Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Становление христианства в качестве государственной религии Римской империи в IV века

Работа №165939

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2025
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. НАЧАЛО ПРОЦЕССА ХРИСТИАНИЗАЦИИ (312-315 ГГ.) 10
1.1. Положение христианской церкви в начале IV в. 10
1.2. Религиозные реформы и введение митраизма 14
1.3. Преследование христиан при императоре Диоклетиане 19
ГЛАВА II. РОЛЬ КОНСТАНТИНА ВЕЛИКОГО В ХРИСТИАНИЗАЦИИ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ 24
2.1. Причины выбора христианства Константином Великим 24
2.2. Политика христианизации Константина Великого до 324 г. 28
2.3. Создание и организация православной церкви 33
ГЛАВА III. ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕССА ХРИСТИАНИЗАЦИИ (325-395 ГГ.) 38
3.1. Полемика в христианской церкви. Первый Никейский Собор 325 г. 38
3.2. Языческий ренессанс Юлиана Отступника 43
3.3. Эдикт Феодосия I. Христианство как государственная религия Римской империи 48
3.4. Влияние христианства на римское общество в конце IV в. 51
ГЛАВА IV. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕМЕ «РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА В IV ВЕКЕ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ 58
4.1. Урок по теме «Распространение христианства в IV в.» 58
4.2. Внеурочное занятие по теме «Распространение христианства в IV в.» 62
4.3. Примеры игр для внеурочного занятия по теме «Распространение христианства в IV в.» 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70

Актуальность изучения процесса христианизации Римской империи определяется сохраняющимся высоким интересом отечественных и зарубежных историков к тематике истории христианской религии. Особенно актуальна в этом контексте ранняя история христианства, в частности, история христианства в IV в., когда резко трансформируется статус данной религии – из преследуемого культа в официальную религию могущественного государства Античности.
Несмотря на богатую традицию изучения данной тематики сохраняется потребность в комплексном анализе отдельных аспектов. В частности, существует потребность в анализе особенностей христианизации Римской империи в точке соприкосновения исторического, политического и религиозного контекстов.
Подобный анализ важен в контексте понимания всей сложности и многогранности исторического процесса христианизации римской империи в IV в.
Объектом настоящего исследования является история христианства. Предметом ¬– процесс и значимость становления христианства в качестве государственной религии Римской империи в IV в.
Хронологические рамки исследования. Данное исследование ограничивается периодом IV в. н.э. Именно в этот период христианство становится доминирующей религией Римской империи. В качестве опорных дат предлагается использовать 313 и 380 гг., а также ближайшее к ним десятилетия. В 313 г. христианство становится равноправной религией Римской империи, а в 380 г. – государственной. Таки образом можно будет проследить логику развития христианства в Римской империи в качестве значимого социального феномена.
Географические рамки исследования. Географически данная работа охватывает территорию Римской империи. При этом, предлагается рассматривать данное государство как единый политико-географический феномен.
Цель настоящего исследования заключается в комплексном изучении процесса христианизации Римской империи в IV в. н.э. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
1. Охарактеризовать положение христианства в Римской империи на момент начала IV в.;
2. Проанализировать общую религиозную ситуацию в Римской империи в IV в.;
3. Выявить роль Константина Великого в легализации статуса христианства в римской империи;
4. Отразить причины и последствия легализации статуса христианства в Римской империи в IV в.;
5. Определить логику развития христианства в качестве легальной и признанной религиозной системы;
6. Выделить значимость Никейского Вселенского собора для развития христианства в Римской империи в IV в.;
7. Проанализировать причины начала и провала реакционной политики Юлиана Отступника;
8. Выделить основные причины и последствия признания христианства в качестве официальной государственной религии Римской империи Феодосием I;
9. Охарактеризовать влияние христианства на римское общество во второй половине – конце IV в.
Методы. Данное исследование опирается на принцип историзма. Для проведения исследования используются историко-системный метод, призванный отразить процесс христианизации Римской империи в его комплексности, историко-динамический метод, необходимый для отражения логики развития христианства в Римской империи, а также историко-биографический метод, который применяется в силу того, что в процессе христианизации Римской империи важную роль сыграли отдельные исторические персоналии, в частности, император Константин Великий.
Степень изученности проблемы. Проблема изучения истории христианства в Римской империи является предметом изучения многих отечественных и зарубежных исследователей.
В отечественной историографии в первую очередь можно отметить работу А.Н. Муравьева «Первые четыре века христианства» . Данное исследование, впервые изданное в 1842 г., стало основополагающим трудом, заложившим основы изучения христианства в качестве исторического феномена. Данный труд представляет собой первую попытку в отечественной истории изложить логику развития христианской церкви с использованием научного подхода.
Важный вклад в изучении истории христианства внес Р.Ю. Виппер. В своих трудах исследователь стремился передать сложность взаимодействия христианства как религиозной системы с социально-политической действительностью. При этом, в своих трудах Р.Ю. Виппер не ограничивался изучением положением христианства только в Римской империи . Однако, в рамках данной работы именно этот аспект является наиболее актуальным.
Из современных отечественных исследователей можно отметить А.Д. Пантелеева. Данный исследователь в своих работах обращается не только к анализу развития раннего христианства как религиозно-философской системы, но и к восприятию раннего христианства в Римской империи глазами современников .
В иностранной исторической науке вопрос развития христианства также является весьма популярным направлением исследований.
Целый пласт исследований посвящен истории развития раннего христианства.
Одним из наиболее ранних исследователей христианства как исторического феномена является Э. Гиббон . Британский историк пытался проследить взаимосвязь между распространением христианства и падением античной Римской империи. Примечательно, что таким образом английский исследователь утвердил момент принятия христианства как точку завершения истории Античности и начала Средних веков.
Нельзя не отметить также труды Ф. Шаффа. Американский историк швейцарского происхождения смог проанализировать историю развития христианства с момента его появления до XIX в. – момента, когда сам исследователь жил и трудился. Его «История христианской церкви» в 8 томах стала образцом для западной, особенно американской, школы изучения истории христианства. Следует, однако отметить, что Ф. Шафф был протестантским священником, который составлял свою работу не только как научных, но как образовательный и воспитательный материал. Из-за этого, к примеру, в первых томах, посвященных первым векам христианства, больше внимания уделяется изложению гонений и мученичества. В данной работе особое внимание можно уделить второму тому .
Современный этап развития изучения истории христианства отличается большей сосредоточенностью на отдельных ее аспектах. Книги Г. Чадвика , Х. Гонзалеса , А. Хостингса , Р. Старка посвящены исключительно истории наиболее ранних этапов развития христианского вероучения. Данные исследователи в своих работах стараются отразить общеисторический контекст, который определил не только появление и становление христианства, но и его стремительное распространение по средиземноморскому региону и за его пределы.
Таким образом, изучение ранней истории христианства остается крайне популярной темой современных научных исследователей, что отражает высокую актуальность и значимость данной тематики.
Характеристика источников. Для написания данной работы были отобраны два важных для истории христианства исторических документа: Миланский эдикт 313 г. и Фессалоникийский эдикт (или эдикт Феодосия) 380 г. Данные документы являются нормативно-правовыми актами, в которых определялся статус христианства в Римской империи.
До сегодняшнего дня непосредственный текст данного закона не дошел. Однако сохранился греческий перевод текста, сделанный Евсевием Кессарийским в «Церковной истории». Кроме того, сохранились многочисленные ссылки на данный закон Луция Лактанция. Миланский эдикт представляет собой соглашение между Константином Великим и Лицинием, согласно которому в Римской империи провозглашается принцип свободы вероисповедания. Христианство признается в качестве равноправной религии империи, а всяческие гонения и притеснения христиан объявляются вне закона. В данном исследовании текст приведен по переводу А.И. Бриллиантова .
Фессалоникийский эдикт ознаменовал собой конец периода равноправия религий в империи в пользу христианства. Согласно данному документу никейское христианство признавалось в качестве государственной религии Римской империи. Сам текст эдикта является частью Кодекса Феодосия II, созданного уже в V в. Данный Кодекс включал в себя фундаментальные законы Восточной Римской империи, к которым относился и эдикт Феодосия I. До наших дней данный комплекс документов дошел в различных средневековых рукописях. В данном исследовании текст эдикта представлен в переводе Е.В. Сильвестровой .
В отдельную группу источников следует выделить наиболее ранние работы, посвященные изучению истории христианства. В IV в. уже формируется корпус подобных работ. В первую очередь, можно выделить работы Тертуллиана, Цельса, Муниция Феликса. Их ценность заключается во включенности авторов в жизнь христиан III в., что позволяет обозначить некоторые особенности христианских общин и их положения в Римском обществе. Однако следует отметить, что данные труды принадлежат перу критиков христиан, которые стремились подчеркнуть наименее лицеприятные особенности новой религиозной системы. Вместе с тем, данная критика позволяет отметить растущую популярность христианства в различных регионах империи в III-IV вв. В данной работе используются труды, приведенные А.Б. Рановичем .
К этой же группе источников следует отнести фундаментальный труд современника и друга Константина Великого – «Церковную историю» Евсевия Кесарийского. В своей книге историк описывает сложную историю христианских общин от их возникновения до первых Вселенских соборов . Данный труд призван уравновесить критические работы противников христианства.
Особое положение занимают работы императора Юлиана II, вошедшего в историографию как «Отступник». В своей работе «Против христиан» римский император критикует «галилеян» с позиций традиционной древнеримской мифологии и римского язычества, а также классической античной философии и неоплатонизма. Это перекликается с его политическими эдиктами: о терпимости и образовании. Однако следует отметить, что данный труд до сегодняшнего дня дошел исключительно фрагментами, а также в упоминаниях и цитатах христианских историков. По этой причине к имеющемуся тексту следует относиться критически, так как основной источник – текст Кирилла Александрийского «Против Юлиана» – был составлен с целью очернить римского оператора и опровергнуть его сочинение. В данной работе «Против христиан» Юлиана приведенные А.Б. Рановичем .
Структура исследования. Настоящая работа состоит из введения, трех глав по три параграфа каждая, заключения и списка используемых источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, был рассмотрен процесс христианизации Римской империи в IV в. На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:
1. В начале IV в. христианство бурно распространялось среди жителей империи. Несмотря на гонения и притеснения, христианские общины постепенно укрепляли свое влияние в западных провинциях Римской империи. Так как распространение христианства совпала с затяжным политическим кризисом в римском обществе и поиском объединяющей идеи, бурный рост общин новой религии обратил на себя внимание имперских властей. Сначала в негативном ключе, как конкурента митраизма и языческих культов.
2. Легализация христианства в римской империи неотделимо от фигуры Константина Великого. Во-первых, взросление в веротерпимой и спокойной Галлии убедили будущего императора в верности политики примирения конфессий. С получением статуса августа для Константина крайне важным стало укрепление единства империи и собственной власти. Христианство, которое отвергало этнические разделения и признавало божественную природу власти, наиболее подходило на роль единой веры. Однако влияние христианства хоть и было велико, оставалось ограниченным. По этой причине в период правления Константина христианство так и не стало государственной религией, как и сам император почти до самой смерти оставался язычником. Вместе с тем, Константин проводил целенаправленную и последовательную политику, главной целью которой было укрепление христианства, создания на его основе новой социально-политической системы.
3. Еще при правлении Константина Великого христианство столкнулось с внутренними противоречиями как догматического, так и социального характера. Разрешивший их Никейский Собор обозначил собой новый этап в истории христианства и Римской империи – христианство более не ограничивалось общинами, а становилось системой, крепко связанной с государством и претендующей на фундаментальную роль в римском обществе. Это привело к сопротивлению складывающей ситуации со стороны языческих слоев римского общества, представленную языческим ренессансом императора Юлиана Отступника. Поражение данной реакции, которая была направлена не сколько против христианства, сколько против его первенства, окончательно убедило римскую элиту в верности выбора Константина – христианство действительно обладает потенциалом, необходимым для формирования нового устойчивого политического порядка. Окончательно утвердил это император Феодосий I, который провозгласил христианство государственной религией. Несмотря на тот факт, что язычество сохраняло свою роль в сельских регионах, городские центры становились исключительно христианскими, что обозначало создание новой политической системы.
Принятие христианства в качестве единственной государственной религии Римской империи провозгласило начало новой идейно-политической системы, опирающейся на божью, а не народную волю. Эдикт Феодосия I де-факто ознаменовал начало эпохи Средних веков.



1. Евсевий Кесарийский. Церковная история. СПб.: «Изд-во Олега Абышко», 2013. 533 с.
2. Миланский эдикт // Пер. А.И. Бриллиантов / Христианское чтение. СПб., 1914. №1. С. 145-152.
3. Муниций Феликс Октавий // Ранович А.Б. / Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М.: Из-во политической литературы, 1990.
4. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М.: Из-во политической литературы, 1990. 477 с.
5. Тертуллиан Апология // Ранович А.Б. / Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М.: Из-во политической литературы, 1990;
6. Фессалоникийский эдикт // Пер. Е.В. Сильвестрова / Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. М., 2009. №26. С. 13-15.
7. Цельс Правдивое слова // Ранович А.Б. / Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М.: Из-во политической литературы, 1990;
8. Юлиан Против христиан // Ранович А.Б. / Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М.: Из-во политической литературы, 1990.

Литература:
1. Балин М.А. Отцы-каппадокийцы IV В. И их роль в формировании христианского учения о Пресвятой Троице // Вестник Омской Православной Духовной Семинарии, 2019. № 1 (6). С. 50-56.
2. Бейкер Дж. Константин Великий. Первый христианский император. М., 2004. С.93.
3. Богданов Д.Е. Борьба западного и Восточного дворов Римской империи в конце IV века // Via in tempore. История. Политология, 2017. № 22 (271). С. 41-45.
4. Буассье Г. Падение язычества. Исследование последней религиозной борьбы на Западе в IV в. М.: Солдатенков, 1892. 584 с.
5. Буданова В.П., Токмаков В.Н., Уколова В.И., Чаплыгина Н.А. Древний Рим. М.: АСТ. Астрель, 2006. 686 с.
6. Буркхардт Я. Век Константина Великого. М., 2003. С. 354.
7. Ведешкин М.А. Языческая аристократия Рима и христианство (312-380 гг.). Классическая и византийская традиция. Белгород, 2013. С. 92-98.
8. Величко А.М. Идея права в Византии // Северо-Кавказский юридический вестник, 2011. № 1. С. 15-24.
9. Виппер Р.Ю. Рим и раннее христианство. М.: Изд-во АН СССР, 1954. 267 с.
10. Власов С.М. Константин Великий. М., 2001. С.79-80.
11. Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.А. Вагасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. Под ред. А.А. Искандерова. 3-е издание. М., 2014. 305 с.
12. Всеобщая история. История Средних веков: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций / М.А. Бойцов, Р.М. Шукуров. Под науч. ред. С.П. Карпова. – 2-е издание. М. 2024. 290 с.
13. Георгиева И. Константин Великий император и святой // Славянские этюды. СПб, 1999. С. 161-170.
14. Георгиева И. Константин Великий император и святой // Славянские этюды. М.: «Индрик», 1999. С. 161-170.
15. Гиббон Э. История упадка и крушения Римской империи. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. 703 с.
16. Голубцова Н.И. Идеологическая борьба в Риме на рубеже IV-V вв. // Из истории социально-политических идей. Сб. статей к 75-летию акад. В.П. Волгина. М.: изд-во АН СССР, 1955. С.59-75.
17. Дмитриев В.А. Юлиан Отступник: человек и император // Метаморфозы истории, 2002. № 2. С. 246-258.
18. Емельянова Л.С. Развитие символики раннехристианских храмов. // Культурология., 2016. №3. С. 199-207.
19. Земецкий Н.Г. Арианство как рационализация религиозного опыта // Вестник Русской христианской гуманитарной академии, 2016. № 4. С. 58-67.
20. Каргальцев А.В. К вопросу о мотивах религиозной политики Диоклетиана // Христианское чтение. М., 2016. № 5. С. 115-124.
21. Ковалев С.И. История Рима. СПб: Полигон, 2002. 944 с.
22. Кондратенко С.Е. Католицизм и государство: истоки двухполюсной модели общества // Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения, 2010. №. 1. С. 121-127.
23. Коптев A.B. Кодекс Феодосия между 429 и 438 гг. и римский колонат: Учеб. пособие. Вологда, 1996. – 120 с.
24. Коптев А.В. Кодификация Феодосия и еe предпосылки // Древнее право, 1996. № 1. С. 247-261.
25. Коржева К.П. Проблемы первохристианства в советской историографии // ВИ. М., 1982. № 1. С.67-81.
26. Кривушин И.В. Ранняя византийская церковная историография. СПб.: Алетейя, 1998. 254 с.
27. Кубланов М.М. Возникновение христианства. Эпоха, идеи, искания. М.: «Наука», 1974. 219 с.
28. Кузнецов В.Н. Политика «Contra paganos» Феодосия великого // Via in tempore. История. Политология, 2013. № 22 (165). С. 31-34.
29. Кузнецов В.Н. Религиозная и культурная политика Феодосия Великого (379-395 гг.) // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 2015. № 2 (199). С. 171-175.
30. Кюмон Ф. Мистерии Митры. СПб.: Евразия, 2000. 156 с.
31. Логинов А.В. Власть и вера: Государство и религиозные институты в истории и современности. М.: Большая российская энциклопедия, 2005. 495 с.
32. Малер А.М. Константин Великий. М.: Вече, 2011. 371 с.
33. Меланченко И.В. Правовое положение еретиков в поздней римской империи (на материале конституций Кодекса Феодосия) // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки, 2010. № 2. С. 51-58.
34. Миронов И.Л. Никео-Цареградский Символ веры: социокультурные предпосылки и историческое значение // Христианство на Ближнем Востоке, 2017. № 2. С. 89-96.
35. Муравьев А.Н. Первые четыре века Христианства. М.: ТЕРРА–книжный клуб, 2006. 352 с.
36. Оболенский Д.Д. Византийское содружество наций; Шесть византийских портретов. М., 2012. С. 113-145.
37. Овчинников А.И. Идея симфонии властей как основа византийской государственности // Вестник юридического факультета Южного федерального университета, 2019. №. 1. С. 46-51.
38. Пак Е.А. Трагедия Юлиана отступника: становление личности и формирование взглядов римского аристократа в условиях духовного и политического кризиса в середине IV в. // Вестник Санкт-Петербургского университета. История, 2009. №. 4. С. 125-132.
39. Пантелеев А.Д. «Я не признаю власти века сего»: мученики и Римская империя // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М., 2022. № 1. С. 12-37;
40. Пантелеев А.Д. Гонения на христиан и императорский культ по данным агиографической традиции // Проблемы истории, филологии, культуры. Магнитогорск, 2015. № 3. С. 91-104;
41. Пантелеев А.Д. Гонения на христиан и императорский культ по данным агиографической традиции // Проблемы истории, филологии, культуры. Магнитогорск, 2015. № 3. С. 91-104
42. Пантелеев А.Д. Мученичество и распространение христианства в Римской империи // Вестник СПбГУ. Серия 2: история. СПб., 2015. № 3. С. 33-43.
43. Поснов М.Э. История христианской церкви (До разделения церквей – 1054 г.) – Брюссель: Изд. «Жизнь с Богом», 1964. 614 с.
44. Пронякин Д.И. Христианская церковь в социально-политической эволюции Европы IV-XVII вв // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований, 2011. № 2. С. 29-40.
45. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990. С. 204.
46. Розенталь Н.Н. Юлиан Отступник. Трагедия религиозной личности. Пг., 1923. С.79.
47. Сахаров С.А. Особенности правового статуса духовенства в поздней Римской империи (по данным «Кодекса Феодосия») // Христианское чтение, 2011. №5. С. 158-170.
48. Свенцицкая И.С. Первые христиане и Римская империя. М.: Вече, 2003. 378 с.
49. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. – М.: Изд-во политической литературы, 1988. 344 с.
50. Симонов В.В. Общая история Церкви. Т.1. От зарождения Церкви к Реформации. I – XV века. М., 2017. С. 11.
51. Соколов Ю.А. Империя и христианство. Римский мир на рубеже III-IV веков: последние гонения на христиан и Миланский эдикт. СПб.: Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия, 2014. 136 с.
52. Уколова В.И. Возникновение христианства. // Всемирная история. Т.1. М.: Наука, 2011. 822 с.
53. Циркин Б.Ю. «Военная анархия» (Из политической истории Рима III в. н.э.). СПб.: Нестор-История, 2015. 472 с.
54. Цыганов В.И., Мезина Е.Е. Взаимоотношения государства и Церкви: от симфонии властей к цезарепапизму // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012. № 6-1. С. 245-251.
55. Чисталев М.А. Реакция римских властей на распространение египетских культов в Риме (I в. до н.э. – I в. н.э.) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Нижний Новгород, 2012. № 5-1. С. 193-200.
56. Шафф Ф. История христианской церкви. Т.2. Доникейское христианство 100-325 гг. по Р.Х. СПб.: «Библия для всех», 2010. 589 с.
57. Яковлев А.И. Лекции по истории христианской Церкви. М: «Книговек», 2014. 448 с.
58. Barnes T.D. Sossianus Hierocles and the Antecedents of the «Great Persecution»// Harvard Studies in Classical Philology. Cambridge, 1976. Vol. 80. P. 239-252.
59. Chawdwik H. The Early Church. NY.: Penguin, 1993. 320 p.
60. Gonzales J. The History of Christianity. Vol.1. The Early Church to the Dawn of Reformation. NY.: Harper One, 2010. 532 p.
61. Hasting A. A World History of Christianity. Michigan: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 2000. 608 р.
62. Stark R. A Rise of Christianity. San-Francisco: Harper, 1997. 272 р.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ