Муниципальное нормотворчество: порядок принятия, опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов (Московский психолого-социальный университет)
|
Работа сделана на примере Совета депутатов муниципального округа Силино города Москвы.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………..…………………………………….. 3
ГЛАВА 1. Нормативная база актов органов местного самоуправления, их система и функции…6
1.1. Характеристика развития нормативной правовой базы местного самоуправления в России.6
1.2. Основные периоды развития правовой базы местного самоуправления в Российской Федерации………………………………………………………… 12
1.3. Пути совершенствования законодательства о местном самоуправления, реформы17
ГЛАВА 2. Анализ проблем нормотворческой деятельности органов местного самоуправления на примере муниципального округа Силино в городе Москве.…………………29
2.1. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления в городе Москве. Их роль в особенности. Проблемы. …………29
2.2. Проблемы подготовки и принятия актов в Совете депутатов в аппарате Совета депутатов муниципального округа Силино в городе Москве………. 34
2.3. Обзор и анализ судебной практики по делам об оспаривании правовых актов в муниципальных округах города Москвы..40
ГЛАВА 3. Пути решения проблем при подготовке и принятии нормативных правовых актов в Совете депутатов муниципального округа Силино в городе Москве..………………49
3.1. Решение проблем при подготовке и принятии нормативных правовых актов в Совете депутатов муниципального округа Силино в городе Москве 49
3.2. Роль прокураторы и Совета муниципальных образований города Москвы в решении проблем по соблюдению законности и единой практики при принятии нормативных актов52
3.3. Качество проведения антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов……61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ…………………… 73
ВВЕДЕНИЕ ………………………………..…………………………………….. 3
ГЛАВА 1. Нормативная база актов органов местного самоуправления, их система и функции…6
1.1. Характеристика развития нормативной правовой базы местного самоуправления в России.6
1.2. Основные периоды развития правовой базы местного самоуправления в Российской Федерации………………………………………………………… 12
1.3. Пути совершенствования законодательства о местном самоуправления, реформы17
ГЛАВА 2. Анализ проблем нормотворческой деятельности органов местного самоуправления на примере муниципального округа Силино в городе Москве.…………………29
2.1. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления в городе Москве. Их роль в особенности. Проблемы. …………29
2.2. Проблемы подготовки и принятия актов в Совете депутатов в аппарате Совета депутатов муниципального округа Силино в городе Москве………. 34
2.3. Обзор и анализ судебной практики по делам об оспаривании правовых актов в муниципальных округах города Москвы..40
ГЛАВА 3. Пути решения проблем при подготовке и принятии нормативных правовых актов в Совете депутатов муниципального округа Силино в городе Москве..………………49
3.1. Решение проблем при подготовке и принятии нормативных правовых актов в Совете депутатов муниципального округа Силино в городе Москве 49
3.2. Роль прокураторы и Совета муниципальных образований города Москвы в решении проблем по соблюдению законности и единой практики при принятии нормативных актов52
3.3. Качество проведения антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов……61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ…………………… 73
Местное самоуправление является одним из главных институтов современного общества. Оно является одновременно формой самоорганизации граждан и составной частью нашего общества. Так же оно служит проявлением публичной власти - инструментом демократического участия граждан в управлении совместными делами, элементом рыночной экономической системы.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что интерес к проблемам управления местной власти не исчезает, а наоборот усиливается, вопросы становления местного самоуправления признаны федеральной властью одной из главных задач государства.
Местное самоуправление в Российской Федерации имеет исторические корни, хотя нынешняя ситуация и отличается от той, что была раньше, но при выборе оптимальной системы организации местного самоуправления не нужно забывать об историческом опыте при формировании нормативной правовой базы определяющей деятельность органов местной власти.
На протяжении около 30 лет законодателем, правоприменителями и юридическим научным сообществом ведется поиск оптимальной модели местного самоуправления в России.
Современный этап реформирования местного самоуправления набирает новые обороты. Так, 16 декабря 2021 года сенатором Российской Федерации А.А. Клишасом и депутатом Государственной Думы П.В. Крашенинниковым был внесен проект федерального закона № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» (далее – Законопроект № 40361-8) в Государственную Думу [Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти: проект федерального закона № 40361-8]. Предложенное регулирование местного самоуправления разработчиками указанного проекта федерального закона вызывает множество вопросов и дискуссий (1).
Конституционная реформа 2020 года является отправной точкой современной муниципальной реформы, установившей ориентиры для будущего правового регулирования местного самоуправления. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» в главе восьмой Конституции Российской Федерации установил новое для российского конституционализма правовое положение органов местного самоуправления, как органов состоящих в единой системе публичной власти с органами государственной власти (2).
Система органов местного самоуправления изложена в главном законе страны - Конституции Российской Федерации и включает в себя список органов местного самоуправления, учреждаемых в каждом муниципальном образовании. Но не все вопросы организации и работы органов местного самоуправления, определения их местоположения и значения в структуре публичной власти изучены всесторонне.
Объектом изучения данной работы является нормотворческая деятельность местного самоуправление в городе Москве и конкретно в муниципальном округе Силино в городе Москве.
Предмет исследования - проблемы подготовки и принятия нормативных актов в муниципальном округе Силино в городе Москве.
Целью работы является исследование теоретических основ нормотворческой деятельности органов местного самоуправления в городе Москве и в отдельном муниципальном округе Силино в городе Москве.
Теоретическую основу работы определяют федеральные, региональные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов местного самоуправления, в том числе в городе Москве, действующие нормативные правовые акты и другие источники права в Российской Федерации, работы теоретиков и практиков. Помимо этого, в работе так же были проанализированы учебные пособия, монографии, периодические издания, выступления депутатов, мнение экспертов и ученых, которые позволили наиболее разносторонне выяснить заявленную проблему.
Заметный вклад в разработку теории местного самоуправления внесли: ученые-правоведы: Антонова Н.А., Барабашев, В. А. Баранчиков, Н. С. Бондарь, Т. М. Бялкина, И. В. Выдрин, А.А. Григорьев, М. А. Краснов, Е. М. Кожевников О.А., М. И. Семенов, А. А. Сергеев, К. Ф. Шеремет, Е. С. Шугрина и другие.
Методологическую основу исследования составили: общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: сравнительного правоведения, системно-структурный, историко-юридический и конкретно-социологический.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что интерес к проблемам управления местной власти не исчезает, а наоборот усиливается, вопросы становления местного самоуправления признаны федеральной властью одной из главных задач государства.
Местное самоуправление в Российской Федерации имеет исторические корни, хотя нынешняя ситуация и отличается от той, что была раньше, но при выборе оптимальной системы организации местного самоуправления не нужно забывать об историческом опыте при формировании нормативной правовой базы определяющей деятельность органов местной власти.
На протяжении около 30 лет законодателем, правоприменителями и юридическим научным сообществом ведется поиск оптимальной модели местного самоуправления в России.
Современный этап реформирования местного самоуправления набирает новые обороты. Так, 16 декабря 2021 года сенатором Российской Федерации А.А. Клишасом и депутатом Государственной Думы П.В. Крашенинниковым был внесен проект федерального закона № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» (далее – Законопроект № 40361-8) в Государственную Думу [Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти: проект федерального закона № 40361-8]. Предложенное регулирование местного самоуправления разработчиками указанного проекта федерального закона вызывает множество вопросов и дискуссий (1).
Конституционная реформа 2020 года является отправной точкой современной муниципальной реформы, установившей ориентиры для будущего правового регулирования местного самоуправления. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» в главе восьмой Конституции Российской Федерации установил новое для российского конституционализма правовое положение органов местного самоуправления, как органов состоящих в единой системе публичной власти с органами государственной власти (2).
Система органов местного самоуправления изложена в главном законе страны - Конституции Российской Федерации и включает в себя список органов местного самоуправления, учреждаемых в каждом муниципальном образовании. Но не все вопросы организации и работы органов местного самоуправления, определения их местоположения и значения в структуре публичной власти изучены всесторонне.
Объектом изучения данной работы является нормотворческая деятельность местного самоуправление в городе Москве и конкретно в муниципальном округе Силино в городе Москве.
Предмет исследования - проблемы подготовки и принятия нормативных актов в муниципальном округе Силино в городе Москве.
Целью работы является исследование теоретических основ нормотворческой деятельности органов местного самоуправления в городе Москве и в отдельном муниципальном округе Силино в городе Москве.
Теоретическую основу работы определяют федеральные, региональные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов местного самоуправления, в том числе в городе Москве, действующие нормативные правовые акты и другие источники права в Российской Федерации, работы теоретиков и практиков. Помимо этого, в работе так же были проанализированы учебные пособия, монографии, периодические издания, выступления депутатов, мнение экспертов и ученых, которые позволили наиболее разносторонне выяснить заявленную проблему.
Заметный вклад в разработку теории местного самоуправления внесли: ученые-правоведы: Антонова Н.А., Барабашев, В. А. Баранчиков, Н. С. Бондарь, Т. М. Бялкина, И. В. Выдрин, А.А. Григорьев, М. А. Краснов, Е. М. Кожевников О.А., М. И. Семенов, А. А. Сергеев, К. Ф. Шеремет, Е. С. Шугрина и другие.
Методологическую основу исследования составили: общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: сравнительного правоведения, системно-структурный, историко-юридический и конкретно-социологический.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы
В своей дипломной работе я рассмотрела и проанализировала вопросы создания в России органов местного самоуправления. Отметила как положительные, так и отрицательные моменты становления местного самоуправления.
Большое внимание уделила рассмотрению вопроса о внесении изменений в основной закон о местном самоуправлении № 131-ФЗ от 2003 года. Обратила внимание на то, что в указанный закон уже внесено свыше 215 поправок. И что он вызвал не однозначное мнение. Ждем окончательного принятия нового проекта закона, внесенного в Госдуму депутатов Госдумы П. Крашенинниковым.
Рассмотрены и проблемы нормотворчества в органах местного самоуправления Москвы и в отдельном муниципальном округе Силино в городе Москве.
Уделено внимание и положительной роди Совета муниципальных образования города Москвы в нормотворчестве органов местного самоуправления в Москве, а также и роли прокуратуры, осуществляющей надзор и контроль за соблюдением законности при вынесении решений и нормативных правовых актов.
Хотелось бы обратить внимание на актуальное предложение Министерства юстиции Российской Федерации в сфере организации контроля и о новом законодательстве о проверках муниципалитетов. Так, на форуме «Малая родина – сила России» в январе 2024 года. Министерство юстиции объявило о планах исполнить поручение президента об оптимизации контрольно-надзорной деятельности в отношении органов местного самоуправления. Будут внесены существенные изменения в законодательство в части проверок местного самоуправления. Будут внесены изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Будет чаще применяться риск-ориентированного подхода, профилактические мероприятия, механизмы продления сроков исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований и процедуры досудебного обжалования при осуществлении государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления. Т.е. важно не само наказание, важно предупредить нарушение. Эту позицию поддержала и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Эти предложения были опубликованы 16.01.2024 на официальном сайте Министерства юстиции РФ. Ждем изменений и в отраслевые федеральные законы по видам контроля и надзора. Как видим роль профилактических мероприятий в нормотворчестве органов местного самоуправления очень важна. Это также путь к решению проблем при принятии правильных нормативных правовых актов.
Анализ проблем в нормотворческой деятельности органов местного самоуправления показывает как много здесь зависит от грамотного, правильного и своевременного принятия законов, и от политики государства в совершенствовании местного самоуправления в целом на современном этапе.
Большое внимание уделила рассмотрению вопроса о внесении изменений в основной закон о местном самоуправлении № 131-ФЗ от 2003 года. Обратила внимание на то, что в указанный закон уже внесено свыше 215 поправок. И что он вызвал не однозначное мнение. Ждем окончательного принятия нового проекта закона, внесенного в Госдуму депутатов Госдумы П. Крашенинниковым.
Рассмотрены и проблемы нормотворчества в органах местного самоуправления Москвы и в отдельном муниципальном округе Силино в городе Москве.
Уделено внимание и положительной роди Совета муниципальных образования города Москвы в нормотворчестве органов местного самоуправления в Москве, а также и роли прокуратуры, осуществляющей надзор и контроль за соблюдением законности при вынесении решений и нормативных правовых актов.
Хотелось бы обратить внимание на актуальное предложение Министерства юстиции Российской Федерации в сфере организации контроля и о новом законодательстве о проверках муниципалитетов. Так, на форуме «Малая родина – сила России» в январе 2024 года. Министерство юстиции объявило о планах исполнить поручение президента об оптимизации контрольно-надзорной деятельности в отношении органов местного самоуправления. Будут внесены существенные изменения в законодательство в части проверок местного самоуправления. Будут внесены изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Будет чаще применяться риск-ориентированного подхода, профилактические мероприятия, механизмы продления сроков исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований и процедуры досудебного обжалования при осуществлении государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления. Т.е. важно не само наказание, важно предупредить нарушение. Эту позицию поддержала и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Эти предложения были опубликованы 16.01.2024 на официальном сайте Министерства юстиции РФ. Ждем изменений и в отраслевые федеральные законы по видам контроля и надзора. Как видим роль профилактических мероприятий в нормотворчестве органов местного самоуправления очень важна. Это также путь к решению проблем при принятии правильных нормативных правовых актов.
Анализ проблем в нормотворческой деятельности органов местного самоуправления показывает как много здесь зависит от грамотного, правильного и своевременного принятия законов, и от политики государства в совершенствовании местного самоуправления в целом на современном этапе.



