Обязательное страхование автогражданской ответственности:современное состояние и перспективы развития
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАХОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И МИРОВОЙ
ПРАКТИКЕ 5
1.1. Понятие страхования при использовании автомобильного транспорта,
его виды и формы 5
1.2. Особенности правил страхования автомобильного транспорта 10
Глава 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО И МИРОВОГО СТРАХОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО
ТРАНСПОРТА 34
2.1 Анализ страхования автомобильного транспорта в России 34
2.2. Анализ страхования автомобильного транспорта за рубежом 38
Глава 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО И МИРОВОГО СТРАХОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА 54
3.1 Перспективы развития страхования автомобильного транспорта в России 54
3.2. Потенциал страхования автомобильного транспорта за рубежом 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАХОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И МИРОВОЙ
ПРАКТИКЕ 5
1.1. Понятие страхования при использовании автомобильного транспорта,
его виды и формы 5
1.2. Особенности правил страхования автомобильного транспорта 10
Глава 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО И МИРОВОГО СТРАХОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО
ТРАНСПОРТА 34
2.1 Анализ страхования автомобильного транспорта в России 34
2.2. Анализ страхования автомобильного транспорта за рубежом 38
Глава 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО И МИРОВОГО СТРАХОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА 54
3.1 Перспективы развития страхования автомобильного транспорта в России 54
3.2. Потенциал страхования автомобильного транспорта за рубежом 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
ПРИЛОЖЕНИЯ
Страхование транспортного средства - практика, распространенная во всем мире. Страховая компания предоставляет свои услуги всем автовладельцам, которые хотят обезопасить себя и свой автомобиль от различного рода рисков. Садясь за руль и становясь участником движения, каждый автолюбитель подвергает себя определенному риску, который нельзя предотвратить или предусмотреть. А автострахование дает возможность защитить себя и свое имущество с юридической точки зрения.
На сегодняшний день автомобиль перестал быть роскошью и для многих является необходимостью не только в России, но и за рубежом. Например, Соединенные Штаты Америки занимают первое место по количеству автомобилей на 100 человек (765), и Россия - 58 место с показателем 124 единицы автотранспортных средств на 100 человек. Приобретение и владение автомобилем в наши дни, неумолимо сопряжено с необходимостью пользования услугами страховых компаний. На рынках автострахования разных стран существует несколько проблем, которые требуют решения, например несоответствие федеральных законов практике автострахования, или же отсутствие общих федеральных законов в принципе. Актуальность выбранной темы объясняется тем, что зарубежный опыт может послужить почвой для внесения изменений в практику отечественного автострахования, а также служить примером, того как выбранные для реализации стратегии могут губительно сказываться на общей ситуации на рынке.
Все это обуславливает актуальность и важность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Целью исследования является изучение мирового и отечественного опыта страхования автомобильного транспорта и тенденции его развития.
При написании работы определены следующие задачи:
- изучены теоретические аспекты страхования автомобильного транспорта в отечественной и мировой практике;
- проанализированы современное состояние российского и мирового страхования автомобильного транспорта;
- предложены перспективы развития российского и мирового страхования автомобильного транспорта.
Объектом исследования является страхование автомобильного транспорта. Предметом исследования определено современное состояние и перспективы развития страхования автомобильного транспорта.
Информационной базой исследования являются: законодательные и нормативные акты по вопросам развития страхового рынка, статистические отчеты РФ и других органов государственного и регионального управления. В ходе написания выпускной квалификационной работы обработана аналитическая информация научно-исследовательских учреждений и научные публикации по вопросам развития страхового рынка за 2014-2015 гг.
На сегодняшний день автомобиль перестал быть роскошью и для многих является необходимостью не только в России, но и за рубежом. Например, Соединенные Штаты Америки занимают первое место по количеству автомобилей на 100 человек (765), и Россия - 58 место с показателем 124 единицы автотранспортных средств на 100 человек. Приобретение и владение автомобилем в наши дни, неумолимо сопряжено с необходимостью пользования услугами страховых компаний. На рынках автострахования разных стран существует несколько проблем, которые требуют решения, например несоответствие федеральных законов практике автострахования, или же отсутствие общих федеральных законов в принципе. Актуальность выбранной темы объясняется тем, что зарубежный опыт может послужить почвой для внесения изменений в практику отечественного автострахования, а также служить примером, того как выбранные для реализации стратегии могут губительно сказываться на общей ситуации на рынке.
Все это обуславливает актуальность и важность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Целью исследования является изучение мирового и отечественного опыта страхования автомобильного транспорта и тенденции его развития.
При написании работы определены следующие задачи:
- изучены теоретические аспекты страхования автомобильного транспорта в отечественной и мировой практике;
- проанализированы современное состояние российского и мирового страхования автомобильного транспорта;
- предложены перспективы развития российского и мирового страхования автомобильного транспорта.
Объектом исследования является страхование автомобильного транспорта. Предметом исследования определено современное состояние и перспективы развития страхования автомобильного транспорта.
Информационной базой исследования являются: законодательные и нормативные акты по вопросам развития страхового рынка, статистические отчеты РФ и других органов государственного и регионального управления. В ходе написания выпускной квалификационной работы обработана аналитическая информация научно-исследовательских учреждений и научные публикации по вопросам развития страхового рынка за 2014-2015 гг.
На основании проведенного исследования современного состояния страхования автотранспортных средств и направлений его развития можно сделать следующие выводы.
Страхование автомобильного транспорта - это защита гражданской ответственности при различных происшествиях на дорогах. Страхование транспортных средств можно подразделить на несколько групп. Это связано с тем, что юридической основой страхового интереса могут быть как права на владение или пользование транспортным средством, так и возникновение каких-либо обязательств перед лицами, чьим имущественным интересам, жизни или здоровью был причинен вред.
Основными направлениями автотранспортного страхования можно считать следующие: страхование транспортных средств; ответственности владельцев; от несчастного случая как владельцев, так и пассажиров.
Наиболее распространенные варианты - это страхование:
- транспортных средств, защищающее интересы их владельцев, связанные с самим автомобилем;
- гражданской ответственности, отстаивающее права пользователя перед претензиями потерпевшей стороны.
На современном этапе отправной точкой в вопросе страхования ответственности владельцев автомобилей является Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», определивший «в целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, . правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Основные внешние факторы, затронувшие рынок автострахования в России: изменения в законодательстве по ОСАГО; создание «единой методики» оценки убытка по ОСАГО; падение обменных курсов рубля к доллару и евро.
Страховой рынок продолжает стагнировать: рост сборов по итогам 9 месяцев 2015 г. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составил всего 3,6%. Однако динамика сегментов разнонаправлена, ряд видов страхования, прежде всего, ОСАГО, показали краткосрочный бурный рост. Следующий год не будет проще: комбинированная убыточность по рынку снова превысит 100%, краткосрочный рост рентабельности сменится снова падением ее уровня, а многие компании не смогут показать прибыль. Концентрация в автостраховании достигнет максимума - топ 10 компаний будут собирать более 80% взносов. Интенсивность ухода с рынка компаний (в том числе через отзыв лицензий) будет такой же высокой как в 2015 году. Крупнейшие компании будут чувствовать себя с точки зрения финансовой устойчивости гораздо лучше, чем рынок в целом.
Мы выделили ключевую тенденцию. Произошло самое резкое за как минимум 5 лет изменение структуры рынка по видам страхования, доля ОСАГО уже превысила долю автокаско, а в следующем году достигнет рекордных 23-24%.
Коэффициент убыточности по Каско подвержен влиянию макроэкономической ситуации в большей степени. По мнению респондентов, вследствие волатильности валютного рынка рентабельность добровольного автострахования в 2016 году сократится. Ожидаемая рентабельность ОСАГО сохранится на предыдущем уровне, вероятно, в результате действий регулятора в отношении данного вида страхования. Однако возможно ужесточение регуляторного контроля.
Комбинированная убыточность других видов страхования, по прогнозам респондентов, не будет существенно отличаться от показателей прошлого года. Вероятной причиной сохранения рентабельности является оптимизация расходов,
Дальнейшее сокращение расходов на персонал страховщики собираются проводить не за счет увольнения сотрудников, а путем снижения или отмены индексации зарплат. Вероятно, угроза потери ценных кадров стала критичной для страховых компаний, старающихся сохранить все имеющиеся ресурсы в текущей экономической ситуации.
Возможность сокращения как административных, так и аквизиционных расходов страховщики видят в оптимизации договоров с партнерами.
Наиболее эффективным для руководителей страховых компаний может стать заключение договоров с фиксированным обменным курсом рубля.
Кроме того, топ-менеджеры планируют оптимизировать организационную структуру компаний и выбирать менее затратные каналы продаж.
Страхование автомобильного транспорта - это защита гражданской ответственности при различных происшествиях на дорогах. Страхование транспортных средств можно подразделить на несколько групп. Это связано с тем, что юридической основой страхового интереса могут быть как права на владение или пользование транспортным средством, так и возникновение каких-либо обязательств перед лицами, чьим имущественным интересам, жизни или здоровью был причинен вред.
Основными направлениями автотранспортного страхования можно считать следующие: страхование транспортных средств; ответственности владельцев; от несчастного случая как владельцев, так и пассажиров.
Наиболее распространенные варианты - это страхование:
- транспортных средств, защищающее интересы их владельцев, связанные с самим автомобилем;
- гражданской ответственности, отстаивающее права пользователя перед претензиями потерпевшей стороны.
На современном этапе отправной точкой в вопросе страхования ответственности владельцев автомобилей является Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», определивший «в целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, . правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Основные внешние факторы, затронувшие рынок автострахования в России: изменения в законодательстве по ОСАГО; создание «единой методики» оценки убытка по ОСАГО; падение обменных курсов рубля к доллару и евро.
Страховой рынок продолжает стагнировать: рост сборов по итогам 9 месяцев 2015 г. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составил всего 3,6%. Однако динамика сегментов разнонаправлена, ряд видов страхования, прежде всего, ОСАГО, показали краткосрочный бурный рост. Следующий год не будет проще: комбинированная убыточность по рынку снова превысит 100%, краткосрочный рост рентабельности сменится снова падением ее уровня, а многие компании не смогут показать прибыль. Концентрация в автостраховании достигнет максимума - топ 10 компаний будут собирать более 80% взносов. Интенсивность ухода с рынка компаний (в том числе через отзыв лицензий) будет такой же высокой как в 2015 году. Крупнейшие компании будут чувствовать себя с точки зрения финансовой устойчивости гораздо лучше, чем рынок в целом.
Мы выделили ключевую тенденцию. Произошло самое резкое за как минимум 5 лет изменение структуры рынка по видам страхования, доля ОСАГО уже превысила долю автокаско, а в следующем году достигнет рекордных 23-24%.
Коэффициент убыточности по Каско подвержен влиянию макроэкономической ситуации в большей степени. По мнению респондентов, вследствие волатильности валютного рынка рентабельность добровольного автострахования в 2016 году сократится. Ожидаемая рентабельность ОСАГО сохранится на предыдущем уровне, вероятно, в результате действий регулятора в отношении данного вида страхования. Однако возможно ужесточение регуляторного контроля.
Комбинированная убыточность других видов страхования, по прогнозам респондентов, не будет существенно отличаться от показателей прошлого года. Вероятной причиной сохранения рентабельности является оптимизация расходов,
Дальнейшее сокращение расходов на персонал страховщики собираются проводить не за счет увольнения сотрудников, а путем снижения или отмены индексации зарплат. Вероятно, угроза потери ценных кадров стала критичной для страховых компаний, старающихся сохранить все имеющиеся ресурсы в текущей экономической ситуации.
Возможность сокращения как административных, так и аквизиционных расходов страховщики видят в оптимизации договоров с партнерами.
Наиболее эффективным для руководителей страховых компаний может стать заключение договоров с фиксированным обменным курсом рубля.
Кроме того, топ-менеджеры планируют оптимизировать организационную структуру компаний и выбирать менее затратные каналы продаж.
Подобные работы
- Обязательное страхование автогражданской ответственности владельцев транспортных средств
Бакалаврская работа, страхование. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2020 - Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств: проблемы развития и пути решения (Сибирский университет потребительской кооперации)
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - Страхование автогражданской ответственности (Кемеровский государственный университет)
Курсовые работы, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
АВТОГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - РЫНОК СТРАХОВЫХ УСЛУГ ДЛЯ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РФ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОСАГО И АВТОКАСКО
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2019 - Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в России: перспективы развития (Тюменский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2020 - РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ
Дипломные работы, ВКР, гражданско-процессуальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И
ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА
Дипломные работы, ВКР, страхование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - АВТОТРАНСПОРТНОЕ СТРАХОВАНИЕ В РФ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, страхование. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017



