Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения социального и эмоционального
интеллекта детей старшего дошкольного возраста 8
1.1 Понятия социальный и эмоциональный интеллект 8
1.2Учет возрастных особенностей старших дошкольников в процессе развития социального и эмоционального интеллекта 12
2 Экспериментальная работа по развитию социального и
эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 17
2.1 Организация и методы экспериментального исследования. Анализ
результатов первичной диагностики 17
2.2 Система игр и упражнений, направленная на развитие
социального и эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 37
2.3 Анализ результатов повторной диагностики 42
Заключение 51
Список использованных источников 53
Приложение А Наглядные материалы к диагностической методике «Определи свои эмоции» 59
Приложение Б Вопросы к диагностической методике «Да» и «Нет»
Приложение В Наглядные материалы к диагностической методике «Выбери нужное лицо»
Приложение Г Наглядные материалы к диагностической методике «Картинки»
На сегодняшний день существует большая проблема развития социального и эмоционального интеллекта (EQ) детей старшего дошкольного возраста. Находясь в коллективе, дети не умеют договариваться, спор постепенно переходит в оскорбления, драку, а драка приносит боль, обиду, ненависть, разочарование и т.д. Неспособность детей понимать свои эмоции и эмоции других людей, адекватно их проявлять, оценивать эмоциональные проявления других людей, а также неумение регулировать поведение, зачастую нарушают межличностные взаимоотношения.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что именно в этот возрастной период закладываются важнейшие структурные компоненты личности, развивается самосознание ребенка, формируется стиль поведения. Дошкольник не только осваивает программу образования, но и развивает свои коммуникативные компетенции.
Л. С. Выготский утверждал, «эмоциональное развитие детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка» [12, с. 98].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) одной из важнейших задач называет «укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия»[29]. В разделе 2.6. «Социально - коммуникативное развитие» ФГОС ДО отмечена «важность развития социального и эмоционально интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками ...» [29, с. 22].
Вопрос развития социального и эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста является приоритетным при организации и реализации образовательного процесса в ДОУ.
Цель: изучение возможностей ДОУ для развития социального и эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
Объект: социальный и эмоциональный интеллект у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: развитие социального и эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого - педагогические источники по проблеме развития социального и эмоционального интеллекта.
2. Провести экспериментальное исследование направленное на развития социального и эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
3. Подобрать и реализовать систему игр и упражнений, направленную на развитие социального и эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести сопоставительный анализ первичной и повторной диагностики развития социального и эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ психолого - педагогической литературы; эмпирические методы: диагностические методики «Определи свои эмоции» (авторы А. А. Ошкина, И. Г. Цыганкова), «Да» и «Нет» (автор Л. Красильникова),«Выбери нужное лицо» (авторы Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен, модификация), «Картинки» (авторы О. Е. Смирнова, В. М. Холмогорова); методы количественной и качественной обработки результатов.
Экспериментальной базой исследования выступило Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №255 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно - речевому направлению развития детей» (МБДОУ № 255) г. Красноярска. Выборка исследования представлена детьми старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) в количестве 12 человек.
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь 2020г. - октябрь 2020г.) - анализ статей, книг, журналов, бакалаврских работ по теме исследования, постановка цели, определение объекта, предмета исследования.
Второй этап (ноябрь 2020г. - январь 2021г.) - подбор диагностического инструментария для изучения социального и эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста, первичная диагностика.
Третий этап (февраль - май 2021г.) - подборка и апробация системы игр и упражнений, направленной на развитие социального и эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста; повторная диагностика; анализ полученных результатов, формулирование выводов; оформление ВКР.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что подобранную нами систему игр и упражнений, направленную на развитие социального и эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста могут использовать педагоги ДОУ (воспитатели, педагог - психолог, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре) и студенты педагогических ВУЗов при подготовке к непосредственной образовательной деятельности, при написании докладов, статей, рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ.
Выпускная квалификационная работа, общим объемом 64 страницы, включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников (46 наименований) и 4 приложения. В работе содержится 6 рисунков и 21 таблица.
На сегодняшний день понятия «социальный интеллект» (SI) и «эмоциональный интеллект» (EQ) все активнее входят в профессиональную речь педагогов ДОУ. В проведенном нами исследовании были изучены теоретические основы развития SI и EQ на этапе дошкольного детства, в частности у старших дошкольников.
За основную теоретическую идею нами было принято утверждение, что «эмоциональный интеллект вполне можно рассматривать как элемент социального интеллекта» (П. Сэловей, Дж. Мейер, А. И. Савенков) и в своем исследовании мы опирались на это высказывание. Исходя из этого, вслед за выше обозначенными авторами понимали в работе под «эмоциональным интеллектом подструктуру социального интеллекта, включая способность наблюдать эмоции, различать их и использовать эту информацию для управления взаимоотношениями».
Рассматривая структуру EQ мы, вслед за Д. Гоулманом, выделили следующие компоненты: самосознание, самоконтроль, социальное понимание и управление взаимоотношениями. Эта структура была использована нами при подборе диагностического инструментария и подготовки системы игр и упражнений, направленной на развитие социального и эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Нами было организовано экспериментальное исследование, на базе МБДОУ «№255» г. Красноярска.
Первичная диагностика показала, что25%обследованных детей демонстрируют низкий уровень развития SI и EQ, для 58,33% испытуемых характерен средний уровень, и только 16,67 % детей проявляет высокий уровень pa3BHTHxSI и EQ.
Данные первичной диагностики легли в основу проектирования системы игр и упражнений. После развивающей работы мы провели повторное диагностическое обследование дошкольников.
Анализ результатов проведенной нами повторной диагностики, показал положительную динамику: показатель высокого уровня развития вырос до 33,33%, показатель среднего уровня остался неизменным, детей с низким уровнем SI и EQ осталось 8,33% (1 человек).
Проведенное нами изучение возможностей ДОУ для развития SI и EQy детей старшего дошкольного возраста, показало, что сочетание диагностического и развивающего этапов работы со старшими дошкольниками, целенаправленный подбор развивающих игр и упражнений, сочетание индивидуальной и групповой развивающей работы, объединение усилий педагога - психолога, воспитателей ДОУ и привлечение к развивающей работе родителей дошкольников способствуют положительной динамике развития SI и EQ.
Цель исследования достигнута, задачи реализованы в полном объеме. Следовательно, составленная система игр и упражнений способствует развитию SIH EQ у детей старшего дошкольного возраста.
1. Айзенк, Г.Природа интеллекта - битва за разум: как формируются умственные способности / Г. Айзенк, Л. Кэмин. - Москва : Эксмо - Пресс, 2017. - 352 с.
2. Алешина, А. В. Эмоциональный интеллект. Российская практика / А. В. Алешина, С. Т. Шабанов. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2020. - 432 с.
3. Альберхт, К. Социальный интеллект. Наука о навыках успешного взаимодействия с окружающими / К. Альберхт. - Москва : Бизнес Психологи, 2011. - 301 с.
4. Андреева, И. Н. Азбука эмоционального интеллекта /
И. Н. Андреева. - Санкт - Петербург : Речь, 2013. - 288 с.
5. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен
современной психологии / И. Н. Андреева. — Новополоцк : ПГУ, 2014. - 388 с.
6. Афонькина, Ю. А. Диагностика эмоционального интеллекта у дошкольников / Ю. А. Афонькина // Детский сад : теория и практика. - 2014. - № 4. - С. 6 - 18.
7. Балаклеец, В. В. Об особенностях структурных компонентов эмоционального интеллекта у представителей разных народов [Электронный ресурс] / В. В. Балаклеец // Молодой ученый. - 2017. - № 4. - С. 315 - 318. Режим доступа: http://moluch.ru/archive/138/38632/
8. Берк, Л. Е. Развитие ребенка / Л. Е. Берк. - Санкт - Петербург : Питер, 2016. - 156 с.
9. Буянова, А. Ю. Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста / А. Ю. Буянова, Е. Ю. Бледнова, С. Ю. Кудрявцева, Э. М. Зимуков // Образование и воспитание. — 2019. — № 3 (3). — С. 59 - 61.
10. Бьюзен, Т. Могущество эмоционального интеллекта / Т. Бьюзен.
- Москва : Попурри, 2018. - 240 с.
11. Веракса, Н. Е. Детская психология / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. -Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 446 с.
12. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский.
- Москва : Перспектива, 2020. - 224 с.
13. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский.
- Москва : Эксмо, 2006. - 512 с.
14. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. - Москва : ACT Хранитель, 2016. - 458 с.
15. Грозина, В. А. Возможности игровых и рисуночных техник для развития эмоционального интеллекта старших дошкольников / А. В. Грозина // Психологические исследования эмоций. - 2012. - № 6. - С. 85 - 93.
16. Древаль, А. В. Интеллект XXX / А. В. Древаль. - Москва : Торус Пресс, 2015. - 316 с.
17. Карпович, Т. В. Психологическая диагностика социального интеллекта личности / Т. В. Карпович. - Москва : Содействие, 2007. - 164 с.
18. Манфред, К. де В. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта / К. де В. Манфред. - Москва : Альпина Паблишер, 2019. - 350 с.
19. Кинг, П. Социальный интеллект / П. Кинг. - Москва: Библос, 2020.- 140 с.
20. Ковалец, И. В. Азбука эмоций. Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере / И. В. Ковалец. - Москва :Владос, 2017. - 136 с.
21. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей / Н. Л. Кряжева. - Ярославль : Академия развития, 2016. - 208 с.
22. Лисина, М.И. Формирование личности ребёнка в общении / М. И. Лисина. - Санкт - Петербург : Питер, 2009. - 96 с.
23. Люгер, Дж. Искусственный интеллект: стратегии и методы решения сложных проблем / Дж. Люгер. - Москва : Вильямс, 2018. - 864 с.
24. Люсин, Д. В. Социальный и эмоциональный интеллект : от процессов к измерениям / Д. В. Люсин, Д. В. Ушаков. - Москва : Институт психологии РАН, 2009. - 273 с.
25. Марьина, Т. А. Развитие эмоционального мира дошкольников / Т. А. Марьина // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. -
2019. - № 76. - С. 78 - 86.
26. Матвиенко, Н. А. Методы и технологии формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста / Н. А. Матвиенко // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 1 (28). — С. 1 - 4.
27. Микляева, Г. Ф. Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством ознакомления с портретной живописью в условиях введения ФГОС ДО / Г. Ф. Микляева // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. - 2017. - № 53. - С. 101 - 114.
28. Нгуен, М. А. Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника / М. А. Нгуен // Ребёнок в детском саду. - 2008. - № 1. - С. 83 - 85.
29. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // Официальные документы в образовании. - 2013. - № 36. - С. 22.
30. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования / Р. В. Овчарова. - Москва :Юрайт, 2016. - 448 с.
31. Опарин, А. И. Материя. Жизнь. Интеллект / А. И. Опарин. -
Москва: Наука, 2017. - 208 с.
32. Пантолик, Т. С. Использование теста Гилфорда в исследовании развития социального интеллекта детей дошкольного возраста / Т. С. Пантолик. - Москва : РУДН, 2009. - 274 с.
33. Ростовых, Д. А. Социальный интеллект : актуальные проблемы исследования / Д. А. Ростовых. - Москва : МОИУ, 2004. - 303 с.
34. Рублева, Н. В. Проблема развития социального интеллекта в процессе социального воспитания детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Рублева. - Москва : Буки - Веди, 2012. - 282 с.
35. Савенков, А. И. Социальный интеллект как проблема психологии одаренности и творчества / А. И. Савенков // Высшая школа экономики. - 2005. - № 4. - С. 47 - 51.
36. Селиверстова, Т. Н. Опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / Т. Н. Селиверстова, Л. А. Андрющенко, С. М. Кретинина, Т. В. Меркулова // Вопросы дошкольной педагогики. -
2020. - № 6 (33). - С. 28 - 30. Режим доступа: http://moluch.ru/archive/170/5232/
37. Семенака, С. И. Уроки добра: Коррекционно - развивающая программа для детей 5 - 7 лет / С. И. Семенака. - Москва : Издательство АРКТИ, 2013. - 80 с.
38. Сергеева, И. Н. Эмоциональный интеллект и уровень его
развития детей старшего дошкольного возраста в рамках современного общества /
И. Н. Сергеева // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 5 (1). - С. 95 - 98.
39. Сэловей, П. Эмоциональный интеллект руководителя. Как развивать и применять / П. Сэловей, Дж. Майер. - Санкт - Петербург : Питер, 2017. - 258 с.
40. Уланова, А.Ю. Понимание психического мира как механизм развития согласованности между коммуникативными партнерами / А. Ю. Уланова // Психологические исследования. Труды молодых ученых. - 2016. - № 8. - С. 166 - 177.
41. Ушаков, Д. В. Социальный интеллект : теория, измерение, исследования / Д. В. Ушаков. - Москва : Институт психологии РАН, 2009. - 287 c.
42. Харитонова, И. В. Особенности оценки социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста / И. В. Харитонова. - Москва : МОУИ, 2005. - 228 с.
43. Хлебодарова, О. Б. Научные подходы к изучению социального интеллекта в психологии / О. Б. Хлебодарова // Молодой ученый. - 2011. - № 11. - С. 38 - 42.
44. Хлевная, Е. Где твоя волшебная кнопка? Как развивать эмоциональный интеллект / Е. Хлевная, Л. Южанинова. - Санкт - Петербург : Питер, 2013. - 240 с.
45. Шилова, О. В. Развитие социального интеллекта у старших дошкольников в процессе общения со значимым взрослым / О. В. Шилова. - Москва : РУДН, 2018. - 224 с.
46. Юркевич, В. С. Проблема эмоционального интеллекта / В. С. Юркевич // Вестник практической психологии образования. - 2005. - № 3 (4). - С. 30 - 31.