ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Демонизация как объект лингвистического исследования 6
1.1. Определение понятия «демонизация» в лингвистике 6
1.2. Языковые и речевые способы реализации эффекта демонизации ... 11
1.3. Роль СМИ в формировании образа России 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 34
ГЛАВА 2. Основные лингвистические средства демонизации России в
СМИ 35
2.1. Лексические маркеры демонизации России 35
2.1.1. Использование фразеологизмов 35
2.1.2. Использование ксенонимов 39
2.2. Стилистические средства демонизации России 48
2.2.1. Использование метафор 48
2.2.2. Использование эпитетов 52
2.3. Синтаксические индикаторы демонизации России 56
2.3.1. Использование перечислений 56
2.3.2. Использование повторов 59
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
Специфика генерирования, функционирования и рецепции текстов СМИ, а также воздействия на реципиента при помощи средств массовой информации - тема, не теряющая актуальности на протяжении нескольких десятилетий. Настоящая бакалаврская работа посвящена исследованию роли лингвистических средств в создании эффекта демонизации России в англоязычных СМИ.
Актуальность данной работы, прежде всего, определяется настоящей политической обстановкой, в которую вовлечена Россия, а также достаточно важной ролью, которую играют средства массовой информации в процессе ведения информационно-психологической войны. Последнее десятилетие характеризуется обостренной международной политической обстановкой, что оказывает непосредственное влияние на то, каким образом СМИ воздействуют на массовое сознание. Данная тема является предметом изучения целого спектра наук, что является следствием ее востребованности в мировом научном сообществе. Свидетельством о междисциплинарности данного вопроса может служить тот факт, что способы воздействия на адресата в СМИ изучаются такими науками, как прикладная лингвистика, прагмалингвистика, теория дискурса, политическая линвгистика, журналистика и т.д.
Объектом исследования выступают медийные тексты США и Великобритании.
Предметом исследования являются лингвистические маркеры демонизации России в англоязычных СМИ.
Цель данного исследования - определить основные языковые средства, используемые в СМИ для создания эффекта демонизации России.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать понятие «демонизация» в лингвистике, а также основные языковые способы создания эффекта демонизации в СМИ.
2. Определить основные лексические средства, способствующие созданию эффекта демонизации России в англоязычных СМИ.
3. Выявить основные стилистические средства, с помощью которых создается отрицательный образ России в англоязычных СМИ.
4. Проанализировать синтаксические средства, используемые в англоязычных СМИ для демонизации России...
В ходе проведенного исследования мы обобщили теоретические данные о понятии демонизация в лингвистике. Было определено, что демонизация политического оппонента является ключевым приемом ведения информационно-психологической войны в СМИ.
Также, были изучены основные языковые и речевые способы формирования эффекта демонизации в англоязычных СМИ. В результате анализа литературы по данной проблеме было определено, что авторы СМИ прибегают к целому ряду различных лингвистических средств и приемов в попытке очернить политического оппонента.
Среди лексических средств, которые наиболее часто используются авторами СМИ для создания эффекта демонизации России, были выявлены ксенонимы и фразеологические единицы. Ксенонимы представляют названия официальных учреждений России, слова-историзмы, социальные практики, якобы отсутствующие в чужой культуре, имена политической лидеров, а также названия традиционных предметов культуры и быта. Данные лексические единицы позволяют авторам СМИ представить Россию агрессивной страной, в которой царит бесправие и тирания. Политические лидеры страны изображаются корыстными, властолюбивыми правителями, не учитывающими народных интересов. Фразеологизмы основываются на сравнении, а также усиливают эффект демонизации, уже имеющийся на страницах СМИ. При помощи фразеологизмов авторы СМИ изображают Россию государством, которое нарушает суверенитет других стран и, соответственно, представляет большую угрозу для всего мирового сообщества.
К главным стилистическим средствам, участвующим в создании негативного образа России, можно отнести эпитеты и метафоры. Эпитеты чаще всего открыто характеризуют российскую власть в лице ее политических лидеров, а также репрезентируют Россию страной, 64
нарушающей международные правовые нормы. Метафоры представляют Россию страной-агрессором и манипулятором, а также передают идею вмешательства российской власти во внутренние дела других государств.
Синтаксические средства представлены перечислениями и повторами. Перечисления указывают на нарушения, а также на способы и средства, на основе которых они были осуществлены. За счет этого Россия представляется страной, нарушающей суверенитет других государств при помощи различных изощренных методов. Повторы также акцентируют внимание реципиента на нарушениях со стороны России, а также часто апеллируют к прецедентным событиям и явлениям для более успешного закрепления отрицательного образа России в массовом сознании.
Язык современных британских и американских СМИ характеризуется наличием прямых и скрытых оценок освещаемых событий, выраженных различными лексическими, стилистическими и синтаксическими средствами. Данные средства позволяют их автору сформировать резко отрицательный, отталкивающий образ российской стороны на страницах СМИ, за счет чего происходит манипулирование общественным сознанием и создание эффекта демонизации России.
Перспектива дальнейшего развития данной работы заключается в расширении объекта исследования путем включения в него СМИ других стран. Также, перспективным может быть исследование лингвистических маркеров демонизации в рамках когнитивной лингвистики, концептологии и психолингвистики.
1. Аблеев С.Р., Кузьминская С.И. Манипуляции массовым сознанием: политическая мифология и стратегия демонизации // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 5. С. 172 - 175.
2. Алиева Т.В. Концептуальная оппозиция «свой - чужой» в политическом дискурсе прессы США (на материале публикаций, посвященных электоральной кампании) // Филологические науки в МГИМО. 2008. Выл. 34 (49). С. 18 - 26.
3. Белобородова А.В. Языковые маркеры Русофобии в англоязычном медиадискурсе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. №2. С. 156-161.
4. Белоглазова Е.В., Кабакчи В.В. Введение в
интерлингвокультурологию. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. 252 с.
5. Березович Е.Л. О явлении лексической ксеномотивации // ВЯ.
2006. №6. С. 3 - 20.
6. Гаджиев КС. Имидж как инструмент культурной гегемонии // Мировая экономика и международные отношения. 2007. №12. С. 3-14.
7. Гаджиев КС. Страх и демонизация в политике. Свободная мысль. 2018. № 1. С. 193-202.
8. Глинская И.Ю. Роль зарубежных и российских средств массовой информации в создании имиджа России // Государственная служба. 2014. №3 (89). С. 1 - 3.
9. Горская М.Д. Образ России в зарубежных СМИ: Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация). 2017. 94 с.
10. Желтухина М.Р., Зеленская Л. Л. Создание медиаобраза политического врага в современных российских и американских СМИ: лексико-грамматический аспект. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. №4 (127) С. 121 - 130.
11. Зыкова И.В. Роль концептосферы культуры в формировании фразеологизмов как культурно-языковых знаков: дис. ... д-ра филол. наук. - М., 2014. 218 с.
12. Иванова С.В. Дискурсивные практики информационной войны: роль ксенонимов в создании эффекта демонизации // Магия ИННО: новые измерения в лингвистике и лингводидактике. Том 1. Москва: изд-во «МГИМО-Университет», 2017. С. 243 - 247.
13. Иванова С.В. Лингвистическая ресурсная база информационной войны: создание эффекта демонизации // Политическая лингвистика. 2016. №5 (59). С. 28 - 37.
14. Кабакчи В.В. Основы англоязычной межкультурной
коммуникации: Учебное пособие. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. 232 с.
15. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием // С. Г. КараМурза. 2000. 864 с...69