Сравнительная характеристика политики китайского правительства в отношении национальных меньшинств Синьцзян-уйгурского АО и АО Внутренней Монголии
|
Введение 3
1. Эволюция позиции КПК по национальному вопросу во второй половине ХХ-ого века 8
1.1 Китайская этническая политика первого поколения (с 1920-х по 2011 г.) 8
1.2 Китайская этническая политика второго поколения (2012 г. — настоящее время) 20
2. Проявление национальной политики Китая в отношении этнических меньшинств на примере Синьцзян-уйгурского автономного района и Автономного района внутренняя Монголия 25
2.1 Культурно-исторические аспекты формирования Синьцзян- уйгурского автономного района 25
2.2 Культурно-исторические аспекты формирования Автономного района Внутренняя Монголия 30
2.3 Практика современной национальной политики Китая в отношении этнических меньшинств, проживающих на территории СУАО и АО Внутренней Монголии 35
Заключение 48
Список использованных источников 51
1. Эволюция позиции КПК по национальному вопросу во второй половине ХХ-ого века 8
1.1 Китайская этническая политика первого поколения (с 1920-х по 2011 г.) 8
1.2 Китайская этническая политика второго поколения (2012 г. — настоящее время) 20
2. Проявление национальной политики Китая в отношении этнических меньшинств на примере Синьцзян-уйгурского автономного района и Автономного района внутренняя Монголия 25
2.1 Культурно-исторические аспекты формирования Синьцзян- уйгурского автономного района 25
2.2 Культурно-исторические аспекты формирования Автономного района Внутренняя Монголия 30
2.3 Практика современной национальной политики Китая в отношении этнических меньшинств, проживающих на территории СУАО и АО Внутренней Монголии 35
Заключение 48
Список использованных источников 51
Китайская Народная Республика — многонациональное государство, на территории которого проживают представители официально признанных правительством 56 этносов. При этом каждый из этносов сильно отличается друг от друга по численности. Согласно результатам общенациональной переписи населения Китая в 2020 г., самым многочисленным этносом по- прежнему являются ханьцы, составляя 91, 11% от всего населения Китая [26]; остальные 8, 89% составляют национальные меньшинства, что в числовом представлении составляет 125 млн. человек, из которых 6 млн. — монгольские народы, и 11 млн. — уйгуры. Примечательно, что подобное соотношение ханьского и неханьского населения сохраняется с момента образования КНР с незначительными изменениями.
Политика в отношении этнических меньшинств в Китае основана на модели национальной координации, которая означает, что экономическое и социальное развитие этнических меньшинств определяется центральным правительством. Эта модель закреплена в конституции Китая и провозглашает главенство политики КПК над национальной политикой в отношении малочисленных народов. Таким образом, с помощью различных инструментов: законодательства, политических инициатив и административных мер - государство вмешивается в развитие этнических меньшинств. Содействие экономическому, культурному и политическому развитию является заявленной позицией Китая в отношении обращения с этническими меньшинствами с 1949 года. Хотя Китай улучшил экономическое, культурное и политическое развитие этнических меньшинств, однако сепаратистские настроения среди некоторых малочисленных народов по-прежнему представляют угрозу национальному развитию и единству КНР.
Этнические меньшинства приобретают все большее значение для социальной стабильности в Китае и его международного имиджа. КПК 3 тщательно управляет их участием в политической жизни и экономическим развитием, чтобы гарантировать, что они в достаточной степени представлены в национальной политической, экономической и социальной системе Китая. В то же время КПК предприняла масштабную кампанию по китаизации и интеграции групп меньшинств и их культуры в национальное русло посредством различных политических мер. Эти стратегии ассимиляции наиболее заметны в автономных районах Китая, таких как Синьцзян, Тибет и Внутренняя Монголия, которые отличаются наиболее высокой степенью сепаратистских настроений, в связи с чем привлекают внимание властей.
Рассматриваемая нами тема имеет несомненную значимость при изучении формирования современной национальной политики Китая в целом в автономных округах в частности. Изучение практических мер национальной политики в двух различных АО — Синцзянь-Уйгурском и Внутренней Монголии, открывает широкие возможности к пониманию национального вопроса в КНР, позволяет выделить универсальные подходы по отношению ко всем национальностям Китая. Кроме того, опыт изучения национальной политики КНР в отношении наиболее многочисленных национальных меньшинств может помочь в выстраивании отношений между Россией и Китаем на региональном уровне (отношения между регионами двух стран).
Анализируя политику Китая, мы можем расширить наше знание о состоянии прав человека, религиозной свободы и этнических вопросов в современном мире. Результаты исследования позволят более глубоко понять динамику взаимоотношений между центром и периферией в Китае и сделать выводы о воздействии политики на жизнь и устойчивость этнических меньшинств в обоих регионах.
Объект — политика китайского правительства в отношении национальных меньшинств....
Политика в отношении этнических меньшинств в Китае основана на модели национальной координации, которая означает, что экономическое и социальное развитие этнических меньшинств определяется центральным правительством. Эта модель закреплена в конституции Китая и провозглашает главенство политики КПК над национальной политикой в отношении малочисленных народов. Таким образом, с помощью различных инструментов: законодательства, политических инициатив и административных мер - государство вмешивается в развитие этнических меньшинств. Содействие экономическому, культурному и политическому развитию является заявленной позицией Китая в отношении обращения с этническими меньшинствами с 1949 года. Хотя Китай улучшил экономическое, культурное и политическое развитие этнических меньшинств, однако сепаратистские настроения среди некоторых малочисленных народов по-прежнему представляют угрозу национальному развитию и единству КНР.
Этнические меньшинства приобретают все большее значение для социальной стабильности в Китае и его международного имиджа. КПК 3 тщательно управляет их участием в политической жизни и экономическим развитием, чтобы гарантировать, что они в достаточной степени представлены в национальной политической, экономической и социальной системе Китая. В то же время КПК предприняла масштабную кампанию по китаизации и интеграции групп меньшинств и их культуры в национальное русло посредством различных политических мер. Эти стратегии ассимиляции наиболее заметны в автономных районах Китая, таких как Синьцзян, Тибет и Внутренняя Монголия, которые отличаются наиболее высокой степенью сепаратистских настроений, в связи с чем привлекают внимание властей.
Рассматриваемая нами тема имеет несомненную значимость при изучении формирования современной национальной политики Китая в целом в автономных округах в частности. Изучение практических мер национальной политики в двух различных АО — Синцзянь-Уйгурском и Внутренней Монголии, открывает широкие возможности к пониманию национального вопроса в КНР, позволяет выделить универсальные подходы по отношению ко всем национальностям Китая. Кроме того, опыт изучения национальной политики КНР в отношении наиболее многочисленных национальных меньшинств может помочь в выстраивании отношений между Россией и Китаем на региональном уровне (отношения между регионами двух стран).
Анализируя политику Китая, мы можем расширить наше знание о состоянии прав человека, религиозной свободы и этнических вопросов в современном мире. Результаты исследования позволят более глубоко понять динамику взаимоотношений между центром и периферией в Китае и сделать выводы о воздействии политики на жизнь и устойчивость этнических меньшинств в обоих регионах.
Объект — политика китайского правительства в отношении национальных меньшинств....
Концепция национальной политики в отношении этнических меньшинств была разработана Коммунистической партией Китая (КПК) задолго до образования Китайской Народной Республики (КНР). Первоначальная политика проводилась под влиянием модели Советского Союза, но была адаптирована к китайским реалиям. Во время борьбы между КПК и Гоминьданом в 1920-х и 1930-х годах КПК использовала этническое разнообразие для укрепления своего имиджа, пропагандируя федеративное государство с правом на самоопределение и возможное отделение республик.
С образованием КНР в 1949 году начала формироваться более структурированная и действенная государственная политика в отношении этнических меньшинств. За прошедшие десятилетия эта политика претерпела значительные изменения. Первоначально КПК отошла от советской модели и отвергла идею федерации из-за сложности управления отдаленными регионами, тем самым объявив Китай унитарным государством с территориями национальной автономии.
С 1949 по 1956 год КПК заложила основополагающие принципы национальной автономии, создав Внутреннюю Монголию в качестве автономного района, за которым последовали другие, такие как Синьцзян, Гуанси и Нинся.
Культурная революция ознаменовала собой суровый период, когда политика была направлена на подавление этнической идентичности и навязывание особой национальной самобытности. Многие культурные реликвии и обычаи были уничтожены, а использование местных языков и религиозных обрядов было сильно ограничено. В эпоху после смерти Мао Цзэдуна произошел возврат к прежним принципам этнического равенства и восстановления прав меньшинств, которые были подтверждены в Конституции 1978 года.
В последние десятилетия наблюдается сдвиг в сторону ужесточения контроля и ассимиляции этнических меньшинств, при этом значительный упор делается на продвижение единой китайской идентичности. Это включает меры в области образования, языковой политики и религиозной практики, направленные на более тесную интеграцию этнических меньшинств в культурную среду ханьцев.
После 2009 года как в СУАР, так и в АРВМ произошел сдвиг в сторону более жесткого и централизованного контроля за этнической политикой, вызванный опасениями этнических волнений и сепаратизма. Это включало в себя усиление акцента на путунхуа в образовании, замену местных языков в школах и подавление религиозных и культурных проявлений, которые могли бы способствовать инакомыслию.
Политика Китая в отношении национальных меньшинств продолжает развиваться в рамках нескольких ключевых тенденций, которые в значительной мере отражают общие стратегические и идеологические приоритеты китайского правительства.
Сравнительный анализ политики Китая в отношении Синьцзян- Уйгурского автономного района и Автономного Района Внутренняя Монголия позволяет выявить как ключевые сходства, так и значительные различия в подходах к управлению этническими меньшинствами. Оба региона имеют статус автономии, что теоретически предоставляет им большую свободу в сохранении и развитии собственной культуры и языка, однако на практике ситуация выглядит иначе.
В обоих регионах Китай проводит политику строгого централизованного контроля и ассимиляции. Хотя интенсивность и методы могут отличаться, общая цель — интеграция меньшинств в культурное и политическое пространство большинства (хань). В СУАР и в АРВМ китайские власти продвигают обучение на китайском языке, ограничивая обучение на уйгурском и монгольском языках соответственно. Это вызывает опасения по поводу постепенной потери лингвистической идентичности.
Китай активно использует пропаганду для формирования восприятия политики в отношении этих регионов, представляя меры как необходимые для обеспечения стабильности и развития, присутствует значительное религиозное подавление....
С образованием КНР в 1949 году начала формироваться более структурированная и действенная государственная политика в отношении этнических меньшинств. За прошедшие десятилетия эта политика претерпела значительные изменения. Первоначально КПК отошла от советской модели и отвергла идею федерации из-за сложности управления отдаленными регионами, тем самым объявив Китай унитарным государством с территориями национальной автономии.
С 1949 по 1956 год КПК заложила основополагающие принципы национальной автономии, создав Внутреннюю Монголию в качестве автономного района, за которым последовали другие, такие как Синьцзян, Гуанси и Нинся.
Культурная революция ознаменовала собой суровый период, когда политика была направлена на подавление этнической идентичности и навязывание особой национальной самобытности. Многие культурные реликвии и обычаи были уничтожены, а использование местных языков и религиозных обрядов было сильно ограничено. В эпоху после смерти Мао Цзэдуна произошел возврат к прежним принципам этнического равенства и восстановления прав меньшинств, которые были подтверждены в Конституции 1978 года.
В последние десятилетия наблюдается сдвиг в сторону ужесточения контроля и ассимиляции этнических меньшинств, при этом значительный упор делается на продвижение единой китайской идентичности. Это включает меры в области образования, языковой политики и религиозной практики, направленные на более тесную интеграцию этнических меньшинств в культурную среду ханьцев.
После 2009 года как в СУАР, так и в АРВМ произошел сдвиг в сторону более жесткого и централизованного контроля за этнической политикой, вызванный опасениями этнических волнений и сепаратизма. Это включало в себя усиление акцента на путунхуа в образовании, замену местных языков в школах и подавление религиозных и культурных проявлений, которые могли бы способствовать инакомыслию.
Политика Китая в отношении национальных меньшинств продолжает развиваться в рамках нескольких ключевых тенденций, которые в значительной мере отражают общие стратегические и идеологические приоритеты китайского правительства.
Сравнительный анализ политики Китая в отношении Синьцзян- Уйгурского автономного района и Автономного Района Внутренняя Монголия позволяет выявить как ключевые сходства, так и значительные различия в подходах к управлению этническими меньшинствами. Оба региона имеют статус автономии, что теоретически предоставляет им большую свободу в сохранении и развитии собственной культуры и языка, однако на практике ситуация выглядит иначе.
В обоих регионах Китай проводит политику строгого централизованного контроля и ассимиляции. Хотя интенсивность и методы могут отличаться, общая цель — интеграция меньшинств в культурное и политическое пространство большинства (хань). В СУАР и в АРВМ китайские власти продвигают обучение на китайском языке, ограничивая обучение на уйгурском и монгольском языках соответственно. Это вызывает опасения по поводу постепенной потери лингвистической идентичности.
Китай активно использует пропаганду для формирования восприятия политики в отношении этих регионов, представляя меры как необходимые для обеспечения стабильности и развития, присутствует значительное религиозное подавление....





