Введение 8
1 Теоретические и методические основы разработки конкурентной стратегии предприятия 1
1.1 Конкурентная стратегия предприятия: понятие и виды 1
1.2 Этапы разработки конкурентной стратегии 2
1.3 Информационно-методическое обеспечение разработки конкурентной
стратегии 7
2 Анализ конкурентной позиции АО «Искра» на рынке 2
2.1 Организационно - экономическая характеристика АО «Искра» 2
2.2 Исследование конкурентной позиции АО «Искра» на рынке 3
2.3 Анализ деятельности конкурентов АО «Искра» 4
3 Обоснование выбора конкурентной стратегии АО «Искра» 6
3.1 Общая характеристика факторов, влияющих на конкурентную
стратегию АО «Искра» 6
3.2 Выбор и экономическое обоснование конкурентной стратегии АО «Искра» 6
3.3 Направления развития системы конкурентных преимуществ 8
Заключение 8
Список использованных 8
источников 7
Приложения 9
В условиях динамично меняющейся как внешней, так и внутренней среде разработанная конкурентная стратегия предприятия позволяет быстрее и гибче подстраиваться и адаптироваться к новым условиям.
Все организации в конкурентной борьбе должны не только сосредоточиться на внутренней среде, но и разработать стратегии деятельности организации, позволяющие быстро реагировать на изменения, происходящие во внешней среде. Актуальность разработки конкурентной стратегии определена тем фактом, что в настоящее время конкуренция за ресурсы постоянно повышается, возникают новые возможности для предпринимательской деятельности, формируются информационные сети, увеличивается доступность современных технологий и меняется роль человеческого капитала.
В контексте мировых кризисных явлений проблема формирования устойчивой конкурентной стратегии приобрела особую актуальность в силу повышения изменчивости внешней среды и недостаточной научно - методической разработанности многих аспектов формирования и реализации конкурентных преимуществ предприятий. Проблема управления развития системы конкурентных преимуществ предприятий актуальна и с практической точки зрения в силу далеко не полного владения руководством предприятий современными методами оценки конкурентной позиции и механизмами разработки конкурентных стратегий.
Целью работы является разработка конкурентной стратегии предприятия АО «Искра».
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие и виды конкурентной стратегии предприятия.
2. Рассмотреть этапы разработки конкурентной стратегии.
3. Изучить методическое и информационное обеспечение разработки конкурентной стратегии.
4. Изучить и представить организационно-экономическую характеристику АО «Искра».
5. Провести исследование конкурентной позиции АО «Искра» на рынке.
6. Провести анализ деятельности конкурентов АО «Искра».
7. Изучить и представить общую характеристику факторов, влияющих на конкурентную стратегию АО «Искра».
8. Провести выбор и экономическое обоснование конкурентной стратегии АО «Искра».
9. Дать направления по развитию системы конкурентных преимуществ.
Объектом исследования является акционерное общество «Искра».
Предметом исследования является разработка конкурентной стратегии предприятия.
Теоретической и методологической основой исследования послужили фундаментальные положения, научно-методологические подходы к изучению оценки конкурентной стратегии предприятия .
При написании выпускной квалификационной были использованы работы отечественных и зарубежных авторов, таких как Фатхутдинова Р.А., Ф. Котлера, М.Э. Портера, А.А. Томпсона, Ансоффа И., Горабашко Е.А., Дубининой Н.А. и др. Также использовались материалы экономической периодической экономической литературы, например «Маркетинг», «Маркетинг в России и за рубежом», Устав и нормативные документы АО «Искра»...
Разработка конкурентной стратегии предприятия рассмотрена в трех главах выпускной квалификационной работы.
Проведенное исследование показало, что существуют разнообразные классификации конкурентных стратегий. Цель конкурентной стратегии - достижение превосходства над конкурентами в предложении товаров и услуг, также конкурентная стратегия направлена на то, чтобы добиться устойчивой и выгодной позиции, позволяющей компании противостоять напору тех сил, которые определяют конкурентную борьбу в отрасли. Грамотный выбор конкурентной стратегия предприятия напрямую повышает его конкурентоспособность за счет правильного позиционирования перед потребителями, а это, в свою очередь, укрепляет положение компании на рынке. Процесс разработки конкурентной стратегии предприятия включает несколько этапов, в результате которых выбирается стратегия и к ней предлагаются по проведенным исследованиям, необходимые мероприятия. Информационное обеспечение разработки товарной стратегии предприятия связано с поиском, обработкой и применением информации с целью получения точных данных и выбора оптимальной стратегии.
Во второй главе работы был проведен анализ конкурентной позиции АО «Искра» на рынке, в частности: изучена и представлена организационно- экономическая характеристика АО «Искра»; проведено исследование конкурентной позиции АО «Искра» на рынке; проведен анализ деятельности конкурентов АО «Искра». Исследование сравнительного анализа деятельности конкурентов показало, что АО Искра по сравнению с конкурентами имеет разнообразный ассортимент по количеству товарных групп. Также исследование показало, что АО искра обладает наибольшей сетью розничных магазинов по краю.
Анализ реализации элементов комплекса маркетинга АО Искра и его основных конкурентов на рынке розничных продаж позволил выделить конкурентные преимущества и недостатки исследуемого предприятия.
Конкурентные преимущества: более широкий ассортимент, преимущество по цене, разветвленность торговой сети.
Недостатки по отношению к конкурентам: более низкая оценка репутации компании в цифровой среде, отсутствие программы лояльности, недостаточная информирование потребителей о деятельности компании.
В третьей главе выпускной квалификационной работы выбрана рациональная конкурентная стратегия и мероприятия ее реализации для АО «Искра». Оптимальной стратегией в результате SWOT-анализа и коллективных экспертных оценок для предприятия АО «Искра» стала конкурентная стратегия усиления позиций на рынке. Предложены в рамках выбранной конкурентной стратегии усиления позиций на рынке торгового предприятия АО «Искра» два мероприятия: разработать программу лояльности клиента в виде дисконтной карты постоянного покупателя для сети магазинов «Мясо&Молоко» и составить медиаплан, возобновив публикации в социальных, чтобы улучшить мнение потребителей.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 14.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.04.2023) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
3. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О защите конкуренции» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
4. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 07.10.2022, с изм. от 19.12.2022) «Об акционерных обществах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
5. Бакальская, Е. В. Мониторинг состояния конкурентной среды / Е. В. Бакальская, И. В. Буздалова // Аллея науки. - 2017. - Т. 2. - № 16. - С. 535-538.
6. Беланова, Н. Н. Развитие конкурентной среды и государственная промышленная политика / Н. Н. Беланова, Е. А. Трубчанинова // Экономика, предпринимательство и право. - 2021. - Том 11. - № 4. - С. 799-814.
7. Береговая, И. Б. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия / И. Б. Береговая // Символ науки. - Уфа: Омега-сайнс, 2015. - № 12. - С. 90-93.
8. Бумагина, М. Д. Анализ конкурентной среды предприятия на потребительском рынке / М. Д. Бумагина // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - № 40. - С. 531-534.
9. Ганина, А. А. Конкурентные стратегии предприятия / А. А. Ганина // Современные тенденции управления и экономики в России и мире: цивилизационный аспект : материалы II всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2-х ч., Москва, 15 февраля 2021 года. Том Часть 1. - Москва: Издательский дом «ИМЦ», 2021. - С. 37-41.
10. Гапонова, О. В. Формирование механизма оценки конкурентной стратегии компании в условиях цифровизации / О. В. Гапонова, Л. С. Медведева // Актуальные вопросы экономики и управления: теоретические и прикладные аспекты: материалы VII Международной научно-практической конференции, Горловка, 25 марта 2022 года. - Горловка: Донецкий национальный технический университет, 2022. - С. 285-290.
11. Гнедова, Н. Е. Конкурентная среда: понятие, виды конкуренции, их характеристика, правовая база регулирования / Н. Е. Гнедова // В мире научных открытий : Материалы III Международной студенческой научной конференции, Ульяновск, 22-23 мая 2019 года. - Ульяновск: Ульяновский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, 2019. - С. 201-203.
12. Современная модель эффективного бизнеса: монография. Книга 14 / Е. Э. Головчанская, М. Ф. Григорьев, А. А. Кузубов и др. / Под общ. Ред. С. С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2015. - 192 с.
13. Грабский, В. В. Основные пути и методы повышения
конкурентоспособности предприятия / В. В. Грабский // Развитие стратегического и проектного управления сетевыми территориально - отраслевыми системами - ключевое направление неоиндустриальной модернизации современной российской экономики: Материалы IX
Всероссийской научно-практической конференции, 2016. - С. 86-89.
14. Гуськова, Н. Д. Формирование алгоритма конкурентной стратегии
промышленной компании / Н. Д. Гуськова, В. О. Новиков // Управление качеством в образовании и промышленности: сборник статей Всероссийской научно-технической конференции, Севастополь, 20-21 мая 2021 года. - Севастополь: Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет», 2021. - С. 16-21.
15. Денисова, Т. А. Методические аспекты разработки конкурентной стратегии предприятия / Т. А. Денисова // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. - 2020. - № 19 (35). - С. 100-106...51