Реферат
Введение 5
1 Теоретические основы организации профориентационной работы с
младшими школьниками 8
1.1 Сущность, цель и задачи профориентационной работы 8
1.2Специфика профориентационной работы с младшими 16
школьниками
1.3Возможности внеурочной деятельности в организации
профориентационной работы с младшими школьниками 22
2 Организация профориентационной работы с младшими школьниками
во внеурочной деятельности 29
2.1 Диагностика профессиональных намерений младших
школьников 29
2.2 Методические рекомендации по организации профориентационной
работы с младшими школьниками во внеурочной деятельности 41
Заключение 47
Список использованных источников 49
Приложение АБланк теста «Знаешь ли ты профессии?» 55
Приложение Б Результаты тестирования «Знаешь ли ты профессии?» 57 Приложение В Результаты методики «Три желания» 58
Приложение Г Результаты листа наблюдений для 59 родителей
Приложение Д Результаты развития профессиональных намерений учащихся 60
В период начальной школы, когда учебная и познавательная составляющие становятся на первый план и определяют развитие школьника, важно делать правильные шаги в направлении формирования его представления о мире труда и профессий, что обозначено в работах многочисленных исследователей: М. А. Болдиной, И. В. Дементьева , А. А. Максимовой , С. А. Медведевой , Н. Е. Скриповой , В. Т. Сопегиной.
Важно начитать профориентационную работу с начальной ступени школы. В соответствии с Федеральным образовательным стандартом начального общего образования (далее ФГОС НОО) решение задач профориентации обучающихся на ступени начального общего образования предусмотрено в установке на формирование таких важных для дальнейшего профессионального выбора качеств, умений и способностей, как умение адаптироваться к условиям изменяющегося мира, способность к рефлексии, готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции [40].
Многочисленные исследования (В. Н. Белякова [2], А. В. Гатальская [5], О. Н. Гончаренко [6], А. В. Девяткина [8], Е. А. Карочкина [18]) свидетельствуют о том, что младшему школьнику достаточно трудно еще понять некоторые элементы профессиональной деятельности, но при определенных условиях в каждой профессии можно выявить область, которая может быть представлена на основе наглядных образов, жизненных ситуаций, историй и впечатлений работника.
Широкие возможности для организации профориентационной работы имеет внеурочная деятельность. Авторы работ в этой области (А. М. Анненкова, А. Ю. Добрынина, М. Г. Заббарова, Н. В. Парфирьева , Я. Е. Янышева ) утверждают, что с помощью возможностей внеурочной 7
деятельности раскрываются личные качества и способности для дальнейшей качественной трудовой деятельности. На внеурочных мероприятиях учащиеся узнают о новых профессиях, пробуют себя в роли представителей различных специальностей, разыгрывая ролевые сценки и др.
В связи с этим актуальность выбора темы исследования не вызывает сомнений.
Цель исследования - охарактеризовать профориентационную работу с младшими школьниками во внеурочной деятельности.
Объект исследования - профориентационная работа с младшими школьниками.
Предмет исследования - организация профориентационной работы с младшими школьниками во внеурочной деятельности.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать сущность, цель и задачи профориентационной работы;
- раскрыть специфику профориентационной работы с младшими школьниками;
- выявить возможности внеурочной деятельности в организации профориентационной работы с младшими школьниками;
-продиагностировать профессиональные намерения младших
школьников;
-разработать систему организационно-педагогических форм по подготовке младших школьников к осознанному выбору профессии в условиях региона.
Для реализации поставленной цели мы использовали следующие методы исследования: теоретические: анализ литературы по теме исследования, обобщение; эмпирические: анкетирование, количественный и качественный анализ полученных данных.
...
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что профориентационную работу понимают и толкуют по-разному. Вслед за В. М. Чернышевой в своем исследовании профориентационную работу мы понимали, как комплекс экономических, социальных, психологических и педагогических мероприятий, которые способствует профессиональной подготовке учащихся, выбору профессии в соответствии с возможностями.Главной целью профориентации является оказание помощи в выборе профессии с учетом всех психофизиологических и личностных качеств, а также с учетом требований общества.
Организация профориентационной работы с младшими школьниками имеет свою специфику: на данном этапе важно многогранно и полноценно открыть мир профессий учащимся, так как именно в этом возрасте резко увеличивается познавательный интерес, и тем самым открывается возможность заложить основу и фундамент для дальнейшего осознанного выбора профессии. Занятия должны быть направлены создание у учащихся конкретно-наглядных представлений о профессиях.
Широкие возможности в организации профориентационной работы с младшими школьниками имеет внеурочная деятельность. Целью внеурочной деятельности при организации профориентационной работы состоит в знакомстве с обширным миром профессий. Внеурочная деятельность позволяет полноценно задеть все аспекты изучения мира профессий благодаря разнообразию форм, видов и методов деятельности.
Нами было организовано экспериментальное исследование, направленное выявление сформированное™ представлений младших школьников о профессиональных намерениях с использованием следующих методик: тест Е. А. Доренбуш «Знаешь ли ты профессии?», методика «Три желания», лист наблюдения для родителей по выявлению отношения к труду младших школьников.
Анализируя результаты проведенного нами экспериментального исследования мы пришли к выводу, что у большинства детей уровень развития профессиональных намерений по всем показателям находится на среднем уровне. Иначе говоря, дети проявляют интерес к разным профессиям, они называют основные качества, которые необходимы для трудовой деятельности в конкретных профессиях, однако знания их неглубокие, они не совсем освоили еще обязанности работников разных профессий. Исходя из данных, мы сделали вывод о том, что необходима систематическая работа, связанная с пополнением и расширением кругозора детей о мире профессий.
В рамках внеурочной деятельности нами была разработана программа «Калейдоскоп профессий», направленная на развитие профессиональных намерений младшего школьника. Целью программы являлось расширение кругозора о мире труда, интереса к различным профессиям и становление ценностного и уважительного отношения к труду человека.
Таким образом, задачи исследования нами решены, цель достигнута.
1. Анненкова, А. М. Исследовательские методы обучения и игровые технологии как средство формирования интереса к профессиям у младших школьников / А. М. Анненкова // Молодежная наука: тенденции развития. -
1. - № 2. - С. 22-28.
2. Белякова, В. Н. Самопознание и самоопределение в
профориентации школьников на всех этапах школьного обучения / В. Н. Белякова, И. И. Гончарова // Калининградский вестник образования. - 2020. - № 3.- С. 44-52.
3. Болдина, М. А. Понятие и сущность профориентационной работы в образовательном учреждении / М. А. Болдина, Е. В. Деева // Социальноэкономические явления и процессы. - 2012. - № 12. - С. 431 - 439.
4. Гатальская, А.В. Особенности применения практикоориентированных форматов в профориентации обучающихся / А.В. Гатальская, Л.Н. Медведева // Образование. Карьера. Общество. - 2021. - № 1 (68). - С. 6-7.
5. Гатальская, А. В. Проект «Сто дорог - одна моя» на примере профориентации обучающихся начальной школы / А.В. Гатальская, Н. В. Козырева // Образование. Карьера. Общество. - 2020. - № 2 (65). - С. 24-27.
6. Гончаренко, О. Н. Профориентационная работа с сельскими школьниками: региональная специфика / О. Н. Гончаренко // Современное педагогическое образование. - 2020. - № 9.- С. 112-117.
7. Гунина, Е. В. Психологические условия подготовки школьников в ходе обучения к карьерному росту / Е. В. Гунина, Е. Н. Иглин // Казанский педагогический журнал. - 2019. - № 5. - С. 184 - 188.
8. Девяткина, А. В. Профориентационная работа с младшими школьниками в рамках долгосрочного профориентационного проекта / А. В. Девяткина, М. А. Костина // Образование. Карьера. Общество. - 2020. - № 2 (65). - С. 16-19.
9. Дементьев, И. В. Профессиональная ориентация / И. В. Дементьев // Анализ научных подходов. - 2008. - № 11. - С. 56 - 62.
10. Детина, Н. М. Интеграция программы внеурочной деятельности по профориентации с учебной программой «Технология» / Н. М. Детина, О. В. Лапаева, О. В. Мишутинская, Н. А. Хисматуллова // Служение педагогическому делу. - 2021. - № 2.- С. 69-76.
11. Добрынина, А. Ю. Деятельность учителя начальных классов по профориентации младших школьников во внеурочной деятельности / А. Ю.
Добрынина, Е. Г. Изотова // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании. - 2021. - № 5.- С. 97-99.
12. Заббарова, М. Г. Профессиональное самоопределение младших школьников во внеурочной деятельности / М. Г. Заббарова, Ф. К. Айметова, С. Р. Журавлева // Инновационные воспитательные практики: детский сад, школа, вуз. - 2021. - № 3.- С. 246-253.
13. Заводчиков, Д. П. Взаимосвязь саморегуляции и личной профессиональной перспективы школьников / Д. П. Заводчиков, П. О. Манякова // Образование и наука. - 2018. - № 1. - С. 116 - 135.
14. Залялилева, Д. Р. Реализация профориентационной программы младших школьников как первая ступень к определению своего места в современном обществе / Д. Р. Залялилева, Л. И. Шафикова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2015. - № 5. - С. 18 - 19.
15. Исаенко, В. А. Развитие навыков профессионального ориентирования и самоопределения школьников посредством внеурочных мероприятий / В. А. Исаенко, Н. А. Каракай // Педагогическая перспектива. -
2. - № 2. - С. 67-76.
... всего 43 источников