ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ КОНКУРЕНТНОЙ
СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ 6
1.1 Конкурентная стратегия предприятия как объект исследования 6
1.2 Методика разработки конкурентной стратегии предприятия 20
1.3 Влияние цифровизации на конкурентную стратегию предприятий
розничной торговли 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 91
Приложений нет
Выступая на рынке, фирма обычно сталкивается с соперничеством других фирм, выпускающих и продающих аналогичные товары. Каждая из них, как правило, стремится занять лидирующее положение, продать как можно больше товаров, захватить максимально возможную долю рынка. Именно на этой идее базируется маркетинговая стратегия как производственно-сбытовой, так и торговой фирмы. Интенсивность конкуренции и формы соперничества зависят от типа рынка, степени его насыщенности, числа и мощности конкурирующих фирм, технологических, финансовых и торгово-организационных возможностей как самой фирмы, так и ее конкурентов.
Тема данной бакалаврской работы - разработка конкурентной стратегии для предприятия является весьма актуальной, так как в условиях рыночной экономики конкуренция между предприятиями весьма обостряется, особенно в торговли, которая на сегодняшний момент является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей в России. Поэтому наличие у компании адекватной конкурентной стратегии является главным фактором успеха. Данное обстоятельство заставляет конкурирующие предприятия постоянно идти на создание и удержание конкурентных преимуществ - одна из самых актуальных проблем. Достижение и удержание конкурентных преимуществ - это не только заветное желание, но и основная стратегическая цель каждой компании. Иногда все зависит от удачного стечения обстоятельств, но все же лучше положиться на методический аппарат, который позволит объективно оценить открывающиеся возможности и корректировать узкие места.
В большинстве современных работ в области стратегического менеджмента и маркетинга понятие конкурентной стратегии трактуется как совокупность правил и приемов, которыми должно руководствоваться предприятие, если его целью является достижение и поддержание конкурентоспособности в соответствующей отрасли. Следовательно, конкурентная стратегия предприятия ориентирована на достижение конкурентных преимуществ, обеспечивающих наилучшее и устойчивое долговременное финансовое положение предприятия, а также завоевание прочных позиций на рынке [36].
Целью данной работы является разработка и обоснование конкурентной стратегии конкретного предприятия. Для достижения данной цели выполняются конкретные задачи:
- излагаются теоретические и методологические аспекты разработки конкурентной стратегии;
- анализируется внутренняя и внешняя среда предприятия сферы розничной торговли АО «Тандер» сеть супермаркетов Магнит» города Красноярски основные показатели его деятельности, выявляются сильные и слабые стороны;
- разрабатывается стратегия деятельности предприятия, создаются предпосылки для её успешной реализации, оценивается социально - экономическая эффективность проекта.
На сегодняшний день в сфере изучения конкурентной стратегии представлено значительное количество теоретических работ (в частности, Д. Рикардо, И. Крависа, Дж. Ванека, М. Портера, М. Познера, К. Эрроу, Т. Левитта, У. Бролля, С. Хаймера, С. Киндлебергера, Х. Джонсона, Д. Тисса, Р. Кавса, Г.Л. Азоева, А.П. Челенкова, В.Г. Юданова, П.И. Голубкова и др.).
При анализе теорий, так или иначе затрагивающих проблему формирования конкурентных стратегий, становится очевидно, что при всем многообразии подходов все они ориентированы на производственносбытовые и торговые предприятия, особенности формирования конкурентных стратегий предприятий, предоставляющих услуги населению, остаются практически неизученными.
Объектом исследования выступает предприятие сферы розничной торговли торговая сеть АО «Тандер».
Предметом исследования являются инструменты формирования конкурентной стратегии.
Теоретической и методической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых экономистов в области теории конкурентной стратегии, работы российских аналитиков, касающиеся процессов происходящих в сфере услуг по предоставлению сотовой связи.
Бакалаврская работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка литературы, общим объемом 96 страниц. В данной работе содержится 35 таблиц, 18 рисунков.
По итогам данного пункта бакалаврской работы мы сделаем вывод, что стратегия конкурентной борьбы - это центральная часть стратегии хозяйствующего субъекта, направленная на развитие собственных конкурентных преимуществ в текущей и долгосрочной перспективе. Конкурентная стратегия компании обычно предусматривает как наступательные, так и оборонительные действия, которые принимаются в зависимости от изменения ситуации на рынке. Кроме того, стратегия конкуренции предусматривает краткосрочные тактические ходы для немедленной реакции на изменение ситуации и долгосрочные действия, от которых зависят будущие конкурентные возможности компании и ее позиция на рынке. Стратегия конкурентной борьбы, или конкурентная стратегия, - это стремление компании занять конкурентную рыночную позицию в отрасли - то есть на главной арене, где сражаются соперники. Конкурентная стратегия направлена на то, чтобы добиться устойчивой и выгодной позиции, позволяющей компании противостоять напору тех сил, которые определяют конкурентную борьбу в отрасли.
Процесс разработки стратегии конкурентной борьбы достаточно сложен и трудоемок. Центральное место в его структуре занимает именно аналитический этап рассмотрения текущего конкурентного положения компании на рынке ее функционирования, требующий наибольшего информационного обеспечения.
Существует ряд условий, способствующих обеспечению конкурентной стратегии организаций торговли в условиях цифровой трансформации. Одно из главных условий обеспечения конкурентной стратегии организаций торговли в условиях цифровой трансформации: обеспечение предприятия - ресурсами, способствующими этим процессам. К ресурсам отнесены: материальные ресурсы; финансовые ресурсы; трудовые ресурсы; научно - технические ресурсы. Несмотря на то, что крупнейшие российские предприятия выбирают стратегии глобальной цифровой трансформации, в целом размер предприятия не влияет на тип выбранной стратегии цифровой трансформации. Выбор стратегии в целом не влияет на эффективность реализации программ цифровой трансформации, при этом эффективность программ цифровой трансформации в большей степени зависит от степени готовности предприятия к цифровой трансформации.
Магнит» (АО «Тандер») является одной из ведущих розничных сетей в России по торговле продуктами питания, лидером по количеству магазинов и географии их расположения. В процессе исследования организационной характеристики АО «Тандер» г. Красноярска показано развитие розничной торговой сети под названием «Магнит» за счет увеличения количества открывшихся на изучаемом рынке - магазинов. Трудовые ресурсы АО «Тандер» г. Красноярска за 2020-2022 гг. представлены тремя основными категориями работников, которые в динамике увеличиваются из-за открытия новых розничных торговых точек, их образовательный уровень и стад работы в торговле в 2022 году показывают ту структуру, которая покрывает их необходимую потребность.
В 2022 г. среди супермаркетов г. Красноярска выделяются 2 лидера: «Красный Яр» и «Командор», предприятие «Магнит» быстро набирает обороты для улучшения своей конкурентной позиции, а предприятие «Пятерочка» является аутсайдером рынка, можно спрогнозировать и дальнейшее ухудшение положения предприятия «Пятерочка».
Уровень конкурентоспособности услуг розничной реализации продуктов питания, предоставляемых АО «Тандер» супермаркетов «Магнит», превышает аналогичные показатели основных конкурентов по обоим направлениям исследования, что свидетельствует о наиболее высокой конкурентоспособности услуг компании на рынке ее функционирования. По большинству анализируемых аспектов текущего положения компании на рынке, предприятие АО «Тандер» супермаркетов «Магнит» имеет хорошие показатели: наиболее широкий и полный ассортимент продукции, и эффективную систему скидок. В несколько проигрышном положении, по сравнению с некоторыми конкурентами, находится ценовая политика компании в связи с более высоким уровнем средних цен на определенные виды продукции.
Оптимальной в сложившихся условиях рынка стратегией конкурентной борьбы для АО «Тандер» супермаркетов «Магнит», по мнению экспертов, является стратегия лидерства в издержках: эффективность данной стратегии была оценена выше, чем потенциальный результат от реализации альтернативных ей стратегий. Далее, на основе результатов проведенного анализа по SWOT-матрице, анализа потенциальной эффективности и риска реализации, а также экспертно-оценочной работы по выявлению оптимальной стратегии конкуренции рассматриваемой компании был осуществлен окончательный выбор конкурентной стратегии развития продуктового направления АО «Тандер» супермаркетов «Магнит» оптимальной является стратегия лидерства в издержках.
...
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: в 4 ч. : по состоянию на 1 февр. 2022 г. - Москва : Кнорус, 2022. - 540 с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: [офиц. текст по сост. на 17 апр. 2022г.] / кол. авт. Российская Федерация. Законы - Москва: Омега-Л, 2022. - 681 с.
3. Аакер, Д. Стратегическое рыночное управление / Д. Аакер. - Санкт-Петербург: Питер, 2019. - 496 с.
4. Азоев, Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы : учебник для вузов / Г. Л. Азоев, А. П. Челенков. - Москва: Новости, 2020. - 255 с.
5. Азоев, Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г. Л. Азоев — Москва:ЦЭИМ, 2019.-208 с.
6. Азоев, Г.Л. Маркетинговые исследования : учеб. пособие / Г. Л. Азоев, Е. А. Михайлова. -Москва: Финстатинформ, 2021. - 124 с.
7. Анализ конкурентной среды предприятия [Электронный
ресурс]. - Режим доступаб http://krsk.fas.gov.ru.
8. Ансофф, И. Стратегический менеджмент. Классическое
издание / И.Ансофф. - Санкт-Петербург: Питер, 2020. - 344с.
9. Багиев, Г.Л. Маркетинг / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич. - Санкт- Петербург: Питер, 2019. - 5б0с.
10. Басовский, Л. Е. Маркетинг: курс лекций / Л. Е. Басовский. - Москва: ИНФРА-М, 2019.- бб с.
11. Белоусова, С. Н. Маркетинг: учебное пособие по
специальностям экономики и управления / С. Н. Белоусова. - Ростов на Дону: Феникс, 2021. - 381 с.
12. Беляевский, И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз : учеб, пособие для вузов / И. К. Беляевский. - Москва: Финансы и статистика, 2019.-320 с.
13. Божук, С. Г. Маркетинговые исследования / С. Г. Божук, Л. Н.
Ковалик - Санкт-Петербург: Питер, 2020. - 304 с.
14. Васильева, Г.А. Маркетинг. / Г.А. Васильева, Т.А. Гайденко. - Москва:Юнити-Дана, 2019. - 238 с.
15. Воронов, А. Устойчивое развитие предприятия как стратегическая цель маркетинга / А. Воронов, С. Рубанов // Маркетинг. - 2021. - № 3. - С. 31- 37.
... всего 59 источников