Внеурочные занятия по формированию навыков конструктивного поведения младших школьников
|
Введение 3
1 Теоретические основы формирования навыков конструктивного
поведения младших школьников 5
1.1 Формирование навыков конструктивного поведения младших
школьников как социально-педагогическая задача 5
1.2 Особенности организации внеурочных занятий младших
школьников по формированию навыков конструктивного поведения 11
1.3 Методы формирования навыков конструктивного поведения
младших школьников 17
Выводы по главе 1 24
2 Практика по формированию навыков конструктивного поведения младших школьников на внеурочных занятиях 26
2.1 Серия внеурочных занятий по формированию навыков
конструктивного поведения младших школьников 26
2.2 Диагностический инструментарий по оценке результативности
реализации серии внеурочных занятий по формированию навыков конструктивного поведения младших школьников 40
Выводы по главе 2 45
Заключение 46
Список использованных источников 48
Приложения А-Б 51-54
1 Теоретические основы формирования навыков конструктивного
поведения младших школьников 5
1.1 Формирование навыков конструктивного поведения младших
школьников как социально-педагогическая задача 5
1.2 Особенности организации внеурочных занятий младших
школьников по формированию навыков конструктивного поведения 11
1.3 Методы формирования навыков конструктивного поведения
младших школьников 17
Выводы по главе 1 24
2 Практика по формированию навыков конструктивного поведения младших школьников на внеурочных занятиях 26
2.1 Серия внеурочных занятий по формированию навыков
конструктивного поведения младших школьников 26
2.2 Диагностический инструментарий по оценке результативности
реализации серии внеурочных занятий по формированию навыков конструктивного поведения младших школьников 40
Выводы по главе 2 45
Заключение 46
Список использованных источников 48
Приложения А-Б 51-54
В настоящее время в мире происходит немало крайне сложных ситуаций, в который задействованы дети. На современных детях сказывается все отрицательное влияние экологии, нестабильность и напряжённость социальной обстановки, что приводит к отклонениям в их поведении и мешает нормальному развитию. Особую тревогу вызывает не только прогрессирующая отчуждённость, повышенная тревожность, духовная опустошённость детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность.
Каждый день дети становятся невольными свидетелями, а в некоторых случаях жертвами, агрессивных проявлений со стороны сверстников и взрослых. Отсутствие понимание морально-этических норм позволяет ребёнку в качестве нормы общения использовать агрессию и неуважение. Это следует из отсутствия культурно-ценностных понятий у детей, по каким- то причинам не привитых родителями в раннем возрасте.
Сейчас нередки ситуации, когда члены семьи мало общаются друг с другом, а многие родители предпочитают проводить время за компьютером или телевизором, игнорируя свои прямые обязанности по воспитанию детей. Большинство родителей оправдывают своё неправильное отношение к детям наличием проблем в личной жизни и финансовыми трудностями, из-за которых они вынуждены улучшать своё благосостояние в ущерб воспитанию детей. Это плохо сказывается на доверительных отношениях в семье.
Если на ребёнка жалуются в школе, он конфликтен, агрессивен, склонен к «взрывному поведению», такое поведение часто повторяет увиденное в семье, на экране телевизора, или на мониторе компьютера.
К этой проблеме подходят как наши соотечественники, такие как: С.Л. Колосова, Н. М. Платонова, С.Н. Ениколопов и др., так и зарубежные психологи А. Басс, Р. Бэрон, Дж. Доллард, Д. Зильман, Д. Ричардсон, А. Фрейд, Э. Фромм и др.
Возникает потребность в занятий, способствующих формированию навыков конструктивного поведения.
Цель исследования: обосновать и разработать серию внеурочных занятий, направленных на формирование навыков конструктивного поведения младших школьников.
Объект исследования: воспитательный процесс в младшей школе.
Предмет исследования: серия внеурочных занятий, направленных на формирование навыков конструктивного поведения младших школьников.
Гипотеза: внеурочные занятия способствуют формированию навыков конструктивного поведения младших школьников, если:
- применяются элементы игротерапии в групповом взаимодействии;
- осуществляется проблемно-ценностное общение, направленное на снижение проявления младшими школьниками агрессивности в конфликтах;
- создаётся благоприятная, доброжелательная атмосфера в группе.
Задачи исследования:
1. Раскрыть формирование конструктивного поведения младших школьников как социально-педагогическую задачу.
2. Выявить особенности организации внеурочных занятий младших школьников и методы по формированию навыков конструктивного поведения.
3. Разработать серию внеурочных занятий по формированию навыков конструктивного поведения младших школьников.
4. Подобрать диагностический инструментарий для оценки результативности реализации разработанной серии внеурочных занятий.
Каждый день дети становятся невольными свидетелями, а в некоторых случаях жертвами, агрессивных проявлений со стороны сверстников и взрослых. Отсутствие понимание морально-этических норм позволяет ребёнку в качестве нормы общения использовать агрессию и неуважение. Это следует из отсутствия культурно-ценностных понятий у детей, по каким- то причинам не привитых родителями в раннем возрасте.
Сейчас нередки ситуации, когда члены семьи мало общаются друг с другом, а многие родители предпочитают проводить время за компьютером или телевизором, игнорируя свои прямые обязанности по воспитанию детей. Большинство родителей оправдывают своё неправильное отношение к детям наличием проблем в личной жизни и финансовыми трудностями, из-за которых они вынуждены улучшать своё благосостояние в ущерб воспитанию детей. Это плохо сказывается на доверительных отношениях в семье.
Если на ребёнка жалуются в школе, он конфликтен, агрессивен, склонен к «взрывному поведению», такое поведение часто повторяет увиденное в семье, на экране телевизора, или на мониторе компьютера.
К этой проблеме подходят как наши соотечественники, такие как: С.Л. Колосова, Н. М. Платонова, С.Н. Ениколопов и др., так и зарубежные психологи А. Басс, Р. Бэрон, Дж. Доллард, Д. Зильман, Д. Ричардсон, А. Фрейд, Э. Фромм и др.
Возникает потребность в занятий, способствующих формированию навыков конструктивного поведения.
Цель исследования: обосновать и разработать серию внеурочных занятий, направленных на формирование навыков конструктивного поведения младших школьников.
Объект исследования: воспитательный процесс в младшей школе.
Предмет исследования: серия внеурочных занятий, направленных на формирование навыков конструктивного поведения младших школьников.
Гипотеза: внеурочные занятия способствуют формированию навыков конструктивного поведения младших школьников, если:
- применяются элементы игротерапии в групповом взаимодействии;
- осуществляется проблемно-ценностное общение, направленное на снижение проявления младшими школьниками агрессивности в конфликтах;
- создаётся благоприятная, доброжелательная атмосфера в группе.
Задачи исследования:
1. Раскрыть формирование конструктивного поведения младших школьников как социально-педагогическую задачу.
2. Выявить особенности организации внеурочных занятий младших школьников и методы по формированию навыков конструктивного поведения.
3. Разработать серию внеурочных занятий по формированию навыков конструктивного поведения младших школьников.
4. Подобрать диагностический инструментарий для оценки результативности реализации разработанной серии внеурочных занятий.
Проблема конструктивного поведения в наше время очень актуальная тема, для педагога ставится задача сформировать навык конструктивного общения у младших школьников. Неотъемлемой частью дивиантного поведения является конфликтность, она сопровождает человека на всем пути жизни. Любые конфликтные ситуации негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности младшего школьника, затрудняют процесс его социализации в обществе. Конфликты, которые происходят в классе, отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс, в классе, где сложился неблагоприятный социально-психологический климат, простая обида может, в конечном счёте, привести к проявлению жестокости в отношении своих противников. Анализу конфликтов уделяли внимание многие мыслители, начиная с момента зарождения наук. Они отмечали как позитивную, так и негативную роль конфликтов в жизни общества. По мере развития науки отрицательная оценка последствий конфликтов начинает несколько доминировать.
Высокий уровень проявления конфликтного поведения обучающихся является одной из наиболее острых проблем для педагогики на сегодняшний день. Увеличение числа обучающихся, склонных к конфликтным формам поведения, свидетельствует о необходимости изучения причин, вызывающих эти явления.
Обучающиеся, которые не конструктивно действуют в конфликте, выражают себя такими проявлениями личности, как: склонность к агрессии, повышенная внушаемость, склонность к подражанию, эмоциональная нестабильность, озлобленность в отношении к ровесникам и окружающим людям, неадекватность и неустойчивость самооценки, повышенная тревожность, страх перед социальными контактами, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, которые регулируют поведение.
В процессе практической работы мы разработали серию внеурочных занятий направленных на формирование навыков конструктивного поведения младших школьников, они включают в себя комплекс разнообразных упражнений, которые помогают обучающимся адаптироваться в классе, научиться слышать и слушать своих товарищей, правильно ставить для себя задачи без помощи педагога.
Так же рассмотрели методики, по средством которых можно просмотреть динамику изменений в младшем школьнике. Педагог должен осуществлять работу по формированию навыков конструктивного поведения в конфликте у младших школьников по средствам просвещения, игровых ситуаций, практической деятельности через сказку, коррекционных занятий. Задача педагога состоит в том, чтобы продуктом их деятельности стал комфортный климат в классе, а также умение детей использовать конструктивные стратегии при решении конфликта.
Высокий уровень проявления конфликтного поведения обучающихся является одной из наиболее острых проблем для педагогики на сегодняшний день. Увеличение числа обучающихся, склонных к конфликтным формам поведения, свидетельствует о необходимости изучения причин, вызывающих эти явления.
Обучающиеся, которые не конструктивно действуют в конфликте, выражают себя такими проявлениями личности, как: склонность к агрессии, повышенная внушаемость, склонность к подражанию, эмоциональная нестабильность, озлобленность в отношении к ровесникам и окружающим людям, неадекватность и неустойчивость самооценки, повышенная тревожность, страх перед социальными контактами, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, которые регулируют поведение.
В процессе практической работы мы разработали серию внеурочных занятий направленных на формирование навыков конструктивного поведения младших школьников, они включают в себя комплекс разнообразных упражнений, которые помогают обучающимся адаптироваться в классе, научиться слышать и слушать своих товарищей, правильно ставить для себя задачи без помощи педагога.
Так же рассмотрели методики, по средством которых можно просмотреть динамику изменений в младшем школьнике. Педагог должен осуществлять работу по формированию навыков конструктивного поведения в конфликте у младших школьников по средствам просвещения, игровых ситуаций, практической деятельности через сказку, коррекционных занятий. Задача педагога состоит в том, чтобы продуктом их деятельности стал комфортный климат в классе, а также умение детей использовать конструктивные стратегии при решении конфликта.
Подобные работы
- Формирование лидерских качеств у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2021 - Формирование коммуникативных умений у младших школьников
через игру
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017 - Формирование правовых знаний у детей младшего школьного возраста в образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Групповое консультирование как средство преодоления агрессивного поведения детей младшего школьного возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2022 - Профилактика агрессивного поведения младших школьников средствами внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Формирование у младших школьников умения управлять поведением партнера
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ
ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018



