Ресурсный потенциал культурно-познавательного туризма Смоленской области: состояние и приоритетные направления развития (Московский педагогический государственный университет)
Проведен анализ данных за 2019-2023 годы.
Есть приложения.
Введение…3
Глава 1 Основные подходы по определению понятия «ресурсный потенциал» и характеристика туристских ресурсов Смоленской области…6
1.1 Определение и сущность понятий «ресурсный потенциал» и «культурно-познавательный туризм»……………6
1.2 Классификация ресурсов………9
1.3 Общая характеристика туристских ресурсов Смоленской области..13
Глава 2 Приоритеты и перспективы развития туризма Смоленской области…27
2.1 Общее состояние туризма Смоленской области………………………….27
2.2 Анализ потенциала туристского развития Смоленской области………34
2.3 Разработка туристского продукта и его обоснование………………..51
Заключение………………………………………………………………………60
Список литературы………………………………………………………………63
Приложения……………………………………………………………………...64
Смоленская область - это богатое историческое наследие, которое привлекает множество туристов со всего мира. Культурно-познавательный туризм становится все более популярным в этом регионе, поскольку здесь можно погрузиться в атмосферу старинных городов, посетить музеи и выставки, а также насладиться красотами природы.
Однако, несмотря на это, культурно-познавательный туризм в Смоленской области не получает должного развития. Актуальность проблемы состояния этого вида туризма в Смоленской области заключается в том, что это может привести к потере туристического потенциала региона и экономическим потерям.
Основными причинами, по которым туризм в Смоленской области не развивается, являются недостаточная информированность туристов о туристических маршрутах и достопримечательностях региона, отсутствие необходимой инфраструктуры и недостаточная подготовка туристических кадров.
Достижение целей в развитии культурно-познавательного туризма в Смоленской области имеет решающее значение для развития экономики региона и улучшения жизненного уровня населения. Введение новых технологий в организации туризма, разработка инновационного туристского продукта, обновление и расширение инфраструктуры, проведение масштабных мероприятий и усиление рекламной кампании позволят повысить привлекательность Смоленской области для туристов и сделать этот регион достойным конкурентом на мировом туристическом рынке.
Цели:
1. Рассмотреть основные туристские ресурсы для потенциального развития культурно-познавательного туризма в регионе.
2. Исследовать приоритетные направления культурно-познавательного туризма в Смоленской области.
3. Разработать туристский продукт.
Задачи:
1. Дать классификацию туристским ресурсам и представить их общую характеристику.
2. Охарактеризовать общее состояние туризма в Смоленской области и проанализировать туристский потенциал развития.
3. Спроектировать туристский продукт и обосновать его особенности и предложение.
Объект исследования - ресурсный потенциал, состояние и приоритетные направления развития.
Предмет исследования - культурно-познавательный туризм Смоленской области.
Научная новизна исследования определяется его целями и задачами и заключается в следующем:
1. Уточнено понятие «культурно-познавательный туризм» и сформулированы его основные сущностные характеристики как территориального феномена.
2. Проведена оценка и анализ потенциала туристского развития Смоленской области, выделены приоритетные направления развития туризма в регионе.
3. Разработан инновационный турпродукт, обоснованы его элементы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что турпродукт, разработанный в ходе проведенных исследований способствует развитию нового перспективного туристического направления в регионе.
В ходе работы в качестве исследовательского инструментария применялись такие общенаучные методы как анализ литературы, анализ нормативно-правовой документации, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, теоретический анализ и синтез, сравнение, проведение опроса общественного мнения, моделирование, аналогия, классификация, обобщение, исторический метод.
К литературным источникам относится научная, публицистическая литература, исследующая проблемы, поднятые в работе, интернет-ресурсы. Теоретические основы культурно-познавательного туризма, а также современное рассмотрение различных его аспектов были изучены на основе работ многих авторов. Дополнительно для исследования потребовались источники, позволяющие определить особенности нормативной базы, имеющей отношение к рассматриваемой теме, такие, как законодательные акты и государственные стандарты Российской Федерации.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложений.
В выпускной квалификационной работе были раскрыты и изучены такие понятия как историко-культурной потенциал, познавательный туризм и, собственно, туристской продукт и процесс его производства. Кроме того, был проведён анализ состояния и перспективы развития познавательного туризма в Смоленской области. Это всё послужило фундаментом для создания нового туристского продукта познавательной направленности с использованием историко-культурного потенциала Смоленской области.
Создание туров, основанных на местных туристических ресурсах, будет способствовать распространению имеющегося потенциала для туризма и открытию новых возможностей для привлечения туристов. Это, в свою очередь, приведет к дополнительным инвестициям в регион, улучшению его инфраструктуры, появлению новых объектов туризма и возможности сохранения уже существующих достопримечательностей. Исследование показало, что культурно-познавательный туризм является ресурсом регионального развития, имеет ряд важных характеристик, влияющих на воспитание в людях любви в культуре своей родины. Каждый регион обладает историко-культурным потенциалом, который может быть изучен, усовершенствован и продвинут, чтобы увеличить привлекательность региона для туристов. Поэтому сохранение культурного наследия и его эффективное использование являются ключевыми факторами для устойчивого привлечения туристических потоков и сохранения популярности региона как туристического направления. Для успешного привлечения туристов регион должен стратегически использовать свой историко-культурный потенциал, разрабатывая экскурсионные программы и организуя специальные мероприятия, которые будут стимулировать интерес к культуре региона. Кроме того, Культурное наследие, сохранение его и использование имеют большое значение в устойчивом развитии культурно-познавательного туризма и привлечении туристского потока в целом. Важно сохранить культурное наследие и формировать новый туристский имидж региона. Структура туристского потенциала включает в себя туристские ресурсы и инфраструктуру. Именно наличие либо отсутствие культурно-исторических ресурсов определяют историко-культурный потенциал региона. Для местности Смоленской области необходимо большая концентрация историко-культурных ресурсов, отличающихся своей самобытностью и привлекательностью и культурной наполняющей.
Туризм способствует формированию перспективных направлений развития Смоленской области. Он способствует более полному использованию природного и культурно-исторического наследия, влияет на применение историко-культурного потенциала региона, повышению культурного уровня населения, улучшению здоровья и отдыху, а также определяет экономическое развитие и привлекательность региона для инвестиций.
Таким образом, изучив состояние культурно-познавательного туризма смоленской области, а именно количество объектов культурного наследия по районам, разнообразные предложения экскурсионных маршрутов, предлагаемые туроператорами, их конкурентные преимущества, а так же состояние спроса на культурно-познавательные поездки, я пришел к выводу, что для развития этого вида туризма в регионе необходима разработка нового турпродукта.
В итоге, мной был создан новый продукт под названием: «Культурное наследие Смоленщины», продолжительностью 3 дня и стоимостью 10 425 рублей на человека. Инновационный турпродукт включает в себя самые интересные места, связанные с культурным достоянием Смоленской области. Он позволит познакомиться с архитектурой, культурой, природой и традициями области, с объектами туристской инфраструктуры, развлекательными программами. Можно сделать вывод, что разработанный турпродукт несет в себе немаловажный опыт. Он является интересным с точки зрения культурной привлекательности, выгодным, с точки зрения цены. Новый экскурсионный маршрут познавательной направленности может быть реализован на территории Смоленской области. Внедрение данного турпродукта будет способствовать повышению популярности Смоленской области среди других регионов России.