неврологических, психологических и речевых симптомах. При дизартрии речь невнятная, возникает в результате расстройства артикуляции, голосообразования и нарушения речевого дыхания, плохая дикция, искажение и замена звуков в словах. В возрасте 5-6 лет имеется высокий процент детей, имеющих нарушения произношения, обусловленное дизартрией, и их готовность к обучению во многом зависит от преодоления этих недостатков речи. Развитие восприятия и опознания высказываний основных коммуникативных типов происходит в процессе ознакомления детей с повествовательной, вопросительной, восклицательной интонацией и способами их обозначения. Страдает просодическая сторона речи(пауза, темп, речевое дыхание, интонация, тембр, мелодика, высота голоса, модуляция, сила голоса, дикция, логическое ударение, ритм и полётность голоса).В настоящее время сфера выразительности речи в изучении дизартрии остается недостаточно разработанной.
Исследование нарушений просодической стороны речи является актуальным, потому что именно просодическая сторона речи организует смысловую сторону речи при помощи логического ударения, повествования, перечисления, побуждения, вопроса, восклицания, пауз, изменения темпа речи; усиливает лексическое значение слов.
Проблема исследования. Заключается в изучении особенностей восприятия и воспроизведения логического ударения и составления методических рекомендаций. Может быть решена на основе правильной диагностики и использования метода преодолениянарушения.
Объект исследования: просодическая сторона речи.
Предмет исследования: особенности и уровни сформированности логического ударения у детей 5-6 лет с дизартрией.
Цель исследования: выявление особенностей и уровней сформированности восприятия и воспроизведения логического ударения у детей 5-6 лет с дизартрией.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования;
2. Выявить особенности и уровни сформированности у дошкольников 5-6 лет:
• Умение выделять слово, выделенное в повествовательном, вопросительном предложении.
• Умение определять слово, выделенное голосом в стихотворном тексте.
• Воспроизводить фразы с логическим ударением по образцу.
• Сравнение двух предложений, отличающихся только логическим ударением.
• Воспроизведение логического ударения при ответах на вопросы по сюжетным картинкам.
• Воспроизведение фраз с повествовательной и вопросительной интонацией с перемещением логического ударения в зависимости от количества слов в предложении.
• Самостоятельный выбор слова, произносимого с логическим ударением, в зависимости от вкладываемого смысла.
3. Провести констатирующий эксперимент;
4. Составить методические рекомендации на основе выявленных нарушений
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей 5-6 лет с дизартрией будут выявлены нарушения восприятия и воспроизведения логического ударения. На основании этих нарушений мы сможем составить методические рекомендации.
Методологической и теоретической базой исследования явились современные философские идеи теории и концепции:
• понимании речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина и др.)
• концепции процессов восприятия и понимания речиуказывал (Л.С. Выготский);
• положения о механизмах нарушения речи при дизартрии (А.Р. Лурии, П.К. Анохина)
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
• Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
• Сбор и обобщение данных, изучение медико-педагогической документации.
• Практические методы: сбор и анализ анамнестических данных, констатирующий эксперимент, беседа.
• Количественный и качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость работы заключается в том, что составленные нами рекомендации выявленные экспериментом, дополняют и уточняют данные об особенностях восприятия и воспроизведения логического ударения у детей 5-6 лет.Могут использоваться в практической работе логопедами и воспитателями речевых групп детских садов.
База исследования: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 30 г. Зеленогорска.
Этапы работы: Первый этап (октябрь 2017.) - изучение теоретической и методологической основы исследования, разработан план.
Второй этап (ноябрь2017г.) - подбор методик по изучению просодической стороны речи.
Третий этап (декабрь 2017г. - апрель 2018г.) - проведение констатирующего эксперимента, анализ и обработка данных, обобщение полученных результатов, формулировку выводов.
Структура и объём. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложение.
Целью нашего исследования необходимо было выявить особенности и уровни сформированности восприятия и воспроизведения логического ударения у детей 5-6 лет с дизартрией.
В ходе исследовательской работы был поставлен ряд задач. В рамках решения первой задачи мы проанализировали научно-методическую литературу по проблеме и определили степень изученности таких направлений, как характеристики понятия просодической стороны речи, развитие просодической стороны речи в онтогенезе, особенности нарушений восприятия и воспроизведения логического ударения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Также мы проанализировали имеющиеся в литературе методики по восприятию и воспроизведению логического ударения у детей 5-6 лет.
На основе выявленной симптоматики нами определены основные направления и подобрано дифференцированное содержание логопедической работы по направлениям.
В исследовании принимали участие 10 детей 5-6 летнего возраста с дизартрией. При проведении констатирующего эксперимента была использована методика Архиповой Е.Ф. И нами было выявлено, что большинство испытуемых при выполнении заданий допускали ошибки, нуждались в помощи взрослого.
-Испытывали трудности в выполнении заданий выделять слово, выделенное в повествовательном, вопросительном предложении.
-Наиболее распространенные нарушения определять слово, выделенное голосом в стихотворном тексте.
-«Воспроизведение фразы с логическим ударением по образцу», но при его выполнении у 30% (3 человека) повторяли предложение невнятно, не
смогли воспроизвести его с тем же логическим акцентом.
-При выполнении задания «сравнение двух предложений, отличающихся только логическим ударением», выполнялось с ошибками, обусловлены эти ошибки невнимательностью.
-Воспроизведение логического ударения при ответах на вопросы при составлении предложения по сюжетным картинкам, 60% (бчеловек) выполнили задание с ошибками, связанны эти ошибки с тем, что дети были не усидчивыми, невнимательно отвечали на вопросы неполным предложением.
-Воспроизведение фраз с повествовательной и вопросительной интонацией с перемещением логического ударения в зависимости от количества слов в предложении, затруднения в произношении предложения с ударением сначала первого, второго, третьего слова, считают не слова, а слоги.
-Самостоятельный выбор слова, произносимого с логическим ударением, в зависимости от вкладываемого смысла, дети не смогли произнести фразы по-разному.
По результатам констатирующего эксперимента учащиеся были распределены на уровни успешности следующим образом:
- 0% детей на высоком уровне развития;
-20% детей на среднем уровне восприятия и воспроизведения логического ударения;
-30% детей на ниже-среднем уровне восприятия и воспроизведения логического ударения;
-20% детей на низком уровне восприятия и воспроизведения логического ударения;
-10% детей на ниже-среднем уровне восприятия логического ударения;
-20% детей на ниже-среднем уровне воспроизведения логического ударения;
Подобранные нами дифференцированные методические рекомендации имеют общую направленность на формирование и развитие восприятия и воспроизведения логического ударения для детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и могут быть использованы педагогом-логопедом при разработке коррекционных программ логопедической направленности.
Таким образом, цели и задачи реализованы, гипотеза доказана.
1. Александрова Л.Ю., Спирина Н.П. Гармонизация просодических возможностей детей как педагогическая проблема. — В. Новгород, 2006.
2. Алмазова Е.С. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи. - М., 1973.
3. Архипова Е.Ф. - Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель 2007.
4. Бабина Г. В., Белякова Л. И., Идес Р. Е. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»): Учебно-методическое пособие / Под ред.Г. В. Бабиной. - М.: МИГУ, 2012. - 104 с.
5. Белякова Л.И, Волоскова Н.Н - Логопедия. Дизартрия. - М.:
Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
6. Блудов А.А, Белова Н.В - Дизартрия. NET. Лечение нарушений произношения у детей и взрослых. DVD с аудио и видеопрограммами. - СПб.:Наука и Техника, 2009. - 160 с., ил. + DVD. -(ВИДЕОДОКТОР).
7. Брызгунова Е.А. Об основах теории интонации// Проблемы фонетики. -М., 1993, т.1.
8. Брюховских Л.А. Дизартрия: учебно-методическое пособие по логопедии/ Краснояр.гос.пед.ун-т им В.П.Астафьева. Красноярск 2012.-180 с.
9. Вахтина Н. Ю. Становление интонационной системы в раннем детском возрасте: дис. ... канд. филол. наук / Н. Ю. Вахтина. СПб., 2000.
10. Винарская Е.Н. В48 Дизартрия / Е.Н. Винарская. - М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. - 141, [3] с.: ил., - (Библиотека логопеда)
11. Винарская.Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы
дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные
предпосылки освоения языка - М.: Просвещение, 1987.
12. Винарская, Е.Н., Богомазов, Г.М. / Возрастная фонетика: учебное пособие для студентов / Е.Н. Винарская, Г.М. Богомазов, М.: АСТ: Астрель. 2005.
13. Волкова Г.А - Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебно-методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 - 144 с.
14. Волкова Л.С. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений./ Под. ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. -3-е изд. - М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 680 с.
15. Выготский Л. С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 2012. - 352 с....56