Введение 2
1 Рынок парикмахерских услуг г. Красноярска в современных 15
условиях
1.1 Современное состояние и тенденции развития рынка
парикмахерских услуг 15
1.2 Актуальные формы продвижения на рынке парикмахерских услуг
г. Красноярска в ракурсе потребительских предпочтений 25
Выводы по главе 1 40
2 Продвижение барбершопов г. Красноярска посредством Social
Media Marketing 42
2.1 Применение инструментов SMM как неотъемлемый фактор
продвижения барбершопов г. Красноярска 42
2.2 Разработка SMM-стратегии продвижения барбершопа на примере
предприятия «Barber Pub» в г. Красноярске 59
Выводы по главе 2 81
Заключение 83
Список использованных источников 88
Приложение А 98
Приложение Б 106
Приложение В 117
Приложение Г 118
Приложение Д 140
Приложение Е 149
Приложение Ж
Парикмахерское обслуживание в современное время является одним из самых массовых в сфере услуг. Благодаря постоянному спросу и увеличивающемуся количеству предприятий, данный рынок занимает одну из ведущих позиций в области бытового сервиса. Так, по данным федеральной службы государственной статистики, парикмахерские услуги входят в тройку наиболее крупных сегментов бытовых услуг (Объем бытовых услуг, 2018). В подобных условиях данная сфера деятельности разделилась на множество сегментов.
Помимо обычных парикмахерских, предлагающих классический спектр услуг, можно выделить, набирающие популярность монопредприятия. Повысилось количество парикмахерских салонов для мужчин - барбершопы или по-другому цирюльни. Такого типа заведения четко нацелены на свою аудиторию: цирюльни продают мужскую косметику и предлагают услуги по стрижке, оформлению бороды, усов и мужской маникюр. Это своего рода тематическое пространство, где можно не только получить качественное парикмахерское обслуживание, но и отдохнуть в приятной обстановке. В некоторых салонах можно встретить зоны отдыха — помимо самой парикмахерской, внутри может быть небольшая кофейня, бар или даже магазин одежды. Все в подобных заведениях ориентировано на особенности мужского сервиса, начиная от дизайна интерьера и заканчивая музыкой, играющей в салоне.
Рост сегмента барбершопов подтверждается данными картографической компании 2ГИС: за 3 года (2017-2020 гг.) в г. Красноярске количество подобных мужских салонов красоты выросло в 4 раза. Предполагается, что такая тенденция связана с увеличением спроса мужской части населения на качественный парикмахерский сервис.
Актуальность заявленной темы обусловлена существующими проблемами в данной сфере деятельности: яркая конкуренция, общий информационный шум рекламного рынка парикмахерских, малоизученность темы продвижения барбершопов и отсутствие исследований, посвященных актуальным и рентабельным средствам продвижения на данном специфическом сегменте рынка.
На фоне растущей конкурентной среды, эффективность продвижения барбершопов является актуальной проблемой. При узкоспециализированном формате цирюлен, трудности возникают с подбором эффективных средств маркетинговых коммуникаций, с помощью которых цирюльни смогут надежно донести информацию до узкой целевой аудитории, несмотря на общий информационный шум на рынке.
С угрозой потери уникальности и новизны формата, барбершопам становится недостаточно только предоставлять услуги населению. Подобные парикмахерские компании вынуждены привлекать внимание потребителей при помощи разнообразных средств продвижения. На сегодняшний день, одним из таких способов является маркетинг в социальных сетях или по-другому Social Media Marketing, который уже давно стал неотъемлемой частью маркетинговых коммуникаций.
Social Media Marketing может обладать высокой эффективностью в продвижении парикмахерских услуг современными технологиями. С каждым годом интернет площадки меняются и совершенствуются, в последствие чего увеличивается количество пользователей социальных медиа. Экономия рекламных бюджетов, возможность сегментирования аудитории, разнообразие инструментов таргетинга и интерактивность являются несомненными преимуществами при выборе данного канала коммуникации. Предполагается, что при грамотном SMM-продвижении, парикмахерской формата барбершоп удастся эффективно осуществить свою маркетинговую деятельность.
Таким образом, грамотное SMM-продвижение барбершопов с учетом специфики данного формата на рынке парикмахерских услуг является актуальной проблемой, обладающая высокой практической значимостью в современных рыночных условиях.
Степень изученности проблемы
Характеризуя степень изученности проблемы, следует отметить, что тема применения Social Media Marketing как инструмента продвижения представлена в научной литературе достаточно обширно.
Работами и исследованиями, посвященными становлению и развитию Social Media Marketing, занимались: Агеев А., Бессонова А., Волокитин Н., Володин Р. С. и Володина К. Ю., Гаврилюков С. В., Дасманова М., Иванченко О., Кожушко О., Капустина Л., Котлер Ф., Музыкант В., Мосунов И., Новикова К., Питерова А. Ю. и Пушкарева А. А., Румянцев Д., Ранняя А., Слугина Ю. Н., Ольшевский Д., Халилов Д., Чекмарев С., Чернышов И., Чуркин И., Чигряй М., Яременко Н. и др.
В учебном пособии «Интернет-маркетинг и digital-стратегии. Принципы эффективного использования» Кожушко О., Чуркина И., Агеева А. и др., изложены стратегии продвижения в Интернете и приведены различные практические материалы. Особое внимание уделено SMM-продвижению, где авторы дали определение Social Media Marketing и разобрали подробно каждый инструментарий. Авторы рассказали об особенностях продвижения в России с примерами. Вся предоставленная информация основана на работе реальной компании, которая на российском рынке более 10 лет.
В своих трудах Халилов Д., специалист в области SMM-продвижения, так же приводит практические примеры применения инструментов Social Media Marketing с учетом специфики продвижения бизнеса в России. Книга «Маркетинг в социальных» полностью состоит из кейсов реальных компаний, технологий продвижения и практических рекомендаций по SMM- стратегии. Автор рассказывает также о преимуществах и нюансах продвижения при помощи инструментов Social Media Marketing.
Автор Слугина Ю. Н. в своей работе «Маркетинговые коммуникации в социальных сетях: проблемы и перспективы» рассматривает сложности при работе в социальных сетях. Автор приводит классификацию мотивов пользователей социальных сетей, описывает разновидности контента, приводит способы привлечения аудитории.
В своей работе «Продвижение бизнеса в социальных сетях» Володин Р. С. и Володина К. Ю. выделяют несколько основных методов SMM- продвижения, используя которые, компания может привлечь посетителей на свой корпоративный аккаунт.
Автор Чекмарев С. Г. в книге «Социальные сети для бизнеса в России» приводит свои методики развития бизнеса через социальные сети. Данные методики основаны на собственном опыте автора, работавшего в сфере интернет-продвижения. Книга включает в себя понятие SMM-стратегии, основные характеристики целевой аудитории, описание их портретов, а также алгоритмы действий в продвижении при помощи маркетинга в социальных сетях, план представления бизнеса через социальные сети.
В научной статье «Особенности применения инструментов SMM в условиях современного бизнеса» Гаврилюк С. В. описывает основные цели проведения SMM-мероприятий, особенности и сложности SMM-продвижения.
В книге Сенаторова А. «Контент-маркетинг» описаны методы позиционирования бренда и правила коммуникации с целевой аудиторией в социальных сетях. Автор пишет о плюсах и минусах той или иной социальной сети и рассматривает распространенные ошибки в продвижении бренда на конкретных примерах. В целом в книге пишется о стратегии продвижения компании в сети Интернет, а также о создании эффективного контента для размещения в социальных сетях.
Авторы Питерова А. Ю. и Пушкарева А. А. в своей работе «Основные инструменты продвижения аккаунта в Instagram» перечисляют и описывают методы продвижения аккаунта социальной сети Instagram с учетом ее отличительных особенностей.
Изучению теоретических и практических основ маркетинга посвятили свои работы такие авторы как: Котлер Ф., Данченок Л. А., Карпова С. В., Чернопятов А. М., Фомичева Л. М., Железняков С. С., Чаплыгина М. А., Безуглая Е. В., Суслова Ю. Ю., Щербенко Е. В., Веремеенко О. С., Алешина О. Г., Голубков Е. П., Армстронг Г., Неганов С. А., Быкова Н. В., Кисула В. В., Конев П. А., Никитина Т. Е., Новак Л. В., Король А. Н., Герасименко Н. М., Пиханова С. А., Бурухина К. А., Коротун А. В., Бронникова Т. С., Голубкова Е. Н., Завгородняя А. А. и Ямпольская Д. О., Рыжикова Т. Н., Филенко А. С.
В учебнике «Маркетинг» Синяева И. М., Романенкова О. Н. раскрывают организационные формы управления интегрированными маркетинговыми коммуникациями, представляют технологии интерактивного маркетинга. Авторы рассматривали сущность маркетинга, управление и организацию маркетинговой деятельности, систему маркетинговых исследований и комплекс маркетинга (ценовая, товарная и сбытовая политика) и т. д. В учебнике дается концепция рекламных технологий и связей с общественностью.
В учебнике Голубковой Е. Н. «Интегрированные маркетинговые коммуникации» дана необходимая теория по ИМК: современное понимание, модели, методы оценки эффективности и особенности проведения исследований в маркетинговых коммуникациях.
Учебник Бронниковой Т. С. «Маркетинг: теория, методика и практика» содержит теоретические и практические основы маркетинга, специфику его применения, способы анализа рыночной среды и конкурентоспособности организации. В теоретической части представлены основополагающие факторы и методы процесса маркетинговой деятельности. В практической части имеются задания и тесты для самопроверки.
Автор Г один А. М. в учебнике «Маркетинг» рассматривает основы маркетинга, описывает методологии маркетинговой деятельности, раскрывает механизмы проведения маркетинговых исследований. Отдельно автор рассмотрел маркетинговые коммуникации в системе Интернет.
В своем учебном пособии «Маркетинговое планирование» Завгородняя А. А. и Ямпольская Д. О. изучают вопросы планирования и проведения маркетинговых мероприятий. После теоретической части авторами предлагаются рекомендации по процессу моделирования поведения фирмы в условиях рынка.
Говоря о маркетинге, нельзя не упомянуть классика Ф. Котлера, который сделал значительный вклад в изучение маркетинга. Ф. Котлер, в своих книгах рассматривает суть маркетинга, его систему и обнаруживает слабые места в продвижении, которые допускают специалисты по маркетингу и предлагает свои рекомендации, которые могут уберечь компанию от таких ошибок. Отдельно можно выделить его труды «Основы маркетинга» и «Маркетинг менеджмент».
Изучению методов маркетинговых исследований посвятили свои работы такие авторы как: Фомичева Л. М., Железняков С. С., Чаплыгина М. А., Суслова Ю. Ю., Щербенко Е. В., Веремеенко О. С., Алешина О. Г., Сафронова Н. Б., Корнеева И. Е., Карасев А. П., Чернышева А. М., Якубова Т. Н., Голубкова Е. Н., Быкова Н. В., Кисула В. В., Конев П. А., Никитина Т. Е., Новак Л. В. Карасев А. П. в своей работе «Маркетинговые исследования и ситуационный анализ» описывает разнообразные способы анализа и сбора маркетинговой информации. Использование данных методов автор демонстрирует на случаях из практики, с учетом реалий зарубежного и российского опыта. Карасев А. П. акцентирует внимание на следующих
направлениях маркетинга: оценка спроса, конкурентный анализ и сегментирование рынка.
Чернышева А. М., также, как и Карасев А. П., уделяет особое внимание теме конкурентной среды предприятия и ситуационного анализа рынка. В ее учебнике «Маркетинговые исследования и ситуационный анализ» приведен анализ процесса выполнения маркетингового исследования и рассмотрены основные методы по его проведению.
Тема рекламы в сети Интернет на сегодняшний день является актуальной темой исследования, свои работы данной теме посвятили такие авторы как: Севостьянов И., Кудрявцев С., Назипов Р. С., Щербаков С. А., Эйнштейн М., Царевский Ф. Л., Фомичева Л. М., Железняков С. С., Чаплыгина М. А., Яковлев А., Довжиков А., Смирнов В., Бабаев А., Назайкин А., Толмачев А.
Книга «Таргетированная реклама. Точно в яблочко» Щербакова С. наполнена необходимой информацией о таргетированной рекламе. Автор дает краткое досье по данной теме и приводит пошаговую настройку таргетированной рекламы в таких популярных социальных сетях как Facebook, Instagram и ВКонтакте.
Авторы Севостьянов И., Кудрявцев С. в книге «SEO для клиента. Разработка сайтов. Контекстная реклама. Социальные медиа. Оценка эффективности» пишут о том, как можно заработать с помощью технологий SEO-продвижения при ведении бизнеса, как продвигать компанию посредством Social Media Marketing. Авторы исследовали контекстную рекламу и рассматривали ее преимущества и недостатки.
Сущность понятия рынка как такового и его функционирование изучено в работах таких авторов как: Котлер Ф., Бронникова Т. С., Голубков Е. П., Морозов Ю. В., Федорова А. Ю., Макконнелл К. Р., Брю С. Л., Флинн Ш. М., Войтов А. Г., Кобзева Т. Я., Ястин М. Д.
К исследованию индустрии красоты в своих работах обращаются Дохолова А. С., Ежелева Т. А., Иньков С., Березниченко С. В. и Гегечкори О. Н., Куницына С. И.
Автор Дохолова А. С. дает анализ индустрии красоты и приводит свое определение данной отрасли деятельности. Березниченко С. В. и Гегечкори О. Н. дают анализ предприятий индустрии красоты и выявляют, что весомую долю предприятий индустрии красоты составляют парикмахерские. Куницына С. И. анализирует международный и российский рынок индустрии красоты и выявляет их схожие черты и отличия.
Тема продвижения парикмахерских услуг затронута в работе «Рекламная кампания по продвижению парикмахерских услуг» Бурухиной К. А. и Коротуна А. В. В статье анализируются такие понятия как «реклама», «продвижение услуг» и «рекламная кампания». На основе анализа научной литературы авторами была реализована рекламная кампания «пучкам нет» для парикмахерской. Однако разработана данная стратегия продвижения ориентирована исключительно на клиента-женщину, что может не подойти для продвижения цирюльни.
Формат барбершопов малоизученный сегмент. Тем не менее, к исследованию барбершопов можно отнести труды следующих авторов: Алексеенко И. В., Дохолова А. С., Данилов К. С., Кукушкин А. И., Русланов Ю. П., Шматков Р. Н.
В своей работе «Расчет экономической эффективности создания барбершопа» авторы Русланов Ю. П и Шматков Р. Н. проводят исследование по эффективности открытия предприятия формата барбершоп. После расчета точки безубыточности, авторы делают вывод о том, что барбершоп является прибыльным делом. Помимо расчета экономической эффективности создания барбершопа, авторы также приводят свое определение для данного формата.
Алексеенко И. В., Кукушкин А. И., Дохолова А. С., Русланов Ю. П., Шматков Р. Н., в исследованиях которых затронута тема барбершопов, согласны в одном: бизнес в данном сегменте является прибыльным, однако без грамотной стратегии продвижения компания может прийти к убыткам. Дохолова А. С. в исследовании «Российский рынок салонов красоты» подмечает, что предприятия формата барбершоп являются самым быстрорастущим сегментом на рынке салонов красоты.
В работе «Развитие парикмахерских услуг в формате barbershop» авторов Алексеенко И. В., Кукушкин А. И. говорится о развитии барбершопов на мировом и российском рынках. Авторы рассматривают концепцию такого формата и пишут, что подобные мужские салоны становятся благоприятной нишей для ведения успешного бизнеса в сибирском регионе.
После анализа научных работ, можно сделать вывод о том, в научной литературе отсутствуют исследования, касающиеся темы специфики продвижения барбершопов на рынке парикмахерских услуг. Работ, отвечающих на вопрос о том, какие инструменты для барбершопов актуальны, не имеются. Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема продвижения барбершопов инструментами Social Media Marketing с учетом специфики данного сегмента не отражена в научных источниках и требует комплексного исследования, что подтверждает актуальность темы исследования и научный интерес к ней.
Объект исследования — рынок парикмахерских услуг г. Красноярска.
Предмет исследования — продвижение барбершопов г. Красноярска посредством Social Media Marketing.
Цель исследования — изучить специфику SMM-продвижения барбершопов на рынке парикмахерских услуг г. Красноярска.
Задачи исследования:
1. Изучить современное состояние и тенденции развития рынка парикмахерских услуг в России и, в частности, в г. Красноярске;
2. Изучить актуальные формы продвижения на рынке парикмахерских услуг г. Красноярска в ракурсе потребительских предпочтений;
3. Выявить особенности целевой аудитории барбершопов г. Красноярска;
4. Изучить специфику формата барбершопов на рынке парикмахерских услуг;
5. Изучить Social Media Marketing как эффективный метод продвижения барбершопов г. Красноярска;
6. Разработать проект SMM-стратегии продвижении барбершопа на примере предприятия «Barber Pub» в г. Красноярске.
Гипотеза исследования. SMM-продвижение барбершопов, с учетом специфики данного формата предприятий, является наиболее актуальным и позволяет в условиях высокой конкуренции и общего информационного шума рекламного рынка парикмахерских услуг, осуществить эффективную коммуникацию с узкой целевой аудиторией цирюлен.
Методологические основы работы
В выпускной квалифицированной работе был использован комплекс таких общенаучных методов как:
1. Анализ и синтез применены для изучения научной литературы и источников по теме дипломной работы. Метод анализа применялся также в ходе изучения предмета исследования;
2. Методы дедукции, индукции и обобщения использованы в процессе анализа теорий, формирования выводов исследования, подведения общих итогов дипломной работы;
3. Метод сравнения использовался для сопоставления стратегий продвижения предприятий на рынке парикмахерских услуг г. Красноярска, а также для выявления особенностей целевой аудитории барбершопов;
4. Метод статистического анализа результатов исследования необходим для разработки рекомендаций по созданию SMM-стратегии на основе сформированных выводов проведенных исследований;
5. Метод моделирования необходим при разработке SMM-стратегии продвижения барбершопа на рынке парикмахерских услуг г. Красноярска.
Методологическими основами выпускной квалификационной работы стали теории и концепции:
1. Теория маркетинга в изложении Ф. Котлера, Т. Бронниковой, Е. Голубкова, Н. Быковой и др. как основополагающая концепция необходима при изучении всех процессов маркетинговой деятельности на рынке парикмахерских услуг;
2. Теория Social Media Marketing в изложении Д. Халилова, С. Г. Чекмарева, А. Сенаторова, О. Кожушко, А. Агеева и др. необходима при изучении теоретической основы дипломной работы. Кроме того, данная теория применяется в практической части (параграф 2.2);
3. Экономическая теория как основа для понимания общих принципов функционирования рынка, необходимая для анализа современного рынка парикмахерских услуг (А. Ю. Федорова, А. Г. Войтов, К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю и др.);
4. Психология потребительского поведения необходима при изучении целевой аудитории барбершопов. Это позволит понять, как лучше выстроить маркетинговые коммуникации (Н. В. Антонова и Л. С. Драганчук);
5. Теории «4Р» и «7Р» для изучения тех факторов, которые обуславливают успешное функционирование парикмахерского бизнеса (Д. Маккарти, Б. Буме и М. Битнер);
6. Эстетическая теория важна при оформлении корпоративного аккаунта парикмахерской «Barber Pub» в социальной сети (М. С. Кравчинская, Е. К. Костина, А. Д. Попов).
В практической части были также применены методы качественного и количественного исследования: глубинное интервью и анкетирование потребителей, благодаря которым получены актуальные и уникальные данные по теме исследования. Также использованы такие методы как Swot-анализ и контент-анализ.
В качестве фактологического материала использовались данные открытого доступа парикмахерских компаний г. Красноярска и данные, полученные в результате глубинного интервью, проведенного с руководителями барбершопов г. Красноярска.
Научная новизна исследования
После анализа научной литературы было выяснено, что тема выпускной квалификационной работы не изучена. Исследований и работ по проблеме грамотного SMM-продвижения барбершопов на рынке парикмахерских услуг не имеется. Таким образом, научная новизна дипломной работы заключается в исследовании специфики продвижения барбершопов на рынке парикмахерских услуг инструментами Social Media Marketing. Результатами данных исследований будет являться SMM-стратегия продвижения для предприятия соответствующего формата.
Теоретическая и практическая значимость исследования
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные выводы и теоретические данные, полученные в ходе выпускной квалификационной работы, могут внести свой вклад при дальнейшем исследовании рынка парикмахерских услуг и сегмента барбершопов, а также применения Social Media Marketing с учетом специфики формата цирюлен.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты социологических исследований и маркетингового анализа рынка парикмахерских услуг, в частности, барбершопов г. Красноярска могут быть актуальны при продвижении бизнеса в данной сфере деятельности. В исследовании представлены рекомендации по продвижению предприятия формата барбершоп в социальных сетях, которые могут быть применены специалистами в области маркетинга и рекламы, прибегающие в своей деятельности к использованию технологий Social Media Marketing.
Содержание дипломной работы
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и практической части, заключения, списка использованных источников и приложений. В теоретической части проводится анализ информации с различных источников и научной литературы по теме исследования, а также формулирование собственных выводов как итог. Практическая часть включает в себя разработку SMM-стратегии предприятия на рынке парикмахерских услуг, социологические исследования, анализ рынка парикмахерских услуг г. Красноярска.
Важную роль в деятельности компании на рынке парикмахерских услуг занимает продвижение. В современных рыночных условиях, предполагающих жесточайшую конкуренцию, парикмахерским предприятиям необходимо формировать потребительский интерес и лояльность аудитории для успешной реализации своих услуг. При этом, необходимо учитывать специфику самой компании и рынка в целом, на котором она представлена. Рынок парикмахерских услуг представляет собой совокупность разнообразных сегментов, которые существенно отличаются друг от друга по ценовой политике, разнообразием и уровнем предоставляемых услуг. Активный рост данного рынка связан с тем, что парикмахерские услуги являются одними из самых массовых по уровню потребления, входящие в перечень бытовых услуг, необходимых среди населения.
B России, в частности, в г. Красноярске постепенно меняется культура потребления парикмахерских услуг, происходит развитие потребительского интереса к новым форматам. В связи с этим, отмечается тенденция открытия монопредприятий, имеющих более узкую специализацию по сравнению с универсальными парикмахерскими. B ходе изучения объекта исследования удалось выяснить, что формат барбершопов, являясь монопредприятием, стал самым быстрорастущим сегментом рынка. Рост тенденции на открытие барбершопов в г. Красноярске объясняется с точки зрения сложившихся в настоящее время реалиями неполноценного удовлетворения спроса мужской части населения на парикмахерские услуги и одновременно увеличением спроса мужской части населения на качественный парикмахерский сервис. Сама по себе парикмахерская услуга предоставляется клиентам -мужчинам, но не в полноценном высококачественном уровне, из-за специфики индустрии красоты с ее ориентацией на женского потребителя. Мужская часть населения г. Красноярска среди лучших парикмахерских выделяли именно предприятия формата барбершоп. Востребованность подобных предприятий также подтверждает рейтинг картографической компании 2ГИС.
Рынок парикмахерских услуг достаточно специфичен и меняется за короткий промежуток времени. Многие предприятия на этом рынке разоряются и закрываются. В то же время на место закрывшихся предприятий на рынке появляется множество новых салонов. В условиях высокой конкуренции на рынке парикмахерских услуг г. Красноярска часто новые предприятия закрываются, поскольку не обладают грамотной стратегией продвижения. Усиление конкуренции, в свою очередь, естественным образом ведет к поиску целевых методов информирования аудитории и применению подходящих инструментов продвижения.
По результатам проведения количественного исследования установлено, что действенным методом продвижения на рынке парикмахерских услуг г. Красноярска является Social Media Marketing. Результаты показали, что хороший аккаунт парикмахерской в социальной сети может сыграть довольно большую роль при выборе потребителем парикмахерских услуг. Потребители в большей степени доверяют именно тем компаниям, которые активно ведут свои социальные сети, нежели компаниям, которые этого не делают. Выстраивание стратегического планирования, ориентированного на разные группы аудиторий, позволит максимально охватить рынок парикмахерских услуг, ведь согласно проведенному исследованию, у потребителей наибольший интерес и доверие именно к рекламе в социальных сетях. Исходя из данных результатов, можно сделать вывод, что реклама в социальных сетях сильнее всего воздействует на потребителей парикмахерских услуг, в отличие от других каналов продвижения, что влияет на эффективность рекламного обращения компании.
Социальные сети имеют много возможностей для продвижения продукта, позволяющие бизнесу расти и развиваться. Это эффективный канал для развития парикмахерского бизнеса, где можно прорекламировать свой бренд и сформировать устойчивую лояльную аудиторию. Большая конкурентная среда на рынке парикмахерских услуг, увеличение потребительских интересов подвергают парикмахерские предприятия бороться за преимущества на рынке перед конкурентами. Потребителям парикмахерских услуг, для которых важно просматривать портфолио мастеров, социальная сеть является неотъемлемой площадкой для изучения и сравнения потребителями парикмахерских салонов. В то же время, для самих предприятий открывается возможность наглядной демонстрации своих работ. С учетом современных тенденций повседневной жизни потребителей, реклама в социальных сетях обладает значительными преимуществами, что говорит об актуальности продвижения парикмахерского бизнеса в социальных сетях на рынке г. Красноярска.
Специализированные парикмахерские формата барбершоп создают собственные аккаунты в социальных сетях, где они взаимодействуют со своей целевой аудиторией, делятся контентом, проводят конкурсы и акции среди потребителей. В количественном исследовании нам удалось выявить то, что отталкивает и привлекает мужскую аудиторию в деятельности парикмахерских заведений. Это касается как основной деятельности компании (предоставление парикмахерских услуг), так и маркетинговой деятельности. Для успешного функционирования цирюльням нужно выстраивать свою работу с учетом особенностей мужского сервиса.
По результатам качественного исследования методом глубинного интервью среди руководителей барбершопов г. Красноярска стало понятно, что, если парикмахерское предприятие без социальных сетей, то невозможно эффективно поддерживать связь с клиентами. Social Media Marketing подразумевает процесс привлечение внимания к бренду, проходящих на базе социальных медиа. Данный процесс преобразован в определенную стратегию, которая обладает индивидуальным характером для каждой цирюльни.
Определяющее значение в формировании деятельности барбершопов играет возможность четкого сегментирования аудитории. Предприятия данного формата имеют узкую специализацию, аудитория которых довольно специфична. На основании социологического исследования методом глубинного интервью удалось выяснить, что целевая аудитория барбершопов это исключительно мужчины, они могут быть разных возрастов (например, у предприятия «Open» основные потребители - молодежь от 21-35 лет, у предприятия «Borodach» - зрелые мужчины от 35 до 45 лет), но большая часть клиентов — это мужчины от 25 до 45 лет, которые трепетно относятся к своей внешности со средним достатком и выше. Возможность настройки рекламы в социальных сетях по потребительским характеристикам (интересы, пол, возраст и т. д.) поможет выбрать именно те сегменты потенциальных потребителей, которые подходят цирюльням. Несомненно, это влияет на коммерческий результат предприятий подобного формата.
Инструментарий Social Media Marketing является неотъемлемым фактором продвижения барбершопов г. Красноярска. Социальные сети позволяют наладить обратную связь со своей целевой аудиторией и заинтересовать новую. Актуальность социальных сетей среди целевой аудитории, малозатратность маркетинговых коммуникаций, возможность четкого сегментирования потребителей, наглядность предоставляемых услуг, работ мастеров - являются благоприятными характеристиками для продвижения в социальных сетях. Кроме того, целевая аудитория барбершопов склонна более благоприятно относиться к сообщениям предприятий в социальных сетях из-за отсутствия прямого рекламного эффекта.
Разработанный проект SMM-стратегии продвижения цирюльни «Barber Pub» дал положительную динамику в деятельности компании, благодаря мониторингу информационного поля компании, изучения специфики целевой аудитории барбершопов и разработке плана действий (финансовый план, контент-план). Отсюда вывод, что благодаря SMM-продвижению в социальной сети Instagram, парикмахерская формата барбершоп может добиться своих маркетинговых целей, а именно: повысить лояльность аудитории на рынке парикмахерских услуг г. Красноярска. Рекомендации, составленные по результатам данного продвижения, позволят компании обладать грамотным маркетинговыми обращениями для потенциального потребителя, что положительно скажется на экономическом положении предприятия.
Таким образом, задачи настоящего исследования выполнены, цель достигнута. Выдвинутая гипотеза «SMM-продвижение барбершопов, с учетом специфики данного формата предприятий, является наиболее актуальным и позволяет в условиях высокой конкуренции и общего информационного шума рекламного рынка парикмахерских услуг, осуществить эффективную коммуникацию с узкой целевой аудиторией цирюлен» подтверждена, в силу целевого воздействия Social Media Marketing на потребителей и возможности четкого сегментирования аудитории.
1. Алексеенко, И. В. Развитие парикмахерских услуг в формате «barbershop» / И. В. Алексеенко, А. И. Кукушкин // Экономика сферы сервиса: проблемы и перспективы : сб. науч. тр. / под общ. ред. Д. П. Маевского. - Омск, 2015. - С. 81-84.
2. Антонова, Н. В. Психология потребительского поведения, рекламы и PR : учеб. пособие / Н. В. Антонова, О.И. Патоша. — Москва : ИНФРА-М, 2017. - 325 с.
3. Анализ рынка услуг парикмахерских и салонов красоты в России в 2014-2018 гг. [Электронный ресурс] : электрон. журн. - 2019. - Режим доступа: https ://businesstat.ru/.
4. Бронникова, Т. С. Маркетинг: теория, методика, практика: учебное пособие / Т. С. Бронникова, - 4-е изд., стер. - Москва : КНОРУС, 2016. - 208 с.
5. Быкова Н. В. Маркетинг : учебное пособие. / Н. В. Быкова, В. В. Кисула, П. А. Конев, Т. Е. Никитина, Л. В. Новак - Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2018. - 294 с.
6. Березниченко, С. В. Особенности и основные тенденции развития предприятий индустрии красоты / С. В. Березниченко, О. Н. Гегечкори // Вестник молодежной науки. - 2017. - №2. - С. 1-5.
7. Бурухина, К. А. Рекламная кампания по продвижению парикмахерских услуг. / К. А. Бурухина, А. В. Коротун // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. - Екатеринбург, 2017. - № 2. - С 15-23.
8. Белоусова Н. А. Маркетинговая деятельность в социальных сетях / Н. А. Белоусова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - №. 5-2. - С. 177-180.
9. Вавилов, В. В. Пособие для директоров и собственников салонов красоты: практические советы по рекламе салона красоты : учебник / В. В. Вавилов — Москва : «Автор», 2015. - 125 с.
10. Володин, Р. С. Продвижение бизнеса в социальных сетях / Р. С. Володин, К. Ю. Володина // Журнал У. Экономика. Управление. Финансы.
- 2016. - № 4. - С. 6-15.
11. Войтов, А. Г. Экономическая теория: учебник для бакалавров / Войтов А. Г. - Москва : Издательство «Дашков и К», 2018. - 392 с.
12. Горбунова, О. А. Родионова М. О. Разработка рекламной кампании организации сферы услуг. Экономика и менеджмент: от теории к практике / О. А. Горбунова, М. О. Родионова // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 4г. Ростов-на-Дону,
2017. - С. 106-110.
13. Голубков, Е. П. Маркетинг для профессионалов: практический курс : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. П. Голубков. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 474 с.
14. Гаврилюков, С. В. Особенности применения инструментов SMM в условиях современного бизнеса / С. В. Гаврилюков // Проблемы современной экономики - 2015. - №28-2. - С. 50-55.
15. Гальперин, К. Что такое барбершоп? [Электронный ресурс] / К. Гальперин // Аргументы и факты. - 2016 - Режим доступа: https://aif.ru/
16. Гурцкая, Б. Т. Продвижение продуктов с помощью SMM /
Б. Т. Гурцкая, П. А. Меренкова // E-Scio. - 2020. - №1. - С. 294-303.
17. Голубкова, Е. Н. Интегрированные маркетинговые коммуникации : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Н. Голубкова. - 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2015. -344 с.
18. Годин, А. М. Маркетинг: Учебник для бакалавров / А. М. Годин. - 12-е изд. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. - 656 с.
19. Гасымова, Г. М. Инструменты продвижения в социальных сетях / Г. М. Гасымова // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием.
- 2016. - Т. 7. - № 2. - С. 37-48.
20. Григорьев, Н. Ю., Чвякин В. А. Продвижение бренда в социальных сетях средствами цифрового маркетинга / Н. Ю. Григорьев, В. А. Чвякин // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2019. - Т. 9. - №. 6-1. - С. 192-201.
21. Дохолова, А. С. Российский рынок салонов красоты /
А. С. Дохолова // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». - 2019. - №3. - С. 87-93.
22. Демченко, Л. И. Составляющие успеха деятельности предприятий на рынке парикмахерских услуг: мнение профессионалов / Л. И. Демченко, Ю. В. Тупикина// Сибирский торгово-экономический журнал. - 2016. - № 1 - С. 124-127.
23. Давыдов, В. В. Интернет-маркетинг / В. В. Давыдов,
А. В. Гавриков, М. В. Федоров. - «Издательство АСТ», 2020 - 352 с.
24. Драганчук, Л. С. Поведение потребителей: Учебное пособие / Драганчук Л. С. - Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 192 с.
25. Ежелева, Т. А. Салонный бизнес в современном мире / Т. А. Ежелева, С. Н. Иньков // Сборник научных статей 3-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок молодых ученых: в 5 томах. - 2019. - С 180-182.
26. Егорова, Е. С. Тенденции продвижения бренда в социальных сетях / Е. С. Егорова, А. А. Медведева / Стратегические коммуникации в современном мире. Сборник материалов по результатам научно-практических конференций 5 и 6 Международных научно-практических конференций, Четвертой и Пятой всероссийских научно-практических конференций. 2018. - Саратов, 2018. - С. 475-480.
27. Жураховская, И. М. Особенности продвижения HR-бренда в социальных медиа / И. М. Жураховская, Е. С. Шолотонова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. - 2018. - № 2. - С. 71-77.
28. Завгородняя, А. В. Маркетинговое планирование : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. В. Завгородняя, Д. О. Ямпольская. - 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 340 с.
29. Злобина, Н. В. Маркетинг в социальных сетях: современные тенденции и перспективы / Н. В. Злобина, К. В. Завражина // Научно¬технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2015. - №6. - С. 166¬172.
30. Игрунова, О. М. Исследование рынка потребительских услуг г. Москвы / О. М. Игрунова, Королева А. Ю. // Экономические и социально-гуманитарные исследования. - 2018. - №4 (20). - С. 30-35.
31. Иванченко, О. В. Маркетинг социальных медиа на основе платформы Instagram / О. В. Иванченко, А. А. Бессонова, А. Г. Ранняя // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С.3126-3130.
32. Ильяшенко, С. Б. Особенности продвижения товаров и услуг в социальных сетях // Стратегии устойчивого развития национальной и мировой экономики. Сборник статей Международной научно -практической конференции. Уфа. - Челябинск, 2016. - С. 147-150.
33. Инжинова А. Д. Технологии продвижения в социальных медиа / А. Д. Инжинова // Вестник Калмыцкого университета. - 2016. - № 3 (31). - С. 106-112.
34. Котлер, Ф. Основы маркетинга : краткий курс / Ф. Котлер, Г. Армстронг - Санкт-Петербург: «Вильямс», 2015. - 488 с.
35. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент: 14-е изд. учебника / Ф. Котлер, К. Л. Келлер - Москва, 2015. - 800 с.
36. Кобзева, Т. Я. Современный взгляд на проблемы спроса и предложения российского рынка / Т. Я. Кобзева, М. Д. Ястин // Молодой ученый. - 2015. - № 21 (101). - С. 397-402.
37. Куницына, С. И. Анализ международного и российского рынков индустрии красоты / С. И. Куницына // Проблемы науки. - 2017. - №9. - С. 46¬48.
38. Костина, Е. К. Методика проектирования на основе эстетических принципов формообразования / Е. К. Костина, А. Д. Попов // Вестник БГТУ им.
В. Г. Шухова. - 2019. - № 8. - С. 57-62.
39. Кожушко, О. Интернет-маркетинг и digital-стратегии. Принципы эффективного использования: учеб. пособие / О. А. Кожушко, И. Чуркин,
А. Агеев, Н. Яременко, Н. Волокитин, М. Дасманова, К. Свинцова, И. Чернышов, М. Чигряй. - Новосибирск : РИЦ НГУ, 2015. - 327 с.
40. Карасев, А. П. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А. П. Карасев. — Москва : Издательство Юрайт, 2015 - 323 с.
41. Кравчинская, М. С. Моделирование эстетического оформления web-сайта / М. С. Кравчинская ; науч. рук. Л. В. Гринцевич // Экономика и маркетинг в промышленности : материалы студенческой научно-технической конференции, проводимой в рамках международного молодежного форума «Креатив и инновации' 2019». - Минск : БИТУ, 2019. - С. 157-159.
42. Классификация предприятий парикмахерских и косметических услуг [Электронный ресурс] // «Моя библиотека». - Режим доступа: https ://mybiblioteka. su/.
43. Капустина, Л. М. Интернет-маркетинг. Теория и практика продвижения бренда в Сети: [монография] / Л. М. Капустина, И. Д. Мосунов ; Министерство образования и науки РФ, УРГЭУ. - Екатеринбург : Изд-во «Урал». - 2015. - 102 с.
44. Култышева, О. М. Специфика продвижения бизнеса в социальных сетях / О. М. Култышева, А. В. Шушарина // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. - 2016. - т. 4. №1. - с. 167-169.
45. Карпова, М. К. Продвижение малого бизнеса в сети Интернет / М. К. Карпова, К. И. Дятлова // Наука. Общество. Государство. - 2019. - №1. - С. 173-179.
46. Кушков, Е. А. Современные методы продвижения бренда в социальных сетях / Е. А. Кушков // Московский экономический журнал. - 2019. - № 4. - С. 68-73.
47. Лебедева, Т. Е. Потенциал социальной сети инстаграм в продвижении компании / Т. Е. Лебедева, М. П. Прохорова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2018. - №7. - С. 45¬51.
48. Морозов, Ю. В. Основы маркетинга: учебное пособие / Ю. В. Морозов. 8-е изд. Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2018. - 148 с.
49. Макконнелл, К. Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: учебник: пер. с англ. - 19-е изд. / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю, Ш. М. Флинн. - Москва : ИНФРА-М, 2016. - 1028 с.
50. Михайлова, В. М. К оценке эффективности инструментов SMM и SMO маркетинга / В. М. Михайлова, О. В. Селиверстова // Материалы международной научной конференции «Актуальные вопросы экономики и современного менеджмента». Самара, 2017. - С. 110-114.
51. Назипов, Р.С. Таргетированная реклама в социальных сетях: Полное руководство / Р. С. Назипов. - Москва: БИЛИНГВА, 2016. - 224 с.
52. Неганов, С. А. Сущность и классификация маркетинговых коммуникаций / С. А. Неганов // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. - 2015. - №25. - 79-86.
53. Нигматзянова, А. В. SMM как неотъемлемая часть
коммуникативной политики современных компаний в сети интернет / А. В. Нигматзянова // Региональные проблемы преобразования экономики. -
2018. - №12. - С. 354-359.
54. Носкова, О. Е. Методы продвижения в социальных сетях, тренды и технологии SMM // Актуальные вопросы современной экономики. - 2018. - № 4. - С. 145-153.
55. Ольшевский, Д. SMM-продвижение как эффективный инструмент интернет-маркетинга / Д. Ольшевский // Наука и инновации. - 2017. - № 175. - С 59-63.
56. Объем бытовых услуг [Электронный ресурс] : статистические данные 2018 // Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: https://www.gks.ru/folder/23457
57. Ожерельева, Е. М. Выбор площадок для SMM-ориентированного продвижения бренда // Бенефициар. - 2016. - № 3. - С. 9-11.
58. Питерова, А. Ю. Основные инструменты продвижения аккаунта в Instagram / А. Ю. Питерова, А. А. Пушкарева // Наука. Общество. Государство.
- 2019. - №3 (27). - С. 157-164.
59. Петрова, Е. А. Эффективное наполнение контента при продвижении товаров или услуг в социальных сетях / Е. А. Петрова // Мировые цивилизации.
- 2018. - №4. - С. 1-9.
60. Прохорова, М. П. Возможности продвижения компании средствами социальной сети Вконтакте / М. П. Прохорова, Лебедева Т. Е. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2018. - № 7. - С. 140-145.
61. Плотников, А. В. Особенности развития интернет-маркетинга // Московский экономический журнал. - 2019. - № 8. - С. 82-90.
62. Рыжикова, Т. Н. Аналитический маркетинг: что должен знать маркетинговый аналитик: учебное пособие для вузов / Т. Н. Рыжикова. - Москва : Гриф УМО, 2018. - 288 с.
63. Русланов, Ю. П Расчет экономической эффективности создания барбершопа / Ю. П. Русланов, Шматков Р. Н // Сборник статей XXII
международной научно-практической конференции, часть II. - Москва: «Научно-издательский центр «Актуальность.РФ», 2019. - 248 с.
64. Российский рынок салонов красоты и парикмахерских [Электронный ресурс] : отчет об исследовании // NeoAnalytics. - Москва, 2018. - Режим доступа: http://www.neoanalytics.ru/pages/beauty_market/
65. Слугина, Ю. Н. Маркетинговые коммуникации в социальных сетях: проблемы и перспективы / Ю. Н. Слугина // Финансы: Теория и Практика. - 2015. - №2 (86). - С.130-134.
66. Сенаторов, А. А. Контент-маркетинг:
стратегии продвижения в социальных сетях : учебник / А. А. Сенаторов. - Москва : Альпина паблишер, 2016. - 150 с.
67. Сенаторов, А. А. Битва за подписчика Вконтакте. SMM- руководство. / А. А. Сенаторов. - Москва : Альпина Паблишер, 2016 - 168 с.
68. Сенаторов, А. А. Бизнес в Instagram. От регистрации до первых денег. / А. А. Сенаторов. - Москва : Альпина Паблишер, 2016. - 160 с.
69. Синяева, И. М. Маркетинг : учебник для академического бакалавриата / И. М. Синяева, О. Н. Романенкова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2017 - 495 с.
70. Севостьянов, И. SEO для клиента. Разработка сайтов. Контекстная реклама. Социальные медиа. Оценка эффективности / И. Севостьянов, С. Кудрявцев. - Санкт-Петербург : Издательство «Питер», 2016 - 272 с.
71. Старовойтова, А. А. Анализ рынка услуг индустрии красоты г. Омска / А. А. Старовойтова, И. В. Алексеенко // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 10. - С. 331-335.
72. Средние потребительские цены на товары и услуги [Электронный ресурс]: статистические данные // Красноярскстат. - Красноярск, 2018. - Режим доступа: https ://krasstat.gks.ru/
73. Савельева, И. Ю. Продвижение персонального бренда в социальных медиа / И. Ю. Савельева // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2017. - №3. - С. 167-172.
74. Сальманова Г. X. Маркетинг в социальных сетях-продвижение бренда компании, сайта через социальные сети // Бенефициар. - 2016. - № 3. - С. 23-28.
75. Старостина, А. В. Бренд-сообщества и бренд-группы в социальных сетях / А. В. Старостина, П. А. Климов // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 6. - С. 564-567.
76. Телевной, А. Д. Исследование тематических профилей и способов расчета вовлеченности аудитории в сообществах социальной сети "ВКонтакте" / А. Д. Телевной, М. В. Хлопотов // Вестник евразийской науки. - 2018. - №2. - С. 71-79.
77. Тепляков, В. А. SMM-маркетинг. Особенности продвижения /
B. А. Тепляков // Вестник науки и образования. - 2018. - №2. - С. 49-51.
78. Устинов, В. В. Актуальные тенденции развития SMM-копирайтинга в СМИ / В. В. Устинов // Журнал «Знак: проблемное поле медиаобразования». - 2017. - №4. - С. 250-253.
79. Уманская, М. В. SMM как элемент стратегии развития предприятия М. В. Уманская, С. В. Петров // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018. - №6-2. - С. 104-106.
80. Федорова, А. Ю. Экономика отраслевых рынков: уч.пособие, 2-е издание, измененное и дополненное / А. Ю. Федорова; под ред. проф.
C. Б. Смирнова. - Санкт-Петербург: Университет ИТМО, 2016. - 89 с.
81. Филенко, А. С. Понятие и роль рекламы в современных условиях / А. С. Филенко, Э. М. Изетова // Современный менеджмент и управление: тенденции и перспективы развития; сборник статей научных трудов международной научно-практической конференции, 2017. - С. 336-341.
82. Фадеева, А. Ю. Social Media Marketing как инструмент продвижения региональных инвестиционных порталов // Актуальные проблемы экономики и права. - 2016. - № 2. - С. 140-149.
83. Халилов, Д. Маркетинг в социальных сетях: учебник / Д. Халилов. - 5-е изд. — Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2018. — 228 с.
84. Хулуев, Н. М. Маркетинг в розничной торговле / Н. М. Хулуев // Бизнес-образование в экономике знаний. - 2018. - №2 (10). - С. 84-86
85. Цзян, Ч. Развитие моделей комплекса маркетинга: 4P, 7P, 4C, 4V и 4R / Ч. Цзян, Е. Б. Кметь // Экономическая наука сегодня: теория и практика : сб. науч. тр. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 143-148.
86. Чекмарев, С. Г. Социальные сети для бизнеса в России / С. Г. Чекмарев. - Москва : Омега-Л, 2018. - 114 с.
87. Чернышева, А. М. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. М. Чернышева, Т. Н. Якубова. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 244 с.
88. Чуркин, Д. Практика due diligence: отчет по проекту «торговая компания» / Д. Чуркин // Журнал «Учет и контроль». Издательство: Издательский дом «Научная библиотека», Москва, 2017. - С. 12-29.
89. Щербаков, С. Таргетированная реклама. Точно в яблочко / Щербаков С. А. - Москва, 2018 - 352 с.