Введение 3
1 Теоретические аспекты категории медиадискурса 7
1.1 К определению понятий: текст - дискурс - медиадискурс - медиатекст .... 7
1.2 Основные характеристики политического медиадискурса 14
1.3 Медиатекст как продукт медиадискурсивной деятельности 17
1.4 Ключевые аспекты анализа медиатекста 20
1.5 Общая характеристика медиаполя постсоветского пространства 22
2 Апелляция к теме России в медиадискурсе Белоруссии и Украины 24
2.1 Медиадискурс Белоруссии 24
2.1.1 Газета «СБ. Беларусь сегодня» 25
2.1.2 Интернет-газета Naviny.by 31
2.2 Медиадискурс Украины 36
2.2.1 Интернет-издание «Обозреватель» 38
2.2.2 Интернет-издание Украинская правда 50
Заключение 59
Список использованных источников 64
Приложение А. Фотографии, иллюстрирующие тексты газеты «СБ. Беларусь сегодня» 70
Приложение Б. Фотографии, иллюстрирующие тексты интернет-издания Naviny.by 73
Приложение В. Фотографии, иллюстрирующие тексты интернет-издания «Обозреватель» 76
Приложение Г. Фотографии, иллюстрирующие тексты интернет-издания «Украинская правда»
На сегодняшний момент не осталось никаких сомнений на счет значимости роли медиа в социальных процессах. Получаемую из медиа информацию люди используют для оценочной саморегуляции и адаптации к тем или иным социальным нормам и установкам [Bandura, 2008, с. 108]. Учитывая тот факт, что индивид не всегда имеет возможность получить необходимый для его жизни в социуме опыт непосредственно, можно сделать вывод о том, что процесс получения знаний о мире из медиа является особенно значимым. Так, все медиа оказывают серьезное влияние на формирование картины мира в человеческом сознании [Happer, 2013, с. 314]. Более того, медиа не просто помогают людям познавать мир, в котором они живут, но и задают необходимые для их слаженной жизнедеятельности стандарты.
Способность массмедийного дискурса формировать актуальную повестку дня и, тем самым, акцентировать внимание аудитории на конкретных инфоповодах, делает его привлекательным для внимания различных общественных институтов. В зависимости от господствующей в государстве концепции журналистики, СМИ могут использоваться для продвижения государственными институтами своей риторики в большей или меньшей степени.
Для постсоветского периода развития отношений между Россией и Украиной характерно образование нескольких кризисов, возникших на почве различного рода межнациональных разногласий. В результате этих противоречий Россия и Украина несколько раз оказывались на пороге вооруженного конфликта. Стоит также отметить, что русско-украинский конфликт провоцирует разногласие России с другими европейскими государствами [Баца, 2017]. Внутриполитический курс Украины характеризуется русофобскими установками, а национальное единство зачастую формируется посредством формирования общей неприязни к России [Г орбулин, 2015]. Открытая конфронтация Украины с Россией, не являющаяся
прекращенной в настоящее время, получает развитие, в частности, в украинском медиапространстве.
Официальный Минск, напротив, старается поддерживать с Россией дружественные отношения, что иллюстрируют инициативы, разрабатываемые в рамках деятельности Союзного государства. Тем не менее мотивы стремления Белоруски оставаться союзниками с «братской» Россией не всегда оцениваются политиками как прозрачные [Сергеев, 2016, с. 20]. Это стало еще более очевидно в свете ситуации с Президентскими выборами в Белоруссии 2020.
Таким образом, апелляция к теме РФ с медиадискурсе бывших союзных республик часто происходит в противоречивых контекстах, что обосновывает актуальность его изучения.
Возникновение термина «медиадискурс» в научном пространстве принято обуславливать развитием телекоммуникационных технологий. Новое понятие не получило общепринятого и однозначного толкования. С ростом числа средств массовой информации возникла и новая наука медиалингвистика, которая занимается исследованием языковых конструкций, используемых средствами массовой коммуникации [Темникова, 2016, с. 990].
Интерес к изучению медиадискурса нашёл своё отражение в исследованиях таких зарубежных авторов, как Дж. Оруэл, Т. ван. Дейк, С. Харрис, Ю. Хабермас, М. Монтгомер, А. Белл. В теорию российского медиадискурса внесли свой вклад такие учёные, как В. И. Карасик, В. В. Красных, И. Р. Гальперин, Л. П. Якубинский, Л. В. Щерба, Г. Я. Солганик, Н. Д. Пртюнова, Т. Г. Добросклонская, И. П. Лысакова, В. Г. Костомаров, В. В. Богуславская, Д. Н. Шмелев, Е. А. Кожемякин, М. Ю. Казак, М. Р. Желтухина.
В настоящем исследовании произведена попытка определить характер апелляции к теме России в медиадискурсе постсоветского пространства. Актуальность исследования обосновывается значимостью формируемого западными массмедиа образа России для разных областей знаний.
Цель исследования состоит в том, чтобы, анализируя тексты с апелляцией к теме России в медиадискурсе постсоветского пространства, определить вербальные и невербальные составляющие, используемые для формирования образа РФ в медиатекстах Белоруссии и Украины.
В настоящей дипломной работе поставлены следующие исследовательские задачи:
- исследовать литературу в области медиалингвистики с целью определения ключевых понятий данного направления лингвистической науки;
- выявить структурные элементы, функции медиатекста как продукта журналисткой практики;
- сформировать общую схему анализа медиатекста;
- исследовать белорусские издания «СБ. Беларусь сегодня» и Naviny.by;
- исследовать украинские издания «Обозреватель» и «Украинская правда»;
- определить контексты, в рамках которых происходит апелляция к теме России в медиатекстах выбранных СМИ;
- выделить слова-репрезенты образа России в медиадискурсе постсоветского пространства.
Объектом исследования являются медиатексты изданий Украины и Белоруски.
Предметом изучения - апелляция к теме России в медиадискурсе Украины и Белоруссии: приёмы и методы создания.
На уровне анализа были использованы методы описательно - аналитического анализа, а также качественного и количественного контент- анализа. Для построения выводов были использованы дедуктивный и сравнительный методы. Для отбора материала применялись доступная, сплошная и целенаправленная выборки.
Новизна данной работы заключаются в выборе ранее не изученного материала в качестве эмпирической базы исследовательской работы.
Теоретической базой дипломной работы стали исследования Т. Г. Добросклонской, В. М. Карасика, Н. С. Валгиной, И. Р. Гальперина, И. М.
Дзялошинского, М. Н. Грачева, М. Р. Желтухиной, М. Л. Макарова, Г. Н. Манаенко, Е. А. Уваровой.
Эмпирическую основу исследования составили материалы изданий «СБ.Беларусь сегодня» в количестве 1292 текстов, Naviny.by в количестве 153 текстов, «Обозреватель» в количестве 1468 текстов и «Украинская правда» в количестве 756 текстов, вышедших в период с 1 марта по 30 апреля 2021 года, а также более 2000 текстов упомянутых изданий, опубликованных в период с 1 марта по 30 апреля 2020 года.
Работа содержит введение, в котором определены актуальность, новизна исследования, сформулированы цель и задачи, обозначена теоретическая база и методы изучения материала, две главы, заключение и список использованной литературы, насчитывающий 55 наименований. Первая глава содержит определение основных терминов исследования: дискурс, медиадискус, медиатекст. Вторая глава посвящена анализу медиадискурса Белоруссии и Украины. В заключении представлены результаты проведенного анализа.
Промежуточные результаты исследования были представлены в рамках Международного Форума языков и культур - 2021 и Международной научно-практической конференции молодых исследователей «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека - 2019».
Подводя итог нашего исследования, мы можем отметить ряд особенностей апелляции к теме России в текстах белорусских и украинских изданиях. Так, медиадискурс Белоруссии характеризуется наличием полярных точек зрения насчет роли РФ в белорусско-российских интеграциях и на международной арене. В целом, данная ситуация является отражением внутреннего положения дел Белоруссии, которые характеризуются высоким уровнем общественных волнений после объявления результатов Президентских выборов 2020: по всей стране начали проходить акции протеста, для организации которых оппозиционные силы (Светлана Тихановская и др.) создали Координационный совет. Ситуация получила широкое освещение в федеральных и региональных СМИ. Однако издания демонстрировали разные позиции, что объясняется наличием в стране как государственных СМИ, так и коммерческих. Так, СМИ, учредителем которого является Администрация президента Республики Беларусь, транслирует, очевидно, официальную позицию Минска, который на данный момент выстраивает партнерские отношения с Россией. Соответственно, апелляция к теме России в «СБ. Беларусь сегодня» имеет нейтральный или дружественный характер в то время, как демонстрирующее приверженность к оппозиционной точке зрения интернет-издание Naviny.by апеллирует к теме России в контекстах, представляющих ее как опасного и агрессивного игрока на международной арене, а также как государство, стремящееся «опутать Белоруссию сетью зависимостей» для получения контроля над ее территорией. Причем тексты интернет-издания отличаются наличием слов и выражений, выходящих за рамки литературного стиля, в то время как тексты издания «Беларусь сегодня» характеризуются наличием канцеляризмов, речевых штампов и клише. Сравнение характеристик России, выявленных нами в медиадискурсе Белоруссии (а именно в медиатекстах выбранных для анализа изданий), представлены в таблице ниже.
В медиадискурсе Украины, который характеризуется отсутствием государственных СМИ (в медиасистеме Украины присутствуют только коммерческие издания), наблюдается большее совпадение в подборе лексических средств для актуализации образа России. Контексты упоминания также по большей части совпадают, что иллюстрирует тот факт, что напряженность в российско-украинских отношениях охватывает все сферы жизни Украины, становясь актуальной темой для трансляции не только для СМИ, выражающих приверженность официальной позиции государства, но и для коммерческих изданий. «Обозреватель», в виду своей структуры, демонстрирует, в целом, большую резкость (использование эмоциональной лексики) в обращении к теме России. Связано это с тем, что издание предоставляет возможность писать для рубрики «мнения» довольно широкому кругу авторов, снимая при этом с себя ответственность за выражаемое ими 60
мнение. «Украинская правда», также демонстрирующая позицию осуждения действий РФ, тем не менее публикует тексты, для которых характерная большая сдержанность в выборе слов и выражений. Также в «Украинской правде» количество журналистов, пишущих аналитические тексты, гораздо меньше в сравнении с авторским составом «Обозревателя». Сравнение характеристик России в медиадискурсе Украины на примере выбранных для анализа изданий представлены в таблице ниже.
Полученные данные мы сравнили с результатами исследований, проводимых нами ранее. Таким образом, мы сопоставили характер апелляции к теме России в белорусском и украинском медиадискурсах за март/апрель 2021 года и март/апрель 2020 года, что позволило нам определить некую динамику вербальных конструкций, используемых для формирования образа России в выбранных для анализа СМИ. Итак, в текстах белорусских изданий «СБ. Беларусь сегодня» и Naviny.by, опубликованных в период с марта по апрель 2020 года, прослеживаются большие совпадения в подборе инфоповодов для текстов с апелляцией к теме России, чем в текстах, опубликованных в этот же период за 2021 год. Связано это с тем, что в 2020 году отношения Белоруссии и России, по мнению изданий, находились в состоянии неопределенности из-за нежелания Лукашенко, который до Президентских выборов 2020 пользовался более снисходительным к нему отношением общественности, не желал «поддаваться» России в ее стремлении получить как можно больше рычагов давления на Беларусь. Поэтому белорусские издания в марте/апреле 2020 года не только обращаются к теме России реже, чем в 2021 г., но и в меньшей степени освещают тему белорусско-российских интеграций. Однако для текстов этого периода характерно большее внимание к внутренней политической ситуации России, что обосновывается актуализацией темы внесения поправок в Конституцию России.
Для медиатекстов украинских изданий «Обозреватель» и «Украинская правда» за период март/апрель 2021 года характерно наличие апелляций к теме России в контексте ее манипуляций с историей Второй мировой войны (издания обвиняют РФ в «переписывании истории»), преступлений советского режима, вина за которые возлагается изданиями на нынешних представителей власти РФ (в частности, Путина), проведения параллели между стратегиями управления государством Путина и Сталина. В сравнении с данными, полученными нами в процессе анализа материалов за 2021 год, согласно которым Россия представляется разжигающим Третью мировую войну агрессором, результаты исследования текстов за 2020 год показали, что РФ периодически объявляют виновником начала Второй мировой войны. Также в период март/апрель 2021 г. в медиатекстах украинских изданий прослеживается тенденция обращения к теме России чаще в контексте ее взаимодействия с Украиной, чем со странами Запада и США.
1 Авидзба, А. В. Медиадискурс как составляющая информационного пространства / А. В. Авидзба // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. - 2016. - №1 (21). - С. 35-40.
2 Агаронян, Л. А. Медиатизация как фактор современного политического дискурса / Л. А. Арагонян // Социология власти. - 2009. - №6. - С. 95-99.
3 Алефиренко, Н. Ф. Медиадискурс и его коммуникативно- прагматическая сущность / Н. Ф. Алефиренко // Медиалингвистика. - 2016. - №1 (11). - С. 49-57.
4 Баца, Д. О. Российско-украинские отношения: этапы и проблемы. Проблемы постсоветского пространства [Электронный ресурс] / Д. О. Баца. - 2017. - Режим доступа: https://zn.ua/internal/pyat-scenariev-dlya-ukraino- rossiyskih-otnosheniy-_.html.
5 Бойко, М. А. Роль дискурсивных факторов «Свой», «Чужой», «Другой» в процессе формирования коллективной идентичности СМИ / М. А. Бойко // Политическая лингвистика. - 2006. - №17. - С. 163-178.
6 Валгина, Н.С. Теория текста : учеб.пособие для вузов / Н. С. Валгина.
- Москва : Логос. 2003. - 173 с.
7 Ван Дейк Т. К определению дискурса [Электронный ресурс] / Т. Ван Дейк // Ideology: A Multidisciplinary Approach. - 1998. - Режим доступа: http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/vandijk2.htm.
8 Владыцкий, А. С. Постсоветское пространство в современной геополитической структуре мира / А. С. Владыцкий // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2017. - №4. - С. 56-62.
9 Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования : монография / И. Р. Гальперин. - Изд 5-е , стереотип. — Москва : КомКнига, 2007. - 144 с.
10 Горбулин, В. П. Пять сценариев для украино-российских отношении [Электронный ресурс] / В. П. Горбулин. - 2015. - Режим доступа: https://zn.ua/internal/pyat-scenariev-dlya-ukraino-rossiyskih-otnosheniy- .html.
11 Грачев, М. Н. Средства коммуникации как инструмент преобразования социально-политической действительности / М. Н. Грачев // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. - 2001. - №3. - С. 88-103.
12 Гришаева, Л. И. Медиатекст: стратегии - функции - стиль : коллективная монография / Л.И. Гришаева, А.Г. Пастухов, Т.В. Чернышова (отв. ред.). - Орёл : Орловский государственный институт искусств и культуры, полиграфическая фирма «Горизонт», 2010. - 226 с.
13 Демьянков, В. 3. Политический дискурс как предмет
политологической филологии / В. 3. Демьянков // Политическая наука. Политический дискурс: История и современные исследования. - 2002. - № 3. - С. 32-43.
14 Дзялошинский, И. М. Средства массовой информации и общественные институты [Электронный ресурс]/ И. М. Дзялошинский // Медиаскоп. - 2008. - №2. - Режим доступа: https://gtmarket.ru/library/articles/5086
15 Дзялошинский, ИМ. Манипулятивные технологии в масс- медиа / И. М. Дзялошинский // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2005. - №1. - С. 29-55.
16 Добросклонская, Т. Г. Медиадискурс как объект лингвистики и межкультурной коммуникации / Т. г. Добросклонская // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2006. - №2. - С. 20-23.
17 Добросклонская, Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ (современная английская медиаречь) : учеб. пособие / Т. Г. Добросклонская. - Москва : Флинта, 2008. - 263 с.
18 Желтухина, М. Р. Медиадискурс / М. Р. Желтухина // Дискурс -Пи. - 2016. - № 3-4 (24-25). - С. 292-296.
19 Засурский, И. И. Масс-медиа Второй республики / И. И. Засурский.
- 1-е изд. - Москва: Изд-во Московского университета, 1999. - 190 с.
20 Казак, М.Ю. Специфика современного медиатекста / М.Ю. Казак ; НИУ БелГУ // Лингвистика речи. Медиастилистика : кол. моногр., посвящ. 80 - летию проф. Г.Я. Солганика. - Москва, 2012. - С. 320-334.
21 Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс : монография / В. И. Карасик. - Волгоград : Перемена, 2002. - 477с.
22 Кишина, Е. В. Смысловая модель категории «Свое чужое» на уровне политического дискурса / Е. В. Кишина // Вестн. Том. гос. ун -та. Филология. - 2009. - №1 (5). - С. 47-52.
23 Кожемякин, Е. А. Массовая коммуникация и медиадискурс: к методологии исследования / Е. А. Кожемякин // Научные ведомости. Серия: Гуманитарные науки. - 2010. - №12(83). - С. 13-21.
24 Колданина, А. Л. Политика и журналистика как родственные коммуникационные сферы / А. Л. Колданина // Вестник ННГУ. - 2014. - №2. С. 444-447.
25 Коньков, В. И. Лингвистические исследования политического медиадискурса / В. И. Коньков // Медиалингвистика. - 2018. - №2. - С. 138-161.
26 Коптякова, Е. Е. Особенности лингвистического анализа медиатекстов / Е. Е. Коптякова // Политическая лингвистика. - 2015. - № 3 (53).
- С. 213-215.
27 Коробкова, О. С. Маркеры языка вражды в номинациях этнической принадлежности: социолингвистический аспект / О. С. Коробкова // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2009. - №111. - С. 200-205.
28 Красноярова, О. В. Медийный текст: его особенности и виды / О. В. Красноярова // Известия БГУ. - 2010. - №3. - С. 177-181.
29 Луман Н. Реальность массмедиа / Пер. с нем. А. Ю. Антоновский. - Москва: Праксис, 2005. — 256 с.
30 Макаров, М. Л. Основы теории дискурса : монография / М. Л. Макаров. - Москва : ИТДГК «Гнозис», 2003. - 280 с.
31 Манаенко, Г. Н. Специфика дискурса масс-медиа в современном информационном пространстве / Г. Н. Манаенко // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2005. - №1. - С. 87-96.
32 Марьянник, В. А. Событие как элемент аксиологической структуры медиа-политического текста / В. А. Марьянник // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2009. - №3. - С.54-58.
33 Маслова, В. А. Политический дискурс: языковые игры или игры в слова? / В. А. Маслова // Политическая лингвистика. - 2008. - № 1(24). - С. 43¬47.
34 Мельник Г. С. Медиатекст как объект лингвистических исследований / Г. С. Мельник // Журналистский ежегодник. - 2012. - №1. - С. 27-29.
35 Овсепян, Р. П. История новейшей отечественной журналистики : учеб.пособие для вузов / Р. П. Овсепян ; под общей редакцией Я. Н. Засурского.
- Изд. 3, доп. - Москва : Издательство Московского Университета, 2005. - 352 с.
36 Оломская, Н. Н. К вопросу о жанровой классификации медиадискурса / Н. Н. Оломская // Научный диалог. Филология. - 2013. - №. 5 (17). - С. 250-259.
37 Переверзев, Е. В., Кожемякин, Е. А. Политический дискурс: многопараметральная модель / Е. В. Переверзев, Е. А. Кожемякин // Вестник ВГУ. Серия: лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2008. - № 2. - С. 74-79.
38 Поддубская, Т. А. Проблемы формирования единого информационного пространства в странах СНГ / Т. А. Поддубская // Грамота. - 2015. - № 8 (50). - С 168-173.
39 Полонский, А. В. Медиа - дискурс - концепт: опыт проблемного осмысления / А. В. Полонский // Современный дискурс-анализ. - 2012. - № 1(6).
- С. 42-56.
40 Попова, 3. Д. Когнитивная лингвистика / 3. Д. Попова, И. А. Стернин.
- М.: ACT: Восток - Запад, 2007. - 314 с.
41 Прохоров, Ю. Е. Действительность. Текст. Дискурс : учеб. пособие / Ю. Е. Прохоров. - Изд 5-е , стереотип. - Москва : ФЛИНТА, 2016. - 224 с.
42 Сергеев, Н. М. Республика Беларусь: от союзничества к системному сотрудничеству / Н. М. Сергеев // Постсоветский материк. - 2016. - №3 (11). - С. 18-34.
43 Современный российский медиаполис / И. Н. Блохин [и др.]; отв. ред. С. Г. Корконосенко; С.-Петерб. гос. ун-т, Филологический ф Современный российский медиаполис -т, 2012. - 324 с.
44 Солганик, Г.Я. Стилистика текста: Учеб. пособие для вузов / Г. Я Слоганик. - 2-е изд. - Москва : Флинта, 2000. - 253 с.
45 Темникова, Л. Ю. К вопросу о типологии медиадискурса / Л. Ю. Темникова // Научный журнал КубГАУ. - 2016. - №119. - С. 984-996.
46 Тертычный, А. А. Коммуникативные стратегии и журналистский текст / А. А. Тертычный // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2006. - №4. - С. 93-104.
47 Уварова, Е. А. Медиатекст и медиадискурс: к проблеме соотношения понятий / Е. А. Уварова // Вестник МГОУ. Серия: Лингвистика. - 2015. - №5. - С. 47-54.
48 Хуако, 3. Ю. Социально-политические факторы функционирования журналистики в политической системе общества / 3. Ю. Хуако. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1. - 2011. - №3. - С. 331¬339.
49 Чудинов, А. П. Дискурсивные характеристики политической коммуникации / А. П. Чудинов // Политическая лингвистика. - 2012. - №2. - С. 53-59.
50 Шамне, Н. Л., Карякин, А. В. Речевая агрессия как нарушение экологичности политического дискурса / Н. Л. Шамне, А. В. Карякин // Вестник ВолГУ. Серия 2: Языкознание. - 2011. - №1-13. - С. 204-207.
51 Шевченко, В. Э. Визуальный контент как тенденция современной журналистики [Электронный ресурс] / В. Э. Шевченко //Медиаскоп. - 2014. - №4. - Режим доступа: http://www.mediascope.ru/1654
52 Янгляева, М. М, Якова, Т. С., Захарова, М. А. Внешнеполитическая коммуникация и медиагеография: взаимосвязь и взаимозависимость [Электронный ресурс] / М. М. Янгляева, т. С. Захарова, М. А. Захарова // Медиаскоп. - 2016. - №4. - Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2232
53 Bandura, A. Social cognitive theory of mass communication / A. Bandura ; In J. Bryant & M. B. Oliver (Eds.). - Media Effects: Advances in Theory and Research. - 2008. - C. 94-124.
54 Happer, C. Philo, G. The Role of the Media in the Construction of Public Belief and Social Change / C. Happer // Journal of Social and Political Psychology. - 2013. - C. 312-336.
55 Silverstone, R. Media and Morality: On the Rise of the Mediapolis. Cambridge: Polity, 2006.